Продолжение беседы с нижегородским священником Андреем Самсоновым — о воспитании детей, смирении руководителей и душевном равновесии.
— Отец Андрей, сейчас столько всего вокруг происходит, всё быстро меняется, много разной информации и событий, у людей много страхов. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы побыстрее прийти к душевному равновесию?
— Прежде всего, набраться терпения, потому что душевный мир — это дар Божий. Представьте себе маленький росточек. И нам, людям нетерпеливым, хочется, чтобы он скорее вырос. Если мы начнем его тянуть вверх, заставлять расти – мы только навредим ему. И вообще это молодое растение можно погубить. В любом деле важно терпение и своевременность.
Нам известен правильный путь, которым надо идти и который непременно приводит к успокоению души. На иконе в руках Спасителя открытая книга, видели? Там написано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
Поэтому покой в душе может быть только в Божественной благодати. Это долгий путь. На десятилетия. Например, если человек говорит: «Вот я уже месяц хожу в церковь, а, знаете, со мной еще ничего не произошло». Он просто пока не вошел в курс дела. Путь христианина не быстрый, но интересный.
Замечено, что неофит, посещающий храм, после небольшого периода эйфории, вдруг начинает казаться себе хуже, чем он был раньше. Если это так, то путь выбран правильно. Тебе понемногу начинают открываться свои грехи. Они были и раньше, просто ты их не видел. А грех надо лечить, так как он отделяет от Бога.
Грех – это неверный поступок. Раньше, когда стреляли из лука и промахивались мимо цели, то говорили – грех. То есть не попал, неточно. Вот когда мы неправильно исполняем волю Божью – это грех. Мы отходим от Господа.
Поэтому для того, чтобы начать не переживать, быть более спокойными, мы должны всегда пребывать в благодати Божьей. А для этого нам надо очиститься от грехов. Чтобы очиститься от грехов необходимо употребить усилия. Это не произойдет само по себе. Для этого надо действовать, работать над собой. У нас есть грехи излюбленные, от которых очень сложно отказаться. Поэтому для того, чтобы быть спокойным, надо делать следующее:
- Каждый день читать утренние и вечерние молитвы.
- Раз в неделю быть в храме.
- Будучи в храме, надо непременно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
Это очень важно. Господь нам приготовил Небесный Хлеб, которого на Земле нет — Святое Причастие! На эту божественную трапезу нас Господь зовет. Поэтому, придя в храм, мы должны обязательно вкусить то, что Он нам приготовил. И тогда вы будете в себе замечать благие изменения, внутренний покой. Вот если вас раньше что-то раздражало, то после Святого Причастия вы это перестаете замечать, оно не задевает. Когда вы будете это делать регулярно и это войдет в определенную последовательность, в традицию – вы уже станете спокойным по природе, по благодати.
Нам часто советуют идти к психологам, психотерапевтам, и я не спорю, может быть, действительно есть какие-то клинические случаи. Но в целом, если говорить о духовном мире, именно о том, как сделать себя лучше, научиться поступать не по страстям, а по совести – надо пребывать в благодати Божьей.
Человеческие страсти – это наши внутренние страдания. То есть мы что-то совершаем и потом сами же плачем о том, что мы сделали.
С чего начать? Самое простое что приходит в голову, в приступе раздражения не спешить отвечать человеку. То есть даже если тебя как-то задели, так, что внутри поднимается всё, хочется прямо на эмоциях сразу высказать недовольство, то, как говорили некоторые старцы, нужно проговорить три раза: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Когда призываешь имя Господа — в душе всё меняется.
Люди, которые окружают нас, не хотят нам плохого, они просто живут рядом с нами и когда они задевают нашу больную точку, то они нам указывают то место, где болит. И если, допустим, у нас гордыня, мы себя превозносим, представляем себя солнцем, вокруг которого должны все планеты крутиться, то они нас немножко на землю опускают.
Не стоит забывать премудрость царя Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9:7-8). Поэтому важно понимать: что, кому и как мы говорим, внимательно следить за словами.
Если видите, что кто-то из ваших близких неправильно поступает, то важно найти правильные слова, чтобы их вразумить, чтобы они стали лучше.
— Я недавно слышала такое высказывание, что самое лучшее, что может сделать мать для своих детей, – это не волноваться о них. Правильно ли я понимаю, что, чтобы не волноваться о своих детях, нужно находиться в полном доверии к Богу, верить, что Господь всё Сам устроит для твоих детей?
— Вы совершенно правильно рассуждаете. Есть вера, а есть доверие к Богу. И бесы знают, что Бог есть, однако остаются бесами. То, что Бог есть, многие знают. А вот доверить всего себя так, как говорит Господь: «Сын мой! Отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26), то есть именно видеть волю Божью в каждом поступке, сердечно доверять – это действительно очень непросто.
Есть известное стихотворение Серафима Вырицкого, я его очень люблю, в прошлом году посетил место, где он подвизался. У него есть интересное творение, называется «От Меня это было» (духовное завещание). Там есть такие строчки:
Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.
Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.
Бог говорит нам, что настолько нас любит, что несет по этой жизни. У нас есть любовь к нашим детям, но мы должны твердо знать, что Его любовь к нашим детям больше, чем наша, потому что мы их любим даже своим несовершенством. А Бог любит, потому что он совершенен. Его любовь непременно выше.
— Отец Андрей, как нам усвоить, что дети, которые к нам приходят, не наша собственность, а Божье творение? Как стать им добрыми наставниками, особенно в переходном возрасте, ведь тогда они становятся гораздо спокойнее в своем поведении?
— Да, дети — Божьи, но они поручены нам. Наша власть над детьми от нашего эгоизма, вот это важно усвоить.
Вы знаете, такие милые детки, так сказать, ангелочки ходят в церковь, а где-то в 13-14 лет, мы их теряем. И, по-видимому, уже после 20-ти они могут прийти снова. Это просто такой опыт церкви. По-видимому, с этим сделать что-то очень сложно, потому что дети вступают в такой необъятный для них мир, современный, и им хочется там всё понять, что-то исследовать в нём. От родителей зависит, как они будут себя вести дальше. Важно не заставлять, а наставлять через свой пример, через принятие. Ведь Господь, наш Отец небесный, нас не принуждает, а вдохновляет на совершение добрых дел.
И поскольку мы не знаем, как лучше для наших детей и для нас, то в молитве к Богу (в том числе и о детях) мы просим: «Господи, исполни благое желание мое» – то есть желание, которое будет во благо, а если нет, то не надо.
— Совместимо ли смирение и борьба за свои права?
— Такой простой пример: вот я хочу конфетку. Но я её не взял. Мы воображаем: какое смирение – себя преодолел. Пока это только воздержание. Феофан Затворник дает нам другое понимание смирения. Смирение – это непрекращающееся благодушие. Оно не прекращается никогда. И даже в тот момент, когда у тебя всё плохо, когда кажется, что жизнь закончилось, у тебя радость в душе и спокойствие, потому что ты знаешь, что это по воле Божьей.
— Как должно проявляться смирение у людей-руководителей, занимающих определенный пост?
— Смирение особенно важно для руководителей. Вот я – настоятель прихода и тоже руководитель. Нам Господь дал в ведение определенную часть людей, и мы должны к этому относиться так, чтобы не забывать, что нам отвечать за них перед Богом. Необходимо относиться к этому очень ответственно. То есть у нас не должно быть расхлябанности – «сойдет и так».
«Делай, что должен, и свершится, чему суждено» (Марк Аврелий).
Иными словами, уповая на волю Божью, сделай то, что должен. Если ты мог предотвратить какое-то негативное развитие событий, то, пожалуйста, предотврати. Тебе дана для этого власть от Бога, от правительства, ты делаешь то, что ты должен. Важно понимать, что смирение – это не оправдание чьей-то расхлябанности и нежелания делать.
Когда принимается какое-то важное решение, то можно посоветоваться: «Я правильно делаю или неправильно, как вам кажется»? Потому что, когда мы слушаем мнение других, то может быть так, что где-то поправят, укажут, что не туда идешь. И у меня такие ситуации бывают. Например, мне указали, что я неправильно что-то делаю, я не ругаюсь – благодарю, ведь это хорошо, что меня поправили.
Не должно быть такого, что вот я начальник, а вы все подчиненные, слушайте меня. Мы делаем общее дело. Мы же все хотим, чтобы наша страна была лучше. И поэтому я думаю, что если где-то недоработал начальник, пострадали его люди – ему надо не только всё исправлять, но и вымаливать прощение. Потому что он перед всеми ответственен: перед людьми, а самое главное перед Богом.
— Мы сейчас всё больше ругаем начальников, правителей, а ведь раньше народ молился за них. Может, пора вернуться к тому, что делали предки, и всё начнет меняться?
— Конечно, такое было в жизни нашего народа, а вот сейчас это как-то не принято. Но действительно, знаете, вот у нас есть губернатор, есть президент, на нашем уровне есть руководитель нашей администрации. Мы, конечно, должны за них молиться. Но и настоятель, и любой руководитель должны обязательно тоже молиться, чтобы принимать правильные решения. Когда ты в принципе не знаешь, как поступить – хорошо встать перед иконами и сказать: «Господи, честно говоря, не знаю, как поступить. И так нехорошо, и так нехорошо. Вразуми!» И бывает такое, что Бог третий путь подскажет, и часто нам надо уступить, но потом всё складывается так, что лучше и не придумать.
— А вот если, например, идешь по улице и видишь какой-то неблаговидный поступок, как нужно отреагировать на это?
— Проходить мимо не надо. Смирение – это не равнодушие. Смирение – это непрекращающееся благодушие. А если ты видишь плохой поступок, надо сделать тактичное замечание, чтобы человек понял, что он ошибается, что не надо так делать. И вообще, конечно, мне кажется, каждый раз надо поступать по ситуации.
Хочу привести вам случай из жизни одного монаха. Он в зрелом возрасте, будучи военачальником в звании полковника, пришел в монастырь, принял монашество, и у него еще остались некие светские привычки. И вот одной из привычек было то, что он во время разговора закидывал ногу на ногу. А для монаха это неприлично. Это некая такая вольность. И дело в том, что он этого не замечал, это было для него обычным. А другие монахи обращали на это внимание, и они вот ломали голову, как ему сказать об этом, он ведь человек уважаемый. Они пошли к духовнику монастыря и спросили, как им поступить в этом случае? А духовник человек был мудрый, он сказал: «Давайте, когда мы будем все вместе, я сяду и закину ногу на ногу, а вы мне скажете, что недостойно так поступать». Они так и сделали. Главное – что монах понял, что это к нему относится. И он исправился.
Вот насколько тактично сделано замечание, понимаете? Прямо настолько нежно. Мы должны тоже беречь друг друга. Нам не то, что нужно делать замечание, а просто спрашивать: «Может быть, вот так будет лучше поступить?»…
— Как Вы считаете, если кто-то намусорил, то лучше подойти и этот мусор самому выкинуть?
— Я бы именно так поступил. В свое время у нас был такой старец Григорий Долбунов, он не канонизирован, но старец очень известный. Однажды он поехал на день города в Кстово. Батюшку попросили выступить. Он подошел к микрофону, постоял, подумал и единственное, что сказал всем людям: «Любите друг друга».
Так же и мы должны не с неприязнью, не с раздражением относиться друг к другу, а с любовью.
— Когда мы, например, разозлились, нам бывает сложно сразу переключиться на любовь. Как это держать в голове?
— В голове даже не надо держать, это будет ваше состояние души. Если не удержались, просить прощения очень полезно. Если я чувствую, что сегодня что-то со мной не так, нужно уделить себе хотя бы пять минут времени. Возьмите в руки четки и просто побудьте наедине с собой. Молитесь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прочитайте 100, 200 раз, лучше 300.
Когда вы уделите себе это время, ваше духовное состояние начнет меняться в лучшую сторону. Когда вы чувствуете, что токсичны для окружающих, для близких людей – уйдите куда-нибудь. Выйдите на улицу, пройдитесь чуть-чуть, обязательно с молитвой. «Господи, помилуй!» До тех пор, пока раздражение не успокоится. Раздражение тоже может быть разное, бывает такое, что оно будто нами овладевает. А может быть такое, что оно нам подконтрольно. Например, что-то не нравится, слегка раздражает, но вполне можно успокоиться и сказать, что это его мнение и я его принимаю. Нужно усвоить, что настаивать на своем мнении и думать, что только оно правильное, не стоит. Поймите, что у каждого человека мнение свое, и мы должны с уважением относиться к этому.
— Отец Андрей, скажите, как всё успевать и при этом не уставать, стараясь выполнять просьбы других?
— Торопливость – это такая болезнь нашей эпохи. Нам не стоит спешить. У меня есть один знакомый, он сейчас архимандрит. Человек он большой, грузный, но очень много успевал сделать. И когда его спрашивали: «Отец Сергий, а как у Вас получается так много сделать, много успеть?» Он говорил: «Вы торопитесь – делаете, а потом переделываете. А я всё хорошо обдумываю и делаю один раз – правильно». Поэтому от торопливости — плохие последствия. В спешке мы можем неправильно поступить, не так сказать, не так сделать, а потом всё исправлять приходится. Надо быть размеренными.
Нужно разграничивать, где борьба с ленью, а где действительно усталость. Пример: я не хочу что-то делать, но делаю. Почему? Потому что ты просишь, и я делаю. Это очень хорошо, если это, например, борьба с ленью. А если у вас действительно физически не получается, то объясните, я это непременно сделаю, но не сейчас, а в течение дня, как у меня будет возможность. Все поймут, и, я думаю, нисколько не обидятся.
— Правильно ли я Вас поняла, что важно слушать себя и спрашивать, отчего эти мысли или действия у тебя возникают?
Самоанализ обязательно должен быть, потому что мы к себе должны относиться внимательно и критично. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Я самый грешный человек». Не потому, что он больше всех грешил, а потому, что он был настолько праведен, что любые оттенки греха для него казались неприемлемыми. У нас такой же должен быть путь.
Вспомним слова Христа, сказанные святому Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть, видя свои грехи, никогда не забывай про милосердие Божье, оно тебя спасёт и помилует. Никогда не забывай об этом, и никакое уныние в сердце свое не пускай.
Живи в радости. Радость должна быть постоянным нашим чувством. Серафим Саровский говорил в своих правилах о духовной жизни: «Ставь утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывая углей: ибо горячая вода очищает и тело, и душу» (идет речь о сердечной молитве).
Он говорил о том, что каждое утро надо самовар разогревать, то есть свою душу, но не для того, чтобы чай пить, а чтобы молитвою сердце раскрывать. Например, встал ты утром, а у тебя немножко раздражение или усталость, так ты себя разогрей духовной молитвой, духовным чтением, чтобы от тебя тепло стало всем, радость пошла. Нам всем надо быть такими самоварчиками, так сказать, чтобы от нас свет шел, чтобы мы других согревали.
Беседовала Платонова Виктория
Комментировать