Мироздание

Литература по теме

Мирозда́ние

1) мир в целом;
2) мир как гармоничная целостная система, созданная Богом и управляемая Божественным Промыслом. Понятие «мироздание» наиболее близко греческому понятию «космос» (др.-греч. κόσμος «порядок, гармония»), так как обозначает не только мир, вселенную как таковую, но мир, для которого характерен определенный порядок и определенные формы функционирования, сложнейшая, хорошо организованная структура («здание»).

Христианское учение о творении и христианская космология

Понятие «мироздание» теснейшим образом связано с христианским учением о творении мира, а также христианским представлением о бытии Божьих творений.

Источником христианского учения о сотворении и бытии мира является Библия. Учение о творении мира главным образом содержится в первых главах Книги Бытия. Вся первая глава этой Книги, а также начало второй, посвящены «дням творения»:

  • Первый день – Бог создает свет, а также отделяет свет от тьмы.
  • Второй день – Бог создает твердь, отделяет воду, которая под твердью от воды, которая над твердью называет твердь небом
  • Третий день – Бог создает сушу, моря, растения.
  • Четвертый день – Бог создает светила на тверди небесной.
  • Пятый день – Бог создает рыб, пресмыкающихся, птиц.
  • Шестой день – Бог создает земных зверей, скот, гадов и собственно человека.
  • Седьмой день – Бог почил от дел творения (Быт.2:3), что, однако же, не означает отстранения от Промысла.

Вторая часть повествования о сотворении содержится во второй главе книги Бытия (Быт.2:4-25) – эпизод о создании райского сада в частности о создании древа жизни и древа познания добра и зла, о заповеди, запрещавшей вкушение плодов с древа познания добра и зла, а также о сотворении Евы.

Помимо этого, в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов содержатся многочисленные упоминания об ангелах, в частности, о том, что Бог сотворил и ангельский мир, который является частью общего мироздания. В православном богословии нет четкого понимания, когда именно созданы ангелы – до вещественного мира или вместе с ним. Однако, как мир ангельский, так и мир падших ангелов – бесов, демонов, являются частями мироздания.

Споры о творении в христианстве

Христианское учение о творении мира не раз подвергалось отдельными авторами искажениям, что иногда вызывало богословские споры. Наиболее яркими спорами являются т. н. «оригенистские споры» IV–VI веков. Они стали реакцией последующих поколений христианских писателей на толкования Священного Писания Оригеном. Христианские авторы выделили ряд положений касательно сотворения мира и его элементов в рассуждениях Оригена, которые являлись заблуждениями. В результате учение Оригена, в той его части, которое противоречило учению Церкви, было осуждено.

Христианская космология и современная наука

Христианская космология как взгляд на мироздание, её появление, состояние и развитие, сформировалась, главным образом, на основе Священного Писания и Священного Предания. При этом она воспринимала то лучшее, что было достоянием светских наук. Были, конечно, случаи, когда тот или иной христианский мыслитель высказывали мнения, не соответствующие содержанию общепризнанного христианского взгляда на мир, такие, например, как Косма Индикоплов, который считал, что земля плоская, но эти мнения не отражали учения Церкви.

Надо отметить, что долгое время устройство мира, мироздание не было камнем преткновения для христианского вероучения и христианского представления о мире en mass. Однако, впоследствии некоторые представители светских наук стали высказывать мнения, которые встретили резкую критику со стороны христиан (например, мнения, выраженные в теории эволюции, многие прочие материалистические мнения). В последние десятилетия, с опорой на светскую науку, её представители стали пересматривать укоренившиеся ранее христианские идеи о предназначении человека, о его природе, естественных свойствах, грехе, порочных страстях. В этой области Церковь активно противодействует многим ложным «научным» порывам, однако это противодействие нельзя назвать противодействием Церкви науке как таковой (но именно лженауке).  

Современная христианская теология обладает рядом инструментов для сближения и примирения кажущихся противоречий между свидетельствами Священного Писания и достижениями науки.

Несмотря на то, что некоторые современные исследователи и публицисты стараются возродить в той или иной форме идею о стационарности Вселенной (в частности, российский математик Владимир Кривов в своей работе «Некоторые концепции современной математики в космологии» (М. 2006. с.101)) и, как следствие, вечности мироздания, христианское Предание не оставляет никаких сомнений в тварности видимого мира.

Тварный характер мироздания является неотъемлемой и ключевой частью православного вероучения, поскольку коррелирует с представлением о нетварном и бесконечном Боге как Творце.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки