Характер

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

Хара́ктер (греч. «отпечаток», «чеканка») – 1) психологическая особенность личности, обусловленная естественными свойствами, индивидуальными врожденными задатками, качествами, формируемыми в процессе воспитания и самовоспитания; совокупность устойчивых психологических качеств в их устойчивом сочетании, обусловливающих устойчивый тип поведения; 2) ярко выраженная индивидуальность; 3) внутренний стержень (ср. выражения: бесхарактерный человек; у него есть характер); 4) избалованность, своеволие.

Характер – совокупность душевных свойств человека, определяемых его врождёнными природными задатками и свободной волей.

Аскетика рассматривает характер с точки зрения самоопределения душевной жизни человека к добру и злу, борьбы со страстями и стяжании добродетелей. Психология акцентирует внимание на врождённых свойствах личности.

Возможно ли сочетание понятий «кротость», «смирение» и «сила характера»?

В понимании современного обывателя, плохо знакомого с учением о христианской нравственности, такие добродетели как кротость и смирение нередко ассоциируются или даже отождествляются со слабоволием, слабохарактерностью, которые, помимо прочего, проявляются в готовности раболепствовать перед ближним, слепой покорности судьбе, неготовности, нежелании действовать наперекор жизненным обстоятельствам, даже если от этого зависит личное благополучие или благополучие родных.

Христианское смирение и действительно побуждает к безропотному принятию тех испытаний, что ниспосылаются Богом. Однако, причиной безропотности является не бессилие и раболепие, не слабость воли и не отсутствие духовного стержня, а особое расположение души.

Христианское смирение подразумевает правильное отношение человека к Богу и Его Промыслу, к себе, как к творению Божьему, к своему ближнему (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение). Кротость же подразумевает незлобие души.

Эти качества совершенно не исключают наличия у человека твердости воли и духа, стойкости, мужества, умения противостоять угрозам, сопротивляться трудностям и невзгодам.

Смиренному человеку вовсе не чуждо сопротивление тому, чему сопротивляться не запрещает нравственный закон, например, произволу, несправедливости, различным бедствиям и несчастьям.

В данной связи можно вспомнить ветхозаветных пророков, которые, сознавая себя Божьими рабами, смиренно терпели лишения и унижения со стороны грешников, когда этого требовал их пророческий долг. Тем не менее, когда было необходимо, они не останавливались ни перед страшной, разгневанной толпой, ни перед могущественными царскими сановниками, ни перед самими царями, обличая их в преступлениях против Бога и ближних, грозя небесными карами, яростью Праведного и нелицеприятного Судьи.

Ещё большее смирение проявляли христианские святые. Но разве же справедливо обвинять их в отсутствии крепости духа? Многие ли из ныне живущих могут поднять подвиги, аналогичные тем, которые совершали апостолы, мученики, преподобные, святители, бессребреники, Христа ради юродивые?

Пример наивысшей кротости и смирения явил Господь Иисус Христос (Мф.11:29). Неужели же кто-нибудь из здравомыслящих людей дерзнёт и Его назвать бесхарактерным, слабовольным?

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru