Самоуничижение

(4 голоса: 5 из 5)

 

Самоуничиже́ние — форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

См.: СМИРЕНИЕ, САМОУКОРЕНИЕ, СМИРЕННОСЛОВИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ

Обязательно ли православному христианину считать себя хуже всех?

Частый ответ на вопрос «как обрести смирение?» – «считай себя хуже всех». Совет верный, но это уже благодатное (дарованное Богом подвижникам) состояние, не подходящее как совет для новоначальных христиан. Более того, опасное для таковых. Ведь считать себя величайшим грешником можно и по тщеславию, мол, я не обычный грешник, а великий! Поэтому для новоначальных можно предложить следующие ступени для обретения смирения:

  1. Считать себя обычным грешником, ничуть не лучше других.
  2. Не сравнивать себя с другими и не осуждать других.
  3. Стараться исполнять Заповеди Божии. При этом осознание собственной беспомощности и молитва к Богу  — путь к тому, что Бог дарует благодать видеть своё истинное духовное состояние и смириться.

При этом следует помнить, что человек видит себя хорошим по отношению к другим людям, лишь находясь в состоянии прелести духовной, когда его душа душа пропитана эгоизмом, самомнением, тщеславием, гордостью.

Господь обычно постепенно открывает христианину бездну его греховности, чтобы не сломить волю подвижника, чтобы задача очищения души не показалась человеку неподъёмной.

Важно понимать, что человек может быть хуже других в сравнении не с настоящим временем, а с теми способностями и обстоятельствами жизни, которые он получил. И каждый из нас будет судим с учётом того, как он смог взрастить или растерять дарованные лично ему таланты.

***

«Грешная, я самая великая грешница…» Если она грешница, то должна быть самой великой. «Да, действительно, ты поросенок», — говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая грешница», а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

***

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
“Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!”
– “А что ты делаешь против него?”
– “Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает”.
– “А в чем же заключается твое тщеславие?”
– “Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!”
Я улыбнулся и сказал: “А знаешь что, это правда!”
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
“Что же тогда мне делать? Я погибла!”
– “Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту”.
– “А как же это сделать?” – говорит она.
“Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице”.
митрополит Сурожский Антоний

Не быть хуже всех, а считать себя хуже если не всех, то многих мы должны учиться. Считаем мы себя лучше других, потому что не видим своих слабостей, недостатков, не хотим даже думать о каких-то наших свойствах, кому-то неприятных. Мы видим чужие грехи, и на их фоне наши нам видятся совершенно незначительными. А если знаем за собой какую-то слабость, то объявляем ее невинной, легко простительной. Потому и получается из нас вполне законченный фарисей, гордящийся собой: «не как прочие…».
св. праведн. Алексий Мечёв

***

См. также:
Чем отличается благочестивое унижение и самоунижение от не богоугодного? 
Не противоречит ли, априори, благочестивое самоуничижение сильной воле и сильному характеру?

Рейтинг@Mail.ru