Как обрести веру?

Из Свя­щен­но­го Писа­ния:

Се, стою у две­ри и сту­чу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, вой­ду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною (Откр.3:20).

И взы­щи­те Меня и най­дё­те, если взы­щи­те Меня всем серд­цем вашим (Иер.29:13).

Если жела­ешь пре­муд­ро­сти, соблю­дай запо­ве­ди, и Гос­подь подаст её тебе (Сир.1:26).

***

Пре­по­доб­ный Силу­ан Афон­ский:
Гор­дость не дает душе всту­пить на путь веры.
Неве­ру­ю­ще­му я даю такой совет: пусть он ска­жет: «Гос­по­ди, если Ты есть, то про­све­ти меня, и я послу­жу Тебе всем серд­цем и душою». И за такую сми­рен­ную мысль и готов­ность послу­жить Богу, Гос­подь непре­мен­но про­све­тит… И когда Гос­подь про­све­тит тебя, тогда душа твоя почув­ству­ет Гос­по­да; почув­ству­ет, что Гос­подь про­стил её, и любит её, и это ты из опы­та позна­ешь, и бла­го­дать Свя­то­го Духа будет сви­де­тель­ство­вать в душе тво­ей спа­се­ние, и захо­чешь тогда кри­чать на весь мир: «Как мно­го нас любит Гос­подь». (Из кни­ги “Ста­рец Силу­ан Афон­ский”).

***

Свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Источ­ник неве­рия есть гор­дость; неве­ру­ю­щий внут­ренне гово­рит: дру­гие гово­рят так, а я не согла­ша­юсь с тем, что они гово­рят; я хочу верить и гово­рить ина­че. Зна­чит, неве­рие уни­чи­жа­ет сло­ва дру­гих и свои мыс­ли сер­деч­ные, свои сло­ва постав­ля­ет выше мыс­лей и слов дру­гих. – Пото­му, что­бы иметь искрен­нюю, сер­деч­ную веру, непре­мен­но нуж­но сми­рить­ся серд­цем. Гос­подь Спа­си­тель, по чело­ве­че­ству Сво­е­му, был кро­ток и сми­рен серд­цем и нам пока­зал при­мер вели­чай­ше­го смирения.

Ходя, сидя, лежа, собе­се­дуя, зани­ма­ясь – во вся­кое вре­мя молись серд­цем о даро­ва­нии веры и люб­ви. Ты не про­сил еще как сле­ду­ет, с жаром, с посто­ян­ством, не имел твер­до­го наме­ре­ния стя­жать их. Отсе­ле ска­жи: се, начах (вот, я начал). Когда на пути к Богу и Его Небес­но­му Цар­ству будешь встре­чать пре­пят­ствия, постав­ля­е­мые диа­во­лом: сомне­ния и неве­рие серд­ца, так­же сер­деч­ную зло­бу (ино­гда к лицам, сто­я­щим без­услов­но­го почте­ния и люб­ви), рав­но и дру­гие стра­сти, – не воз­му­щай­ся ими, но знай, что они – дым и смрад вра­га, кото­рый прой­дет от еди­но­го мания Гос­по­да Иису­са Хри­ста. (Из дневников).

***

Пре­по­доб­ный Иоанн Вала­ам­ский (Алек­се­ев):
Если Вы, гос­по­дин дирек­тор, хоти­те най­ти Бога фило­со­фи­ей, всуе буде­те тру­дить­ся и нико­гда не най­дё­те. Вот мой совет, как най­ти Бога: начи­най­те свою жизнь вести по Еван­ге­лию. Гос­подь ска­зал: «Бла­жен­ны чистые серд­цем, они Бога узрят» (Мф.5:8). Посте­пен­но очи­щай­те серд­це от стра­стей. Насколь­ко очи­ща­ет­ся серд­це от стра­стей, настоль­ко Бог позна­ет­ся, и будет Цар­ство Божие внут­ри Вас [см.: Лк.17:21]. Вот тогда все вопро­сы кончатся.
(Из кни­ги: “Пись­ма вала­ам­ско­го стар­ца”).

***

Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пархоменко:
Когда чело­век гово­рит, что в нём нет веры, и он хочет пове­рить, очень помо­га­ет такой при­ём. Я гово­рю: похо­ди­те 2–3 меся­ца в храм. Еженедельно.
При­ча­щать­ся не надо, испо­ве­до­вать­ся тоже не надо. Про­сто при­хо­ди­те, стой­те и пытай­тесь молить­ся вме­сте со все­ми. И гово­ри­те Богу: «Я, чест­но гово­ря, не знаю, есть ли Ты, Гос­по­ди, но про­шу, открой­ся, дай мне Тебя почувствовать…»
Даль­ше: Еже­днев­но утром и вече­ром молить­ся хотя бы 5–10 минут. Читать молит­вы, кото­рые я пока­жу. (Это что-то из Утрен­них, Вечер­них, Еже­днев­ных молитв, фраг­мен­ты Ака­фи­стов.) Обя­за­тель­но при­бав­лять молит­ву сво­и­ми словами.
Далее: Каж­дый день читать по 2 гла­вы Ново­го Заве­та. Луч­ше утром и в тече­ние дня раз­мыш­лять над про­чи­тан­ным (хотя бы по доро­ге на работу).
Еще: Ста­рать­ся жить эти 2 меся­ца по-хри­сти­ан­ски: тво­рить доб­рые дела, не обма­ны­вать нико­го, каче­ствен­но выпол­нять свою рабо­ту, стро­ить отно­ше­ния в семье и т.д.
И вот опыт пока­зы­ва­ет, что чаще все­го это­го ока­зы­ва­ет­ся доста­точ­но, что­бы чело­век почув­ство­вал Бога. Неви­ди­мо­го, но забот­ли­во­го, бла­го­слов­ля­ю­ще­го его, поддерживающего.
Гос­подь видит тру­ды чело­ве­ка и, соот­вет­ствен­но, откры­ва­ет­ся. «Про­си­те, и дано будет вам; ищи­те, и най­де­те; сту­чи­те, и отво­рят вам; ибо вся­кий про­ся­щий полу­ча­ет, и ищу­щий нахо­дит, и сту­ча­ще­му отво­рят» (Мф.7:7).
(Читать ответ пол­но­стью)

***

Игу­мен Никон (Воро­бьёв):
Для неве­ру­ю­щих или сомне­ва­ю­щих­ся кажет­ся самым глав­ным толь­ко уве­ро­вать или убе­дить­ся, что Бог есть. Они еще не зна­ют того, что мож­но веро­вать, быть убеж­ден­ным в бытии Божи­ем, а жить в про­тив­ле­нии Богу, как бесы, кото­рые веру­ют в Бога, тре­пе­щут пред Ним, а не поко­ря­ют­ся, не сми­ря­ют­ся, а со злоб­ной нена­ви­стью дела­ют все про­тив­ное воле Божи­ей. Бед­ные, сле­пые люди. Они не видят, не зна­ют, не чув­ству­ют духов­но­го мира, про­да­ют за чече­вич­ную похлеб­ку мир­ской жиз­ни свое пер­во­род­ство, высо­чай­шую честь и досто­ин­ство быть чада­ми Божиими.
Я все­гда и поныне убеж­ден, что ищу­ще­му Бога и жела­ю­ще­му жить по воле Его (т.е. по сове­сти, запо­ве­дям) – обя­за­тель­но будет дано уве­ро­вать или даже боль­ше: опыт­но убе­дить­ся в бытии Божи­ем и духов­но­го мира. Так гово­рит и Иисус Хри­стос: ищи­те Цар­ствия Божия, и это все (необ­хо­ди­мое для мате­ри­аль­ной жиз­ни) при­ло­жит­ся вам (Лк. 12:31). Мно­го при­ме­ров, да и моя лич­ная жизнь – дока­за­тель­ство это­му. К сожа­ле­нию, нель­зя убе­дить дру­го­го без его соб­ствен­но­го жела­ния и тру­да. (Из кни­ги: “О нача­лах жиз­ни”).

***

Архи­манд­рит Рафа­ил (Каре­лин):
Какая раз­ни­ца меж­ду чело­ве­ком веру­ю­щим и неве­ру­ю­щим? Пред­по­ло­жим, веру­ю­щий и неве­ру­ю­щий име­ют одни и те же внеш­ние зна­ния, одну и ту же инфор­ма­цию, один и тот же уро­вень обра­зо­ва­ния. Но чем веру­ю­щий чело­век отли­ча­ет­ся от неве­ру­ю­ще­го? Отли­чие в том, что веру­ю­щий ощу­ща­ет Бога, име­ет сви­де­тель­ство о бытии Божи­ем в соб­ствен­ном серд­це, и это внут­рен­нее сви­де­тель­ство неот­де­ли­мо от молит­вы. Неко­то­рые спра­ши­ва­ют: «Что нам делать, что­бы пове­рить в Бога?» Ответ прост: жить по запо­ве­дям Божи­им и пре­бы­вать в молит­ве. Молит­ва дает душе чело­ве­ка реаль­ное дока­за­тель­ство Боже­ствен­но­го бытия. У нас есть само­оче­вид­ные дока­за­тель­ства суще­ство­ва­ния внеш­не­го мира: мы вос­при­ни­ма­ем его через транс­фор­ми­ро­ван­ные обра­зы наших орга­нов чувств; мы вос­при­ни­ма­ем его непо­сред­ствен­но как дан­ность, реаль­ность. И веру­ю­щий чело­век так же непо­сред­ствен­но, как реаль­ность, ощу­ща­ет мир духов­ный, вклю­чен­ность себя в этот мир, свою внут­рен­нюю связь – союз с Боже­ством – и посто­ян­ную зави­си­мость от Боже­ства. Имен­но этим веру­ю­щий отли­ча­ет­ся от неве­ру­ю­ще­го, хотя бы тот был по сво­им убеж­де­ни­ям иде­а­ли­стом. Поэто­му иде­а­лист – тот, кто рас­су­доч­но допус­ка­ет суще­ство­ва­ние Бога, счи­та­ет, что это наи­бо­лее веро­ят­ная тео­рия – и всё. А веру­ю­щий чув­ству­ет и ощу­ща­ет Бога.
(Из кни­ги: “Хри­сти­ан­ство и модер­низм”).

***

Пре­по­доб­ный Паи­сий Свя­то­го­рец:
Вера уси­ли­ва­ет­ся молит­вой. Чело­век, не воз­де­лав­ший в себе веру измла­да, но рас­по­ло­жен­ный к это­му, может воз­де­лать её молит­вой, про­ся у Хри­ста при­ба­вить ему веру. Будем про­сить Хри­ста при­ба­вить нам веру и умно­жить её. Чего попро­си­ли у Хри­ста апо­сто­лы? «При­ло­жи нам веру». Если ты гово­ришь “при­ло­жи”, это зна­чит, что ты вве­ря­ешь себя Богу. Ведь если чело­век не вве­рит себя Богу, то что Он при­ло­жит это­му чело­ве­ку? Мы про­сим у Бога при­ба­вить нам веру не для того, что­бы тво­рить чуде­са, но для того, что­бы боль­ше Его возлюбить.
(Из кни­ги: “Духов­ное про­буж­де­ние”).

***

Епи­скоп Арсе­ний (Жада­нов­ский):
Вера, как и любовь, не дает­ся сра­зу и лег­ко; её нуж­но искать, её доби­вать­ся, и толь­ко со вре­ме­нем, после уси­лен­но­го духов­но­го дела­ния, вера овла­де­ва­ет всем нашим внут­рен­ним суще­ством и дела­ет­ся для нас жиз­нен­ным нер­вом, целию наше­го бытия.
(Из кни­ги “Духов­ный днев­ник”).

***

Про­то­и­е­рей Петр Мангилев:
Во-пер­вых, о том, что­бы Гос­подь дал веру, нуж­но молить­ся, то есть нуж­но про­сить о том, что­бы Гос­подь помог обре­сти веру. И ответ содер­жит­ся в одной из запо­ве­дей бла­женств: Бла­жен­ны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят. То есть в дан­ном слу­чае путь обре­те­ния веры – это путь очи­ще­ния сво­е­го серд­ца, путь укло­не­ния от гре­ха и совер­ше­ния доб­ро­де­те­ли. И еще одну цита­ту при­ве­ду из Свя­щен­но­го Писа­ния, я часто его цити­рую. Апо­стол Павел в Посла­нии к Евре­ям гово­рит о Гос­по­де: …Он есть, и ищу­щим Его воз­да­ет (Евр.11:6). Так вот, если мы к Нему стре­мим­ся, если молим­ся, жела­ем обре­сти веру и это наше под­лин­ное жела­ние и жиз­нен­ная потреб­ность, то Гос­подь не может оста­вить без отве­та наше живое стрем­ле­ние и дви­же­ние к Нему.

***

Кирилл Бори­сов, катехизатор:
Бога мож­но позна­вать как внеш­ний объ­ект, а мож­но обра­тить­ся к Нему, как к любя­ще­му Отцу Небес­но­му, всту­пить в обще­ние с Ним посред­ством создан­ной Им Церк­ви. Ведь мож­но и чело­ве­ка рас­смат­ри­вать лишь с внеш­ней сто­ро­ны, а мож­но позна­ко­мить­ся с ним. Бог – это не некая “без­лич­ная сила”, с Богом мож­но и нуж­но всту­пить в лич­ное обще­ние. Что­бы не быть обма­ну­тым на этом пути пад­ши­ми духа­ми, Бог создал Цер­ковь, кото­рая слу­жит тес­но­му еди­не­нию чело­ве­ка и его Творца.
Суще­ству­ют рели­гио­ве­ды, кото­рые изу­ча­ют про­яв­ле­ния рели­ги­оз­но­сти у дру­гих людей, суще­ствую учё­ные, кото­рые изу­ча­ют сотво­рён­ный Богом мир и суще­ству­ют веру­ю­щие, кото­рые стре­мят­ся испол­нить волю Бога и пре­бы­ва­ют в обще­нии с Ним.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки