Найти Бога

иеро­мо­нах Сергий (Рыбко)

- Во второе вос­кре­се­нье после Святой Пасхи Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­нает явле­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа апо­столу Фоме, когда тот усо­мнился в Вос­кре­се­нии Гос­пода. Хри­стос не отверг немощ­ного уче­ника и пока­зал ему язвы на руках и ногах (Ин. 20:24–29). Как же ныне быть чело­веку, если он хочет убе­диться в суще­ство­ва­нии Бога? Что делать нам, обык­но­вен­ным людям, для укреп­ле­ния веры?

- Жела­ние вполне спра­вед­ли­вое. Вера чело­века должна быть осмыс­ленна, выстра­дана. Бог должен быть понят чело­ве­ком, должен открыться чело­веку. Чело­век должен найти Бога, только тогда он сможет верить, и не просто верить, но идти в этой жизни за Хри­стом путем испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей.

- А как искать веру, где ее найти?

- Для чело­века, ищу­щего Бога, ищу­щего истину, вся жизнь напол­нена этим святым иска­нием. И, скорее, не мы ищем и нахо­дим Бога, а Бог Сам откры­ва­ется нам. Потому Свя­щен­ное Писа­ние и назы­ва­ется Боже­ствен­ным Откро­ве­нием, что Гос­подь откры­вает нам Свои истины. Вот и чело­веку, ищу­щему Бога, нужно обра­титься к пер­во­ис­точ­нику хри­сти­ан­ства – Свя­щен­ному Писа­нию.

Новый Завет для очень многих явился откро­ве­нием Бога. Часто люди, с кото­рыми мне при­хо­ди­лось встре­чаться, при­зна­ва­лись, что впер­вые заду­ма­лись о высших исти­нах, про­чи­тав Еван­ге­лие или даже какой-то отры­вок из него. У меня самого в жизни было так: в тот период, когда я искал смысл жизни, я встре­тил чело­века, кото­рый про­тя­нул мне святое Еван­ге­лие. Я взял его и про­чи­тал. И дей­стви­тельно, мне откры­лось очень многое. После про­чте­ния оста­лась такая мысль: я не знаю, Что такое Бог, Кто такой Бог, но жить нужно именно так, как учил Хри­стос. Образ Христа, любя­щего людей Учи­теля жизни, уже навсе­гда запе­чат­лелся в моем сердце.

- То есть, для Вас Еван­ге­лие стало теми язвами, кото­рые пока­зал Хри­стос усо­мнив­ше­муся апо­столу Фоме. Почему же все-таки люди верят Еван­ге­лию?

- В Еван­ге­лии заклю­чена какая-то непо­сти­жи­мая сила, уди­ви­тель­ная, незем­ная кра­сота. Совре­мен­ный бого­слов архиеп. Иоанн (Шахов­ской) в одном из своих писем гово­рит, что всякое, хотя бы даже неболь­шое при­кос­но­ве­ние к Слову Божию, к Еван­ге­лию уже очень много значит для чело­века. Еван­ге­лие – дей­стви­тельно книга жизни: его святые слова дали жизнь мил­ли­о­нам и мил­ли­ар­дам людей в мире.

- Есть ли другие спо­собы позна­ния Бога?

- Гос­подь откры­ва­ется чело­веку на путях его жизни по-раз­ному: через обсто­я­тель­ства, через встречи с людьми, через слова и даже глаза какого-то чело­века. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник гово­рит, что, кроме мира людей, рядом с нами суще­ствует, по край­ней мере, еще два мира: мир при­роды, Божьего тво­ре­ния, где Гос­подь откры­ва­ется через каждый цветок, каждый листо­чек, звезду, и мир Церкви – пра­во­слав­ный храм.

- Что же такое пра­во­слав­ный храм?

Храм – это дом Божий, это такое место на земле, в кото­ром пре­бы­вает Гос­подь во всей Своей пол­ноте, это особое место сви­де­тель­ства Бога о Себе. И поэтому любой чело­век, пере­сту­па­ю­щий порог пра­во­слав­ного храма, чув­ствует, что он вошел не в про­стое здание, но что это место особое, здесь душа встре­ча­ется с небом.

- А может ли это почув­ство­вать чело­век, кото­рый не крещен, кото­рый не верует в Бога?

- Это может почув­ство­вать любой чело­век; и мне при­хо­ди­лось слы­шать о том, как в труд­ные минуты даже неве­ру­ю­щие люди шли в храм и полу­чали там помощь, под­держку и уте­ше­ние, чув­ствуя, что Кто-то нахо­дится рядом с ними – Кто-то любя­щий, родной и близ­кий гово­рит с их серд­цами, уте­шает и успо­ка­и­вает их.

- Чело­век, в первый раз пере­сту­па­ю­щий порог храма, порой даже не знает, как себя вести. Что Вы ему посо­ве­ту­ете?

- Я посо­ве­тую ему обра­титься к свя­щен­нику, т. е. к чело­веку, кото­рый спе­ци­ально постав­лен Богом для того, чтобы сви­де­тель­ство­вать людям о Боге. Нужно не стес­няться и не бояться подойти к батюшке, задать свои вопросы.

Только вчера был такой случай: одна восем­на­дца­ти­лет­няя девушка обра­ти­лась ко мне с несколь­кими незна­чи­тель­ными вопро­сами о Боге, о вере. Мы с ней долго гово­рили, затем она ушла. А сего­дня пришла вновь. Я спро­сил ее: «Что же ты вынесла в своем сердце после нашей беседы?» И она мне отве­тила: «Батюшка, Вы знаете, про­изо­шло чудо: для меня теперь суще­ствует только вера, только то, что свя­зано с Богом, все осталь­ное как бы отсту­пило, отошло на второй план. Мне совсем неин­те­ресно все то, что было инте­ресно раньше, и у меня только одна мысль: я хочу знать Бога, хочу знать истину, хочу быть с Богом и в Боге».

- Чело­век, кото­рый заду­мы­ва­ется над смыс­лом бытия, не может пройти мимо вопро­сов веры. Но что такое вера? Может быть, она зало­жена в чело­ве­че­ской при­роде и без веры чело­век жить не может- он рож­да­ется с потреб­но­стью верить? Бывают ли такие случаи, когда вера рож­да­ется из-за страха муче­ний в аду?

- Это совер­шенно исклю­чено. Так свой­ственно думать людям неве­ру­ю­щим, не зна­ю­щим веры. Часто гово­рят о какой-то слепой вере, – ника­кой слепой веры не может быть. Бывает слепое неве­рие: чело­век не знает, потому и не верит. Верить можно только осмыс­ленно, только «зрячая» вера может быть дей­стви­тельно верой. Вера в Бога – это любовь к Богу; любить из страха нака­за­ний и муче­ний в аду невоз­можно. Иногда дей­стви­тельно чело­века удер­жи­вает от греха страх нака­за­ний, но это совсем другое. Есть разные сте­пени побуж­де­ния, разные сооб­ра­же­ния, по кото­рым чело­век не делает греха.

Совер­шен­ная вера – это любовь к Богу. Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Хри­сти­а­нин, духовно здо­ро­вый, не делает греха не потому, что его кто-то нака­жет, а потому что боится оскор­бить любя­щее его Суще­ство,- вот это дей­стви­тельно вера.

- Но Что же такое Бог. Какие каче­ства при­сущи Ему?

- Бог есть Лич­ность. Бог есть Суще­ство. Сущий, – назы­вает Ветхий Завет Бога. Бог суще­ствует, сле­до­ва­тельно, Он не абстрак­ция, Он обла­дает при­су­щими Ему каче­ствами. Эти каче­ства – пре­муд­рость, бла­гость, все­ве­де­ние и прежде всего любовь. Это самое глав­ное Его каче­ство: Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Бог выхо­дит за гра­ницы мате­ри­аль­ного мира, за гра­ницы чув­ствен­ного мира, Его нельзя потро­гать, уви­деть, услы­шать, но Его можно почув­ство­вать серд­цем, можно полю­бить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит, что наше сердце недо­ста­точно зрячее.

Гос­подь гово­рит: Я путь и истина, и жизнь (Ин. 14:6). Гос­подь есть жизнь. Для хри­сти­а­нина Бог – реаль­ность, Лич­ность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим Бога, мы обща­емся с Ним в молитве. Как чело­век гово­рит с чело­ве­ком, так душа гово­рит с Богом, ищет волю Божию и полу­чает ответы, чув­ствует, что Бог – Суще­ство вели­кое и пре­крас­ное.

Чело­век имеет бес­смерт­ную душу, создан­ную по образу и подо­бию Божию. Душа, как суще­ство духов­ное, стре­мится к Богу, и этим объ­яс­ня­ется то, что люди, даже неве­ру­ю­щие, испы­ты­вают какую-то смут­ную тре­вогу, неудо­вле­тво­рен­ность всем земным, жела­ние чего-то выс­шего. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский гово­рит, что во всех гени­аль­ных про­из­ве­де­ниях вели­ких худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов звучит тоска по веч­но­сти, тоска по чему-то пре­крас­ному, высо­кому, в конеч­ном счете, — тоска по Богу. Но гении земли, воз­буж­дая в чело­веке эту тоску, не дают ответа о том, как достиг­нуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на это дает только Еван­ге­лие, только хри­сти­ан­ство.

Чело­век, кото­рый не молится, и не пони­мает радо­сти молитвы, Бога дей­стви­тельно не знает, хотя, может быть, верит в Бога. Для такого чело­века Бог – абстрак­ция. По мере углуб­ле­ния в духов­ную жизнь, по мере вхож­де­ния в нее через молитву все больше и больше откры­ва­ется перед чело­ве­ком Бог. Бог – это откро­ве­ние. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16),- гово­рит Он. Он выхо­дит к нам первый, Он встре­чает нас на разных пере­пу­тьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и тогда войдет в наше сердце это дивное чудо – Гос­подь.

- Гос­подь мой и Бог мой (Ин. 20:28), – именно так сказал апо­стол Фома, осязав раны Христа, т. е. он обра­тился к Богу, стал гово­рить с Ним.

В позна­нии Бога важен опыт живого обще­ния с Ним. Недо­ста­точно просто слы­шать или читать о Боге, необ­хо­димо обра­титься к Самому Спа­си­телю. Чело­веку неве­ру­ю­щему, но ищу­щему Бога свя­ти­тель Феофан Затвор­ник сове­тует даже обра­титься к Нему с такой молит­вой: «Гос­поди, если Ты есть, откройся мне «. Знаю по себе, что такая молитва бывает очень силь­ной. Может быть, не сразу это про­изой­дет, но Гос­подь услы­шит и откро­ется.

- Батюшка, что бы Вы поже­лали нашим чита­те­лям?

- Конечно же, богат­ства веры, потому что вера в Бога есть бес­цен­ная жем­чу­жина, кото­рую чело­век ищет всю жизнь, и где бы он ни искал отве­тов на самые сокро­вен­ные свои вопросы, нигде, кроме Христа, кроме свя­того Еван­ге­лия, он их не найдет.

книга «Воз­можно ли спа­се­ние в XXI веке?» иеро­мо­наха Сергия (Рыбко)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки