Мир

***

Мир — 1) все создан­ные Богом тво­ре­ния в их сово­куп­но­сти; 2) среда оби­та­ния чело­века, где гос­под­ствует грех (1Ин. 2:15); 3) состо­я­ние обще­ства (группы лиц, кол­лек­тива, общ­но­сти, общины), харак­те­ри­зу­е­мое отсут­ствием вражды (кон­флик­тов, войны); 4) внут­рен­нее состо­я­ние чело­века, харак­те­ри­зу­ю­ще­еся ощу­ще­нием бли­зо­сти Бога, покоя, отсут­ствием про­яв­ле­ния гре­хов­ных позы­вов.

Биб­лей­ское пони­ма­ние слова «мир» двояко. С одной сто­роны, это мир, создан­ный благим и любя­щим Богом, в кото­ром изна­чально не было ничего несо­вер­шен­ного.

Но, с другой сто­роны, есть слова апо­стола Иоанна Бого­слова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Без­условно, апо­стол Иоанн имеет в виду не людей и не при­роду, а мир греха (как пояс­нял прп. Исаак Сирин «Слово мир есть имя соби­ра­тель­ное, обни­ма­ю­щее собою так назы­ва­е­мые стра­сти»). Поэтому, един­ствен­ное чего должны гну­шаться хри­сти­ане и что им нужно умерщ­влять, – это грех, отде­ля­ю­щий чело­века от Бога.

***

свя­щен­ник Михаил Бра­вер­ман:
Слово «мир» несёт в себе разные зна­че­ния, а в цер­ков­но­сла­вян­ском языке имеет и два разных напи­са­ния. «Мир», с кото­рым мы при­званы при­но­сить свою молитву Богу, обо­зна­чает покой сердца в Боге – в про­ти­во­вес тому мiру, кото­рый «лежит во зле» (1Ин. 5:19) и часто обо­зна­чает всю сово­куп­ность греха. После гре­хо­па­де­ния чело­века этот мiр пере­стаёт быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит чело­века, что Сам при­хо­дит в этот мiр, «чтобы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И посреди пад­шего мiра чело­век может обре­сти мир Хри­стов, быть с Богом.
В напи­са­нии раз­ли­чают «мiр» (социум, общ­ность людей, иногда – твар­ная все­лен­ная в целом), «мир» (покой, лад, согла­сие, гар­мо­ния) и «мνро» (миро — бла­го­вон­ный состав для свя­щен­ного пома­за­ния).

«Мiр» – это житей­ское море, по кото­рому плывет корабль спа­се­ния – Цер­ковь. А «мир» – это мир Хри­стов, Цар­ство Божие. Гос­подь о Самом Себе сказал: «Я не от мiра сего» (Ин. 8:23), а своих уче­ни­ков пре­ду­пре­дил «Если мiр вас нена­ви­дит, знайте, что Меня прежде вас воз­не­на­ви­дел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому нена­ви­дит вас мiр» (Ин.15:18–19). Поэтому то, что клей­мит мiр, явля­ется доб­ро­де­те­лью пред Богом, «ибо муд­рость мiра сего есть безу­мие пред Богом» (1Кор.3:19). «В мiре будете иметь скорбь, но мужай­тесь: Я побе­дил мiр» (Ин.16:33).

Всё, что совер­ша­ется в види­мом мире, имеет в себе некую духов­ную сущ­ность: прп. Амвро­сий гово­рил, что всё нужно оце­ни­вать взгля­дом оттуда, а святи­тель Нико­лай Серб­ский – что весь види­мый мир явля­ется сим­во­лом неви­ди­мого.

***

прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский:
Все знают рас­сказ про еван­гель­ского юношу (См.: Мф. 19:16–22). Под­хо­дит он ко Христу и спра­ши­вает, как ему насле­до­вать жизнь вечную? Гос­подь отве­чает: делай то-то и то-то. «Все это я испол­нил», — гово­рит юноша. — «А если хочешь быть совер­шен­ным, — воз­ра­жает Хри­стос, — продай свое имение и раздай все нищим». Эта запо­ведь Христа имеет глу­бо­кое зна­че­ние. Имение, кото­рое необ­хо­димо раз­дать, — это все то, что полу­чили мы от мiра. Его нужно взять от сердца, раз­дать, чтобы там не было ничего мiр­ского, а был один лишь Хри­стос. Убе­ди­тельно прошу вас хра­нить свое сердце, пусть оно все при­над­ле­жит Гос­поду, не допус­кайте туда никого, кроме духов­ного отца, да разве еще друга о Гос­поде.

прп. Алек­сий Зоси­мов­ский:
«Я вам не желаю ни богат­ства, ни славы, ни успеха, ни даже здо­ро­вья, а лишь мира душев­ного. Это самое глав­ное. Если у вас будет мир, вы будете счаст­ливы».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки