Мир

Мир

1) все создан­ные Богом тво­ре­ния в их сово­куп­но­сти;
2) среда оби­та­ния чело­века, где гос­под­ствует грех (1Ин.2:15);
3) состо­я­ние обще­ства (группы лиц, кол­лек­тива, общ­но­сти, общины), харак­те­ри­зу­е­мое отсут­ствием вражды (кон­флик­тов, войны);
4) внут­рен­нее состо­я­ние чело­века, харак­те­ри­зу­ю­ще­еся ощу­ще­нием бли­зо­сти Бога, покоя, отсут­ствием про­яв­ле­ния гре­хов­ных позы­вов.

Биб­лей­ское пони­ма­ние слова «мир» двояко. С одной сто­роны, это мир, создан­ный благим и любя­щим Богом, в кото­ром изна­чально не было ничего несо­вер­шен­ного. Но, с другой сто­роны, есть слова апо­стола Иоанна Бого­слова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Без­условно, апо­стол Иоанн имеет в виду не людей и не при­роду, а мир греха (как пояс­нял прп. Исаак Сирин «Слово мир есть имя соби­ра­тель­ное, обни­ма­ю­щее собою так назы­ва­е­мые стра­сти»).

Каково биб­лей­ское пони­ма­ние слова «мир»

Биб­лей­ское пони­ма­ние слова «мир» под­ра­зу­ме­вает раз­лич­ные зна­че­ния. С одной сто­роны, это мир, создан­ный благим и любя­щим Богом, в кото­ром изна­чально не было ничего несо­вер­шен­ного. Но, с другой сто­роны, есть слова апо­стола Иоанна Бого­слова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Без­условно, апо­стол Иоанн имеет в виду ту мир­скую среду, в кото­рой при­сут­ствует мно­же­ство гре­хов­ных соблаз­нов, совер­ша­ется мно­же­ство грехов.

Как пони­мать слова Спа­си­теля: «Не мир пришел Я при­не­сти, но меч» (Мф.10:34)? Иногда их трак­туют как своего рода бла­го­сло­ве­ние на войну

Спа­си­тель гово­рит не о раз­жи­га­нии воен­ного кон­фликта, а о другом. Согласно свя­то­оте­че­скому учению, цен­траль­ным пунк­том при­ве­ден­ного настав­ле­ния (см. Мф.10:34-36), адре­со­ван­ного уче­ни­кам, кото­рых Иисус посы­лает на мис­си­о­нер­ское слу­же­ние, явля­ется вера в Христа, готов­ность пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия ради про­по­веди Его учения, реа­ли­за­ции Его при­зыва ко спа­се­нию. Слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко кон­тра­сти­руют с тем, что Он прежде гово­рил уче­ни­кам о мире, с поже­ла­нием кото­рого они должны были вхо­дить в дома в про­цессе рас­про­стра­не­ния еван­гель­ской про­по­веди (Мф.10:12). Сказав о том, что Он пришел при­не­сти меч, Спа­си­тель доба­вил: «Я пришел раз­де­лить чело­века с отцом его, и дочь с мате­рью ее, и невестку со све­кро­вью ее. И враги чело­веку – домаш­ние его» (Мф.10:35-36).

При кажу­щейся неко­то­рым людям про­во­ка­ци­он­но­сти такого выска­зы­ва­ния в дей­стви­тель­но­сти речь здесь идёт не о поку­ше­нии на семей­ные цен­но­сти. Вот как про­ком­мен­ти­ро­вал эти слова блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Меч озна­чает слово веры, кото­рое отсе­кает нас от настро­е­ния домаш­них и род­ствен­ни­ков, если они мешают нам в деле бла­го­че­стия. Гос­подь не гово­рит здесь, что должно уда­ляться или отде­ляться от них без осо­бен­ной при­чины, – уда­ляться должно только в том случае, если они не согла­ша­ются с нами, а скорее пре­пят­ствуют нам в вере». Иисус гово­рит о тех слу­чаях, когда вера ока­зы­ва­ется не объ­еди­ня­ю­щим, а раз­де­ля­ю­щим фак­то­ром, то есть, когда одни члены семьи при­ни­мают Его учение, а другие ему агрес­сивно сопро­тив­ля­ются. Похо­жее настав­ле­ние мы встре­чаем и в Лк.12:51-53.

Кто под­ра­зу­ме­ва­ется под миро­твор­цами в Запо­ве­дях бла­жен­ства

Седь­мая из Запо­ве­дей бла­жен­ства гласит: «Бла­женны миро­творцы, потому что они будут наре­чены сынами Божьими» (Мф.5:9). Миро­творцы – это те, кто не только не любят и не стре­мятся к раз­жи­га­нию ссор, но и спо­соб­ствуют под­дер­жа­нию мира, при­ми­ре­ниям ссо­ря­щихся. Своими миро­твор­че­скими дей­стви­ями они упо­доб­ля­ются Иисусу Христу, Кото­рый явился на греш­ную землю, чтобы при­ми­рить пад­шего чело­века с Богом. «Итак, оправ­дав­шись верою, мы имеем мир с Богом через Гос­пода нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1). Мир с Богом под­ра­зу­ме­вает веру в Бога и готов­ность испол­нять Его волю. Стало быть, миро­тво­рец, в воз­вы­шен­ном пони­ма­нии слова, – тот, кто и сам живет в соот­вет­ствии с волей Божьей, и помо­гает другим сле­до­вать по пра­виль­ному, спа­си­тель­ному жиз­нен­ному пути: пути послу­ша­ния Богу.

Что значит «Мир во зле лежит» (1Ин.5:19), при том, что «так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16)

Свт. Кли­мент Алек­сан­дрий­ский пояс­няет, что «мир (кото­рый весь во зле лежит) озна­чает не тво­ре­ние, но мир­ских людей, живу­щих вожде­ле­ни­ями», а не Богом. Мир же, кото­рый воз­лю­бил Бог, есть Его тво­ре­ние, и высшим тво­ре­нием Божьим явля­ется чело­век. Прп. Марк Подвиж­ник разъ­яс­няет при­ве­ден­ное в вопросе недо­уме­ние: «Нам не поло­жено любить мира и всего, что в мире. Не в том смысле полу­чили мы такую запо­ведь, чтобы без­рас­судно нена­ви­дели тво­ре­ния Божии, но, чтобы отсекли поводы к стра­стям». Поэтому то, что мир «лежит во зле» – не повод к гор­де­ли­вому само­пре­воз­но­ше­нию и изо­ля­ции от него.

Что такое горний мир

Горний мир – это мир высший, верх­ний. Так назы­ва­ется Небес­ное Цар­ство; место оби­та­ния добрых Анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых; также так назы­ва­ется вся сово­куп­ность оби­та­те­лей Цар­ства Небес­ного.

Как пони­мать слова Спа­си­теля: «Мир остав­ляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27)

Блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский гово­рит об этих словах сле­ду­ю­щее: «Апо­столы … почув­ство­вали печаль, когда услы­шали слова Гос­пода: Я отхожу, а придет Дух. Посему, видя сердце их в сму­ще­нии, и осо­бенно из-за пред­сто­я­щих им скор­бей и бед, гово­рит: “мир остав­ляю вам”, говоря им как бы так: какой вам вред от смя­те­ний мира, доколе вы в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает вреден и бес­по­ле­зен, но Я даю такой мир, по кото­рому вы друг с другом будете в мире и будете состав­лять одно тело. А это сде­лает вас силь­нее всех. Хотя многие вос­ста­нут на вас, но вы при еди­но­ду­шии и вза­им­ном мире нисколько не пост­раж­дете».

Хри­сти­ан­ский ли лозунг «миру – мир!»?

«Миру – мир!» (то есть «обще­ству, людям – отсут­ствие войны») – это совет­ский лозунг, став­ший широко извест­ным в стране после Вели­кий Оте­че­ствен­ной войны. Однако источ­ни­ком этого лозунга явля­ется одно из про­ше­ний пра­во­слав­ной «Вели­кой екте­нии» («О мире всего мира…»); также в «Про­си­тель­ной екте­нии» мы слышим: «Мира мирови у Гос­пода просим» и в заам­вон­ной молитве («Мир мирови Твоему даруй»). При этом в цер­ков­но­сла­вян­ской и рус­ской доре­во­лю­ци­он­ной орфо­гра­фии слова мир (миръ) в зна­че­нии «покой» и мир (міръ) в зна­че­нии «все­лен­ная» писа­лись по-раз­ному. Были похо­жие лозунги известны и после Фев­раль­ской рево­лю­ции: «Мир всего мира!», «За мир всего мира!», «Мир всему миру!». Под­водя итог, можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что при­ве­ден­ный выше лозунг не про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­скому веро­уче­нию и вполне гар­мо­нично в него укла­ды­ва­ется.

***

свя­щен­ник Михаил Бра­вер­ман

Слово «мир» несёт в себе разные зна­че­ния, а в цер­ков­но­сла­вян­ском языке имеет и два разных напи­са­ния. «Мир», с кото­рым мы при­званы при­но­сить свою молитву Богу, обо­зна­чает покой сердца в Боге – в про­ти­во­вес тому мiру, кото­рый «лежит во зле» (1Ин.5:19) и часто обо­зна­чает всю сово­куп­ность греха. После гре­хо­па­де­ния чело­века этот мiр пере­стаёт быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит чело­века, что Сам при­хо­дит в этот мiр, «чтобы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И посреди пад­шего мiра чело­век может обре­сти мир Хри­стов, быть с Богом.
В напи­са­нии раз­ли­чают «мiр» (социум, общ­ность людей, иногда – твар­ная все­лен­ная в целом), «мир» (покой, лад, согла­сие, гар­мо­ния) и «мνро» (миро — бла­го­вон­ный состав для свя­щен­ного пома­за­ния).

«Мiр» – это житей­ское море, по кото­рому плывет корабль спа­се­ния – Цер­ковь. А «мир» – это мир Хри­стов, Цар­ство Божие. Гос­подь о Самом Себе сказал: «Я не от мiра сего» (Ин.8:23), а своих уче­ни­ков пре­ду­пре­дил «Если мiр вас нена­ви­дит, знайте, что Меня прежде вас воз­не­на­ви­дел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому нена­ви­дит вас мiр» (Ин.15:18-19). Поэтому то, что клей­мит мiр, явля­ется доб­ро­де­те­лью пред Богом, «ибо муд­рость мiра сего есть безу­мие пред Богом» (1Кор.3:19). «В мiре будете иметь скорбь, но мужай­тесь: Я побе­дил мiр» (Ин.16:33).

Всё, что совер­ша­ется в види­мом мире, имеет в себе некую духов­ную сущ­ность: прп. Амвро­сий гово­рил, что всё нужно оце­ни­вать взгля­дом оттуда, а свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский – что весь види­мый мир явля­ется сим­во­лом неви­ди­мого.

Цитаты о мире

«Все знают рас­сказ про еван­гель­ского юношу (см.: Мф.19:16-22). Под­хо­дит он ко Христу и спра­ши­вает, как ему насле­до­вать жизнь вечную? Гос­подь отве­чает: делай то-то и то-то. “Все это я испол­нил”, — гово­рит юноша. — “А если хочешь быть совер­шен­ным, — воз­ра­жает Хри­стос, — продай свое имение и раздай все нищим”. Эта запо­ведь Христа имеет глу­бо­кое зна­че­ние. Имение, кото­рое необ­хо­димо раз­дать, — это все то, что полу­чили мы от мiра. Его нужно взять от сердца, раз­дать, чтобы там не было ничего мiр­ского, а был один лишь Хри­стос. Убе­ди­тельно прошу вас хра­нить свое сердце, пусть оно все при­над­ле­жит Гос­поду, не допус­кайте туда никого, кроме духов­ного отца, да разве еще друга о Гос­поде».
прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский

«Я вам не желаю ни богат­ства, ни славы, ни успеха, ни даже здо­ро­вья, а лишь мира душев­ного. Это самое глав­ное. Если у вас будет мир, вы будете счаст­ливы».
прп. Алек­сий Зоси­мов­ский

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки