Будущим послушникам: первые шаги в монашескую жизнь
5.11.24

Будущим послушникам: первые шаги в монашескую жизнь

(26 голосов3.9 из 5)

Какие искушения ждут новоиспечённых послушников монастырей? В чём проявляется конкуренция среди них? Почему послушание выше молитвы, но не все так просто? Автор портала «Азбука веры» иеромонах Евтихий (Очкивский) рассказывает о первых днях жизни в монашеской обители.

Размышляя о начале жизни в монастыре, хочется обрисовать примерно такую ситуацию.

Молодой человек по имени Александр сидел во дворе монастыря. Он уже всё давно решил. Ездил к старцу и получил благословение на монашескую жизнь. Но сейчас какой-то необъяснимый страх погрузил его душу во тьму. Александр уже не раз приезжал в монастырь «на послушание» и хорошо знал местные порядки. Откуда же этот страх? Перекрестившись и преодолевая страх, он встал и пошёл к игумену проситься в монастырь навсегда. Я помню и свой страх до дрожи в ногах.

 

«Это враг догадался, что вы совсем хотите сбежать из того круга, где ему удобно удаётся поживиться около христиан, и вот встречает вас такою тугою и томлением, — пишет святитель Феофан Затворник своей духовной дочери, решившейся идти в монастырь. — Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все одни и те же. Вас томит тугою; иного обдаёт страхованиями; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы; иному рисует в голове несообразность начинаемого дела. Ко всякому подходит, как ему сручнее бывает: наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших».

Такой страх — обычное дело. Он быстро проходит, как только новоприбывший возьмёт благословение у игумена или благочинного монастыря на послушание. Это последнее слово очень любят в монастыре. Потому надо проситься не пожить немного в обители, а именно на послушание.

Фото: valaam.ru

Заселение в обитель

И вот новоприбывшего ведут в келью. Скорее всего, это будет номер в монастырской гостинице на трёх или даже десятерых человек. Чем больше монастырь, тем просторнее будет эта первая келья, многочисленней и разнообразней народ в ней проживающий.

Хотя встречаются небольшие обители, в которых могут сразу поселить в отдельную келью. Но это редкость. Чаще всего первый месяц, а то и несколько придётся жить в многолюдстве. Надо потерпеть. Монастырское начальство будет присматриваться к новоприбывшему: кто он, чем дышит, как работает, слушается ли, ходит ли на правила с братией, способен ли он в будущем стать монахом?

Только после определённого срока испытания новоприбывшего переведут из разряда трудников в число послушников. Тогда уже определят в свою келью в братском корпусе. В большинстве современных монастырей братья живут в отдельной келье. Но в некоторых, особенно больших монастырях, бывает, живут по двое или даже трое, как в древности.

После поселения поведут в трапезу, хотя может ещё не время обеда или ужина. С дороги странника надо накормить. Это святое дело. Заодно расскажут о распорядке дня, когда завтра приходить в храм на правило, когда распределяют послушания, когда трапезничают. В первый день на послушания не отправят. Могут даже дать несколько дней, чтобы присмотреться к уставу обители. Потом спросят, всё ли устраивает и останется ли человек дальше. Хотя так не везде. Но первый день обычно всегда дается на ознакомление с обителью и ее распорядком.

Конкуренция есть даже здесь

К вечеру с послушаний начнут приходить братья. Завяжутся разговоры: кто, откуда, что нового? Монастырь очень замкнутое пространство. Здесь многие любят что-то новенькое. Потому скучно не будет и первое напряжение спадёт окончательно.

Но и сильно увлекаться разговорами и откровенничать не стоит. Не все, кто кажутся дружелюбными, на самом деле добры. Не надо забывать, что это не монахи, а только что приехавшие из мира люди. Немного позже станет видно, что в этой среде присутствует некая конкуренция. Особенно это видно в больших монастырях. Это второе искушение.

Кого первого переселят в братский корпус? Кому первому дадут «своё» послушание? Кто на лучшем счету у начальства? Очень важно отстраниться от этой конкуренции. Это враг всевает плевелы. С тщеславием и гордостью должна быть очень жёсткая борьба в стенах монастыря. Иначе пристань спасения станет пучиной погибели.

Авва Дорофей пишет: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, – таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею». А это уже совершенная погибель.

Первая общая трапеза

Пришло время ужина. Вся братия собирается у трапезы и по сигналу (обычно это звон колокольчика) заходит внутрь. В некоторых монастырях здесь можно помыть руки, в других это лучше сделать заранее.

Новоприбывшему не надо спешить садиться за стол. Обычно ему отводится последнее место в конце. Лучше подождать, когда кто укажет место. Это первые уроки смирения. Очень нужная добродетель в монастырях.

Когда в трапезную заходит игумен, вся братия встаёт и очередной чтец произносит молитвы. После благословения трапезы все садятся. На первое обычно суп, что на обед, то и на ужин. В монастырях остатки дневной трапезы доедают вечером. Редко, когда готовится на ужин что-то особенное. По Уставу вообще положена одна трапеза, но, по болезненности современных людей, сейчас допускаются две. Хотя готовят их как одну.

Игумен звонит в колокольчик, и все приступают к еде. Каждый обслуживает себя сам. Иногда бывает, что ближний к кастрюле, стоящей на столе, разливает остальным. Но так бывает редко.

Сначала накладывают яство в тарелку себе те, кто сидят «повыше», ближе к главе стола, братья, которые раньше пришли в монастырь. Такая череда соблюдается и на службах, на братских построениях, помазании и т.д. Так каждый брат знает своё место, не возникает неразбериха и путаница. Никто не вырывает из рук или не толкается, чтобы занять первое место. Никому не обидно — он раньше пришёл в монастырь и раньше идёт под благословение.

Во многих монастырях бывает перемена трапезы, когда звонит колокольчик игумена — приносят второе, а потом и третье. Но не везде так. Чаще сами переходят ко второму, а потом пьют компот или чай.

Трапезная Сретенского монастыря. Фото: monastery.ru
Трапезная Сретенского монастыря. Фото: monastery.ru

В первый день надо просто понаблюдать за братией. Но так, чтобы не смутить братию, незаметно, ведь монах не должен следить за другими, а только лишь за собой. Потому лучше смотреть в свою тарелку, а краем глаза наблюдать.

На первый взгляд это может показаться сложным и непривычным. Смущаться не надо. В монастырях к новоприбывшим обычно относятся доброжелательно и на первых порах многое прощают. Но всё же основным элементам поведения надо учиться сразу, чтобы потом было меньше искушений. Жизнь в монастыре по многим понятиям отличается от мирской. К этому надо привыкать с первых шагов.

Время вечернего правила

После трапезы братья по звонку колокольчика встают и опять читаются молитвы. В некоторых монастырях после этого все подходят к игумену и берут благословение на ночь. В других есть ещё общее вечернее правило. Это надо уточнить, если никто не сказал.

Игумен Гавриил (Рожнов) благословляет братию. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь
Игумен Гавриил (Рожнов) благословляет братию. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь

Если есть правило — в духовном плане это облегчение, хотя физически после целого дня на послушаниях — тяжело. Если же нет, придётся вечерние молитвы читать самому. В келье, где проживает десять человек, это не так просто сделать. Хотя и в этом случае выход есть.

Обычно братья, когда не могут или не хотят молиться в келье, идут в монастырский сад. Там, медленно прохаживаясь по дорожкам, по памяти немного вслух себе читают правило. Кто не помнит всё наизусть, тот просто слушает в наушниках.

Можно также в кельи молиться сидя, чтобы не привлекать общего внимания. Как-будто что-то читаешь, а сам молишься, изредка крестясь. Но среди шума разговоров делать это непросто. Здесь опять могут пригодиться наушники и записи с молитвами. Так будет не всегда. Нужно потерпеть первые месяцы такое неудобство.

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6). Затвориться надо внутри себя, чтобы не выпячивать перед братией свою молитвенность. Молитва на виду, с одной стороны, рождает множество помыслов под влиянием тщеславия и гордости, с другой, уязвляет немощную братию, которая не вся может также ревностно молиться, если не нашёл ещё человек свой путь к Богу. Всё это рождает соблазн и искушения. Потому с первых шагов в монастыре надо учиться прятать от чужих глаз свои иноческие дела, будь то молитва, или пост, или бдения.

Помолившись, нужно ложиться спать — завтра будет тяжёлый день.

Утро второго дня

В монастыре будильники не ставят. Всех перед утренним правилом за полчаса разбудит колокольчик будильщика. В редких монастырях нет утреннего правила и колокольчика. За полчаса можно спокойно умыться, одеться и пойти в церковь.

В монастыре в храм входят, как обычно, прикладываются к иконам. Нужно краем глаза следить, когда войдёт игумен. Тогда вся братия идёт под благословение. Здесь тоже соблюдается обычный порядок и вновь прибывшие подходят последними. В некоторых мужских монастырях игумен раздаёт благословение уже после утреннего правила.

Монашеское правило обычно состоит из утренних молитв, полунощницы и акафиста. В некоторых обителях ещё добавляют сотню Иисусовых молитв. Новоприбывшие обычно стоят и слушают. Когда братия садится, тогда тоже можно посидеть. Иногда могут спросить, умеет ли читать на клиросе. Так бывает в малолюдных обителях. В таком случае ни скромничать, ни хвастаться не надо. Просто ответить, как есть, односложно.

В соборе в честь иконы Божией Матери «Грузинской» братия Раифского монастыря совершают утреннее молитвенное правило. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь
Братия Раифского монастыря совершают утреннее молитвенное правило. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь

Если благословили почитать, надо постараться сделать это достаточно громко и средним темпом. В монастырях не любят, когда сильно растягивают чтение — службы и так длинные. Но и частить тоже нехорошо — плохо улавливается смысл читаемого и служба вместо умиротворения неоправданно «бодрит». С такой службы хочется побыстрее уйти.

Темп обычного разговора — самый подходящий для чтения, только надо соблюдать постоянную монотонность и протяжённость звука на конце фразы. Если чтец сам старается понимать то, что читает, то и слушающие его будут внимательны. Это опыт.

После утреннего правила обычно полагается небольшой перерыв. Разрешается попить чай. Иногда можно прямо в келье, но чаще всего надо идти в трапезную. Это не полноценный завтрак, а небольшое «утешение» перед послушаниями. Чай не обязателен, по желанию.

После этого нередко остаётся ещё время. Хорошо его использовать для чтения из Нового Завета и святых отцов. В первое время в монастырях благословляют читать «классику иночества»: «Лествицу» и «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Но хорошо бы с первых дней начать знакомиться и с «Приношением современному монашеству» святителя Игнатия Брянчанинова. Эта книга объяснит особенности современного иночества. Неплохо также почитать «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника.

Спасение – в послушании

После отдыха в больших монастырях бывает «развод» на послушания. Благочинный или его помощники распределяют братию по монастырским работам. В маленьких обителях игумен может сам благословить новоприбывшего.

С первых дней важно понять спасительность монастырских послушаний. Исполняя волю игумена, монах исполняет волю Божью. Отсекая свою волю, послушник учится владеть собой, отсекать свои страсти.

Правильное послушание рождает смирение — основу всех добродетелей. Кроме того сам физический труд помогает умерщвлять страсти, в первую очередь гордость и блудную похоть.

Монахи любят повторять за преподобным Серафимом Саровским: «Послушание — выше поста и молитвы». Авва Дорофей пишет: «Какое отношение имеют телесные труды к расположению души? Я объясню вам это. Так как душа, по преступлении заповеди, предалась, как говорит святой Григорий, прелести сластолюбия и самозакония и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, как сказано: «не имать дух мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт.6:3), и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всём, что делается с телом… Труд смиряет тело, а когда тело смиряется, то вместе с ним смиряется и душа».

Посевные работы в Псково-Печерском монастыре. Фото: Псково-Печерская семинария
Посевные работы в Псково-Печерском монастыре. Фото: Псково-Печерская семинария

Но и здесь может возникнуть очень сильное искушение. В монастырь многие идут в поисках уединения и молитвы. А находят работу вместо литургии и вечерней службы. На всенощные и праздничные службы обычно попадает большинство послушников. Но даже тогда в церковь смогут прийти не все. Через некоторое время начинает одолевать уныние. Хотя это искушение не новоначального, но к нему надо готовиться с первых же дней. Как его преодолеть?

Рецепт очень прост, подсказан тем же преподобным Серафимом и многими другими святыми подвижниками. Надо овладевать Иисусовой молитвой. Руки, тело трудится, а ум за языком повторяет: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Так любой монастырский труд превращается в молитву к Богу. В больших монастырях на общих послушаниях практикуют или поочерёдное чтение молитвы, или выделяют брата, чтобы вслух читал Псалтирь или творения святых отцов.

Однако в маленьких обителях этого нет, там младшая братия чаще всего тратит время в пустых разговорах. С первых дней надо научиться отвечать доброжелательно, но кратко, не провоцируя большие споры и обсуждения. К скучному собеседнику не станут приставать с разговорами. В то же время тихо, вслух самому себе, можно шептать молитву. И так спасаться и через полгода не роптать, что ничего вокруг монашеского нет. Это как Царство Божье — внутри человека есть. При монашеском постриге, в иноческие одежды, новопостриженному вручаются чётки со словами: «Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Вступление в братство монастыря. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь
Вступление в братство монастыря. Фото: ВК Раифский Богородицкий мужской монастырь

Важность пятисотницы

Чтобы молитва во время послушания была внимательна и действенна, хорошие монахи утром, ещё до колокольчика встают и исполняют пятисотницу — правило из пятисот Иисусовых молитв с поклонами. Но для новоначального это ещё неподъёмная ноша.

Закончились послушания, звонит колокольчик на обед. Братия, оставив лопаты, спешит к трапезе. После неё небольшой отдых, который можно использовать для чтения Псалтири и творений святых отцов. А там опять послушания. И так до ужина. Вот и закончился первый день в обители.

Подобно этому первому дню, в труде и молитве, будут идти вереницей и другие дни в святой обители. Нет хлопот о земном, нет попечения о добывании пропитания для себя и семьи. И в этой тишине монастырской жизни отчетливо раздается каждое слово, обращенное к Богу и ближнему.

Нужно следить за своим сердцем, за помыслами, пожеланиями чтобы не попасть в сети врага рода человеческого, не впасть в искушения и не уйти из монастыря из ложного чувства, каким бы благим оно ни казалось. А без молитвы уследить за собой невозможно.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

12 комментариев

  • sm0309, 05.03.2025
    Одно из главных искушений это — «разбитые розовые очки стеклами внутрь», как правило. И необходимо прежде чем идти в монастырь стать христианином в миру. Духовно и морально зрелым. Чтобы с помощью Божией пережить увиденное и не уйти. Понимать, что в монастырях живут такие же люди с такими же а в чем-то ещё большими немощами чем у вас. В наше время это особенно актуально. Когда повсеместно мирской дух проник во все монастыри как и «вездесущие» женщины, которых полно в мужских монастырях в ролях поварих и т.п. Это тот ещё террариум. И самая главная проблема в монастырях сейчас (да и не только в монастырях) это отсутствие любви. И вообще монашеского духа… Монастыри нынче не те уже что раньше. Может оно конечно где-то и есть …но лично мне не встречалось…
    Поэтому, прежде чем идти в монастырь, подумайте для чего это вам? Если не смогли стать христианином в миру — в монастыре погибнете. А если смогли — так зачем вам монастырь? Монашество — это не для всех. Совсем не для всех. Это удел избранных. Это тяжкий труд (в основном физический))… А если вы всё же решились и вы в монастыре и если у вас осталась хотя бы капля веры.. — не спешите с постригом. Лет 15. Поживите, изменитесь, подготовьтесь… Сердце человека переменчиво а обратного пути не будет…
    Ответить »
    • Галина, 11.03.2025
      Хорошо сказали, (кроме розовых очков). Сама когда-то собиралась в монастырь, потом поняла, что он не для всех. А про «вездесущих женщин» звучит смешно, потому что работящие женщины — это находка и для монастыря в том числе. Если не будет трудников, то монахам некогда будет молиться, «быт заест». Потому и не пошла в монастырь. Зачем менять «шило на мыло»?
      Ответить »
    • Иеромонах Евтихий, 05.03.2025
      Всё зависит от самого человека. Могу заверить, что братья в монастыре не хуже людей на любой мирской работе. Они не матерятся, не курят, не пьют. Большинство старается относиться доброжелательно. Конечно, они не святые, со своими страстями и немощами. Но регулярно исповедуются и причащаются. А монашеский дух — он внутри человека. Не выставляется напоказ. Каждый может его стяжать. В монастыре это удобней, чем в миру.
      При том, мы наших ближних всегда видим через призму своих страстей. Гордый видит вокруг одних гордецов и наглецов. Смиренный — одних добрых и светлых, с небольшими страстишками.
      Ответить »
      • sm0309, 05.03.2025
        Да, верно, не пьют не курят, вы правы. Но иногда гораздо легче с теми кто пьет и курит…)))
        Понимаю вас, но ваша апологетика не уместна, я не враг))) я тот, кто после многих лет в монастыре оглядывается назад и делает выводы. Только не стоит забывать что человек удобопадок и в 90% всегда все одинаково… А монашеский дух внутри — откуда ему там взяться если им не пропитан монастырь и нет его носителей?.. На счёт призмы своих грехов вы абсолютно правы. Но «страстишек» увы не бывает, как бы не хотелось))) монах погибает даже от помысла … Так что я и говорю что это далеко не для всех. Лишь для избранных…ибо во времена когда монашеский подвиг нам не дан (это мнение святых старцев, ее только моё) можете погуглить (пояндексить, порамблерить…не суть) кстати если интересны подробности) и мы спускаемся терпении скорбей…то терпеть скорби тоже нужно учиться…
        А надеяться на всепрощающей милосердие Божее так это тоже грех… Ибо Бог не только Любовь но и Праведный Судия… Так что молитесь отец о современном монашестве, оно крайне нуждается в молитвенной помощи
        Ответить »
        • Иеромонах Евтихий, 06.03.2025
          Согласен. Однако по слову свт. Игнатия Брянчанинова, монахи с луны не падают. Они приходят из мира. Слабое монашество — это отражение слабой веры в миру. Он же пишет, что даже такое слабое монашество всё-равно дорого Богу и выше жизни в миру.
          О монашеском духе же я написал потому, что кто имеет его, он не демонстрирует это, а прячется с ним в своей келии. Потому его ещё надо умудриться рассмотреть. И увидит его как раз только тот, кто сам его имеет.
          Ответить »
          • sm0309, 06.03.2025
            Да отец, «приходят из мира…» и приносят с собой все что имеют… Про монашеский дух я тоже писал))) он сам по себе не возникает.
            Молитесь отец о современном монашестве. Это крайне важно!
  • Alexei777, 07.03.2025
    «Это как Царство Божье — внутри человека есть». Вот-вот. Поэтому и делать в монастырях нечего, уже понятно, что собой представляют эти «святые» обители. Говорят, в Египте еще сохранилось в них что-то монашеское, а в остальных только разве что на стены любоваться, витая в эмпиреях, пока удар оглоблей не возвратит в жестокую реальность. Нет там ни духовников, ни братьев, дубль пусто, зеро.
    Ответить »
    • Иеромонах Евтихий, 07.03.2025
      Если Вы не поняли о чём речь, то Вы не понимаете вообще ничего о монашестве. Святые отцы говорят, что добродетель, выставленная напоказ, уже не добродетель, а её противоположность. Потому настоящие монахи прячут свои добродетели от посторонних глаз, чтобы не стать рабами тщеславия. Вот об этом и была речь.
      Интересно, это после того, как Вы пожили несколько месяцев в Оптине или Сергиевой Лавре у Вас сложилось такое мнение о монашестве? Или это такое «диванное» мнение? Сначала поживите в монастыре годик-другой, а потом уже высказывайте своё мнение. Хотя даже этого срока недостаточно, чтобы понять монашество. Я много лет прожил в монастырях и видел достаточно много хороших и духовников, и монахов. Да, они в меньшинстве. Но и во все века они были в меньшинстве. Сколько тысяч монахов, а преподобный из них был один. Это нормально.
      Ответить »
      • Alexei777, 08.03.2025
        По поводу истинных монахов вспомнилась одна быль. В деталях, возможно, ошибусь, но смысл передам. Накануне все той же революции в Киево-Печерскую лавру приехал кто-то из церковных иерархов и спрашивает у игумена — ну что, отец настоятель, монахи то у тебя есть? Я специально залез в источники — в тот период в лавре было под тысячу насельников. Игумен и отвечает ему — да есть, целых двое. Вот и вся история с монашеством.
        Ответить »
        • Иеромонах Евтихий, 09.03.2025
          И из этих 2% так ли много вне церкви живут по-христиански?
          Ответить »
        • Иеромонах Евтихий, 09.03.2025
          Так ведь и с мирянами история та же. Не надо даже в историю лезть. По статистике 70% населения страны считает себя православными. А в храмах 1-2% и то не везде. И откуда же браться хорошим монахам?
          Ответить »
    • sm0309, 07.03.2025
      Ну не все так печально как кажется на первый взгляд… )))
      Духовников я не встречал, это точно, но братия есть. Немного но есть. Что до Египта — так там копты — еретики, антихалкидониты.
      Ответить »