- Заселение в обитель
- Конкуренция есть даже здесь
- Первая общая трапеза
- Время вечернего правила
- Утро второго дня
- Спасение – в послушании
- Важность пятисотницы
Какие искушения ждут новоиспечённых послушников монастырей? В чём проявляется конкуренция среди них? Почему послушание выше молитвы, но не все так просто? Автор портала «Азбука веры» иеромонах Евтихий (Очкивский) рассказывает о первых днях жизни в монашеской обители.
Размышляя о начале жизни в монастыре, хочется обрисовать примерно такую ситуацию.
Молодой человек по имени Александр сидел во дворе монастыря. Он уже всё давно решил. Ездил к старцу и получил благословение на монашескую жизнь. Но сейчас какой-то необъяснимый страх погрузил его душу во тьму. Александр уже не раз приезжал в монастырь «на послушание» и хорошо знал местные порядки. Откуда же этот страх? Перекрестившись и преодолевая страх, он встал и пошёл к игумену проситься в монастырь навсегда. Я помню и свой страх до дрожи в ногах.
«Это враг догадался, что вы совсем хотите сбежать из того круга, где ему удобно удаётся поживиться около христиан, и вот встречает вас такою тугою и томлением, — пишет святитель Феофан Затворник своей духовной дочери, решившейся идти в монастырь. — Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все одни и те же. Вас томит тугою; иного обдаёт страхованиями; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы; иному рисует в голове несообразность начинаемого дела. Ко всякому подходит, как ему сручнее бывает: наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших».
Такой страх — обычное дело. Он быстро проходит, как только новоприбывший возьмёт благословение у игумена или благочинного монастыря на послушание. Это последнее слово очень любят в монастыре. Потому надо проситься не пожить немного в обители, а именно на послушание.
Заселение в обитель
И вот новоприбывшего ведут в келью. Скорее всего, это будет номер в монастырской гостинице на трёх или даже десятерых человек. Чем больше монастырь, тем просторнее будет эта первая келья, многочисленней и разнообразней народ в ней проживающий.
Хотя встречаются небольшие обители, в которых могут сразу поселить в отдельную келью. Но это редкость. Чаще всего первый месяц, а то и несколько придётся жить в многолюдстве. Надо потерпеть. Монастырское начальство будет присматриваться к новоприбывшему: кто он, чем дышит, как работает, слушается ли, ходит ли на правила с братией, способен ли он в будущем стать монахом?
Только после определённого срока испытания новоприбывшего переведут из разряда трудников в число послушников. Тогда уже определят в свою келью в братском корпусе. В большинстве современных монастырей братья живут в отдельной келье. Но в некоторых, особенно больших монастырях, бывает, живут по двое или даже трое, как в древности.
После поселения поведут в трапезу, хотя может ещё не время обеда или ужина. С дороги странника надо накормить. Это святое дело. Заодно расскажут о распорядке дня, когда завтра приходить в храм на правило, когда распределяют послушания, когда трапезничают. В первый день на послушания не отправят. Могут даже дать несколько дней, чтобы присмотреться к уставу обители. Потом спросят, всё ли устраивает и останется ли человек дальше. Хотя так не везде. Но первый день обычно всегда дается на ознакомление с обителью и ее распорядком.
Конкуренция есть даже здесь
К вечеру с послушаний начнут приходить братья. Завяжутся разговоры: кто, откуда, что нового? Монастырь очень замкнутое пространство. Здесь многие любят что-то новенькое. Потому скучно не будет и первое напряжение спадёт окончательно.
Но и сильно увлекаться разговорами и откровенничать не стоит. Не все, кто кажутся дружелюбными, на самом деле добры. Не надо забывать, что это не монахи, а только что приехавшие из мира люди. Немного позже станет видно, что в этой среде присутствует некая конкуренция. Особенно это видно в больших монастырях. Это второе искушение.
Кого первого переселят в братский корпус? Кому первому дадут «своё» послушание? Кто на лучшем счету у начальства? Очень важно отстраниться от этой конкуренции. Это враг всевает плевелы. С тщеславием и гордостью должна быть очень жёсткая борьба в стенах монастыря. Иначе пристань спасения станет пучиной погибели.
Авва Дорофей пишет: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, – таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею». А это уже совершенная погибель.
Первая общая трапеза
Пришло время ужина. Вся братия собирается у трапезы и по сигналу (обычно это звон колокольчика) заходит внутрь. В некоторых монастырях здесь можно помыть руки, в других это лучше сделать заранее.
Новоприбывшему не надо спешить садиться за стол. Обычно ему отводится последнее место в конце. Лучше подождать, когда кто укажет место. Это первые уроки смирения. Очень нужная добродетель в монастырях.
Когда в трапезную заходит игумен, вся братия встаёт и очередной чтец произносит молитвы. После благословения трапезы все садятся. На первое обычно суп, что на обед, то и на ужин. В монастырях остатки дневной трапезы доедают вечером. Редко, когда готовится на ужин что-то особенное. По Уставу вообще положена одна трапеза, но, по болезненности современных людей, сейчас допускаются две. Хотя готовят их как одну.
Игумен звонит в колокольчик, и все приступают к еде. Каждый обслуживает себя сам. Иногда бывает, что ближний к кастрюле, стоящей на столе, разливает остальным. Но так бывает редко.
Сначала накладывают яство в тарелку себе те, кто сидят «повыше», ближе к главе стола, братья, которые раньше пришли в монастырь. Такая череда соблюдается и на службах, на братских построениях, помазании и т.д. Так каждый брат знает своё место, не возникает неразбериха и путаница. Никто не вырывает из рук или не толкается, чтобы занять первое место. Никому не обидно — он раньше пришёл в монастырь и раньше идёт под благословение.
Во многих монастырях бывает перемена трапезы, когда звонит колокольчик игумена — приносят второе, а потом и третье. Но не везде так. Чаще сами переходят ко второму, а потом пьют компот или чай.
В первый день надо просто понаблюдать за братией. Но так, чтобы не смутить братию, незаметно, ведь монах не должен следить за другими, а только лишь за собой. Потому лучше смотреть в свою тарелку, а краем глаза наблюдать.
На первый взгляд это может показаться сложным и непривычным. Смущаться не надо. В монастырях к новоприбывшим обычно относятся доброжелательно и на первых порах многое прощают. Но всё же основным элементам поведения надо учиться сразу, чтобы потом было меньше искушений. Жизнь в монастыре по многим понятиям отличается от мирской. К этому надо привыкать с первых шагов.
Время вечернего правила
После трапезы братья по звонку колокольчика встают и опять читаются молитвы. В некоторых монастырях после этого все подходят к игумену и берут благословение на ночь. В других есть ещё общее вечернее правило. Это надо уточнить, если никто не сказал.
Если есть правило — в духовном плане это облегчение, хотя физически после целого дня на послушаниях — тяжело. Если же нет, придётся вечерние молитвы читать самому. В келье, где проживает десять человек, это не так просто сделать. Хотя и в этом случае выход есть.
Обычно братья, когда не могут или не хотят молиться в келье, идут в монастырский сад. Там, медленно прохаживаясь по дорожкам, по памяти немного вслух себе читают правило. Кто не помнит всё наизусть, тот просто слушает в наушниках.
Можно также в кельи молиться сидя, чтобы не привлекать общего внимания. Как-будто что-то читаешь, а сам молишься, изредка крестясь. Но среди шума разговоров делать это непросто. Здесь опять могут пригодиться наушники и записи с молитвами. Так будет не всегда. Нужно потерпеть первые месяцы такое неудобство.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6). Затвориться надо внутри себя, чтобы не выпячивать перед братией свою молитвенность. Молитва на виду, с одной стороны, рождает множество помыслов под влиянием тщеславия и гордости, с другой, уязвляет немощную братию, которая не вся может также ревностно молиться, если не нашёл ещё человек свой путь к Богу. Всё это рождает соблазн и искушения. Потому с первых шагов в монастыре надо учиться прятать от чужих глаз свои иноческие дела, будь то молитва, или пост, или бдения.
Помолившись, нужно ложиться спать — завтра будет тяжёлый день.
Утро второго дня
В монастыре будильники не ставят. Всех перед утренним правилом за полчаса разбудит колокольчик будильщика. В редких монастырях нет утреннего правила и колокольчика. За полчаса можно спокойно умыться, одеться и пойти в церковь.
В монастыре в храм входят, как обычно, прикладываются к иконам. Нужно краем глаза следить, когда войдёт игумен. Тогда вся братия идёт под благословение. Здесь тоже соблюдается обычный порядок и вновь прибывшие подходят последними. В некоторых мужских монастырях игумен раздаёт благословение уже после утреннего правила.
Монашеское правило обычно состоит из утренних молитв, полунощницы и акафиста. В некоторых обителях ещё добавляют сотню Иисусовых молитв. Новоприбывшие обычно стоят и слушают. Когда братия садится, тогда тоже можно посидеть. Иногда могут спросить, умеет ли читать на клиросе. Так бывает в малолюдных обителях. В таком случае ни скромничать, ни хвастаться не надо. Просто ответить, как есть, односложно.
Если благословили почитать, надо постараться сделать это достаточно громко и средним темпом. В монастырях не любят, когда сильно растягивают чтение — службы и так длинные. Но и частить тоже нехорошо — плохо улавливается смысл читаемого и служба вместо умиротворения неоправданно «бодрит». С такой службы хочется побыстрее уйти.
Темп обычного разговора — самый подходящий для чтения, только надо соблюдать постоянную монотонность и протяжённость звука на конце фразы. Если чтец сам старается понимать то, что читает, то и слушающие его будут внимательны. Это опыт.
После утреннего правила обычно полагается небольшой перерыв. Разрешается попить чай. Иногда можно прямо в келье, но чаще всего надо идти в трапезную. Это не полноценный завтрак, а небольшое «утешение» перед послушаниями. Чай не обязателен, по желанию.
После этого нередко остаётся ещё время. Хорошо его использовать для чтения из Нового Завета и святых отцов. В первое время в монастырях благословляют читать «классику иночества»: «Лествицу» и «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Но хорошо бы с первых дней начать знакомиться и с «Приношением современному монашеству» святителя Игнатия Брянчанинова. Эта книга объяснит особенности современного иночества. Неплохо также почитать «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника.
Спасение – в послушании
После отдыха в больших монастырях бывает «развод» на послушания. Благочинный или его помощники распределяют братию по монастырским работам. В маленьких обителях игумен может сам благословить новоприбывшего.
С первых дней важно понять спасительность монастырских послушаний. Исполняя волю игумена, монах исполняет волю Божью. Отсекая свою волю, послушник учится владеть собой, отсекать свои страсти.
Правильное послушание рождает смирение — основу всех добродетелей. Кроме того сам физический труд помогает умерщвлять страсти, в первую очередь гордость и блудную похоть.
Монахи любят повторять за преподобным Серафимом Саровским: «Послушание — выше поста и молитвы». Авва Дорофей пишет: «Какое отношение имеют телесные труды к расположению души? Я объясню вам это. Так как душа, по преступлении заповеди, предалась, как говорит святой Григорий, прелести сластолюбия и самозакония и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, как сказано: «не имать дух мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт.6:3), и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всём, что делается с телом… Труд смиряет тело, а когда тело смиряется, то вместе с ним смиряется и душа».
Но и здесь может возникнуть очень сильное искушение. В монастырь многие идут в поисках уединения и молитвы. А находят работу вместо литургии и вечерней службы. На всенощные и праздничные службы обычно попадает большинство послушников. Но даже тогда в церковь смогут прийти не все. Через некоторое время начинает одолевать уныние. Хотя это искушение не новоначального, но к нему надо готовиться с первых же дней. Как его преодолеть?
Рецепт очень прост, подсказан тем же преподобным Серафимом и многими другими святыми подвижниками. Надо овладевать Иисусовой молитвой. Руки, тело трудится, а ум за языком повторяет: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Так любой монастырский труд превращается в молитву к Богу. В больших монастырях на общих послушаниях практикуют или поочерёдное чтение молитвы, или выделяют брата, чтобы вслух читал Псалтирь или творения святых отцов.
Однако в маленьких обителях этого нет, там младшая братия чаще всего тратит время в пустых разговорах. С первых дней надо научиться отвечать доброжелательно, но кратко, не провоцируя большие споры и обсуждения. К скучному собеседнику не станут приставать с разговорами. В то же время тихо, вслух самому себе, можно шептать молитву. И так спасаться и через полгода не роптать, что ничего вокруг монашеского нет. Это как Царство Божье — внутри человека есть. При монашеском постриге, в иноческие одежды, новопостриженному вручаются чётки со словами: «Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Важность пятисотницы
Чтобы молитва во время послушания была внимательна и действенна, хорошие монахи утром, ещё до колокольчика встают и исполняют пятисотницу — правило из пятисот Иисусовых молитв с поклонами. Но для новоначального это ещё неподъёмная ноша.
Закончились послушания, звонит колокольчик на обед. Братия, оставив лопаты, спешит к трапезе. После неё небольшой отдых, который можно использовать для чтения Псалтири и творений святых отцов. А там опять послушания. И так до ужина. Вот и закончился первый день в обители.
Подобно этому первому дню, в труде и молитве, будут идти вереницей и другие дни в святой обители. Нет хлопот о земном, нет попечения о добывании пропитания для себя и семьи. И в этой тишине монастырской жизни отчетливо раздается каждое слово, обращенное к Богу и ближнему.
Нужно следить за своим сердцем, за помыслами, пожеланиями чтобы не попасть в сети врага рода человеческого, не впасть в искушения и не уйти из монастыря из ложного чувства, каким бы благим оно ни казалось. А без молитвы уследить за собой невозможно.
Комментировать