«Священый спам»
18 Июн

«Священый спам»

(60 голосов4.4 из 5)

Наверное, многие из нас на каждый церковный праздник получают поздравления от родных, друзей и знакомых в мессенджерах смартфонов. И часто это не текстовое сообщение, а «картинка»: икона праздника; открытка, составленная по его мотивам (купола храма, элементы иконы или живописного изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, святых подвижников и т.п.) или видеоролик с незамысловатой музыкой или песенкой в танцевальном ритме. При этом собственный текст отправителя может даже отсутствовать: мол, хватит и надписи на картинке или слов в ауди­отреке ролика.

Электронная открытка «Вознесение Господне», составленная по суемудрию художника. Источник: otkritkiok.ru

«Священный спам»

«Хочу возопить! Получаю этот “священный спам” пачками… Мне кажется, это просто какой-то вызов нашей психике, борьба за наше внимание, которое так умело использует не кто иной, как враг рода человеческого, даже под этими якобы красивыми картинками или видео».

Это слова не меня грешного, давно уже надоевшего читателю своими статьями об очередном кощунстве над православными иконами или изображениями священного[1]. Это «вопль» Высокопреосвященнейшего Амвросия, митрополита Тверского и Кашинского, прозвучавший два года назад в интервью научному порталу Московской духовной академии Богослов.ру[2]. Владыка продолжает:

«Поздравление должно быть личным, индивидуальным и сердечным. Пусть это будет пара слов: “Уважаемый Виктор Иванович” или “Дорогой владыка, с праздником Вас Святой Пасхи!” Или: “Христос Воскресе!” Всё. И на это я отвечу. А на картинки, на видео, всякого рода записи тропарей, очень слащавые и искусственно созданные, я давно перестал отвечать. Я сразу это удаляю и не отвечаю. Уж не знаю, с какого амвона высокого об этом заявить, чтобы люди услышали и больше так не делали: массовая рассылка – это неуважение. Никто не радуется такого рода поздравлениям»[3].

При этом владыка не против технических новшеств нашего времени, если их использовать с пользой для дела: «То, что является техническим, не должно становиться самой жизнью. Чаты – это всегда некая техническая возможность, в том числе и собрать прихожан… Существуют официальные ресурсы, тот же чат епархии – там и публикуется что-то официальное. Но даже когда мы пишем официальное поздравление, мы над ним работаем. И хоть мы обращаемся ко многим людям, я пишу этот текст. В моем телеграм-канале, например, нет каких-то поздравительных картинок. Конечно, если мы хотим рассказать о каком-то предстоящем событии, можем опубликовать картинку или видео, но обращаться к кому-то лично с помощью какой-то рассылки – это нехорошо. Нужно это объяснять и не довольствоваться тем, что есть, а повышать уровень культуры»[4].

Под культурой здесь надо понимать уровень знаний православных верующих о своей вере, о смысле христианской жизни, о значении церковных праздников, о том, что уместно, а что неуместно желать в этот день и т.д.

К сожалению, мне самому на праздники в изобилии приходит «священый спам», на который не знаешь, как отвечать. Сказать правду, что рассылать иконы праздника, которые тут же или вскорости надо удалять – это сродни кощунству (как выбросить в мусорное ведро, которое, кстати, и нарисовано на поле экрана смартфона и называется «корзина» для ненужного хлама); что электронные «православные открытки» часто сделаны людьми, далекими от православной традиции, потому что переполнены образами из протестантских Библий для детей или пособий для сектантов; что текст поздравлений на таких открытках или пошлый, или неуместный даже до кощунства (это особенно относится к дням Страстной Седмицы); что песенки, стишки и видеоряд в роликах Тик-Тока на тему церковных праздников это, нередко, оскорбление чувств верующих…

Сказать такую правду отправителю – не чужому тебе человеку, значит не просто обидеть его, а оскорбить в лучших его побуждениях сделать тебе приятное и в целом даже богоугодное дело.

Ничего не говорить – значит поощрять своих корреспондентов продолжать если не богохульство, то, по крайней мере, неблагочестие и в следующие праздники. Поэтому, как правило, до сих пор в ответ я просто поздравлял своего адресата своими словами. Но иногда (в общих чатах) не выдерживаю и делаю замечание и тогда получаю «ответку»: мол, «не все такие как ты», «хотели как лучше», «а что тут такого»…

Давайте разберем на примерах. Начнем с самых тяжелых случаев.

Ляпис-Трубецкой и Великий Пяток

Как известно интернет – это бесконечный виртуальный забор, на котором все желающие могут писать всё что захотят. Самовыражение (во всех смыслах этого слова) ничем не ограничено, ну кроме разве таланта. К сожалению, большинство авторов поздравительных текстов для виртуальных открыток то ли ученики, то ли очень довольные собой равноталантливые последователи поэта Никифора Ляписа-Трубецкого из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», известного своей «Гаврилиадой» на любой случай:

«Служил Гаврила почтальоном,
Гаврила почтальоном был…»

Или:

«Гаврила был примерным мужем,
Гаврила женам верным был…»

Мужайся, читатель и прости мне эту цитату: поздравление православных с Великим Пятком Страстной седмицы из ролика в Тик-Токе:

«Нынче Пятница страстная
И хотим мы пожелать,
Чтоб могли Вы
Без сомнений
Исскушений избегать.

Чтоб здоровье было крепко
С Божьей помощью всегда
И смирения хватало
Вам на долгие года»[5].

Текст поздравления появляется на экране построчно под веселый звон колоколов. Видеоряд составлен из цветов (розы и др.) и заканчивается идиллическим пейзажем: полная луна над спокойной гладью теплого южного моря… В комментариях к ролику на сайте возражений и замечаний нет. В целом для пользователей сайта такое поздравление приемлемо и даже вызывает чувство благодарности.

Что тут сказать…

Если человек никогда не был в храме на службе Страстной Пятницы – Великого Пятка, ни разу не бывал на Пассии с чтением акафиста Страстям Христовым, не читал в Евангелии зачал (фрагментов) о распятии Господа, не слышал скорбных песнопений Триоди постной, не знает о мучениях распятого на кресте человека, описанных патологоанатомами, исследовавшими Туринскую плащаницу; если человеку вообще нет дела ни до кого, кроме себя любимого, а значит и до Иисуса Христа, распятого в том числе и за его – этого самого человека грехи и ради его же спасения от вечных мук в аду, то как он поймет, что его ролик в Тик-Токе – это богохульство и оскорбление чувств верующих?!

Вот же в комментариях автору ролика пишут благодарности за его творчество: музыку подобрал, картинки нашел, стихи сочинил, смирение помянул, искушения и Божью помощь даже… А чего еще надо-то? Про скорби? Про сострадание Христу? Про благодарность Господу, а не автору ролика? Так пипл же хавает… Да и праздник у православных-то… Разве нет?

Не потрудился «человек творящий в Тик-Токе» узнать, что в Церкви праздник – это день посвящения человеком себя богомыслию, день упразднения себя от вседневной суеты; что мысли о Боге это прежде всего мысли о Христе Распятом, тем более если речь о Великом Пятке – историческом дне Распятия и смерти Бога, ставшего человеком! Не потрудился человек узнать, что событие, вспоминаемое Церковью не обязательно «праздничное» в светском понимании этого слова – оно может быть скорбным, трагическим. А Великий Пяток – это скорбь и трагедия вселенского масштаба, потому что на Кресте страждет Творец мiра, а не тварь дрожащая, потому и солнце померкло, и земля содрогнулась, и камни расселись…

«И хотим мы пожелать…» – не для этого Великого дня, хоть он и пятница.

«Мы искупены дорогою ценою», – восклицает апостол Павел (ср. 1Кор.7:23). «Ибо пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).

«Заклан», «пожре́нъ» (ц.-сл.) – значит зарезан как жертвенный ягненок. Но ягнятам легче – их не распинают. Иисус – Человек. Его распяли, прибив руки и ноги гвоздями ко Кресту. Он истекал кровью от ран, страдал от боли и жажды на палящем солнце. Он умер в муках и только потом был для верности «зарезан» – прободен копьем в ребра, из которых истекла кровь и вода, так поразившие юного Иоанна, стоявшего у Креста и ранее ничего подобного не видевшего …

А кто «человеку творящему в Тик-Токе» апостолы Павел и Иоанн? И чем он, «творящий», собственно хуже? «Нынче Пятница страстная…» – бодрым четырехстопным ямбом начинает он. Чтоб «смирения хватало Вам на долгие года», – завершает… Чем не шедевр!

Куда до него святым отцам – творцам гимнографии Триоди Постной! Ему себя не с кем сравнить. Он не читал и не слышал церковных песнопений Великого Пятка, выражающих суть этого дня и воспоминания Церкви. Например, из 15-го антифона:

«Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый:
венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь:
в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки:
зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама:
гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный:
копие́м прободе́ся Сын Де́вы.
Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́.
Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́.
Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́:
покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние»[6].

Великий Пяток – день поклонения Страстям (страданиям) распятого Господа нашего. Об этом говорит и учит Церковь в своих богослужебных текстах: ни о нашем здоровье, ни о смирении и искушениях, а о Христе Спасителе. Но для того, чтобы мы не уклонялись ни налево, ни направо в этом же антифоне даётся и краткое нам наставление:

«Не яко иудее празднуем,
ибо пасха наша за ны пожреся Христос:
но очистим сами себе от всякия скверны,
и чисте помолимся Ему:
Воскресни Господи, спаси нас,
яко человеколюбец»[7].

«Нас веточки коснутся вербные…»

Электронная открытка «С Вербным воскресением!», подписанная: «Наталья Малышева»

Не лучше обстоит дело и с поздравлениями «творцов Тик-Тока» на Вербное воскресенье. Так в одном веселом ролике опять же в танцевальном ритме звучит незамысловатая песенка в исполнении мужского тенора:

«Нас веточки коснутся вербные.
Пускай уходят мысли скверные.
А счастье пусть безмерное
В наш приходит дом».

В видеоряде ничего православного и христианского нет: только дети, девушки и вербы в разном виде – букеты, венки, охапки…

В текстовом варианте поздравления на открытке выглядят не лучше:

«С ВЕРБНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ!

Вербы веточка,
Пусть в доме
Нас от всяких
Бед Хранит,
А всех близких
Друзей и знакомых
Пусть сам Господь
БЛАГОСЛОВИТ»[8]

В личном богословии автора (в соответствии с его, так сказать, теологуменом) ветка вербы от «Бед Хранит» (с заглавной буквы, особо значимо!), т.е. по-настоящему защищает и спасает, а не на словах как Господь с Его благословениями…

Или вот такой поэтический шедевр:

«В Воскресенье Вербное
Я желаю вам:
Оставаться верными
Всем своим мечтам
Пусть Господь дарует
Счастье и покой!
Цену ведайте словам
В праздник сей святой!

***

С Вербным воскресеньем вас!

Храни Вас Бог!»[9]

Скриншот видеоролика. Источник: Тик-Ток
Скриншот видеоролика. Источник: Тик-Ток

Сии верши и поздравление писаны на жизнерадостно ярко желтом фоне, где присутствует букетик верб в деревянном стакане, золотые яйца и живой пушистый то ли цыпленок, то ли утенок.

Как видно, в представлении авторов этого ролика и многих других любой церковный праздник, как и светский, гражданский – это просто повод сделать приятное себе и своим знакомым. Пожелать всем счастья, здоровья, удачи, достатка (об этом тоже пишут), исполнения своих «мечт»…

Вряд ли авторы подобных поздравлений слышали слова Триоди Постной о том, что христиане в этот день призываются приветствовать Христа, грядущего на Страсти, «ваиями добродетелей». То есть вербочки в руках молящихся в храме людей – это символ их добрых дел, их уподобления Христу, к чему они призваны Самим Господом в Евангелии. Христианин призван не мечтать, а телесно и душевно трудиться для искоренения своих греховных страстей, чтобы по заповеди Христа стать совершенным как Отец Небесный (ср. Мф.5:48). Не верба нас хранит, а Господь! И если за весь Великий пост мы не смогли приподняться хоть на одну ступеньку в духовном росте, то ветка вербы в этот праздник – знак нашего покаяния, замены отсутствующих у нас добродетелей (смирения, кротости, незлобия, любви и др.), которыми мы могли бы действительно приветствовать Христа…

Просматривая этот ролик с золотым яйцом(!) в честь Вербного воскресения (впереди еще вся Страстная седмица, но у автора уже предвкушение Пасхи; не терпится, видно) я вспоминаю совсем другой видеосюжет.

Часы в Йошкар-Оле на башне из красного кирпича с движущимися полноразмерными фигурами Христа и апостолов, изображающими Вход Господень в Иерусалим, то, что мы в просторечии и называем «Вербным воскресением». Процессия появляется из левых врат башни, очень медленно проходит продолжительный путь и скрывается в правые врата под песнопение Великой Субботы в исполнении церковного хора: «Да молчит всякая плоть человеча, и стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…».

Песнопение не этого дня, и не празднично-радостное (вход Христа в Иерусалим был триумфом Царя-победителя), а очень скорбное, трагическое. И всё же оно верное и подходит по смыслу, потому что торжественный въезд Сына Божия на осляти в «город великого Царя» – это Его путь на Страсти, на Голгофу и Крест. Царь мiра входит в Свой город не править, судить и повелевать, а умереть страшной смертью, «приходит заклатися и датися в снедь верным» в Таинстве Евхаристии, которое Он установит накануне Своего ареста вечером в Страстной Четверток…

Динамическая композиция «Вход Господень в Иерусалим». Часы на башне, г. Йошкар-Ола. Источник: Города и поселки на открытках, flickr.com

Многочисленным «поэтам» и «прозаикам» поздравительных посланий хочется сказать: христиане должны оставаться верными Христу, а «не всем своим мечтам». Оставьте мечты мечтателям, христиане посвящены Богу: они жертва Ему и служат Ему всей своей жизнью, о чем писал апостол Павел: «молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (Рим. 12: 1).

И потому, творцы Тик-Тока, прежде чем начинать писать очередное поздравление на церковный праздник, действительно узнайте цену словам «в праздник сей святой».

…и другие праздники

Электронная открытка на праздник Сретения Господня с пожеланием достатка. Источник: Ирина Щетко, 3d-galleru.ru

Не хватит места, времени и сил перебирать все опусы новоявленных творцов Тик-Тока по поводу церковных праздников (именно «по поводу», потому что к самим вспоминаемым Церковью важнейшим событиям Священной истории в дни этих праздников опусы отношения или не имеют совсем, или весьма ограниченное, типа ветки вербы, спасающей от бед, или упоминания дня недели). Но всё же приведу ещё несколько перлов, чтобы показать духовный уровень сочинителей и степень понимания ими христианской жизни, транслируемой широкой аудитории Тик-Тока.

Вот, например, поздравление на праздник Вознесения Господня:

«Пускай Господне Вознесение
Несет достаток в каждый дом!
Желаю лада, вдохновения
И солнца в небе голубом!»

Говоря кратко, смысл поздравления: «С достатком вас, братья и сестры! Господь вознесся, достаток нам достался» (впрочем, достатка желают и на другие праздники, например, на Сретение Господне. См. фото выше).

По мысли сего рифмоплета Господь вознесся к Богу Отцу не для того, чтобы ниспослать Святого Духа на апостолов и всем верующим в Него, а для достижения достатка, почитающих Его такими плодами своего убогого вдохновения.

Тем интереснее прочитать в другом ролике противоположное суждение:

«Вознесение Господне!
В этот день Бог слышит все просьбы…

(в другие праздничные и будничные дни Господь нам не внемлет? – В.Н.)

Но не стоит просить денег и богатства.
Молитесь о здоровье и о том, что жизненно необходимо»[10].

Такая вот простая, суровая правда жизни в прозе: не в деньгах, мол, счастье, ибо здоровье-то не купишь, да и много чего другого жизненного (хоть и не названного) тоже. Как говорится, и на том спасибо.

От поэтов-песенников и композиторов досталось и Святой Троице. На праздник Пятидесятницы читатель может получить видео-поздравление с песенкой на ходульную компьютерно-танцевальную мелодию с такими словами:

«Отец и Сын и Дух Святой
Святою Троицей зовутся
В тот миг как вместе соберутся
Они за трапезой простой.

Отец и Сын и Дух Святой!
И свечи радостно зажгутся,
Из уст людей молитвы льются
Над всею грешной суетой»[11]

Песенка сопровождается видеорядом из «открыток», на которых есть свой собственный текст (никак не связанный с песней), изображены православные храмы и иконы, большей частью еретические и многократно запрещённые, но почему-то очень распространенные в России (иконография «Троица Новозаветная»), а также вариации на трех Ангелов за трапезой. При этом по священным изображениям ещё идет текст молитвы.

Судя по иконам, хоть и в живописном исполнении, куполам православных храмов и тексту молитвы в продолжении всего сюжета, видеоролик адресован именно православным, а не католикам или протестантам. Но песенка сделана, конечно, в облегченном протестантском духе, коих в Сети неимоверное количество (в камерном, хоровом и бардовском исполнении). Но тут удивляться не приходится, поскольку на одной известной православной радиостанции похожих «бардовских» песен на «духовную тему» с панибратским отношением к Богу и ангелам Его тоже предостаточно.

«Православный гламур»

Сегодня мы имеем дело с «тик-токовским православием» для широких масс людей, считающих себя православными (культурно, этнически, по происхождению, по самоидентификации и т.п.), но на деле далеких от Церкви – от её учения и практики богослужебной и приходской жизни. Подобные ролики можно найти не только в Тик-Токе, но он особенно популярен и потому показателен. Электронными открытками по любому «православному поводу» – Преображение Господне, Воздвижение Креста Господня, Страстная Седмица, чествование чудотворной иконы Божией Матери, память какого-любо святого Православной Церкви – забита вся бездонная виртуальная яма Интернета, причем набор таких открыток, как и видеороликов, постоянно пополняется «человеками творящими» исходя их принципов: «сам себе дизайнер и режиссер, учитель Церкви и богослов»; «цензуре – нет»; «подлинная свобода – это безответственность» и т.п. Интернет как и забор всё стерпит, твори – не хочу.

В результате такого «творческого» подхода на свет появляются немыслимые коллажи с пожеланиями всем всего по фантазиям и предпочтениям «художника» независимо от повода, т.е. празднуемого события. Поэтому на Собор Пресвятой Богородицы можно набрать фрагментов из разных икон, вставить золотые купола (чтобы выглядело богато), добавить ёлочек и присыпать всё снежком (см. фото).

Электронная открытка «Собор Пресвятой Богородицы». Источник: Валентина, 3d-galleru.ru

А на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднование Всемилостивому Спасу (1/14 августа) можно сделать «медовую» композицию: православная икона, сверкающая банка «золотого» мёда, храм с «медовыми» куполами, немного зеленой «приправы», цветочки и общий «сотовый» фон, по которому пустить нескладное четверостишье (см. фото):

«В первый день Успенского поста
Отмечаем мы Медовый спас
Изнесением честных древ Креста
Издревле известен он для нас»[12].

Электронная открытка на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа). Источник: bronk.club

Однако ролик в Тик-Токе к этому дню ещё хуже: в нём разудалая, размашистая плясовая про мёд без всякого упоминания о Кресте Господнем, как будто ради мёда и танцев Церковь и установила этот праздник.

Тут стоить сказать о народных названиях трех летних праздников, посвященных Спасителю: «Медовый Спас» – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа); «Яблочный Спас» – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 августа); «Третий», «Хлебный» или «Ореховый Спас» – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (16/29 августа). Уже из одного сравнения народного и церковного названия праздника видно, что первое совершенно десакрализует событие и сводит его духовный и исторический смысл к деревенскому быту (сбор плодов нового урожая, выпекание хлеба и т.п.) или к современной городской обыденности – купить в магазине яблоки или мёд и принести их в храм освящать. Благодать-то кто её видел, а тут возьмешь в руки – маешь вещь! Съел освященное яблочко и освятился…

Да, Церковь по необходимости воцерковляет народные обычаи (праздник нового урожая, например), часто имеющие языческие корни, но именно для того, чтобы таким образом донести до своих чад духовные истины и наставить их на путь спасения. «Преображение Господне» не про освящение яблок и винограда, а о нашем обожении в конце духовного пути по примеру плоти Спасителя и святых Его. Нерукотворенный образ Спасителя – это известная всем Туринская плащаница, на которой отпечатлелось нетленное тело Иисуса Христа со следами бичевания и распятия. Кощунственно приурочивать перенесение этой реликвии в Константинополь к сбору орехов или выпечке хлебов, вместо того, чтобы поклоняться страстям Господа и Его Нерукотворенному образу. То же можно сказать и о народных названиях других праздников, десакрализующих события священной истории или персоны сниженной лексикой и панибратством (например, «Никола вешний», «Никола летний» о праздновании дней памяти свт. Николая Чудотворца).

Однако массовая культура, в том числе и современная культура поздравительных открыток и видеороликов, напротив акцентирует внимание на бытовой, профанной стороне церковного праздника, потому что так проще для восприятия, «прикольнее», веселее и «всем ненапряжно». Поэтому благочестивому христианину должно избегать так называемых «народных» наименований праздников, а их много и интернет услужливо их подсказывает и преподносит как «древнюю народную традицию», которой якобы и надо следовать неофиту, вздумавшему обратиться к вере предков.

Возвращаясь к сочинителям поздравлений, скажу, что если бы такие любители «иметь Бога в душе» и обходиться в общении с Ним «без посредников», т.е. без Церкви (что часто можно услышать от такого рода «верующих»), действительно имели в своей душе Христа как, скажем, апостол Павел, писавший: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), чувствовали Его, сопереживали, сораспинались Ему («я сораспялся Христу», – говорил Павел (Гал.2:20)), то они создавали бы тексты того же уровня, что и апостол, не видевший Христа в земной жизни, не получивший посвящения от кого-то из человеков кроме возложения рук Ананией (Деян.9:17-18), но неоднократно имевший общение с Господом после Его Вознесения и, главное, служившей Ему многими трудами в великих опасностях и отдавший за Него жизнь! Человек, познавший Христа, даже не в меру апостола, а хотя бы в сотую её часть, не смог бы написать в Великий Пяток: «Нынче Пятница страстная / И хотим мы пожелать…»

Человек, имеющий страх Божий (пусть приобретенный «без посредников», самостоятельно в результате личного Откровения) не может сказать о Боге, что Он Святая Троица, только «в тот миг», когда Отец, Сын и Св. Дух соберутся «за трапезою простой». Не может, если он действительно познал Бога – Его любовь, сострадание страждущему человечеству, Его Жертву, ради этой любви и сострадания, Его смирение в уничижении, страдании и смерти Сына, но и Его величие, власть и всемогущество, о чем апостол напоминал первым христианам: «будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28-29).

Вместо этого в расхожих «поздравлениях» (на открытках и в видеороликах) мы видим какое-то эрзац-православие, православие-лайт, то, что А.В. Щипков[13] назвал «православным гламуром», который есть прелесть, прельщение. «Это подмена правды Христовой чем-то убедительным, эффектным, но лживым, – утверждает А.В. Щипков. – Антихрист – вот кто по-настоящему гламурен. Потому что он не просто против Христа, а вместо Христа… В этом смысле гламур – инструмент антихриста»[14].

Как владыка Амвросий в «священном спаме», так светский ученый А.В. Щипков в «гламурном православии», оба видят сатанинское противодействие Господу Иисусу Христу. Представляется, что описанный выше «священный спам» целиком попадает под определение гламура. Судите сами.

«Гламур есть имитация», в которой «содержание явления, история вещи подменяются образом “совершенной” гламурной формы», – пишет А.В. Щипков. В искусстве гламур «вытравливает содержание», предлагая пустые формы. Для Православной Церкви опасность заключается в том, что «сейчас начался процесс поглощения гламуром русской иконописи» (частное проявление этого – гламурные поздравительные открытки и видеоролики, добавим мы). Наш ответ экспансии гламура заключается в умении показывать «как гламур подменяет реальность симулякром». Гламуру можно противопоставить только высшую систему ценностей и чувство реальности. «Наилучшим образом они соединены в религии», – полагает А. Щипков[15].

Эти высшие ценности в виде учения Церкви, правильного отношения к иконе, святому образу, правильное понимание содержания церковного праздника, его смыслов, надо с амвона, в катехизических беседах, через православные и светские СМИ доносить до народа Божия, до прихожан и всех граждан, чтобы они не соблазнялись на гламур, рассылая друг другу «тик-токовские» (в буквальном и переносном смысле) поздравления, непонятно кем созданные и подспудно используемые врагом рода человеческого против Христа и христиан, препятствуя их спасению.

Честь и бесчестие образа восходит к Первообразу

До сих пор мы разбирали несуразные тексты поздравлений в стиле «тик-токовского православия». Но не лучше обстоит дело и с «картинками». С ними как минимум две проблемы.

Первая – это количество получаемых «картинок» (открыток или видеороликов) в год.

Например, если десять человек поздравят друг друга отправкой одной «картинки» каждому адресату, то каждый из них получит 9 «картинок», а всего в рассылке единократно окажется 90. За год только от поздравлений на двунадесятые праздники у каждого скопится в смартфоне 9х12=108 «картинок». А еще в церковном году есть Пасха Христова, 5 великих недвунадесятых праздников, Происхождение Честных Древ Креста Господня и Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, дни памяти великих святых, чудотворных икон Божией Матери, именины и т.д. Добавим минимум – 10 поздравлений. Это ещё 90 «картинок». Итого у каждого скопится уже 198 «картинок». Хранить такое количество даже в течение года (не постоянно) обременительно и бессмысленно, потому что на следующий год всё повторится вновь. Поэтому почти все эти «картинки» сразу же будут отправлены в «корзину», т.е. в виртуальный мусор.

Вторая проблема – визуальное содержание «картинки», её образы.

Воцерковленные граждане часто рассылают знакомым репродукцию иконы церковного праздника, выбирая стиль по своему вкусу: одни предпочитают древние иконы, фрески и мозаики, другие – поздние, в живописной манере. И те, и другие мы видим в наших храмах, почитаем и поклоняемся им как святым образам, воздавая должное поклонение каждением фимиама, зажжением свечей и лобзанием устами согласно догмату иконопочитания.

Те из «картинок», что «творчески» составлены интернет-умельцами из образов Христа, Богородицы, ангелов и святых (как правило в типичном для протестантизма слащавом стиле), православных храмов, голубей, цветов и прочего антуража, не являются иконой в принятом смысле слова, однако, как правило, содержат святые образы, потому что святы их первообразы – названные выше святые ипостаси (лица).

К таким неправославным «картинкам» можно отнести суждение прп. Феодора Студита о неискусной иконе, которая хотя и отличается от первообраза, имеет сакральный статус также, как и икона, имеющая совершенное с ним подобие. «Ибо поклонение [воздается иконе] не постольку, что она отступает от сходства [с первообразом], но поскольку она представляет подобие [с ним], так как в известном отношении икона представляет образ, одинаковый с первообразом, и не два поклоняемых [предмета], но один и тот же, и первообраз [принимает поклонение, которое воздается] иконе…»[16].

Из сказанного следует два вывода: с одной стороны, такие «творческие картинки» не соответствуют традиции православного церковного искусства, разрушают её, привносят чуждые Православию смыслы в празднуемое событие (это хорошо видно на примере праздника Рождества Христова, о чем уже было написано[17]); с другой стороны, любые наши действия в отношении «творчески» составленных неправославных «картинок» имеют равные мистические последствия с действиями в отношении репродукций настоящих икон.

Общие последствия замены текстовых сообщений «картинками» таковы.

Во-первых, рассылка поздравлений со священными изображениями (печатных и электронных) приводит к профанации священного, их обмирщению: сакральное церковное искусство выводится из литургического пространства богослужения и молитвы в профанную сферу обыденной жизни, перемещается на обыденный носитель (телефон), превращая святой образ в простой малоразмерный знак, иллюстрацию, стирая тем самым границу между священным и мирским. Похожую ситуацию профанации священного мы видим при использовании святых образов на обыденных предметах (сувениры, посуда, одежда, предметы интерьера, упаковка товаров и т.п.). Для всех очевидно, что отношение к священному изображению в телефоне (смартфоне) более пренебрежительное, чем к его репродукции в книге, а в книге – ниже, чем в реальности; также вне храма – менее благоговейное, чем в храме и т.д. Фактически репродукция иконы, отосланная через мессенджер в качестве поздравления, низводится в телефоне до смс-пиктограммы, своего рода смайлика, заменяющего слова знаками и образами.

Во-вторых, согласно богословию иконы святых отцов-иконопочитателей, честь и бесчестие образа восходит к первообразу, т.е. к изображенным на «картинках» Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и «друзьям Божиим» (святым подвижникам) независимо от художественного стиля, манеры, техники создания (подлинника или репродукции), освящения или не освящения изображения по чину Требника и т.п.[18]

В-третьих, удаление «картинки» из памяти смартфона руками его владельца при кажущейся безобидности, символически идентично физическому уничтожению иконы, написанной на дереве или напечатанной на бумаге, потому что оба эти действия выражают одинаковое отношение к святому образу: вместо воздаяния ему почитательного поклонения согласно догмату иконопочитания, он уничтожается, хотя ещё не утратил своего подобия со святым первообразом, который бесчестится нашим небрежением и уничтожением его образа. Отметим, что по святым отцам материальный носитель святого образа сам по себе не имеет сакрального статуса и может быть уничтожен, если утрачен изображенный на нем святой образ[19]. Но в описанной ситуации святой образ сознательно уничтожается, а его носитель сохраняется. Именно так поступали древние иконоборцы в Византии в VIII–IX вв., соскабливая фрески и сбивая мозаики со стен храмов.

Заключение

Читая электронные открытки и просматривая видеоролики с поздравлениями православных с церковными праздниками, хочется спросить их авторов: кто вы, творцы Тик-тока? С кем вы? Для чего вы это делаете?

Если вы верующие православные христиане, то почему вместо следования учению Церкви, Священному Писанию и Преданию вы извергаете из себя во внешний мир безграмотную отсебятину, доходящую до кощунства и богохульства?

Если вы свободные творческие личности, то почему вы создаете такую пошлую безвкусицу?

Если вы со Христом, то почему вместо Него в ваших творениях везде сквозит ваше самодовольное «я», себялюбие и самолюбование?

Если вы «хотите как лучше» – сделать приятное другим, то почему ваше «творчество» оскорбляет людей, живущих жизнью Церкви, а не своих «мечт»?

Если вы осознанно или неосознанно играете словами, не задумываясь над тем, кому вы служите: Богу или врагу рода человеческого, который был «человекоубийца от начала и не устоял в истине… ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44), то одумайтесь, наконец, и познайте страшную цену вашим делам и словам: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф.25:31) судить живых и мертвых, чтобы не услышать вам: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

А православных верующих – воцерковленных и не очень, призываю не соблазняться легкостью замены текста священными изображениями; букв и слов родного языка – святыми образами; собственного, пусть малого, душевного труда по сочинению и написанию поздравления с церковным праздником – уже сделанной кем-то работой по созданию электронной открытки или видеоролика с озвучкой.

Пересылка ради простоты и лёгкости друг другу репродукций икон или плодов убогого творчества пользователей Тик-Тока дело не благодатное, а скорее предосудительное и даже греховное, причем трижды. Осознанно или неосознанно согрешает сам отправитель, и в добавок он вводит в невольный грех своего адресата, вынуждая его принимать на свой телефон, а потом уничтожать из его памяти святые образы. Наконец, распространение сообщения (открытки, видеоролика), нецерковного и не православного по своему смыслу, содержанию и образам есть грех соучастия в ереси, в её распространении и соблазнении ближних. Тем более, если по недомыслию «творца» его поздравление превращается в кощунство.

Будем же держаться учения Церкви, заветов святых отцов-иконопочитателей бережно, вдумчиво, благочестиво и благоговейно относиться к иконе, к любому святому образу. Прп. Иоанн Дамаскин призывает нас:

«…В деле, касающемся изображений, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их устрояет. И если она истинна и права и если [изображения] делаются для славы Божией и Его святых… и спасения душ, то должно принимать [их] с радостию и почитать… и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами, и устами, и сердцем, как подобие воплотившегося Бога, или Его Матери, или святых, соучастников страданий Его и славы Христовой, и победителей, и истребителей диавола, и демонов, и заблуждения их»[20].

Об уничтожении же и непочитании святых икон преподобный предупреждает:

«…Пусть знает всякий человек, что приступающий к уничтожению иконы, существующей во славу и воспоминание Христа, или Его Матери Св. Богородицы, или кого-нибудь из святых… и не покланяющийся, и не почитающий, и не лобызающий с любовью изображенного… есть враг Христа, и св. Богородицы и святых, защитник же дьявола и демонов его, на деле показывающий печаль о том, что Бог и святые Его почитаются, дьявол же посрамляется. Ибо икона есть триумф, и объявление, и надпись в память победы отличившихся и одержавших верх и стыда побежденных и низверженных»[21].

Если читатель сочтет, что автор этой статьи чрезмерно строг, безапелляционен и слишком много на себя берет, давая оценки описанным явлениям, пусть приведенные суждения прп. Иоанна Дамаскина (а с ним единомысленны и другие святые отцы[22]) понудят его и всех нас задуматься о том, всё ли правильно мы делаем, поздравляя близких с церковным праздником.


[1] Например: Немыченков В.И. «Блюдите убо, како опасно ходите…». Часть 1. Ботинки с принтами // Православие.ру: [сайт]. – 2023. – 12 декабря. – URL: https://pravoslavie.ru/; Часть 2. «Заставь дурака Богу молиться…» // Православие.ру: [сайт]. – 2023. – 13 декабря. – URL: https://pravoslavie.ru/; Его же. Православные святыни на денежных знаках и… туалетной бумаге // Православие.ру: [сайт]. – 2024. – 17 января. – URL: https://pravoslavie.ru/158224.html и др.

[2] Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Богословие должно быть актуальным, оно должно отражать сегодняшний день /интервью провели Мария Стрельчук и Никита Глявин // Богослов.ру: [портал]. – 2023. – 27 ноября. – URL: https://bogoslov.ru/ (дата обращения: 30.05.2025).

[3] Там же. Выделение шрифтом наше. – В.Н.

[4] Там же. Выделение шрифтом наше. – В.Н.

[5] Орфография оригинала сохранена. Источник: Тик-Ток: [сайт]. – URL: https://www.tiktok.com/

[6] Антифон 15, глас 6, тропарь 1 на Утрени Великого Пятка, «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» // Триодь Постная. Рус. пер.: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение» (источник: Песнопения Страстной седмицы // Азбука веры: [портал]. – URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/pesnopeniya-strastnoj-sedmicy.html).

[7] Антифон 15, глас 6 на Утрени Великого Пятка, тропарь 2 // Триодь Постная.

[8] Орфография и разбиение на строки оригинала сохранена. Источник: Тик-Ток [сайт].

[9] Орфография оригинала сохранена. Источник: Тик-Ток [сайт].

[10] Орфография оригинала сохранена. Источник: Тик-Ток [сайт].

[11] Источник: Тик-Ток: [сайт]. – URL: https://www.tiktok.com. Второй куплет взят из аналогичного ролика на другом ресурсе: Rutube.ru: [сайт]. – URL: https://rutube.ru

[12] Орфография оригинала сохранена. Написание слова «спас» со строчной буквы выдает незнание автором того, что это сокращение от «Спаситель», т.е. Иисус Христос. Мёд у автора важнее Господа.

[13] Щипков А.В. – ректор Российского православного университета, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктор политических наук

[14] Щипков А. Православный гламур // Religare: [сайт]. – 2019. – 6 июля. – URL: http://www.religare.ru/ (дата обращения: 02.06.2025).

[15] Там же.

[16] Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, глава III.5 // Его же. Творения: В 3 т. Т. 2: Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. С. 314. Курсив наш. – В.Н.

[17] Немыченков В.И. Послесловие к Рождеству Христову: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…» // Радонеж. – 2017. – № 2 (286). – С. 6–8.

[18] Подробнее см.: Кнутов А.В., свящ., Немыченков В.И. Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания. – СПб.: Алетейя, 2024. – 372 с.: ил. Также см. наши публикации по теме на православных интернет-ресурсах.

[19] Вещество иконы непоклоняемо, т.е. икона как предмет без святого образа не имеет сакрального статуса. «…Относительно вещества изображения: если уничтожено подобие, которое было на нем видимо и к которому относилось поклонение, то вещество остается без почитания, как не имеющее с подобием ничего общего» (Феодор Студит, прп. Письмо к Платону // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 324–325).

[20] Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, IX // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 54–55. Курсив наш. – В.Н.

[21] Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, X // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. I / пер. с греч. – СПб.: Императорская С.-Петербургская духовная академия, 1913. С. 397. Курсив наш. – В.Н.

[22] Немыченков В.И. Святоотеческое богословие иконы

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

5 комментариев

  • Viktoria08, 19.06.2025
    Полностью соглашусь с тем, что открытки с иконами — совершенно неуместно и кощунственно, однако…
    Если удалять электронную икону — грех, то нужно ли тогда идти на исповедь каждый раз, когда удаляешь кэш браузера? Ведь все картинки, которые есть на сайтах, хранятся там, включая иконы с Азбуки. То же касается и оперативной памяти компьютера, которая стирается при перезагрузке.
    Идея, что электронные иконы — тоже священные образы, логична, но её полное исполнение приведёт к необходимости запретить все изображения в своём браузере и паранойе в отношении видео и фотографий.
    Ответить »
    • vladnem, 30.06.2025
      В Церкви действует принцип икономии — домостроительства: есть строгие каноны и правила, есть и послабления в их исполнении (например, сейчас многолетнее отлучение от Причастия за тяжкие грехи не практикуется, хотя каноны эти не отменены). В описанной в статье ситуации также не надо все доводить до абсурда и паранойи. Для начала всем нам надо просто минимизировать неправомерное и нецелевое использование репродукций свящ.изображений. Это касается и твердых носителей (газеты, календари, обложки книг и журналов, упаковка «товаров для православных» и т.п.). Об этом автор статьи подробно пишет в книге, написанной совместно со священником Алексием Кнутовым: Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного предания (СПб., 2024), а также в др. своих статьях.
      Ответить »
  • Natalja Ljamtseva, 19.06.2025
    Очень полезная статья, сама так иногда отправляла поздравление: просто открыткой. Приходили поздравление и мне из тик- тока, и потом удаляла . Теперь буду знать!
    Ответить »
  • Людмила, 20.06.2025
    Благодарю Вас сердечно как защитника святынь Православия! Да поможет Милосердный Господь осознать людям, как опасно для души легкомысленное и преступное отношение к Святым изображениям!
    Ответить »