«Для имени Моего трудился и не изнемогал». Пюхтицкий старец иеромонах Петр Серегин

«Для имени Моего трудился и не изнемогал». Пюхтицкий старец иеромонах Петр Серегин

Людмила Ильюнина
(9 голосов4.6 из 5)

Слова из Откровения Иоанна Богослова, вынесенные в название этой статьи, сполна отражают жизненный подвиг иеромонаха Петра Серегина (+1982). Вся его жизнь была направлена к тому, чтобы прославить Бога, прийти к Нему, привести к Господу людей. Отец Петр служил Ему и людям словом. Сохранилось его обширное духовное наследие, которое востребовано и по сей день.

Протоиерей Петр Серегин почти 30 лет духовно окормлял сестёр знаменитого Пюхтицкого монастыря. С юных лет он стал вести «дневник правдивый и открытый», анализируя внутреннее состояние своей души «для проверки совести». Из записок видно, как в молодом человеке «является жажда перейти к посильному выполнению высокой цели жизни».

Петр Дмитриевич и Анастасия Федоровна с первенцем. 1917<br>Ист.: Иеромонах Петр (Серегин) :[фотоальбом]Петр Дмитриевич и Анастасия Федоровна с первенцем. 1917
Петр Дмитриевич и Анастасия Федоровна с первенцем. 1917. Источник фото: сайт «Православное духовенство».
Родился батюшка в с. Шуты Пензенской губернии, в крестьянской семье, 21 августа 1895 года. Отец и мать его были глубоко верую­щими людьми, и любовь ко храму он унасле­довал от них. В юные годы читал духовную литературу, пел с отцом в церковном хоре. Учился в сельской школе, но в основном занимался самообразованием, и ему было предложено место волостного писаря.

В июне 1919 года священник Троицкой церкви отец Евграф благословил Петра ор­ганизовать «Общество ревнителей право­славия».

«Как я рад! Радостные чувства волнуют сердце», — восклицает в своем днев­нике Петр. По промыслу Божию — в праздник свв. апп. Петра и Павла — состоялось откры­тие общества «Светильник», на которое воз­лагались задачи благотворительности, про­свещения и благоустройства храма.

В 1921 году Петр был назначен псаломщи­ком и регентом в родной Троицкой церкви вместо почившего дедушки Дмитрия Флоро­вича Серегина. Благодаря дарованным Богом способ­ностям и любви к православному богослуже­нию отец Петр организовал хор из сельских прихожан, в котором пело по праздникам до 40 человек.

Отец Евграф подал рапорт о рукоположе­нии Петра в сан диакона. Об этом событии записано в дневнике:

«Ходил в Пензу и был рукоположен Преосвященным Борисом в ди­акона за поздней литургией в Петропавлов­ской церкви, в воскресенье 24 апреля. Слава Тебе, Господи!»

С глубоким усердием три года служил отец Петр в сане диакона.

Свое предназначение он понял и записал в дневнике 5 апреля 1919 года: «Спасение. Служение Православной Церкви. Семья». И отныне каждый шаг, каждое движение мысли было освящено вечным светом Православной Истины. Немного спустя рождается вывод: «Все дарования и способности, всю жизнь, все силы отдать Церкви — самой верной сокровищнице и самому надежному хранилищу» (18 мая 1922 г.).

Священник Петр Серегин
Священник Петр Серегин

13 апреля 1925 года он был рукоположен во пресвитера. С этого времени началась великая, самоотверженная пастырская деятельность отца Петра. Когда наступили 30-е годы — годы репрессий, не миновали они и верного служителя Церкви Христовой. В 1932 году он был отправлен на строительство Беломорканала и проходил лагерные испытания до 1935 года. В 1941 году началась война, отец Петр попал на фронт и прошел полями сражений вместе со всеми воинами русскими до победного 1945 года; был удостоен нескольких правительственных наград.

После окончания войны батюшка служил в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. В эти годы отец Петр продолжал записывать свои размышления, в которых красной нитью проходила тема: как спастись.

На праздник Успения Божией Матери в 1954 году он получил указ митрополита Григория (Чукова) о назначении духовником Пюхтицкого монастыря. Здесь он обрел многочисленную паству — его духовными чадами стали как монахини обители, так и паломники.

Открытка 1970-х гг Пюхтицкий монастырь
Открытка 1970-х гг «Пюхтицкий монастырь»

Отец Петр в своих проповедях, беседах, дневниковых записях обращался не только к монашествующим, но ко всякой душе христианской. При этом он не делал различий в задачах, стоящих перед монахом или мирянином. Сам батюшка долгие годы был белым священником, но проводил жизнь почти монашескую и в конце земного пути сподобился иноческого пострига (с сохранением имени).

В своем рукописном наследии батюшка раскрывает большую важность внутреннего духовного делания, его первостепенность перед всеми внешними подвигами. Надо сказать, что дневниковые записи уже не раз издавались и на бумаге, и в интернет-источниках. Для публикации мы выбрали заметки разных лет, посвященные молитве – как основному и главному духовному деланию христианина.

Во время служения в Пюхтицком монастыре отец Петр после каждой литургии, а иногда и вечером произносил проповеди. Они были выражением личного духовного опыта батюшки, и после них монашествующие и паломники часто выстраивались в очередь для того, чтобы получить совет от духоносного пастыря. Поучительным было то, что когда в монастырь приезжали родственники духовника обители (у отца Петра было 4 детей и 12 внуков), они тоже вставали в общую очередь.

Иерей Петр Серегин с семьей
Иерей Петр Серегин с семьей

В 1970 году после 16 лет служения в Пюхтицком монастыре по состоянию здоровья батюшка вынужден был уйти за штат, но он остался жить вблизи обители – на уединенном хуторе. Уединение это было относительным – духовник не оставил своих чад, матушки постоянно посещали его (хутор находился в 3 километрах от монастыря). А мирские чада приезжали иногда надолго, оставаясь рядом с батюшкой, чтобы помочь по хозяйству и услышать его питающее душу слово. После трапезы батюшка обязательно собирал всех, кто в это время обитал на хуторе, и проводил духовные беседы. Многие из этих разговоров были записаны в тетрадях от руки, потом переписывались для распространения и перепечатывались на машинке.

Беседы были посвящены одной теме – созиданию внутреннего человека, обретению «качества сердца», которое позволит человеку войти в Царствие Небесное.

В конце жизни, в 1979 году по благословению старца Иоанна (Крестьянкина) отец Петр был пострижен в монашество с сохранением имени – в знак того, что он давно уже был монахом по жизни своей.

Духовные чада на могиле старца Петра Серегина
Духовные чада на могиле старца Петра Серегина

15 августа 1982 года иеромонах Петр мирно отошел ко Господу, было ему в то время 86 лет. Похоронен батюшка на кладбище Пюхтицкого Успенского женского монастыря, могила его привлекает паломников, которые почитают богомудрого пастыря. Уже не много тех, кто знал его лично, но тех, кто полюбил и стал почитать отца Петра благодаря его духовному наследию, становится все больше и больше.

Беседы иеромонаха Петра Серегина

I.I.69 Нов/ый/год

Поздравляю вас с Новым годом и желаю всем подлинного счастья, которое является достоянием вечности. Оно не может быть временным, ибо счастье подлинное есть блаженство. Желая друг другу счастья, пожелаем вечного блаженства, и поразмыслим о том, какими условиями создается в нас блаженство. Живя текущей жизнью, мы все давно увидели и убедились, что внешние условия, довольства, здоровье, не создают счастья. В истории мы знаем примеры людей счастливых, однако живших в самых разнообразных условиях; другие же всю жизнь искали счастья, но не достигали его, т.к. шли не тем путем – оно ни в богатстве, ни в здоровье, — оно в благодатной жизни, ибо оно не есть пища, ни питие, но «правда, и мир, и радость о Дусе Святе».

Правда же – есть оправдание и разрешение от греховных цепей.

Мир души есть условие для счастья, он бывает тогда, когда человек ничем не огорчается. Радость бывает разная: житейская или благодатная, последняя и будет вечной; отчасти она нам известна, как, например, состояние после усердной молитвы, но и тогда она бывает неполная, т.к. мы постоянно грешим и теряем ее; для того же, чтобы она была беспрерывна, надо жить так, чтобы не грешить, т.к. грех есть жало смерти, ибо жало грехов нас жалит печалью сердца. Надо остерегаться греха. Вот это будет истинное счастье, а внешние условия счастья не доставляют. Некоторые думают, что материальные условия создают счастье, но человек богатый – болеет, скучает. Разумные же люди были воздержаны при богатстве. Например, Авраам был богат, но при том честен и свят, когда он освободил своего племянника Лота, ему предлагали вознаграждение, но он ничего не взял, ибо чистота сердца составляла его счастье – он не увлекался своим достоянием. Праведный Иов был богат, но по попущению Божию он всего лишился; был поражен проказой, сидел на свалке и черепком строгал свои струпья. Никогда не роптал, даже когда к тому соблазняла его жена: «что Бог дал, то и взял, если Бог давал нам доброе, то потерпим от Него и скорбное – буди имя Господне благословенно отныне и до века».

И общество нам не создает счастья, — мы дружим, а потом расходимся, потому что мы люди духовно неряшливые, а поэтому и на взаимоотношениях не создадим счастья: во всех этих условиях нет Источника жизни, все это у нас греховное и разрешается скорбью, даже наши добрые дела.

Все мы страдаем от гордости и самолюбия. Фарисей благодарил, но от гордости, она ведь источник зол, а он воображал, что он добродетелен. Мы должны быть зорки, чтобы наши добрые дела совершались во славу Божию, а не ради самославия. Поэтому на качество сердца надо обратить все внимание: имеем ли мы скорбь, радость, болезнь, здоровье, — ничто не должно нас так печалить, чтобы мы теряли доброе расположение души. Блаженство там, где нет греха. Если не грешить, — все условия будут годны для блаженного состояния и так мы никогда не будем иметь печали. Веруя, что все устрояется Промыслом Божиим, и стараясь о чистоте сердечной, совершая жизнь в страхе Божием, будем достигать счастья, конец которого в вечном блаженстве.

Отец Петр Серегин с духовными чадами
Отец Петр Серегин с духовными чадами

2.I — 69 День кончины о. Иоанна Кронштадтского

Близь Капернаума, когда Спаситель с учениками переходил дорогу, они о чем-то очень оживленно разговаривали. Когда они дошли до места, Спаситель спросил их: о чем это они так оживленно разговаривали? Они не хотели сказать, ибо спорили о том, кто старший. Но Он сказал им: «кто хочет из вас быть большим, да будет всем слуга», и взяв отроча, обнял его и сказал: «кто приимет такое дитя – Меня приимет, а кто примет Меня – принимает Пославшего Меня». Потом это дитя стало епископом Игнатием, священномучеником, за свою веру и преданность Господу был отдан на съедение зверям. Когда они его растерзали, все увидели, что на сердце его было написано сладчайшее имя – Иисус. Поэтому прозван он был Богоносец, потому что и в сердце, и жизнью своей он был истинным носителем, последователем Христа.

И другого Богоносца вспоминаем мы сегодня – о.Иоанн Кронштадтский – это современный нам Богоносец, изобильный сосуд благодати Божией; эта благодать проявилась в многочисленных дарах прозрения, исцеления, изгнания бесов. Вспомним один чудесный случай, бывший в порту: подошел пароход, на котором все были заражены холерой, его туда пригласили; он, исполняя пастырский долг, не устрашился, взошел на пароход, отслужил молебен, всех окропил святой водой и холера немедленно прекратилась. Таких случаев исцелений и чудес не перечислить. Почему же он достиг такого совершенства? Он достиг его через свою искренность в отношении к Богу и людям, в нем не было ни лжи, ни притворства, он искренне и преданно относился к Богу.

Однажды, на улице он видел драку пьяных; потом над ними был суд, и его, как свидетеля, пригласили, допрашивали, но он отказался дать показания. Прокурор требовал «правды», о. Иоанн ответил: «я говорю правду по священству» — правда священства выше правды человеческой — эта правда Божия и искренность в отношениях к ней. Будем поминать его в молитвах, в надежде, что он, предстоя у Престола Божия, помолится и о нас. Аминь.

 Отец Петр Серегин после Литургии
Отец Петр Серегин после Литургии

6.I. Сочельник

Поздравляю всех вас с принятием Святых Христовых Таин!

«Христос рождается – славите, Христос с Небес – срящите, Христос на земли – возноситеся, пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие яко прославися».

Господь Иисус Христос по Своем славном воскресении и вознесении на Небо, ожидает нас в блаженное Свое Царство и все Таинства Церкви связаны с этим нашим предназначением. Так, предпраздненство Рождества Христова должны мы праздновать всем сердцем, переживая им все события, окружающие праздник. Необходимо, чтобы эти переживания были глубоки, чтобы действительно родился в нас Христос. В молитвах перед Причастием мы просим Господа, чтобы эти Святые Тайны были бы нам в исцеление, чтобы Господь изменил нас, вселился бы в нас. Так и в праздник надо стараться, чтобы родился в нас Христос – Он родится через усвоение Его смирению, через родство с Ним в нас вечное. Постараемся же, чтоб воплотился в нас Христос Его святыми заповедями. Мы так должны воспринимать эту тайну воплощения, как бы она относилась лично к каждому из нас, ко мне. Особенно причастники[1] мы должны так это переживать, потому что в Тайнах мы приняли Христа в себя и встречаем праздник; постараемся же, чтоб мы изменились так, чтоб жил в нас Христос и всю жизнь свою так устроим, чтоб думать ли, делать ли, чтоб все было связано со Спасителем. Если мы сами почувствуем, что неугодные в своих переживаниях – надо немедленно их отринуть, а то, что роднит нас с Ним, должно быть достожеланно и возлелеяно в нас.

Пожелаем же изменения своей жизни к лучшему, а для этого надо быть внимательным. «Господь, — говорит Иоанн Богослов, — внутрь вас есть». А чтоб это действительно так было, надо принимать меры, и Он спасет того, кто хочет и стремится, а без нас не может Он спасти. Если говорим, что Он не спасает, мы оправдываем свою леность, ибо мы не насильно спасаемся, а благодатью Божией по мере своих трудов. Итак, потрудимся, чтобы усвоить эту тайну воплощения, приложим свои усилия, чтоб быть нам с Ним и в вечном Царствии. Аминь.

 Иеромонах Петр Серегин в своей келье
Иеромонах Петр Серегин в своей келье

19.I – Крещение Господне

«Во Иордани крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение».

До пришествия в мир Господа Иисуса Христа люди не знали, что Бог Троичен в Лицех; это откровение было дано человечеству пришествием в мир Спасителя и во время крещения Его во Иордане, почему это событие называется еще Богоявлением, — явились все Лица Святой Троицы: Отец – слышался гласом, Сын – крестился, Дух Святой явился в виде голубя, поэтому и поем мы: «Троическое явися поклонение».

Учение о Святой Троице является основным учением нашей веры.

В первые века христианства возникли некоторые ереси, которые, то Сына Божия не почитали, то отвергали Святого Духа; и эти ереси сильно колебали Церковь Божию; для определения веры были созваны соборы, которые и установили учение о Троическом Единстве в Лицах Отца и Сына и Святого Духа.

Плодами исповедания Святой Троицы являются не слова, ибо это исповедание есть Жизнь и ее источник, из него истекает все, что ведет в вечное блаженство.

Бог Отец – виновник Сына, Который предвечно рождается от Отца и несет в Себе все свойства Своего Отца, Он Ему равночестен, равносилен и равнославен.

Исповедуя Иисуса Христа Сыном Божиим, мы исповедуем Его воплощение на земле, Его страдания за грехи мира и искупление от греха, проклятия и смерти; это все совершилось только через Него почти 2000 лет тому назад, но Дух Святой тогда же был послан в мир на вечное пребывание в Церкви; эта благодать в Ней пребывает во веки и спасает всех и каждого. Все через Него получили возможность и все средства и для всех поколений. Такую благодать приносит вера и исповедание Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Знание это должно быть напечатано в сердцах наших, ибо благоволением Отца, искупительной жертвой Сына и благодатью Святого Духа оно ведет нас к вечному блаженству и является печатью нашего спасения. Аминь.

[1] То есть, будучи причастниками.

8 Старец иеромонах Петр (Серегин)
8 Старец иеромонах Петр (Серегин)

Комментировать

1 Комментарий

  • Галина, 26.01.2025
    Спасибо.
    Всего доброго и Полезного,мира,
    здравия душе и телу
    Ответить »