Эпидемия одиночества в Силиконовой долине
17 Май

Эпидемия одиночества в Силиконовой долине

Сергей Худиев
(16 голосов4.4 из 5)

Как сообщает Business Insider, в Силиконовой долине одиночество объявлено чрезвычайной проблемой для здравоохранения. В округе Сан-Матео, где расположены штаб-квартиры таких технологических гигантов, как Facebook и YouTube, а также Electronic Arts, 45% жителей сообщают, что страдают от одиночества.

Глава Общественной Службы Здравоохранения США Вивек Мурти в своем докладе, посвященном этой проблеме, сообщает, что «одиночество связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, деменции, инсульта, депрессии, тревожности и преждевременной смерти» и что «влияние социальной изоляции на смертность аналогично тому, которое вызывает курение до 15 сигарет в день».

Таким образом, это очень серьезная проблема для общественного здравоохранения.

То есть речь идет даже не о том, что «богатые тоже плачут», а о том, что в некоторых отношениях им даже хуже. Почему?

«Силиконовая долина» — это почти религиозное понятие. Эти слова окружены для многих влекущим и таинственным ореолом. Там создаются чудеса техники; там куются те гаджеты, само обладание которыми дает чувство причастности к миру будущего — изумительному и сверкающему, устремленному вперед и ввысь, как взлетающий звездолет, оставляющему далеко позади всех остальных, кто не успел занять место на борту.

Там пребывают творцы дивного нового мира: предприниматели и изобретатели, которые создают всё это великолепие, люди блестящего интеллекта, глубоких познаний — все эти могучие характеры, полубоги электронного мира, успешные и очень богатые.

Множество людей — в России и в других странах — одержимы желанием стать частью этого дивного нового мира или, если это невозможно, хотя бы издалека быть на него похожими.

Любопытно, что маркетинговая стратегия Apple и строится на этом переживании.

Люди продают не электронику — аналогичные по возможностям устройства можно купить гораздо дешевле. Люди продают сопричастность дивному новому миру.
И в этом дивном новом мире люди живут одной главной религией, которая называется «продуктивность». Продуктивность — это, в принципе, неплохо. Беда в том, что люди делают это смыслом жизни.

Продуктивность — это как спорт высших достижений, но в области работы и бизнеса. Это про то, как быть творческим, изобретательным, и неубиваемо трудоспособным. Как находиться «в потоке», то есть в состоянии предельной эффективности и работоспособности.

Возможно вы уже натыкались на этот модный жаргонизм — «я не в потоке», то есть попросту «я не в настроении что-то делать». Он взялся именно оттуда.

Способы поддерживать состояние «потока» предлагаются разные — некоторые из них носят вполне невинный и здравый характер. Хорошо высыпаться и ни в коем случае не засиживаться допоздна за сериалами или играми. Заниматься регулярными физическими упражнениями, чтобы обеспечивать хорошее кровообращение в мозге. Поставить телефон на авиарежим, запереть его в сейфе и перейти в другую комнату. Поставить на браузер блокировщик социальных сетей и новостных сайтов. Работать четко отмеренными промежутками, потому что ограниченность времени, выделенного на задачу, собирает и мобилизует.

Некоторые методы граничат с каким-то мутным оккультизмом.

Но главное, всё это предполагает абсолютную поглощенность работой, в которой человек находит и высшую радость, и смысл жизни.

Состояние «потока», глубокой сосредоточенности на процессе, когда человек с непостижимой легкостью сворачивает горы, описывается как невероятно приятное — человек трудится с огромным удовольствием. Хотя сторонники продуктивности не желают иметь ничего общего с наркотиками, даже кофе находится под большим вопросом, сам опыт «потока» оказывается экстатическим и затягивающим.

Человек, из-под клавиш которого бегут символы компьютерного кода, испытывает такое же упоение, как скрипач-виртуоз, исполняющий музыкальный шедевр, или атлет, устремляющийся на побитие мирового рекорда.

Человек, таким образом, достигает финансового успеха — но не измучиваясь утомительным трудом, а устремляясь в поток экстатического опыта, который многие прямо сравнивают с религиозным.

«Продуктивность» — это, прежде всего, религия людей, которых называют «цифровыми кочевниками». «Кочевник» — это, чаще всего, человек, работающий в области IT, которому из инструментов нужен только лэптоп, подключенный к интернету. Он не привязан ни к квартире, ни к городу, ни к стране. Он может сегодня быть в Париже, а завтра — в Сеуле, ему нужна только небольшая комната с матрацем, розеткой и Wi-Fi.

Если раньше, чтобы заработать на хлеб, человек должен был физически являться на работу, общаться с другими людьми в рабочее — а часто и в нерабочее время, — то современные технологии сделали физическое присутствие необязательным.

Отправить свою работу и принять оплату теперь можно в любой точке земного шара, а стучать по клавишам можно хоть в салоне самолета.

Продуктивность настаивает на минимализме — избавляйтесь от всего, что не является необходимым. Вам нужен только рюкзак, а в нём документы, бумажник, телефон, лэптоп и зарядка. Выкиньте из вашей жизни всё, что отвлекает ваше внимание — вещи, книги, отношения. Тогда вы сможете полностью тратить внимание, этот ценный ресурс, на то, чтобы быть продуктивным.

Если вы все же живете в доме, сделайте его максимально пустым. Никаких фотографий на стенах. Никакой лишней мебели.

По степени самоотречения это напоминает монашество, причем литература по продуктивности прямо упоминает монахов, христианских и буддистских. Но «единым на потребу», которое ищет «цифровой кочевник», является не Бог, а продуктивность.

Впрочем, такой человек может и не путешествовать с места на место — тут принципиально не физическое перемещение, а общее переживание свободы от всего. От места, от окружающих, от семьи, от народа, от религии. Он — свободный гражданин глобального мира.

Это, естественно, определяет и особенности общения такого человека — он общается только по работе, с тем, с кем сотрудничает, у кого перенимает ценный опыт, с кем-то важным в профессиональном отношении.

Все остальные человеческие контакты неизбежно оказываются досадной помехой. Дружба, когда люди разделяют жизнь друг друга, — это огромная трата времени и внимания. И уж тем более семья, предполагающая привязанность и обязательства, которые бесконечно важнее профессиональных. Ресурсы внимания действительно ограничены, и, отдавая их жене и детям, вы отнимаете их у работы и карьеры.

Общественное давление, побуждающее людей «жениться и остепениться» в этой среде начисто отсутствует, нестандартные сексуальные практики горячо приветствуются, и обитатели Силиконовой долины — те, кто пребывают в ней физически, как и те, кто принадлежат к ней по убеждениям и образу жизни, — оказываются в состоянии добровольного одиночества.

Есть такое слово «трудоголик», и, на первый взгляд, оно звучит позитивно. Быть лентяем — грех, усердно трудиться — хорошо, разве не так? До определенной степени так. Но трудоголик воспринимает работу и профессиональные достижения как единственную (или, по крайней мере, самую важную) цель в жизни. В ней и только в ней он находит радость и утешение, сознание личной значимости и смысла жизни.
Сейчас даже светские психологи говорят об этом как о проблеме, которая может скрывать серьезные личные затруднения, например, неспособность доверять и строить личные отношения.

Проблема, стоящая за таким одиночеством, — это проблема идолопоклонства. Идол — это не обязательно изначально плохая вещь. Это может быть хорошая вещь не на своём месте. Существует определённая иерархия ценностей — и её нарушение оборачивается бедой.

Само по себе стремление к продуктивному труду, к тому, чтобы творить, изобретать, создавать что-то новое и приносить пользу людям, никоим образом не является чем-то плохим. Стремление к творчеству и созиданию — это важная часть нашей богосозданной природы. Эта одна из сторон образа Божия в нас.

Но она не может быть чем-то самым главным. Прежде чем сотворить мир, Бог вечно пребывает как Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы вечно пребывают в любви и совершенном общении.

Образ Божий в нас проявляется не только в творчестве — но, еще до этого — в общении и любви.

Спасение вводит нас в общение с Богом — как говорит святой Апостол Иоанн, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин.1:3).

В раю будет место созидательному труду. Еще в Эдеме Адам должны был возделывать и хранить его (Быт.2:15) — то есть заниматься физическим трудом, и нарекать имена животным (Быт.2:19) — то есть заниматься трудом интеллектуальным, связанным с познанием мира.

Но главный образ рая, который мы находим в Писании, — это образ пира.

И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис.25:6-9).

На пиру люди непродуктивны — они щедро тратят время и внимание друг на друга, потому что они друг для друга важны и интересны.

Одна из заповедей декалога — заповедь о субботнем покое.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх.20:8-10).

Это требование в определенный день воздерживаться от работы еще раз напоминает о том, что человек должен видеть оправдание своего существования не в своих достижениях, а в глазах тех, кто его любит — других людей и, более всего, Бога.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

1 Комментарий

  • Саша, 17.05.2025
    Сергей, поднятая Вами тема цифрового дивного нового мира — крайне актуальная и крайне важная!
    И так вдиится, это не одна-из-проблем-современности навроде наркомании или ковида, а самый что ни на есть сердцевинный механизм тайна беззакония в действии. Базис, так сказать, Апокалипсиса

    И в Вашем коротком и простом эссе вы удивительным образом оказались очень точны и вдобавок созвучны мыслям стареющего итэшника с тридцатилетним стажем. Просто, наверное, хотелось сказать, что приятно читать единомышленника и православного брата.

    Пишите ещё о цифровом мире, если Бог даст. Отлично получилось!
    Ответить »