Монастырское богослужение — передовая духовной войны
11.10.24

Монастырское богослужение — передовая духовной войны

(2 голоса5.0 из 5)

Монастырское богослужение — передовая духовной войны. Как преодолеть искушения в монастыре на службе или связанные с ней? Опытом делится иеромонах Евтихий, постриженик Киево-Печерской Лавры.

Хочется идти на службу, но послушания не позволяют

Расскажу о житейской ситуации, которая может возникнуть в каждой обители.

Большой монастырский колокол уже бьёт благовест. Начинается воскресная всенощная. Но матушка, старшая на консервациях, не спешит сказать послушникам, что работа закончена и можно идти на службу. Брат, приставленный к ней помогать, с каждой минутой становится мрачнее. Он не так давно в монастыре. В уме роятся мысли: «Мало того, что его поставили на послушание к женщине, так ещё и на службы он не попадает. Ладно только бы будничные, вот и на всенощную не получается пойти! И зачем я пришёл в монастырь?! Банки с огурцами закатывать? Сплошное расстройство!»

Вместе с ним мыл банки и огурцы для закатки другой послушник. Он уже давно живет в обители. На лице его отражалось спокойствие и умиротворённость.

Не одной ли работой они были заняты и не в одно ли время её делали? Почему же такая разная у них реакция? Или этот послушник пришёл в монастырь не ради уединения и молитвы?

Звали его Игорем. Он в монастыре уже более полугода. Игоря облачили в подрясник — первую монашескую одежду. В уединении келии он не терял зря времени, а читал святых отцов и молился. Читая о преподобном Серафиме Саровском, Игорь узнал, что тот учил: «Послушание паче поста и молитвы». И не только. За всяким делом надо про себя говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Так любое послушание превращается в молитву к Богу. Руки заняты делом, а ум — молитвой.

Так учат и другие святые, например, святитель Иоанн Златоуст.

Молитва помогает следить за своим внутренним миром — мыслями и чувствами. Вовремя замечать страстные помыслы и прогонять их, опять же — усиленной молитвой.

Это называется трезвением — одним из главных монашеских дел. Вот этим и был занят ум Игоря, что позволяло ему оставаться беспечальным даже тогда, когда послушание, по-видимому, мешало молитве и спасению души.

Послушания в монастыре
Фото: сайт Толгского монастыря.

Устал и на службу идти не хочется

Прошло полгода. Сергей, так звали первого послушника, уже сам получил подрясник. Теперь у него было «своё» послушание — он работал на мельнице, молол муку. Мельница была электрической, но мешки приходилось таскать вручную. Сергей сильно уставал.

Работать нужно было и в субботу до обеда. Вечером — Всенощная, теперь он мог спокойно ходить на неё, но сил не было. После обеда ложился на кровать и не мог уже заставить себя встать при звоне благовеста, было очень тяжело. Куда делась былая ревность и тяга к службам?

Многие приходят в монастырь и поначалу летают, как на крыльях. Всё получается делать легко, без принуждения, работа сама спорится. Однако проходит время — полгода, максимум год, и всё становится невероятно тяжёлым, неподъёмным.

Вначале действует призывающая благодать Божья — она носит послушника, как бы на руках у Господа. Потом Бог ставит новоначального на землю, чтобы он учился ходить своими ногами. Иначе никак не достичь совершенства.

А по слову Господа монашеская жизнь для тех, кто стремится к совершенству. Вот теперь приходится прикладывать усилия самому, но не забывать просить помощи у Господа.

Чтец в монастыре
Фото: mitropolia-simbirsk.ru

Искушение это преодолевается так же, как и при унынии и нежелании идти на послушания. Надо возвести ум свой к Богу и сказать: «Верую, Господи, что на это есть святая воля Твоя. Помоги мне грешному». Или побороться с самой страстью: «Господи, согрешил леностью и нерадением, прости меня грешного и помоги мне избавиться от них. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди меня». Обличение греха с исповеданием его Господу, а также молитва к Богу о помощи, уменьшают силу страсти.

На службе клонит в сон, плохо понятно чтение

Большинство, конечно, преодолевают искушение нежелания идти на службу. Помогают и молитвы, и убеждения себя, а со временем и привычка. Но вот стоя, а особенно сидя на службе, послушник сталкивается с желанием уснуть. Смотришь — то тут, то там кто-то безвольно склонил голову, а кто-то пробует даже храпеть. Это довольно частое искушение на службе. Что же делать?

Преподобный Серафим Саровский советует, если клонит в сон, устремить свой взгляд на горящую свечу, чаще делать поклоны.

Можно посоветовать повторять в уме слова за чтецом, чтобы молитва не была лишь пассивным слушанием. Святые также советуют на всенощных творить молитву Иисусову. Всё это помогает молиться внимательно и не клониться в сон.

Службы в Православной Церкви в большинстве своём состоят из стихов псалмов. Потому для лучшего понимания службы очень полезно ежедневно прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири. При долгом чтении стихи псалмов начинают откладываться в памяти, и даже при плохой слышимости узнаются, вспоминаются. Благодаря этому и слова из других богослужебных книг становятся более понятными.

Искушения чтеца

В небольших монастырях редко бывает такое, что только лишь стоишь и сидишь на службе. По малочисленности братии, даже новоприбывших в монастырь привлекают к чтению на клиросе. Конечно, если брат еле-еле читает на церковнославянском по слогам, его на клирос не поставят. А если он уже имеет некоторый опыт, то обязательно будут привлекать к чтению.

Первое искушение, которое здесь возникает — это страх и потому тихое чтение. Здесь надо вспомнить, что любое послушание в монастыре — это воля Божья.

Потому надо сразу мысленно обратиться к Богу: «Верую, Господи, что на это есть святая воля Твоя. Помоги мне грешному».

Или хотя бы: «Господи, благослови. Господи, помоги». Любое дело надо начинать с молитвы к Богу, тем более чтение в церкви. Затем перекрестившись, начать, следя за тем, чтобы чтение было достаточно громким, но и не с напряжением — свободным.

Оно должно быть монотонным — на одной ноте, с небольшой протяженностью звука на конце предложения. Псалтирь не читают, её поют. В древности это действительно было пение на разные распевы. Но сейчас — это такое монотонное протяжное чтение, для лучшей концентрации внимания. Читать надо стараться, посылая звук не в нос и не в глубине горла, а на твердое нёбо, посредине. Кто поёт, тот лучше поймёт, о чём речь. Такое чтение получается чистым и звонким.

Второе искушение — это излишнее сосредоточение на технике чтения и рассеянность внимания на смысле читаемого. Опыт показывает, что если чтец сам себя не слышит, то его не слышит не только Бог, но и братья. Потому важно сосредоточиться на понимании читаемого. Это даст избежать также третьего искушения — неправильного ритма чтения.

Слова молитв надо произносить со скоростью нормального спокойного разговора. Такое чтение легко доходит до сознания слушающих.

В монастыре нельзя сильно растягивать слова — службы и так длинные. Но и скорочтение для молящихся неприемлемо. При быстром произнесении слов молитв ускользает смысл читаемого, службы становятся скучными и тягостными. Это всё увеличивает искушения. Надо стараться достичь среднего темпа. Для этого следует принуждать себя быть внимательным к читаемому.

Благословили петь, а на клиросе разговоры

Искушений на монастырских службах много. Враг не спит, а богослужение — это передовая духовной войны.

Здесь освещены только самые часто встречающиеся послушникам искушения. Есть особые испытания у монахов, диаконов и священников. Но пройти мимо такого, которое встречается всем, нельзя. Это клиросное послушание. На клиросе тоже много своих особых искушений. Одно из них — это просто болезнь века. Кто был на клиросах, тот догадался — это разговоры. Людям, которые постоянно работают гортанью и языком, трудно себя сдержать, чтобы не сказать лишнего. Слово за слово, и вот уже вся служба превращается в обсуждение каких-то ненужных мелочей. При этом само богослужение отходит на задний план.

Монастырь клирос
Фото: afonit.info

Надо всячески стараться не поддаваться этому искушению, иначе то, что должно бы быть во спасение, станет в осуждение. Как этого избежать?

У монахов есть универсальное оружие — Иисусова молитва. Она поможет сосредоточиться на трезвении и на богослужении.

Иисусова молитва защитит от празднословия и скуки. Она поможет быть с Богом даже посреди шума толпы. Не то, что среди братьев на клиросе.

Кроме того есть ещё психологический приём — отвечать на вопросы односложно. Со скучным собеседником никто не захочет долго говорить. Можно ещё прикрыть глаза. Это тоже создаёт некий барьер. Такие нехитрые приёмы позволят остаться с Богом даже среди празднословия братии.

Только это ещё не все искушения. Есть одно малозаметное — мысленное осуждение и превозношение. Ну как же, я молюсь, а они празднословят! Очень важно отражать от себя подобные мысли, иначе борьба с грехом превратится в нашу погибель.

Преодолевается это искушение молитвой о согрешающих и самоукорением. Например: «Спаси, Господи, и помилуй братьев моих и даруй им покаяние, а мне помоги не осуждать, а молиться. Согрешил, Господи, осуждением и превозношением, прости меня грешного и помоги мне избавиться от них. Господи, даруй мне смирение, самоукорение и молитву». Примерно такими словами. Можно приводить себе на память слова святых, что осуждающие ещё хуже тех, кого они осудили.

Итак, каковы же главные рекомендации по преодолению искушений на службе? Первое — это внимательная молитва. Очень способствует этому моление именем Иисуса. Внимательной молитве помогает сосредоточение зрения в одной точке, например, на свече.

Также даёт возможность преодолеть искушения трезвение — контроль мыслей и чувств. Такой вид молитвы, как чтение Псалтири в келии, тоже становится полезен в этой борьбе. Как и чтение святых отцов. Все эти монашеские упражнения помогают преодолевать искушения, в том числе и на службе.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...