Начало

Нача́ло — 1) исход­ная точка исто­рии суще­ство­ва­ния мира, тече­ния вре­мени; то, в рамках чего сотво­рена пер­во­ос­нова види­мого мира: 2) При­чина Бытия Сына и Свя­того Духа, соот­но­си­мая с Без­на­чаль­ным Отцом; Бог Отец.

Слово «начало» в Библии упо­треб­ля­ется по мень­шей мере в трёх зна­че­ниях. Срав­ним три текста: «в начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт.1:1); «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1); «Начало бла­го­ве­стия Иисуса Христа [Сына Божия]» (Мк.1:1).

В этих трех текстах три разных смысла. Каково зна­че­ние «начала» в первом случае? Здесь «начало» довре­мен­ное, но твар­ное. В Еван­ге­лии же от Иоанна гово­рится о «начале» вне­вре­мен­ном и нетвар­ном, а в Еван­ге­лии от Марка — о «начале» твар­ном и вре­мен­ном.

***

1) О том, что мир имеет начало, сооб­ща­ется в первом стихе Книги Бытия: «В начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

В соот­вет­ствии с убеж­де­нием ряда отцов Церкви, недо­пу­стимо счи­тать, будто начало Тво­ре­ния, о кото­ром гово­рится в первом биб­лей­ском стихе, имело хоть какую-то про­тя­жен­ность во вре­мени. По стро­гому счёту, это исход­ное начало нельзя отож­деств­лять даже с крат­ко­сроч­ным мгно­ве­нием, ведь любой вре­мен­ной интер­вал, даже миг, может быть раз­де­лён на отдель­ные про­ме­жутки, а значит, имеет начало, сере­дину и конец. При­ни­ма­е­мое же в стро­гом зна­че­нии слова «начало» не пред­по­ла­гает после­до­ва­тель­ного чере­до­ва­ния и сме­ня­е­мо­сти одних фаз дру­гими. В про­тив­ном случае начало бы состо­яло из мно­же­ства членов деле­ния или частей, каждая из кото­рых, в свою оче­редь, имела бы начало, сере­дину и конец. Трудно пред­ста­вить, что это было бы за исход­ное начало, если бы оно скла­ды­ва­лось из бес­чис­лен­ного мно­же­ства начал, сере­дин и концов.

«Как начало пути ещё не путь, и начало дома ещё не дом, так и начало вре­мени ещё не время, а даже и не само­ма­лей­шая часть вре­мени — пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий… — И кто делит начало надвое, тот из одного начала сде­лает два начала» (Беседы на Шестод­нев. Беседа 1).

Начало миро­зда­ния для нас неизъ­яс­нимо. С боль­шой долей услов­но­сти можно ска­зать, что оно пред­став­ляло собой неуло­ви­мую грань между не сущим и сущим. Началу пред­ше­ство­вала веч­ность, а само оно послу­жило точкой отсчёта тече­ния вре­мени. В рамках этого зижди­тель­ного начала Бог про­из­вел из ничего пер­во­ос­нову види­мого мира, обу­строй­ство кото­рого про­ис­хо­дило уже в усло­виях вре­мени, в про­дол­же­нии шести Твор­че­ских Дней (Быт. 1:31).

Именно «в начале» было сотво­рено «необ­раз­ное веще­ство» (Прем. 11:18). По замыслу Божию, оно заклю­чало в себе над­ле­жа­щие потен­ции к даль­ней­шему упо­ря­до­че­нию и видо­об­ра­зо­ва­нию, акту­а­ли­зи­ро­ван­ные, затем, дей­ствием Боже­ствен­ного все­мо­гу­ще­ства. Соб­ственно пер­во­ве­ще­ство и яви­лось мате­ри­аль­ной осно­вой для сози­да­ния всех прочих веществ и того, что соста­ви­лось из веществ ).

По рас­суж­де­нию свя­ти­теля Гри­го­рия Нис­ского, в начале миро­бы­тия «и пово­дам, и при­чи­нам, и силам всех существ вдруг и в одно мгно­ве­ние поло­жил Бог осно­ва­ние… Когда же могу­ще­ством и пре­муд­ро­стью поло­жено осно­ва­ние совер­ше­нию каждой из частей мира, после­до­вал за сим необ­хо­ди­мый ряд в извест­ном порядке» (О Шестод­неве).

В этом пони­ма­нии небо и земля, о кото­рых гово­рится в первом биб­лей­ском стихе (Быт. 1:1), ука­зы­вают не на обу­стро­ен­ный и оформ­лен­ный космос, а на край­ние пре­делы того, что впо­след­ствии было охва­чено небом и землей (вклю­чая, конечно же, и само небо и землю), на всю сово­куп­ность про­из­ве­ден­ных впо­след­ствии вещей.

Согласно другой интер­пре­та­ции, словом «небо» (Быт. 1:1) обо­зна­ча­ется ангель­ский мир (ср.: свт. Нико­лай Серб­ский. Биб­лей­ские темы: Ангелы — наши стар­шие братья)

Впро­чем, эти трак­товки легко согла­су­ются. Так, если первая рас­по­ла­гает к тому, что основа нашего мира обо­зна­чена в Свя­щен­ном Писа­нии выра­же­нием «небо и земля», то вторая соот­но­сит ука­за­ние на неё только со словом «земля». Пово­дом для такого направ­ле­ния мысли может слу­жить заме­ча­ние о пер­во­на­чаль­ной неустро­ен­но­сти земли, при том, что отно­си­тельно неба подоб­ного заме­ча­ния не при­во­дится: «Земля же была без­видна и пуста» (Быт. 1:2) (Впро­чем, неко­то­рые отцы пола­гали, что ангель­ский мир был создан в первый День Тво­ре­ния).

2) Как известно, Бытие Божие не имеет начала во вре­мени, и в этом отно­ше­нии Бог — без­на­ча­лен. Однако, что каса­ется при­чин­но­сти Бытия двух Лиц Пре­свя­той Троицы — Сына и Свя­того Духа, — Они имеют Начало в Отце: Отец извечно рож­дает Сына и изво­дит Свя­того Духа. С этой точки зрения уместно гово­рить, что Сын и Святой Дух имеют начало, то есть при­чину Своего Бытия в Отце, равно как уместно утвер­ждать, что Отец — Начало (При­чина) Бытия Сына и Свя­того Духа. Отец же явля­ется и Нача­лом Боже­ствен­ного дей­ствия.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки