Сладострастие

См. раздел: О ЛЮБВИ ТЕЛЕСНОЙ

***

Сладостра́стие — 1) вид гре­хов­ной стра­сти, порока; похоть, вожде­ле­ние; чрез­мер­ное, про­ти­во­есте­ствен­ное вле­че­ние к чув­ствен­ным удо­воль­ствиям сек­су­аль­ного харак­тера; 2) чрез­мер­ное вле­че­ние к гре­хов­ным чув­ствен­ным удо­воль­ствиям; 3) чрез­мер­ное стрем­ле­ние к гре­хов­ным удо­воль­ствиям вообще.

***

Почему, если половое влечение естественным образом связано с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), чрезмерное половое стремление оценивается как греховная страсть?

Многие про­ти­во­есте­ствен­ные стра­сти фор­ми­ру­ются и раз­ви­ва­ются в чело­веке на основе есте­ствен­ных свойств и вле­че­ний.

Так, напри­мер, пита­ние необ­хо­димо людям для под­дер­жа­ния жиз­нен­ной энер­гии, жиз­нен­ных сил. В этом отно­ше­нии потреб­ле­ние пищи не только не декла­ри­ру­ется как грех, но и опре­де­ля­ется как обя­за­тель­ное усло­вие суще­ство­ва­ния.

Не секрет, что свое­вре­менно потреб­ляя вкус­ные и полез­ные про­дукты пита­ния, чело­век может испы­ты­вать удо­воль­ствие. Однако в случае, если он начи­нает отно­ситься к еде именно как к пред­мету (источ­нику, сред­ству) удо­воль­ствия, такая при­вычка может пагубно отоб­ра­зиться на его физи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье, при­ве­сти к обжор­ству, гур­ман­ству, обра­титься в про­ти­во­есте­ствен­ную гре­хов­ную страсть чре­во­уго­дия.

Ана­ло­гич­ная мета­мор­фоза может про­ис­хо­дить и с вле­че­нием, обу­слов­лен­ным поло­вым чув­ством. Это тот самый случай, когда есте­ствен­ное стрем­ле­ние пред­ста­ви­теля одного пола к дру­гому пре­вос­хо­дит допу­сти­мые гра­ницы, ста­но­вится про­ти­во­есте­ствен­ным и пре­вра­ща­ется в пле­ни­тель­ную страсть.

Чело­век, объ­ятый стра­стью вообще и сла­до­стра­стием в част­но­сти, отде­ляет себя от Бога, ведь пред­мет его стра­сти (в рас­смат­ри­ва­е­мом случае — чув­ствен­ные удо­воль­ствия) запол­няет в душе то самое место, кото­рое, в соот­вет­ствии с чело­ве­че­ским пред­на­зна­че­нием, должно отво­диться Богу.

В этом смысле пред­мет стра­сти фак­ти­че­ски пре­вра­ща­ется в идола, слу­же­нию кото­рому чело­век посвя­щает все силы. Гос­подь же отсу­пает для него на второй или более отда­лен­ный план.

Разу­ме­ется, удо­воль­ствие от супру­же­ской жизни могут полу­чать и законно соеди­нен­ные в браке супруги (Евр.13:4). Это не значит, что все они — апри­ори сла­до­страстны.

Таин­ство брака уста­нов­лено Гос­по­дом (Мф.19:5). Хри­сти­ан­ские браки, и в том числе интим­ные супру­же­ские отно­ше­ния, освя­ща­ются Самим Богом. Однако и для вза­имно любя­щих супру­гов уместна бла­го­ра­зум­ная уме­рен­ность. В про­тив­ном случае даже и освя­щен­ное Богом супру­же­ство может при­ве­сти к сла­до­стра­стию (см.: подроб­нее: Брак и вне­брач­ная связь; Любовь или страсть?).

***

См. также: ВОЗДЕРЖАНИЕ, БЛУД, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки