Святитель Иларион (Григорович) – непрестанный труженик
14 Май

Святитель Иларион (Григорович) – непрестанный труженик

Екатерина Дудник
(3 голоса3.7 из 5)

Епископ Русской Православной Церкви Иларион (Григорович) за свою жизнь успел сделать многое: стать игуменом нескольких монастырей, потрудиться учителем риторики и философии, проявить дар прекрасного проповедника, оставить после себя ряд бесценных научных трудов, поспособствовать выпуску известной Елизаветинской Библии и не только… Но главным было то, что он вел по-настоящему богоугодную жизнь, вдохновляя своим примером большое количество народа.

По пути веры и науки

Епископ Иларион (Григорович) родился 20 (30) декабря 1696 года в Черниговской губернии, город Сосница. Будучи отроком, стал проявлять повышенный интерес к наукам. В восемнадцатилетнем возрасте покинул родительский дом и отправился в Киев. Здесь с успехом окончил духовную академию, после чего решился на принятие монашеского пострига в Киево-Братском Богоявленском монастыре. Вскоре инок Иларион стал преподавателем Киевской академии. Эту должность он занимал ровно четыре года, отличался необыкновенной грамотностью и начитанностью.

В 1726 году Илариону (Григоровичу) присвоили сан иеромонаха и дали должность помощника ректора по учебно-воспитательной части Харьковского коллегиума. Здесь он стал преподавать философию и риторику. Кроме того, в учебном заведении в полной мере проявился его дар прекрасного проповедника. А еще Иларион (Григорович) издавал литературные труды.

Пятилетнее служение Святогорской лавре

Спустя семь лет, в 1733-м, подвижник Божий Иларион получил сан архимандрита, а затем стал игуменом Свято-Успенского Святогорского монастыря, расположенного на живописной реке Северский Донец.
Здесь стоит отметить, что Иларион (Григорович) отличался особой требовательностью как к себе, так и к братии обители. За это на него, как и на предыдущего игумена Митрофана (Шеинкова), стали писаться доносы.

Так иеродиакон Иоасаф сначала лично от себя, а потом от имени братии написал ряд доносов в Белгородскую духовную консисторию. Он обвинил архимандрита Илариона в чрезмерной строгости, а также в ошибочных распоряжениях касательно монастырской экономии. Однако представители консистории вызвали на допрос самого иеродиакона Иоасафа, после чего он в прямом смысле слова бежал оттуда. Братия же Святогорского монастыря, от имени которой выступили иеродиакон Арсений, иеромонах Софоний и монах Ефестион, в консистории заявила, что никакой вины за игуменом Иларионом нет и доносов никто не писал.

После разбирательства Белгородская духовная консистория 10 февраля 1735 года издала указ, согласно которому все обвинения были сняты с архимандрита Илариона (Григоровича). Его имя фигурировало в качестве игумена Святогорской обители в указах от 1736 и 1737 годов. Всего он прослужил здесь пять лет.

Новые монастыри и научные труды

В 1738 году Иларион (Григорович) начал управлять Николаевским монастырем в Белгороде, расположенном на реке Северский Донец. Это служение продлилось до 1740 года, после чего архимандрит стал настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области. Здесь он оставался до 1743 года, а затем был переведен в Чудов монастырь, расположенный на территории Московского Кремля на Царской площади.

Фото: drevo-info.ru

Нужно отметить, что здоровье архимандрита Илариона в Москве подкосилось. Несмотря на это, он продолжал заниматься настоятельскими трудами и активной научной деятельностью. Например, принимал участие в проверке исправленного ранее церковнославянского текста Библии. Так в 1744 году Синод повелевал ему «при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни, кроме недельных, быть и слушание и исправление Библии иметь». За эту работу архимандриту Илариону выдавали денежное вознаграждение в размере 750 рублей, что по тем временам считалось довольно большой суммой.

Колоссальная работа над Библией

17 декабря 1744 года Иларион (Григорович) стал настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря, располагавшегося в городе Истре Московской области. Он с первых дней начал заботиться об обустройстве обители, которая к его приходу уже находилась в плачевном состоянии. Игумен писал в Святейший Синод: «Такие де преумножились в той церкви течи, что во время дождя непрестанно подставляют кадки и ушатами из церкви выносят воду, и верхние своды… стали рушиться и великая часть того свода уже упала, и в алтаре большом и за алтарем непрестанно кирпичи падают». Но, к сожалению, при архимандрите Иларионе заметных восстановительных работ так и не произошло.

Нужно отметить, новая должность не мешала Илариону (Григоровичу) дальше заниматься научной деятельностью. Однако 9 января 1747 года он обратился в Синод и сказал, что для дальнейшей работы над Библией важно смотреть на достоверный цельный библейский текст, находящийся в греческих кодексах, а он этого языка не знал, потому просил увольнения. Кроме того, игумен Иларион говорил, что за три года усердных трудов над Библией его зрение сильно ослабело, потому дальнейшая работа не представляется возможной. Синод исполнил просьбу. Результатом трехлетнего труда Илариона (Григоровича) стали 290 тетрадей, куда вошел исправленный им библейский текст. Во многом благодаря архимандриту в 1751 году, в период правления императрицы Елизаветы Петровны, в мир вышла Елизаветинская Библия на церковнославянском языке.

Память о святителе жива!

С весны 1748 года архимандрита Илариона зачислили в члены Святейшего Синода. В том же году был хиротонисан во епископа Крутицкого (Сарского и Подонского). Когда он пребывал на Крутицкой кафедре, то служил для народа примером человека богоугодной жизни. Более того, его почитали за лучшего архиерея Крутицкой епархии и даже считали святым. Ему удалось снискать настоящую любовь народа.
А с 1754 по 1758 годы Иларион (Григорович) управлял Московской епархией. В этот период он обрел большую славу как настоящий подвижник и молитвенник.

Стоит заметить, епископ никогда не забывал о том месте, где начинался его подвижнический путь, о Киеве. Так однажды он приехал в город, чтобы лично освятить деревянный храм во имя святителей Московских, построенный архимандритом РПЦ, наместником Киево-Печерской лавры Лукой (Белоусовичем) в Китаевой пустыни. Кроме того, по его благословению состоялось освящение придела во имя святого Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Сердце епископа Илариона перестало биться 3 (14) декабря 1759 года. Его похоронили в Москве, в архиерейском доме на Крутицах. С того момента к могиле угодника Божьего, проведшего всю жизнь в непрестанных трудах, начало стекаться огромное количество народа. А его богатая библиотека по завещанию перешла в пользование Крутицкой духовной семинарии.

Фото: drevo-info.ru

К сожалению, в 30-х годах прошлого века архиерейский дом на Крутицах перестроили в жилое помещение, потому гробницу утратили. Однако память о выдающемся епископе Крутицком утратить было невозможно. 5 октября 1987 года Илиариона (Григоровича) канонизировали в лике местночтимых Тульских святых. Его имя включили в собор святых и подвижников благочестия в земле Тульской просиявших.

А 8 мая 2008 года определением Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о местной канонизации подвижника в Донецкой епархии, в Соборе Святогорских святых, день памяти которых отмечается 24 сентября.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...