Мнительность

Литература по теме

Мни́тельность

1) болезненная подозрительность, недоверчивость; склонность видеть опасность или что-либо неблагоприятное (для себя, своих близких и пр.) даже тогда, когда к этому нет объективных оснований;
2) в широком смысле слова — склонность думать о чем-либо в рамках  лишь своего представления о явлении, без учета объективных или конвенциональных характеристик этого явления.

В качестве понятий, синонимичных понятию «мнительность», в тех или иных случаях могут использоваться: подозрительность, недоверчивость, боязливость, тревожность, ипохондрия и др.

Отношение к мнительности в Православии

В рамках Православного нравственного богословия и Православной аскетики оптимальным отношением человека к себе и к окружающему его миру признаётся здравое, трезвое, подлинно христианское отношение. Мнительность же связана с глубоко субъективным, надуманным, нередко болезненным восприятием действительности.

Касаясь проблематики мнительности, прп. Амвросий Оптинский отмечал, что она может пагубно отражаться на человеке, на его отношениях с ближними и даже способствовать отступлению человека от веры. Вот его слова: «Есть… немало и таких, которые сплошь да рядом сомневаются в доброжелательстве ближних от меньших до старших. Будь для них кто добр, как Ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какие-нибудь малозначащие причины. Продолжая сомневаться во всех и во всём, они, наконец, доходят до сомнения и неверия относительно и будущей жизни и, таким образом, сами делают жизнь свою жалкой и безотрадной»1. Вместе с тем он показал на примере, к каким абсурдным формам восприятия действительности может приводить этот нравственный недуг: «Две женщины жили в одной избе. Вдруг как-то с печки упало полено. В испуге одна баба и говорит другой: хорошо, что моя дочь не замужем, да нет у нее сына Иванушки, да не сидел он тут, а то бы полено разбило ему голову»2

Архиеп. Платон (Фивейский) обращал внимание на проблему проявления мнительности некоторыми верующими в отношении Таинства Исповеди и личных грехов. В своей работе «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния» он подчеркивал, что духовник должен быть особенно внимательным к такой категории пасомых. «Не должно, – указывал он, – смешивать совести нежной с смущенною или мнительною, как обыкновенно делают светские люди, которые смеются как над людьми, имеющими смущенную совесть, так и над теми, в которых видят глубокое уважение к внушениям совести и удаление от самых легких грехов. Но смущение совести есть пустой страх, пустое опасение греха там, где нет его. С людьми смущенной совести должно поступать, как с больными душою, потому что суждение их подавляется чрез воображаемые ими опасности так сильно, что рассудок умолкает или не может быть слышен от преобладания фантазии»3.

Довольно взвешенную пастырскую позицию высказывает относительно мнительности прот. Евгений Попов на страницах своего труда «Нравственное богословие для мирян». «Мнительные люди, – пишет он, – прежде всего беспокоят самих себя: они никому не доверяют, всех и каждого остерегаются без причины; иной раз стыдятся пред самими собой своих нелепых подозрений на ближнего, т.е. если их подозрения изобличают на деле, и потому-то они, обыкновенно, таят свои подозрения в душе. Они оскорбляют ближних сами по себе или втайне, а во многих случаях и заведомо. Они не имеют христианской любви к ближнему, которая «всему веру емлет» (1Кор.13:7) (всему верит, и больше верит доброму, чем худому)»4.

Митрополит Антоний Храповицкий развивает идею о том, что мнительность может стать предпосылкой и первым шагом к богоотступничеству, так как в основе мнительности лежит подозрительность и нездоровый скепсис. В своей работе «Исповедь» он говорит о духовной мнительности, которая, в частности, может проявляться в недоверии и заведомо негативном отношении к решениям священноначалия, официальным церковным документам, наставлениям приходского пастыря и пр.5

Исходя из сказанного выше уместно заключить, что мнительность может быть следствием страстной одержимости — состояния, при котором человек находится в порабощении у той или иной страсти. Опять же, на основе мнительности может развиваться  довольно широкий спектр иных страстей, начиная гневом и заканчивая гордыней и тщеславием.

Цитаты о мнительности

«Непрестанной молитвой уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь».
свт. Игнатий (Брянчанинов)


Примечания:

1 преп. Амвросий Оптинский (Гренков). Мнительность. // Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского.

2 Там же.

3 архиеп. Платон (Фивейский). Мнительные или страждущие смущением совести // Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния.

4 прот. Евгений Попов. Излишняя мнительность, или подозрения на других без оснований // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих.

5 митр. Антоний (Храповицкий). Духовная мнительность // Исповедь.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки