Главная » Алфавитный раздел » С » Смиреннословие

Смиреннословие

(3 голоса: 5 из 5)

 

Смиренносло́вие — 1) формальное выказывание смирения внешним образом, на словах; 2) слова, речи, употребляемые человеком ради создания впечатления о себе как о смиренном; 3) слова и речи, отображающие, внешним образом, внутренний смиренный настрой.

Может ли смиреннословие способствовать формированию смирения?

Нередко бывает, что выказываемое тем или иным человеком смирение не имеет отношения к подлинному христианскому смирению. Более того, достаточно часто основой подобного рода «смирения» является прямо противоположное ему по характеру состояние — гордыня (мол, посмотрите на меня, заметьте, какой я смиренный, какой добродетельный, не то, что другие).

В отличие от напускного, театрального смирения подлинное христианское смирение подразумевает сокрушение сердца, а не языка, должное расположение души по отношению к Богу как к Вседержителю, а не внешнее, показное самоуничижение (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).

Однако, это совершенно не значит, будто озвучиваемые тем или иным человеком смиренные слова должны априори оцениваться как ложные и греховные.

Священное Писание предоставляет нам множество убедительных примеров, когда праведники, обращаясь с Богом или людьми, смиренно прилагали к себе довольно уничижительные определения.

Так, Авраам, обращаясь ко Господу, назвал себя прахом и пеплом (Быт.18:27), но Бог не упрекнул его в лицемерии, потому что эти слова соответствовали внутреннему настрою его души, звучали из самых глубин его сердца.

Другой случай. Когда Семей дерзнул злословить царя и пророка Давида, вознегодовавший Авесса хотел его наказать (снять голову), но Давид запретил ему, объяснив запрет тем, что Семей поступает так в соответствии с Божьей волей. Выражаясь иначе, царь смиренно признал, что достоин злословий (2Цар.16:7-10).

Наконец, Сам Господь Иисус Христос публично говорил о Себе, что смирен сердцем (Мф.11:29).

Стало быть, суждение о том, что подлинно смиренный христианин должен всячески избегать внешнего проявления смирения, дабы избежать лицемерия и гордыни, следует считать крайностью. Другое дело, что христианин не должен делать этого напоказ.

Уместно добавить, что иногда изменение именно внешнего поведения служит началом преобразования внутреннего строя души.

Положим, гневливому человеку для того, чтобы избавиться от этой греховной страсти, следует научиться удерживать язык, то есть не проявлять раздражительность и гневливость на людях, вовне. Неужели же его нужно будет обвинять в лицемерии уже и за то, что он, оставаясь внутренне раздражительным и гневливым, внешне станет вести себя рассудительно, сдержанно?

Равным образом, изменение внешнего характера поведения (в том числе в словах) может способствовать внутреннему преображению и в случае преодоления гордыни.

Чаще всего смиреннословие перед людьми маскирует тщеславие.

См. СМИРЕННОМУДРИЕ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru