Святой Дух

Для озна­ком­ле­ния с темой:

Для воцер­ко­в­лён­ных хри­стиан:

Для углуб­лен­ного изу­че­ния:

Цер­ков­ная гим­но­гра­фия:

***

Свято́й Дух – Третье (в тра­ди­ци­он­ном, условно при­ня­том спо­собе пере­чис­ле­ния Боже­ских Лиц) Лицо (Ипо­стась) Святой Троицы, истин­ный Бог, еди­но­сущ­ный и рав­но­слав­ный Отцу и Сыну.

Святой Дух — Одно из Лиц Пре­свя­той Троицы, Еди­ного и Неде­ли­мого Бога; Выра­зи­тель Слова Отца (Сына Божьего), пред­вечно сопут­ству­ю­щий Ему, явля­ю­щийся Его Чистей­шим Обра­зом; отли­ча­ется от Отца тем, что вечно исхо­дит от Него (тогда как Сам Отец — без­на­ча­лен, ни от Кого не исхо­дит и не рож­да­ется), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рож­де­ние (от Отца), а через исхож­де­ние (см. подроб­нее: Догмат о Пре­свя­той Троице).

Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Святой Дух обла­дает свой­ствами, при­су­щими только Богу. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Святой Дух рав­но­че­стен в Своем Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы Святой Дух еди­но­су­щен Им, обла­дает единой Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы Свя­тому Духу воз­да­ется единое и нераз­дель­ное покло­не­ние, то есть покло­ня­ясь Свя­тому Духу, хри­сти­ане покло­ня­ются вместе с Ним Отцу и Сыну, посто­янно имея в виду Их общее Боже­ство, единую Боже­ствен­ную сущ­ность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Свя­того Духа отли­чает личное (ипо­стас­ное) свой­ство, кото­рое заклю­ча­ется в том, что Он пред­вечно исхо­дит от Отца. Исхож­де­ние Свя­того Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вне­вре­менно, поскольку вне вре­мени суще­ствует Сам Бог.

Святой Дух – выра­зи­тель Сына Божьего, рож­да­е­мого в веч­но­сти от Бога Отца. Свя­щен­ное Писа­ние ясно пока­зы­вает, что Дух есть Бог и что Дух нераз­рывно связан с Сыном: «Хри­стос рож­да­ется – Дух пред­ва­ряет; Хри­стос кре­стится – Дух сви­де­тель­ствует; Хри­стос иску­шаем – Дух воз­во­дит Его (в пустыню); Хри­стос совер­шает чудеса – Дух сопут­ствует Ему; Хри­стос воз­но­сится – Дух пре­ем­ствует».

Учение о Святом Духе гово­рит нам об отли­чии Бога от всех сотво­рен­ных существ. Святой Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не при­над­ле­жит к чув­ственно пости­жи­мым формам бытия. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие «неопи­су­емо, бес­пре­дельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамас­кин). Он есть Суще­ство «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин). «Форма огра­ни­чен­ного суще­ства непре­менно обри­со­вы­ва­ется, так ска­зать, самыми его пре­де­лами, око­неч­но­стями; обри­со­ван­ное таким обра­зом суще­ство имеет свой вид. Бес­ко­неч­ное не под­чи­нено ника­кой форме как не име­ю­щее ни в каком направ­ле­нии ника­кого окон­ча­ния; по этой же при­чине оно не может иметь ника­кого вида. Бога не видел никто нико­гда (Ин. 1:18). Бес­ко­неч­ное суще­ство не может быть телом, потому что оно тоньше всякой пре­вос­ход­ней­шей тон­ко­сти, оно вполне Дух. Такой Дух – Суще­ство, несрав­ни­мое ни с каким суще­ством создан­ным» (св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

В силу Своего Боже­ствен­ного вез­де­при­сут­ствия Святой Дух может пре­бы­вать и в уве­ро­вав­шем во Христа чело­веке, сооб­щая ему доселе неве­до­мое позна­ние Бога, при­об­щая его к пол­ноте все­б­ла­же­ной Боже­ствен­ной жизни. Боже­ствен­ные дей­ствия в чело­веке часто име­ну­ются бла­го­да­тью Свя­того Духа, поскольку Святой Дух непо­сти­жимо все­ля­ется в чело­века, оби­тает и пре­бы­вает в нем. Вместе с тем, бла­го­дат­ные Боже­ствен­ные дей­ствия общие всем Лицам Святой Троицы и пре­бы­ва­ние Свя­того Духа в чело­веке озна­чает и сопре­бы­ва­ние с Ним Отца и Сына – Боже­ствен­ного Ума и Боже­ствен­ного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как гово­рит о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов.

В Свя­щен­ном Писа­нии Святой Дух име­ну­ется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14–16), Духом Гос­пода (Деян.5:9), Духом Божиим и Хри­сто­вым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Хри­сто­вым (1Пет.1:11) и (Флп.1:19), Духом свя­тыни (Рим.1:4), Духом усы­нов­ле­ния (Рим.8:15), Духом откро­ве­ния (Еф.1:17), Духом обе­то­ва­ния (Еф.1:13), Духом бла­го­дати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Вла­дыч­ним (Пс.50:14), Духом «пре­муд­ро­сти, и разума, и совета, и кре­по­сти, и веде­ния, и бла­го­че­стия» (Ис.11:2–3) и дру­гими име­нами.

***

Можно ли пони­мать соше­ствие Свя­того Духа на Христа в виде голубя или на апо­сто­лов в виде огнен­ных языков, как про­стран­ствен­ное пере­ме­ще­ние тре­тьего Лица Пре­свя­той Троицы с Небес на землю?

Святой Дух, как и Другие Боже­ствен­ные Лица, вечен, неиз­ме­рим, вез­де­сущ. Это значит, что Он нико­гда не зави­сит ни от усло­вий про­стран­ства, ни от усло­вий вре­мени, при­бы­вает везде, даже в адовых без­днах, и охва­ты­вает всё.

Сле­до­ва­тельно, ни о каком вре­мен­нóм пере­ме­ще­нии из одной обла­сти мира в другую не может быть речи. Как до Кре­ще­ния Христа, так и во время, и после, (и опять же) как до Пяти­де­сят­ницы, так и во время, и после Святой Дух нахо­дился и пре­выше Небес, и на Небе, и на земле.

Сле­до­ва­тельно, соше­ствие Свя­того Духа на Христа во время Кре­ще­ния и соше­ствие Духа на апо­сто­лов в день Пяти­де­сят­ницы необ­хо­димо вос­при­ни­мать в смысле Боже­ствен­ных дей­ствий.

В первом из назван­ных слу­чаев Бог засви­де­тель­ство­вал мес­си­ан­ское досто­ин­ство Иисуса, бла­го­сло­вил Его слу­же­ние как Спа­си­теля и Иску­пи­теля. Во втором случае Боже­ствен­ное дей­ствие было свя­зано с нис­по­сла­нием бла­го­сло­ве­ния на Его Цер­ковь, наде­ле­нием Её осо­быми бла­го­дат­ными дарами, осо­быми спа­си­тель­ными сред­ствами.

Почему Гос­подь обна­ру­жил Свои дей­ствия именно в таких внеш­них формах, знает Он Сам.

В данной связи можно лишь заме­тить, что голубь — доста­точно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соот­но­сился и соот­но­сится с надеж­дой и спа­се­нием. Вспом­ним, что после чудес­ного избав­ле­ния от потопа именно голубь, выпу­щен­ный Ноем из ков­чега, принес в клюве мас­лич­ный лист (Быт.8:11), удо­сто­ве­рив спа­сен­ных, что земля осво­бо­ди­лась от губи­тель­ных вод.

Что каса­ется огнен­ных языков, эта сим­во­ли­че­ская форма близка к тем биб­лей­ским алле­го­риям, в рамках кото­рых Бог пред­став­лялся под обра­зом огня. Так, Моисей, при встрече с Твор­цом, созер­цал объ­ятый пла­ме­нем куст (Исх.3:2); пророк Иезе­ки­иль зрел Бога в подо­бии мужа, вид кото­рого напо­ми­нал пыла­ю­щий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огнен­ную реку, про­те­ка­ю­щую перед Ветхим днями (Дан.7:10).

Почему Святой Дух сошёл на апо­сто­лов лишь после Воз­не­се­ния Христа?

Соше­ствие Свя­того Духа в День Пяти­де­сят­ницы яви­лось необ­хо­ди­мым след­ствием всей пред­ше­ству­ю­щей дея­тель­но­сти Бога, направ­лен­ное на осво­бож­де­ние чело­века от власти греха, тления, смерти и лука­вых духов.

Соше­ствие Свя­того Духа было не про­стран­ствен­ным пере­ме­ще­нием, а особым Боже­ствен­ном дей­ствием, про­ис­те­ка­ю­щим от Бога Отца через Его Слово и про­явив­шимся во Святом Духе. Это дей­ствие пред­на­зна­ча­лось для всей Церкви на все вре­мена, а не исклю­чи­тельно для апо­сто­лов (именно поэтому на иконах, отоб­ра­жа­ю­щих данное собы­тие, наряду с про­чими апо­сто­лами пишется Павел, кото­рый, в то время, не входил в круг после­до­ва­те­лей Христа, но был гони­те­лем Церкви).

В резуль­тате этого дей­ствия Церкви были пре­по­даны особые спа­си­тель­ные сред­ства, бла­го­дат­ные дары с помо­щью кото­рых веру­ю­щие осво­бож­да­ются от греха. Бла­го­даря этим дарам чело­век полу­чил воз­мож­ность пре­об­ра­зиться из греш­ного в пра­вед­ного, из пороч­ного в достой­ного, спо­соб­ного жить в послу­ша­нии Богу, в Цар­стве святых.

В свою оче­редь эта воз­мож­ность откры­лась чело­веку в связи с тем, что для осу­ществ­ле­ния лич­ного спа­се­ния пред­ва­ри­тельно были созданы все необ­хо­ди­мые усло­вия. Прежде, чем люди смогли полу­чить эти бла­го­дат­ные сред­ства, над­ле­жало пре­по­дать им учение Боге, о Цар­стве Небес­ном, очер­тить перед ними их высшую цель, совер­шить Искуп­ле­ние, побе­дить ад, сокру­шить сатану, попрать смерть, освя­тить и про­сла­вить чело­ве­че­ское есте­ство, про­ло­жить путь к Горним оби­те­лям, явить людям совер­шен­ный пример свя­то­сти и любви.

Это-то и совер­шил наш Гос­подь. После сего на создан­ную Им Цер­ковь сни­зо­шёл Святой Дух.

Каким обра­зом Иисус Хри­стос мог посы­лать Свя­того Духа апо­сто­лам, если Святой Дух исхо­дит не «и от Него», как учат като­лики, а только от Отца?

В том, что Дух Святой исхо­дит только от Отца, как Еди­ного Начала в Пре­свя­той Троице (Единой При­чины бытия Сына и Свя­того Духа), сомне­ваться не при­хо­дится. Пра­во­слав­ная Цер­ковь ясно засви­де­тель­ство­вала эту истину в Сим­воле веры. Что каса­ется учения римо-като­ли­ков об исхож­де­нии Свя­того Духа и от Сына, оно стало рас­про­стра­няться на Западе только с VI века, и для него нет осно­ва­ний ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в Свя­щен­ном Пре­да­нии.

Фраг­менты Еван­ге­лия, где сооб­ща­ется, что Гос­подь Иисус Хри­стос, дунув, пре­по­дал апо­сто­лам Свя­того Духа (Ин.20:21–22), или о том, что Дух — Дух Хри­стов (1Пет.1:11), не могут слу­жить дока­за­тель­ством учения о том, что Святой Дух исхо­дит не только от Отца, но и от Сына.

Дуно­ве­ние Сына на апо­сто­лов озна­чает не что иное как нис­по­сла­ние им бла­го­дати Свя­того Духа, совер­шен­ное в кон­крет­ном месте, в кон­крет­ной обста­новке, в кон­крет­ный исто­ри­че­ский момент, и не ука­зы­вает на образ веч­ного, вне­про­стран­ствен­ного бытия Свя­того Духа, на Его исхож­де­ние «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обо­зна­чает третье Лицо Пре­свя­той Троицы; иногда так обо­зна­ча­ется бла­го­дать Свя­того Духа, кото­рая есть, вместе с тем, и бла­го­дать Отца, и Сына).

Опять же, Духом Хри­сто­вым Святой Дух может име­но­ваться в силу еди­но­су­щия Лиц Пре­свя­той Троицы, в силу един­ства Отца, и Сына, и Свя­того Духа, нако­нец, в силу того, что Святой Дух — Выра­зи­тель Слова Отца (Кото­рое и есть Сын) (см. подроб­нее: Догмат о Пре­свя­той Троице).

***

Когда же при­и­дет Он, Дух истины… (Ин.16:13). Он будет сви­де­тель­ство­вать о Мне (Ин.15:26). Гре­че­ское слово «дух» (πνεῦμα) — сред­него рода, а не муж­ского как в рус­ском языке. В связи с этим, упо­треб­ле­ние рядом со словом сред­него рода ука­за­тель­ного место­име­ния муж­ского рода (ἐκεῖνος — Тот [в рус­ском пере­воде «Он»]) сви­де­тель­ствует о лич­ност­ной при­роде Духа Свя­того.

***

См. ДАРЫ СВЯ­ТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯ­ТОГО ДУХА, БОГО­ОБ­ЩЕ­НИЕ, ХУЛА НА ДУХА СВЯ­ТОГО.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки