Сми­рен­но­муд­рие

***

Смиренному́дрие – хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель; воз­вы­шен­ное духов­ное состо­я­ние, обу­слов­лен­ное пра­виль­ным мне­нием чело­века о себе как о созда­нии Божьем; пра­виль­ным отно­ше­нием к Гос­поду как к Созда­телю и Все­дер­жи­телю, пра­виль­ным отно­ше­нием к миру как к Божьему тво­ре­нию.

Сми­рен­но­муд­рие – одна из сторон доб­ро­де­тели сми­ре­ния. Сми­ре­ние чело­века рож­да­ется в уме. Оно суть благое и бла­жен­ное состо­я­ние духа, то есть по пре­иму­ще­ству доб­ро­де­тель ума. Оно пред­по­ла­гает пра­виль­ное воз­зре­ние на себя и окру­жа­ю­щий чело­века мир. Пра­виль­ное поня­тие чело­века о чело­ве­че­стве и о самом себе при­ми­ряет чело­века с собою, с чело­ве­че­ским обще­ством – при­ми­ряет с землею и небом. Пра­виль­ный (сми­рен­ный) образ мыслей, при­вле­кает в душу Боже­ствен­ную бла­го­дать, напол­ня­ю­щую ее неиз­ре­чен­ным Боже­ствен­ным миром, дару­ю­щую ей ощу­тимо познать бла­жен­ство Боже­ствен­ной жизни.

Когда мы имеем в виду одно успо­ко­и­тель­ное, радост­ное, бла­жен­ное состо­я­ние, про­из­во­ди­мое в нас доб­ро­де­те­лью, то назы­ваем ее сми­ре­нием. Когда же имеем в виду сми­рен­ный образ мыслей, то назы­ваем его сми­рен­но­муд­рием.

***

«Сми­рен­но­муд­рие есть образ мыслей чело­века о себе и о чело­ве­че­стве, вну­шен­ный и вну­ша­е­мый Боже­ствен­ною Исти­ною»
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Сми­рен­но­мудр не тот, кто о себе гово­рит мало и кто уни­жа­ется перед низ­шими себя. А тот, кто скромно гово­рит о Боге; кто знает, что ска­зать, о чем помол­чать, а в чем при­знать свое неве­де­ние; кто согла­ша­ется, что есть люди, кото­рые его духов­нее и более пре­успели в умо­зре­нии».
свт. Гри­го­рий Бого­слов

«Сми­рен­но­муд­рый видит себя ничтож­ною пылин­кою среди гро­мад­ного миро­зда­ния, среди времен, поко­ле­ний и собы­тий чело­ве­че­ских, про­тек­ших и гря­ду­щих. Ум и сердце сми­рен­но­муд­рого спо­собны при­нять Боже­ствен­ное хри­сти­ан­ское учение и непре­станно пре­успе­вать в хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях; ум и сердце сми­рен­но­муд­рого видят и ощу­щают паде­ние при­роды чело­ве­че­ской и потому спо­собны при­знать и при­нять Иску­пи­теля. Сми­рен­но­муд­рие не видит досто­инств в падшей при­роде чело­ве­че­ской; оно созер­цает чело­ве­че­ство как пре­вос­ход­ное созда­ние Божие, но вместе созер­цает и грех, про­ник­ший во все суще­ство чело­века, отра­вив­ший это суще­ство; сми­рен­но­муд­рие, при­зна­вая вели­ко­ле­пие созда­ния Божия, при­знает вместе и без­об­ра­зие созда­ния, иска­жен­ного грехом; оно посто­янно сетует об этом бед­ствии. Оно смот­рит на землю, как на страну своего изгна­ния, стре­мится пока­я­нием воз­вра­тить себе Небо, утра­чен­ное само­мне­нием».
свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

***

См. ДОБ­РО­ДЕ­ТЕЛЬ, СМИ­РЕ­НИЕ, ЛЖЕ­СМИ­РЕ­НИЕ, СМИ­РЕН­НО­СЛО­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки