Характер

***

Хара́ктер (от греч. χαρακτήρ (харак­тер) — черта, отли­чи­тель­ное свой­ство) – 1) пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность лич­но­сти, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ными свой­ствами, инди­ви­ду­аль­ными врож­ден­ными задат­ками, каче­ствами, фор­ми­ру­е­мыми в про­цессе вос­пи­та­ния и само­вос­пи­та­ния; сово­куп­ность устой­чи­вых пси­хо­ло­ги­че­ских качеств в их устой­чи­вом соче­та­нии, обу­слов­ли­ва­ю­щих устой­чи­вый тип пове­де­ния; 2) ярко выра­жен­ная инди­ви­ду­аль­ность; 3) внут­рен­ний стер­жень (ср. выра­же­ния: бес­ха­рак­тер­ный чело­век; у него есть харак­тер); 4) изба­ло­ван­ность, свое­во­лие.

Харак­тер – сово­куп­ность душев­ных свойств чело­века, опре­де­ля­е­мых его врож­дён­ными при­род­ными задат­ками и сво­бод­ной волей.

Аске­тика рас­смат­ри­вает харак­тер с точки зрения само­опре­де­ле­ния душев­ной жизни чело­века к добру и злу, борьбы со стра­стями и стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. Харак­тер дан для того, чтобы над ним тру­диться, а не оправ­ды­вать своё пове­де­ние. Пси­хо­ло­гия акцен­ти­рует вни­ма­ние на врож­дён­ных свой­ствах лич­но­сти.

***

Возможно ли сочетание понятий «кротость», «смирение» и «сила характера»?

В пони­ма­нии совре­мен­ного обы­ва­теля, плохо зна­ко­мого с уче­нием о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, такие доб­ро­де­тели как кро­тость и сми­ре­ние нередко ассо­ци­и­ру­ются или даже отож­деств­ля­ются со сла­бо­во­лием, сла­бо­ха­рак­тер­но­стью, кото­рые, помимо про­чего, про­яв­ля­ются в готов­но­сти рабо­леп­ство­вать перед ближ­ним, слепой покор­но­сти судьбе, него­тов­но­сти, неже­ла­нии дей­ство­вать напе­ре­кор жиз­нен­ным обсто­я­тель­ствам, даже если от этого зави­сит личное бла­го­по­лу­чие или бла­го­по­лу­чие родных.

Хри­сти­ан­ское сми­ре­ние и дей­стви­тельно побуж­дает к без­ро­пот­ному при­ня­тию тех испы­та­ний, что нис­по­сы­ла­ются Богом. Однако, при­чи­ной без­ро­пот­но­сти явля­ется не бес­си­лие и рабо­ле­пие, не сла­бость воли и не отсут­ствие духов­ного стержня, а особое рас­по­ло­же­ние души.

Хри­сти­ан­ское сми­ре­ние под­ра­зу­ме­вает пра­виль­ное отно­ше­ние чело­века к Богу и Его Про­мыслу, к себе, как к тво­ре­нию Божьему, к своему ближ­нему (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние). Кро­тость же под­ра­зу­ме­вает незло­бие души.

Эти каче­ства совер­шенно не исклю­чают нали­чия у чело­века твер­до­сти воли и духа, стой­ко­сти, муже­ства, умения про­ти­во­сто­ять угро­зам, сопро­тив­ляться труд­но­стям и невзго­дам.

Сми­рен­ному чело­веку вовсе не чуждо сопро­тив­ле­ние тому, чему сопро­тив­ляться не запре­щает нрав­ствен­ный закон, напри­мер, про­из­волу, неспра­вед­ли­во­сти, раз­лич­ным бед­ствиям и несча­стьям.

В данной связи можно вспом­нить вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, кото­рые, созна­вая себя Божьими рабами, сми­ренно тер­пели лише­ния и уни­же­ния со сто­роны греш­ни­ков, когда этого тре­бо­вал их про­ро­че­ский долг. Тем не менее, когда было необ­хо­димо, они не оста­нав­ли­ва­лись ни перед страш­ной, раз­гне­ван­ной толпой, ни перед могу­ще­ствен­ными цар­скими санов­ни­ками, ни перед самими царями, обли­чая их в пре­ступ­ле­ниях против Бога и ближ­них, грозя небес­ными карами, яро­стью Пра­вед­ного и нели­це­при­ят­ного Судьи.

Ещё боль­шее сми­ре­ние про­яв­ляли хри­сти­ан­ские святые. Но разве же спра­вед­ливо обви­нять их в отсут­ствии кре­по­сти духа? Многие ли из ныне живу­щих могут под­нять подвиги, ана­ло­гич­ные тем, кото­рые совер­шали апо­столы, муче­ники, пре­по­доб­ные, свя­ти­тели, бес­среб­ре­ники, Христа ради юро­ди­вые?

Пример наи­выс­шей кро­то­сти и сми­ре­ния явил Гос­подь Иисус Хри­стос (Мф.11:29). Неужели же кто-нибудь из здра­во­мыс­ля­щих людей дерз­нёт и Его назвать бес­ха­рак­тер­ным, сла­бо­воль­ным?

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки