Декалог

***

Декало́г (от др.-греч. δέκα — десять, и λόγοι — слова — деся­ти­сло­вие) – десять Запо­ве­дей, данных Богом Моисею, соста­вив­ших ядро вет­хо­за­вет­ного нрав­ствен­ного закона, отпе­чат­лен­ных на камен­ных скри­жа­лях.

***

Почему Моисей, получив от Бога скрижали Завета, сокрушил их о землю, неужели потому, что не смог побороть переполнивший его гнев?

Как сле­дует из Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, Бог не только про­воз­гла­сил для Изра­иля десять запо­ве­дей, состав­ляв­ших ядро рели­ги­озно-нрав­ствен­ного закона, но и Сам начер­тал эти запо­веди, «Божьим пер­стом» (Исх.32:16) (см.: Антро­по­мор­физмы в Библии).

Неза­долго до этого собы­тия Изра­иль заклю­чил с Богом Завет, клят­венно и тор­же­ственно пообе­щав соблю­дать всё, что запо­ве­дано Богом (Исх.24:4–8). Этот обет был про­из­не­сен пред лицом Божьим и скреп­лён жерт­вен­ной кровью на виду у всего обще­ства.

Скри­жали пред­став­ляли собой две камен­ные доски. Начер­тан­ные на их поверх­но­сти десять запо­ве­дей пред­став­ляли основу, фун­да­мент Синай­ского зако­но­да­тель­ства.

Факт того, что пись­мена были состав­лены на столь твёр­дом и дол­го­веч­ном мате­ри­але, каким явля­ется камень, сви­де­тель­ство­вал: запо­веди даны еврей­скому народу, как твёр­дое, незыб­ле­мое пра­вило веры, на века.

Между тем, пока вождь и зако­но­по­лож­ник Моисей пре­бы­вал на горе, обща­ясь с Твор­цом, народ, взвол­но­ван­ный его дли­тель­ным отсут­ствием, изго­то­вил себе нового бога, руко­твор­ного идола, золо­того тельца (Исх.32:1–4).

Укло­не­ние от недавно заклю­чен­ного Завета, да ещё и в форме край­него бого­хуль­ства, едва не при­вело к уни­что­же­нию народа (Исх.32:10). Так силен был Боже­ствен­ный гнев.

Скри­жали, кото­рые над­ле­жало хра­нить и беречь, должны были слу­жить свя­щен­ным памят­ни­ком, напо­ми­на­нием о бла­го­де­я­ниях Божьих в отно­ше­нии Изра­иля, о заклю­че­нии Завета и даро­ва­нии закона.

Но ввиду того, что еврей­ский народ пре­дался идо­ло­по­клон­ству и пре­не­брёг зако­ном, первые тре­бо­ва­ния кото­рого, начер­тан­ные на скри­жа­лях, ука­зы­вали на обя­зан­ность почи­та­ния Истин­ного Бога и запрет на изго­тов­ле­ние каких-либо куми­ров, то Моисей и сокру­шил их, руко­вод­ству­ясь не только поры­вом свя­щен­ного гнева, но и стрем­ле­нием вра­зу­мить бого­от­ступ­ни­ков, выра­зить им, что больше они недо­стойны такого высо­кого дара, кото­рый сами же и отвергли.

И дей­стви­тельно, к чему народу, дерз­нув­шему поме­нять Веч­ного Бога на бле­стя­щего идола, запе­чат­лен­ные на камне Боже­ствен­ные тре­бо­ва­ния? Как скри­жали должны были слу­жить сим­во­лом Завета, так и их сокру­ше­ние послу­жило сим­во­лом нару­ше­ния этого Завета.

Впо­след­ствии, когда Изра­иль был вра­зум­лен, Бог пове­лел Моисею изго­то­вить две новые камен­ные скри­жали, на кото­рых Он пообе­щал начер­тать преж­ние слова (Исх.34:1).

Это было испол­нено. Впо­след­ствии скри­жали были поло­жены внутрь ков­чега. Ковчег почи­тался еврей­ским наро­дом, как вели­чай­шая свя­тыня, был местом осо­бого Божьего при­сут­ствия. Вместе с поло­жен­ными внутрь него скри­жа­лями он про­об­ра­зо­вы­вал Божью Матерь, носив­шую в Своей утробе Бога Слово, Гос­пода Иисуса Христа.

***

См. ЗАПОВЕДИ БОЖИИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки