Само­уни­чи­же­ние

***

Самоуничиже́ние — форма аске­ти­че­ского дела­ния, адек­ват­ное отно­ше­ние чело­века к себе, как к греш­нику (состо­я­ние), пове­де­ние чело­века, обу­слов­лен­ное его внут­рен­ним отно­ше­нием к себе, как к греш­нику (дей­ствие).

«Кто воз­вы­шает себя, тот унижен будет, а кто уни­жает себя, тот воз­вы­сится» (Мф.23:12).

***

Обя­за­тельно ли пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину счи­тать себя хуже всех?

Частый ответ на вопрос «как обре­сти сми­ре­ние?» – «считай себя хуже всех». Совет верный, но это уже бла­го­дат­ное (даро­ван­ное Богом подвиж­ни­кам) состо­я­ние, не под­хо­дя­щее как совет для ново­на­чаль­ных хри­стиан. Более того, опас­ное для тако­вых. Ведь счи­тать себя вели­чай­шим греш­ни­ком можно и по тще­сла­вию, мол, я не обыч­ный греш­ник, а вели­кий! Поэтому для ново­на­чаль­ных можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щие сту­пени для обре­те­ния сми­ре­ния:

  1. Счи­тать себя обыч­ным греш­ни­ком, ничуть не лучше других.
  2. Не срав­ни­вать себя с дру­гими и не осуж­дать других.
  3. Ста­раться испол­нять Запо­веди Божии. При этом осо­зна­ние соб­ствен­ной бес­по­мощ­но­сти и молитва к Богу  — путь к тому, что Бог дарует бла­го­дать видеть своё истин­ное духов­ное состо­я­ние и сми­риться.

При этом сле­дует пом­нить, что чело­век видит себя хоро­шим по отно­ше­нию к другим людям, лишь нахо­дясь в состо­я­нии пре­ле­сти духов­ной, когда его душа душа про­пи­тана эго­из­мом, само­мне­нием, тще­сла­вием, гор­до­стью.

Гос­подь обычно посте­пенно откры­вает хри­сти­а­нину бездну его гре­хов­но­сти, чтобы не сло­мить волю подвиж­ника, чтобы задача очи­ще­ния души не пока­за­лась чело­веку неподъ­ём­ной.

Важно пони­мать, что чело­век может быть хуже других в срав­не­нии не с насто­я­щим вре­ме­нем, а с теми спо­соб­но­стями и обсто­я­тель­ствами жизни, кото­рые он полу­чил. И каждый из нас будет судим с учётом того, как он смог взрас­тить или рас­те­рять даро­ван­ные лично ему таланты.

***

«Греш­ная, я самая вели­кая греш­ница…» Если она греш­ница, то должна быть самой вели­кой. «Да, дей­стви­тельно, ты поро­се­нок», — гово­ришь ей на испо­веди. Удив­ля­ется: «Кто, я?..» Только что была «самая вели­кая греш­ница», а когда кон­кретно об этом ска­зали — уже нестер­пи­мая обида, удар по само­лю­бию. Поэтому уко­рять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас уко­ряют себя, но искрен­ность и глу­бина осо­зна­ния своей гре­хов­но­сти есть только у единиц.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

***

Я вспо­ми­наю девушку лет два­дцати с неболь­шим, милой внеш­но­сти. Пришла ко мне, села и с ужас­ным выра­же­нием лица гово­рит:
— «Я не могу спа­стись, я поги­баю от тще­сла­вия!»
– «А что ты дела­ешь против него?»
– «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тще­сла­вие побеж­дает».
– «А в чем же заклю­ча­ется твое тще­сла­вие?»
– «Каждый раз, когда я вижу себя в зер­кале или отра­же­ние в стекле, то думаю: какая я хоро­шень­кая!»
Я улыб­нулся и сказал: “А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взгля­нула и вос­клик­нула:
– «Что же тогда мне делать? Я погибла!»
– «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться пре­об­ра­зо­вать тще­сла­вие в бла­го­дар­ность. До сми­ре­ния ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое сми­ре­ние, это свой­ство святых. А бла­го­дар­ность – это свой­ство, кото­рое мы, каждый из нас, можем при­об­ре­сти в любую минуту».
– «А как же это сде­лать?» – гово­рит она.
— «Вот что сделай: три раза в день ста­но­вись перед зер­ка­лом и пере­чис­ляй все черты твоего лица, кото­рые тебе нра­вятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хоро­шего. И когда кон­чишь, скажи: Гос­поди, спа­сибо Тебе, что Ты мне все это пода­рил, потому что я этого не созда­вала в себе. И при­бавь еще: И прости меня, Гос­поди, что на ту кра­соту, кото­рую Ты мне дал, я накла­ды­ваю такое отвра­ти­тель­ное выра­же­ние, кото­рое у меня сейчас на лице».
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Не быть хуже всех, а счи­тать себя хуже если не всех, то многих мы должны учиться. Счи­таем мы себя лучше других, потому что не видим своих сла­бо­стей, недо­стат­ков, не хотим даже думать о каких-то наших свой­ствах, кому-то непри­ят­ных. Мы видим чужие грехи, и на их фоне наши нам видятся совер­шенно незна­чи­тель­ными. А если знаем за собой какую-то сла­бость, то объ­яв­ляем ее невин­ной, легко про­сти­тель­ной. Потому и полу­ча­ется из нас вполне закон­чен­ный фари­сей, гор­дя­щийся собой: «не как прочие…».
св. пра­ведн. Алек­сий Мечёв

Судя о добре и зле не по коли­че­ству совер­шен­ных дел, а по духов­ному каче­ству посе­ща­ю­щих его мыслей и рас­по­ло­же­ний своей души к этим «посе­ти­те­лям», подвиж­ник дей­стви­тельно знает себя худшим всех людей.
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

***

См.: СМИ­РЕ­НИЕ, САМО­УКО­РЕ­НИЕ, СМИ­РЕН­НО­СЛО­ВИЕ, ЛЖЕ­СМИ­РЕ­НИЕ, УНИ­ЧИ­ЖЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки