Лже­сми­ре­ние

***

Лжесмире́ние (сми­рен­но­сло­вие) – 1) при­твор­ное, напуск­ное сми­ре­ние, обу­слов­лен­ное жела­нием выгля­деть сми­рен­ным при недо­статке (или отсут­ствии) под­лин­ного сми­ре­ния, ради при­об­ре­те­ния жела­е­мого рас­по­ло­же­ния к себе, как к якобы сми­рен­ному (послуш­ному, крот­кому и т. п.); 2) покор­ность кому-либо, чему-либо, ложно интер­пре­ти­ру­е­мая, как под­лин­ное сми­ре­ние, но не явля­ю­ща­яся тако­вым (при­чи­ной подоб­ного рода покор­но­сти может слу­жить сла­бость харак­тера, страх перед нака­за­нием и пр.).

«Сми­ре­ние есть одна из высших еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей, пре­выс­шая чело­ве­че­ского пости­же­ния. Сми­ре­ние боже­ственно, оно есть учение Хри­стово, свой­ство Хри­стово, дей­ствие Хри­стово», – гово­рит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Сми­ре­ние рож­да­ется через Боже­ствен­ное дей­ствие внутри чело­ве­че­ского сердца. Оно есть дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа, дающей чело­ве­че­скому сердцу тот мир, в кото­ром пре­бы­вает Сам Бог.

Из попытки заме­нить Боже­ствен­ное бла­го­дат­ное дей­ствие есте­ствен­ным пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­нием воз­ни­кает ложное (мнимое) сми­ре­ние. Важно знать, что суще­ствуют есте­ствен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства – робость, застен­чи­вость, стес­ни­тель­ность, неуве­рен­ность и др. кото­рые не имеют ничего общего со сверхъ­есте­ствен­ным бла­го­дат­ным миром, нис­хо­дя­щим в чело­ве­че­скую душу. Эти каче­ства осно­ваны на ува­же­нии к чело­ве­че­скому мнению, на иска­нии чело­ве­че­ского рас­по­ло­же­ния, на почи­та­нии зако­нов обще­ства, в конеч­ном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу.

Стрем­ле­ние выдать эти каче­ства за хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель сми­ре­ния ведет к обману себя и ближ­них. Будучи Боже­ствен­ным дей­ствием, то есть дей­ствием Самого Созда­теля мира, сми­ре­ние не нуж­да­ется в заиг­ры­ва­нии с чело­ве­че­ским мне­нием, кото­рое непре­менно обо­ра­чи­ва­ется иска­нием чело­ве­че­ской славы. В состо­я­нии сми­ре­ния хри­сти­а­нин видит правду о себе и ближ­них. Такая правда нели­це­при­ятна, поскольку чело­ве­че­ская при­рода повре­ждена грехом. Виде­ние этой правды про­ис­те­кает из дей­ствия Вся­свя­того Бога, есть след­ствие пря­мого под­чи­не­ния Ему, сопри­кос­но­ве­ния с Его свя­то­стью. Позна­ние тяже­лой правды чело­ве­че­ского паде­ния сосу­ще­ствует в хри­сти­а­нине с любо­вью к людям. Этой любо­вью обла­дает Сам Бог, сооб­ща­ю­щий ее избран­ному Им чело­веку. Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность такой любви состоит в бес­пре­дель­ном состра­да­нии к ближ­нему, и, в тоже время, в совер­шен­ном непри­я­тии тво­ри­мого им греха. Непо­сти­жи­мое для мира соеди­не­ние неогра­ни­чен­ного мило­сер­дия и реши­тель­ного отвра­ще­ния ко злу выше­есте­ственно. Такое состо­я­ние невоз­можно про­из­ве­сти чело­ве­че­скими уси­ли­ями, оно – плод дей­ствия бла­го­дати.

В про­ти­во­вес хри­сти­ан­скому сми­ре­нию, лже­сми­ре­ние постро­ено на тще­сла­вии и чело­ве­ко­уго­дии. Ищущий земной славы чело­век, заис­ки­вает перед ближ­ними, все­цело закры­вая глаза на гре­хов­ные немощи и недо­статки. Он не видит раз­ру­ши­тель­ного дей­ствия греха в себе и не видит его дей­ствия в ближ­нем. Стре­мясь снис­кать рас­по­ло­же­ния людей, он пота­кает их сла­бо­стям и сам соучаст­вует в них. Не видя раз­ницы между любо­вью к людям и ко греху, он впа­дает в лице­ме­рие, теряет искрен­нее отно­ше­ние к людям. Подоб­ным лже­сми­ре­нием обла­дают падшие духи, кото­рые под­стра­и­ва­ются под чело­ве­че­ские пороки, раз­ви­вают их, тре­буют забыть от чело­века его при­зва­ние к свя­то­сти. Раз­ви­вая чело­ве­че­ские стра­сти, они пре­воз­но­сятся над людьми, счи­тают их своими сле­пыми ору­ди­ями, жал­кими и обма­ну­тыми суще­ствами, пре­зи­рают их.

Одной из форм лже­сми­ре­ния, наи­ме­нее при­мет­ной для людей, явля­ется сми­рен­но­сло­вие или показ­ное сми­ре­ние в словах. Сми­ре­но­сло­вие – форма скры­того тще­сла­вия, выра­жа­ю­ще­гося в словах само­уни­чи­же­ния перед людьми, когда чело­век при­тво­ря­ется сми­рен­ным, чтобы другие люди поду­мали о нем как о подвиж­нике, обла­да­ю­щем высо­кой духов­ной мерой. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов пишет: «Гос­подь запо­ве­дал совер­шать все доб­ро­де­тели втайне (Мф. 6:1–6), а сми­рен­но­сло­вие есть обна­ру­же­ние сми­ре­ния напо­каз чело­ве­кам. Оно – при­твор­ство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что ута­е­ние своих доб­ро­де­те­лей состав­ляет одно из свойств сми­ре­ния, а сми­рен­но­сло­вием это-то ута­е­ние и уни­что­жа­ется».

***

См. СМИ­РЕН­НО­МУД­РИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки