Вера

Аудио-версия статьи

См. раз­делы О ВЕРЕ И НЕВЕ­РИИ, МОЙ ПУТЬ К БОГУ

***

Ве́ра – 

1) доб­ро­воль­ный союз между Богом и чело­ве­ком;
2) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, внут­рен­няя убеж­дён­ность чело­века в суще­ство­ва­нии Бога, сопря­жен­ная с высшей сте­пе­нью дове­рия к Нему как Бла­гому и Муд­рому Все­дер­жи­телю, с жела­нием и готов­но­стью сле­до­вать Его благой воле;
3) сухое согла­сие разума с фактом суще­ство­ва­ния Бога; знание о Боге и Его воле, не сопро­вож­да­ю­ще­еся жела­нием её испол­нять (бесов­ская вера) (Иак.2:19);
4) рели­ги­оз­ный культ, веро­ва­ние (ложное).

vera - Вера

На древ­не­ев­рей­ском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», вер­ность. «Вера» – поня­тие очень близ­кое к поня­тию «вер­ность, пре­дан­ность».

Вера же есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом (Евр.11:1). «Без веры уго­дить Богу невоз­можно» (Евр.11:6). Хри­сти­ан­ство – «вера, дей­ству­ю­щая любо­вью» (Гал.5:6).

Суще­ствуют три уровня веры, три сту­пени духов­ного вос­хож­де­ния, осно­ван­ные на трёх силах души (уме, чув­ствах и воле): вера как рас­су­доч­ная уве­рен­ность, вера как дове­рие и вера как пре­дан­ность, вер­ность. 

  1. Вера как уве­рен­ность – это рас­су­доч­ное при­зна­ние какой-либо истины. Такая вера не влияет на жизнь чело­века. Пред­по­ло­жим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того? Внут­рен­ний мир чело­века от такой веры мало меня­ется. Для него Бог явля­ется как бы одним из объ­ек­тов все­лен­ной: есть пла­нета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой чело­век не всегда соот­но­сит веру со своими поступ­ками, не пыта­ется вни­ма­тельно выстра­и­вать свою жизнь по вере, а дей­ствует по прин­ципу «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе». То есть это просто при­зна­ние своим умом факта суще­ство­ва­ния Бога. Кроме того, обычно такая вера иллю­зорна, спроси такого веру­ю­щего «Кто есть Бог?» и услы­шишь наив­ные фан­та­зии, не име­ю­щие ничего общего с Боже­ствен­ным откро­ве­нием.
  2. Вторая сту­пень – вера как дове­рие. На этом уровне веры чело­век не просто рас­су­дочно согла­ша­ется с суще­ство­ва­нием Бога, но чув­ствует при­сут­ствие Божие, и в случае скорби или жиз­нен­ных труд­но­стей непре­менно вспом­нит про Бога и станет молиться Ему. Дове­рие пред­по­ла­гает надежду на Бога, и чело­век уже ста­ра­ется сооб­ра­зо­вы­вать свою жизнь с верой в Бога.
    Впро­чем, если ребё­нок дове­ряет своим роди­те­лям, это ещё не значит, что он всегда будет их слу­шаться. Иногда дети поль­зу­ются роди­тель­ским дове­рием для оправ­да­ния своих про­ступ­ков. Чело­век дове­ряет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему, оправ­ды­вая свои стра­сти гре­хов­но­стью окру­жа­ю­щих. И хотя такой чело­век время от вре­мени молится, он редко ста­ра­ется побеж­дать свои пороки, не всегда бывает готов сам чем-то пожерт­во­вать для Бога.
  3. Самая высо­кая сту­пень – это вера как вер­ность. Истин­ная вера – это не только знание о Боге (кото­рым обла­дают даже бесы (Иак.2:19)), но знание, вли­я­ю­щее на жизнь чело­века. Это не только при­зна­ние Бога своим умом, и не только дове­рие Ему своим серд­цем, но и согла­со­ва­ние своей воли с волей Божьей. Только такая вера может выра­жать любовь, потому что истин­ная любовь немыс­лима без вер­но­сти. Такая вера ста­но­вится осно­ва­нием для всех мыслей и поступ­ков чело­века и только она – спа­си­тельна. Но это пред­по­ла­гает и внут­рен­ний труд над собой, победу над своими стра­стями и обре­те­ние еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей.

Итак, душа чело­века состоит из трёх сил — ума, чувств и воли; истин­ная вера задей­ствует их все.

***

Вера в отно­ше­нии к другим доб­ро­де­те­лям

«Во главе святых доб­ро­де­те­лей стоит вера – корень и суть всех святых доб­ро­де­те­лей. Из нее выте­кают вся святые доб­ро­де­тели: молитва, любовь, пока­я­ние, сми­ре­ние, пост, кро­тость, мило­сер­дие и др.
пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич)

Источ­ник веры

Вера дару­ется Богом (Еф.2:8), тому, кто её ищет. Свя­ти­тель Тихон Задон­ский гово­рил, что вера, как искра, зажжён­ная от Духа Свя­того в сердце чело­ве­че­ском, раз­го­ра­ется теп­ло­той любви. Он назы­вает веру све­тиль­ни­ком в сердце. Когда горит этот све­тиль­ник, чело­век видит духов­ные вещи, может верно судить о духов­ном и даже видит неви­ди­мого Бога; когда же не горит – в сердце темно, там мрак неве­де­ния, там заблуж­де­ния и пороки воз­во­дятся в досто­ин­ство доб­ро­де­те­лей.

Сла­га­е­мые веры

Вера сла­га­ется из чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния (жела­ния, воли) и дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати. Она есть святое таин­ство, в кото­ром согла­су­ется чело­ве­че­ская воля и Боже­ствен­ная бла­го­дать (см. синер­гия).

Содер­жа­ние веры

Вера состоит в при­ня­тии истин Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, заклю­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии, сфор­му­ли­ро­ван­ных в дог­ма­ти­че­ском учении Церкви. Эти истины – сверх­чув­ствен­ные, неве­ще­ствен­ные, неви­ди­мые, нема­те­ри­аль­ные, таин­ствен­ные. Они пре­вос­хо­дят види­мый мате­ри­аль­ный мир, пре­вос­хо­дят чело­ве­че­ские органы чувств и разум, а потому тре­буют веры. 

Верой при­об­ре­та­ется позна­ние о Боге, а без веры невоз­можно познать Его… Ибо какое умство­ва­ние убедит нас, напри­мер, в Вос­кре­се­нии?.. Какими умство­ва­ни­ями может быть постиг­нуто рож­де­ние Бога Слова?
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Выра­же­ние веры

Веру можно под­раз­де­лить на умо­зри­тель­ную (дог­ма­ти­че­скую) и дея­тель­ную, живую, выра­жа­ю­щу­юся в испол­не­нии Еван­гель­ских запо­ве­дей. Эти виды веры вза­имно допол­няют друг друга в чело­ве­че­ском спа­се­нии.

«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.  Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут. Но хочешь ли знать, неосно­ва­тель­ный чело­век, что вера без дел мертва? Не делами ли оправ­дался Авраам, отец наш, воз­ло­жив на жерт­вен­ник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содей­ство­вала делам его, и делами вера достигла совер­шен­ства? И испол­ни­лось слово Писа­ния: «веро­вал Авраам Богу, и это вме­ни­лось ему в пра­вед­ность, и он наре­чен другом Божиим». Видите ли, что чело­век оправ­ды­ва­ется делами, а не верою только? Подобно и Раав блуд­ница не делами ли оправ­да­лась, приняв согля­да­таев и отпу­стив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
(Иак.2:16–26)

«Без веры невоз­можно спа­стись, потому что на вере осно­вы­ва­ется все, как чело­ве­че­ское, так и духов­ное. Но вера не иначе при­хо­дит в совер­шен­ство, как чрез испол­не­ние всего ука­зан­ного Хри­стом. Без дел же вера мертва, равно как и дела без веры. Истин­ная вера пока­зы­ва­ется в делах».
пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин

«Образ бого­по­чи­та­ния заклю­ча­ется в сих двух вещах: в точном позна­нии дог­ма­тов бла­го­че­стия (1) и в добрых делах (2). Дог­маты без добрых дел не бла­го­при­ятны Богу, не при­ем­лет Он и добрых дел, если они осно­ваны не на дог­ма­тах бла­го­че­стия».
свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский

«Вера в Еван­ге­лие должна быть живая, нужно веро­вать умом и серд­цем, испо­ве­до­вать веру устами, выра­жать, дока­зы­вать ее жизнью. Посто­ян­ство в пра­во­слав­ном испо­ве­да­нии дог­ма­тов веры пита­ется и хра­нится делами веры и непо­роч­но­стью сове­сти … Спа­си­тель мой. Насади в меня веру живую, дока­зы­ва­е­мую делами…, чтобы я стал спо­соб­ным к вос­кре­се­нию в духе моем».
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

То, что мы истинно веруем Богу… пусть будет явлено на осно­ва­нии наших дел и соблю­де­ния Божиих запо­ве­дей.
свя­ти­тель Гри­го­рий Палама

Содер­жа­ние дог­ма­ти­че­ской веры

Вера состоит в при­ня­тии истин Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, заклю­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии, сфор­му­ли­ро­ван­ных в дог­ма­ти­че­ском учении Церкви. Эти истины – сверх­чув­ствен­ные, неве­ще­ствен­ные, неви­ди­мые, нема­те­ри­аль­ные, таин­ствен­ные. Они пре­вос­хо­дят види­мый мате­ри­аль­ный мир, пре­вос­хо­дят чело­ве­че­ские органы чувств и разум, а потому тре­буют веры. 

Верой при­об­ре­та­ется позна­ние о Боге, а без веры невоз­можно познать Его… Ибо какое умство­ва­ние убедит нас, напри­мер, в Вос­кре­се­нии?.. Какими умство­ва­ни­ями может быть постиг­нуто рож­де­ние Бога Слова?
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Как обре­сти веру?

Пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский: “Неве­ру­ю­щему я даю такой совет: пусть он скажет: «Гос­поди, если Ты есть, то про­свети меня, и я послужу Тебе всем серд­цем и душою». И за такую сми­рен­ную мысль и готов­ность послу­жить Богу Гос­подь непре­менно про­све­тит”.

Неве­ру­ю­щему сле­дует молит­венно про­сить у Бога встречи и вни­ма­тельно наблю­дать за собой. Бог обя­за­тельно отве­тит на искрен­нюю молитву через обсто­я­тель­ства жизни, через ближ­него, а может быть и прямо в сердце чело­века. «И взы­щите Меня и най­дете, если взы­щите Меня всем серд­цем вашим» (Иер.29:13).

Чем укреп­ля­ется вера?

Слушай Слово Божие, про­по­веди и поуче­ния, читай Слово Божие, [тво­ре­ния] святых отцов и стар­че­ские книги, ищи и вопро­шай, бесе­дуй и общайся с веру­ю­щими, бога­тыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще испо­ве­дуйся и при­об­щайся Святых Таин.
свт. Феофан Затвор­ник

***

Можно ли быть истинно веру­ю­щим, не зная основ веро­уче­ния?

К сожа­ле­нию, на сего­дняш­ний день даже среди при­хо­жан суще­ствует нема­лое коли­че­ство тех, чья личная рели­ги­оз­ная пози­ция в отно­ше­нии изу­че­ния дог­ма­тов бывает не только ней­траль­ной, но даже и нега­тив­ной.

Зачем обре­ме­нять себя излиш­ними зна­ни­ями? — удив­ля­ются они; ведь глав­ное — посе­щать Божий храм, участ­во­вать в бого­слу­же­нии, слу­шаться батюшку, ста­раться не гре­шить. Между тем, такая точка зрения не только не при­вет­ству­ется Цер­ко­вью, но и про­ти­во­ре­чит самому поня­тию веры.

Не слу­чайно Гос­подь Иисус Хри­стос, обра­щая вни­ма­ние на про­ро­че­ское про­воз­ве­стие о том, что люди будут научены Богом, ука­зы­вал апо­сто­лам, что (именно) научив­шийся при­хо­дит к Нему (Ин.6:45). При этом Спа­си­тель и Сам при­зы­вал: «научи­тесь от Меня» (Мф.11:29). Как известно, одним из послед­них Его пове­ле­ний, адре­со­ван­ных апо­сто­лам, было тре­бо­ва­ние научить (а не просто кре­стить) все народы (Мф.28:19–20).

И это объ­яс­нимо. Уже само вступ­ле­ние чело­века в Цер­ковь Хри­стову под­ра­зу­ме­вает опре­де­лен­ное знание усло­вий, задач и целей хри­сти­ан­ской жизни.

Скажем, без знания о том, для чего и ради чего над­ле­жит испол­нять послу­ша­ние Церкви, немыс­лимо созна­тель­ное, доб­ро­воль­ное слу­же­ние Богу, сми­рен­ная, жерт­вен­ная само­от­дача. А ведь именно этого ждёт от нас Глава Церкви, Гос­подь (Мф.16:24).

Без обсто­я­тель­ных знаний того, во что именно сле­дует верить, чтобы спа­стись, уна­сле­до­вать Цар­ство Небес­ное, вера не может быть осью чело­ве­че­ской жизни, пред­ме­том убеж­ден­но­сти разума; не может воз­расти до уровня высо­кой хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели.

«Вера», не под­креп­лен­ная зна­ни­ями, ведёт к заблуж­де­ниям, зарож­де­нию и раз­ви­тию ложных пред­став­ле­ний о Боге, к фор­ми­ро­ва­нию в созна­нии вооб­ра­жа­е­мого идола. Идо­ло­по­клон­ство же служит пре­гра­дой на пути в Цар­ство Божье.

Вера, осно­ван­ная на про­стом при­зна­нии факта суще­ство­ва­ния Бога и Его Про­мысла, на слепом и невнят­ном испо­ве­да­нии Христа Сыном Божьим, сродни бесов­ской. Ведь и демоны вопили, кри­чали Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде вре­мени мучить нас» (Мф.8:29); ведь и демоны веруют и тре­пе­щут (Иак.2:19)

Чело­век при­зван к упо­доб­ле­нию Богу (Мф.5:48). И оно должно осу­ществ­ляться по мно­же­ству направ­ле­ний. Ввиду того, что одним из суще­ствен­ных Боже­ских свойств явля­ется все­ве­де­ние, упо­доб­ле­ние должно осу­ществ­ляться и в отно­ше­нии повы­ше­ния уровня знаний.

В первую оче­редь для спа­се­ния важны не знания вообще, а знания рели­ги­озно-нрав­ствен­ного харак­тера (1Кор.14:20). Именно эти знания име­ну­ются в Откро­ве­нии гла­го­лами вечной жизни (Ин.6:68). (см. подроб­нее: Можно ли быть хри­сти­а­ни­ном без знания дог­ма­тов?)

Воз­можна ли вера вне Церкви?

Для того, чтобы отве­тить на это вопрос, необ­хо­димо четко пред­став­лять, какая именно форма веры (какое именно смыс­ло­вое зна­че­ние этого поня­тия) име­ется в виду.

Вера в Еди­ного Бога про­яв­ля­лась в людях и до созда­ния Церкви. Такой верой обла­дал и Адам, и Авраам, и Изра­иль.

Неко­то­рая вера в Единое Начало, про­яв­ляв­ша­яся на уровне разума, была свой­ственна ряду дохри­сти­ан­ских фило­со­фов. Неко­то­рыми начат­ками веры в Неве­до­мого Бога обла­дали даже и пред­ста­ви­тели язы­че­ского мира (Деян.17:23).

На про­тя­же­нии всей исто­рии суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ского рода Бог откры­вался всем людям через есте­ствен­ное Откро­ве­ние (см. подроб­нее: Что такое есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие и есте­ствен­ное бого­по­зна­ние?).

Отдель­ные вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники (а, напри­мер, во время заклю­че­ния Синай­ского Завета — весь Изра­иль) ста­но­ви­лись при­част­ни­ками сверхъ­есте­ствен­ного Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Всё это спо­соб­ство­вало фор­ми­ро­ва­нию и укреп­ле­нию веры людей в Бога Истин­ного и Един­ствен­ного.

Однако через вет­хо­за­вет­ную веру чело­век не осво­бож­дался от раб­ства греха, не дости­гал Высших Небес­ных Оби­те­лей. Это стало воз­мож­ным только с При­ше­ствием Сына Божьего, заклю­че­нием Нового Завета между Богом и чело­ве­ком, обра­зо­ва­нием Церкви.

При­об­ще­ние к вере Хри­сто­вой осу­ществ­ля­ется через усво­е­ние Еван­гель­ских учения, при­об­ще­ние к Истин­ной Церкви, соблю­де­ние запо­ве­дей.

Истин­ной Цер­ко­вью явля­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Ведь только она есть столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15), только ей вве­рена пол­нота спа­си­тель­ных даров Свя­того Духа, только в ней соблю­да­ется под­лин­ная вера, та, кото­рую имел в виду Гос­подь, говоря о Себе, что «веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден» (Ин.3:18).

Поскольку быть веру­ю­щим, в самом воз­вы­шен­ном смысле этого слова, озна­чает не только верить в суще­ство­ва­ние Бога и всего, что состав­ляет пред­мет хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, но и жить пол­но­той хри­сти­ан­ской жизни, постольку пони­маем, что вера дости­жима лишь в рамках обще­цер­ков­ной жизни (под­ра­зу­ме­ва­ю­щей уча­стие в хра­мо­вых бого­слу­же­ниях, Таин­ствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.

Сам Гос­подь, говоря о необ­хо­ди­мо­сти такого отно­ше­ния к вере, утвер­ждал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

***

«Вера» – поня­тие очень близ­кое к поня­тию «вер­ность, пре­дан­ность». Ста­но­вится оче­видно, что вера – это не пас­сив­ное дове­рие к внеш­нему авто­ри­тету, а дина­мич­ная сила, кото­рая пре­об­ра­жает чело­века, ставит перед ним цель жизни, дает воз­мож­ность для осу­ществ­ле­ния этой цели.
«Не при­ни­май за сча­стье сытость. Истина заклю­ча­ется в том, что мы не имеем ничего посто­ян­ного на этой земле. Всё вмиг про­хо­дит, и ничего нам не при­над­ле­жит, всё взаймы. Взаймы здо­ро­вье, сила и кра­сота.»
свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский

«Тут только есть веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие. Там – все веру­ю­щие».
М. Цве­та­ева

«Вера не есть лишь ожи­да­ние; это есть уже сама реаль­ность».
еп. Иоанн (Шахов­ской)

«Хри­сти­ан­ская вера имеет две сто­роны: вера в Бога и вера Богу. Есть дог­ма­ти­че­ская вера – при­вер­жен­ность опре­де­лен­ным веро­ис­по­вед­ным утвер­жде­ниям и опре­де­лен­ным рели­ги­оз­ным прак­ти­кам, и есть вера личная – при­вер­жен­ность опре­де­лен­ной лич­но­сти, Гос­поду нашему Иисусу Христу. Личное упо­ва­ние на Христа, пока­я­ние и вера не могут суще­ство­вать без дог­ма­тов. Вот дог­маты без упо­ва­ния, пока­я­ния и веры – сколько угодно».
Сергей Худиев

«Чело­век нико­гда веры не чужд… В душе каж­дого Бог зако­ди­ро­ван: в ощу­ще­нии Веч­но­сти, ощу­ще­нии Выс­шего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе. Мы живём как бы вдали от себя. Рабо­таем торо­пимся, суе­тимся в домаш­них делах. Но мы совер­шенно не помним себя. Мне часто вспо­ми­на­ются слова Май­стера Экхарта: «В мол­ча­нии Бог про­из­но­сит своё слово». Мол­ча­ние! Где у нас мол­ча­ние? У нас всё время всё тарах­тит. Но для того чтобы прийти к каким-то духов­ным цен­но­стям, надо созда­вать ост­ровки тишины, ост­ровки духов­ной сосре­до­то­чен­но­сти. Оста­но­виться на минуту. Мы же всё время бежим, как будто у нас очень боль­шая дистан­ция впе­реди. А дистан­ция у нас корот­кая. Про­бе­жать её ничего не стоит. Так вот, чтобы познать, углу­бить, осо­знать в себе живу­щую в нас веру надо вер­нуться к самим себе…».
про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Вера – это уве­рен­ность в вещах неви­ди­мых. Мы это слово упо­треб­ляем по отно­ше­нию к Богу к вещам духов­ным; но оно отно­сится также ко мно­гому в обыч­ной жизни. Мы гово­рим о любви, мы гово­рим о кра­соте. Когда мы гово­рим, что любим чело­века, мы тем самым гово­рим, что непо­сти­жи­мым, невы­ра­зи­мым обра­зом мы в нем про­зрели нечто, чего другие не видели. И когда мы, охва­чен­ные вос­тор­гом, вос­кли­цаем: «Как это пре­красно!», – мы гово­рим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы не можем просто истол­ко­вать. Мы только можем ска­зать: приди и посмотри, как апо­столы гово­рили своим дру­зьям: приди, взгляни на Христа, и ты узна­ешь, что я в Нем увидел (Ин.1:46).
И вот наша вера в вещи неви­ди­мые, с одной сто­роны, явля­ется личной нашей верой, то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, при­кос­ну­лись края ризы Хри­сто­вой (Лк.8:44) – и почу­яли Его Боже­ствен­ную силу, хоть раз взгля­нули в Его очи – и уви­дели бес­ко­неч­ное Его мило­сер­дие, состра­да­ние, любовь. Это может слу­читься непо­сред­ственно, таин­ствен­ным путем встречи живой души с Живым Богом, но это бывает тоже посред­ством других людей. Мой духов­ный отец мне раз сказал: никто не может отре­шиться от земли и обра­тить весь свой взор на небо, если в глазах хоть одного чело­века, на лице хоть одного чело­века не увидит сияние вечной жизни… В этом отно­ше­нии мы все ответ­ственны друг за друга, все ответ­ственны за ту веру, кото­рую имеем или по кото­рой тос­куем и кото­рая нам может даться не только чудом непо­сред­ствен­ной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посред­ство чело­века.
Вера поэтому скла­ды­ва­ется из многих эле­мен­тов. С одной сто­роны, это наш личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние веч­но­сти, Бог про­сиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто – но не могу это уло­вить! Я улав­ли­ваю только немно­гое. И тогда могу обра­титься взором, слухом, обще­нием души к другим людям, кото­рые тоже нечто познали, – и то жалкое, может быть, но дра­го­цен­ное, святое знание веры, кото­рое мне было дано, рас­ши­ря­ется опытом, верой, то есть уве­рен­но­стью, зна­нием других людей. И тогда моя вера дела­ется шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу про­воз­гла­шать истины, кото­рыми обла­даю не лично, но соборно, вместе с дру­гими людьми. Так мы про­воз­гла­шаем Символ веры, кото­рый нам дан издревле опытом других людей, но кото­рый мы посте­пенно познаем, при­об­ща­ясь этому опыту.
И нако­нец, есть другая вера, о кото­рой гово­рит Еван­ге­лие от Иоанна: Бога никто не видел, кроме Еди­но­род­ного Его Сына, при­шед­шего в мир – спасти мир (Ин.1:18, 3:17). Есть истины веры, кото­рые мы при­ни­маем от Христа, потому что Он знает все глу­бины Боже­ствен­ные и всю глу­бину чело­века и может при­об­щить нас и к чело­ве­че­ской глу­бине, и к Боже­ствен­ным глу­би­нам.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

***

Поня­тие веры в свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти

П.Б. Михай­лов, пре­по­да­ва­тель ПСТГУ

Круг цер­ков­ных авто­ров, посвя­тив­ших этому вопросу место в своих сочи­не­ниях, вполне обо­зрим. Во-первых, это те древ­ние писа­тели, кто состав­лял боль­шие тексты апо­ло­ге­ти­че­ского содер­жа­ния, как, напри­мер, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский (ум. ок. 215 г.), бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский (ум. ок. 460 г.); во-вторых, это цер­ков­ные кате­хи­за­торы – святой Кирилл Иеру­са­лим­ский (ум. 386 г.); нако­нец, это систе­ма­ти­за­торы цер­ков­ного знания, как ано­ним­ный автор «Учения Святых Отцов о вопло­ще­нии Бога-Слова» (Doctrina Patrum), при­бли­зи­тельно дати­ру­е­мого VI-VII вв., пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Синаит (ум. ок. 700 г.) и пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин (ум. до 787 г.).

Глав­ными опор­ными тек­стами Свя­щен­ного Писа­ния для Святых Отцов явля­ются два места из апо­стола Павла. В Посла­нии к евреям дается клас­си­че­ское опре­де­ле­ние веры: Вера же есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом… А без веры уго­дить Богу невоз­можно; ибо надобно, чтобы при­хо­дя­щий к Богу веро­вал, что Он есть, и ищущим Его воз­дает (Евр.11:1). В таком пони­ма­нии вера при­от­кры­вает для чело­века неоче­вид­ное, но бес­цен­ное дно недо­ступ­ного непо­сред­ствен­ному чув­ствен­ному вос­при­я­тию и обы­ден­ной досто­вер­но­сти; пред­мет веры – это умо­по­сти­га­е­мое, удо­сто­ве­ря­е­мое лишь в мисти­че­ском опыте бого­об­ще­ния. Второе место из апо­стола Павла не служит опре­де­ле­нием. Это скорее опи­са­ние необ­хо­ди­мых усло­вий воз­ник­но­ве­ния веры, кото­рыми ока­зы­ва­ются самое Писа­ние, иными сло­вами, боже­ствен­ное откро­ве­ние, и настав­ле­ние в нем, то есть тра­ди­ция, при­ви­ва­е­мая в цер­ков­ной общине: …ибо всякий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сется. Но как при­зы­вать Того, в Кого не уве­ро­вали? как веро­вать в Того, о Ком не слы­хали? как слы­шать без про­по­ве­ду­ю­щего? Итак вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от слова Божия (Рим.10:14–17).

Впер­вые тео­ре­ти­че­скому рас­смот­ре­нию поня­тие веры под­вер­га­ется у Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, кото­рый, с одной сто­роны, опро­вер­гал обви­не­ние гре­че­ских фило­со­фов в том, что вера есть нера­зум­ное мнение, осно­ван­ное на пред­рас­судке, с другой сто­роны, про­ти­во­стоял мнению гно­сти­ков, остав­ляв­ших веру про­стым членам Церкви, про­ти­во­по­став­ляя ей зна­че­ние гно­зиса, пони­ма­е­мого как некое эзо­те­ри­че­ское веде­ние, доступ­ное только посвя­щен­ным и закры­тое от про­фа­нов. С тре­тьей сто­роны, он про­ти­вился убеж­де­нию тех самых про­сте­цов, пола­гав­ших, что одной веры без знания или гно­зиса вполне доста­точно.

«Вера, – пишет Кли­мент в «Стро­ма­тах», – есть сво­бод­ное пред­вос­хи­ще­ние и бла­го­че­сти­вое согла­сие … Другие же опре­де­ляют веру как акт мыс­лен­ного допу­ще­ния неяв­ного, напо­до­бие дока­за­тель­ства, откры­ва­ю­щего нам суще­ство­ва­ние вещи хоть и неиз­вест­ной, но оче­вид­ной. Итак, вера – это акт сво­бод­ного выбора, поскольку она есть некое стрем­ле­ние, и стрем­ле­ние разум­ное. Но так как каждое дей­ствие начи­на­ется с разум­ного выбора, то выхо­дит, что вера и есть основа вся­кого разум­ного выбора… Итак, веря­щий Писа­ниям и име­ю­щий верное суж­де­ние слышит в них голос самого Бога, сви­де­тель­ство непре­ре­ка­е­мое. Такая вера уже более не нуж­да­ется в дока­за­тель­ствах. Бла­женны поэтому не видев­шие, но уве­ро­вав­шие.

С попыт­кой пол­ного и систе­ма­ти­че­ского бого­слов­ского пред­став­ле­ния поня­тия веры мы встре­ча­емся у автора IV века свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского в его пятом «Огла­си­тель­ном поуче­нии». Вот что он пишет: «Слово вера одно по назва­нию своему … раз­де­ля­ется на два рода. К пер­вому роду при­над­ле­жит вера науча­ю­щая, когда душа согла­ша­ется на что-либо. И она полезна для души… Другой род веры есть тот, кото­рый по бла­го­дати дару­ется Хри­стом. Одному дается Духом слово муд­ро­сти, дру­гому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исце­ле­ний, тем же Духом (1Кор.12:8–9). Итак, сия по бла­го­дати Духом Святым дару­е­мая вера есть не только науча­ю­щая, но и дей­ству­ю­щая выше сил чело­ве­че­ских. Ибо кто имеет сию веру: скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перей­дет (Мф.17:20)… Итак, имей ты со своей сто­роны веру в Него, чтобы и от Него полу­чить веру, дей­ству­ю­щую выше сил чело­ве­че­ских.

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин в «Точном изло­же­нии пра­во­слав­ной веры», в главе, спе­ци­ально отве­ден­ной рас­кры­тию зна­че­ния слова вера, сум­ми­рует пред­ше­ству­ю­щую тра­ди­цию: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слы­ша­ния (Рим.10:17). Ибо, слушая боже­ствен­ные Писа­ния, мы верим учению Духа. Вера же эта обре­тает совер­шен­ство через все, что зако­но­по­ло­жено Хри­стом: веруя делом, живя бла­го­че­стиво и испол­няя запо­веди Обно­ви­теля нашего. Ибо кто не верует согласно с пре­да­нием кафо­ли­че­ской Церкви или кто через постыд­ные дела имеет обще­ние с диа­во­лом, тот неве­рен. Вера же есть, опять-таки, осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом (Евр.11:1) или несо­мнен­ная и нерас­суж­да­ю­щая надежда на то, что обе­щано нам Богом, и на успех наших про­ше­ний. Поэтому первая вера отно­сится к нашему наме­ре­нию, а вторая – к дарам Духа.

Пре­по­доб­ный Иоанн, также как и святой Кирилл, четко раз­ли­чает, что в нашей соб­ствен­ной власти, а что есть боже­ствен­ный дар. Итак, три основ­ных смысла слова, три пре­об­ла­да­ю­щих образа – дог­ма­ти­че­ский (вера церкви), пси­хо­ло­ги­че­ский (согла­сие с верой церкви) и хариз­ма­ти­че­ский (дар Духа Свя­того); это три сто­я­щих за ука­зан­ными обра­зами сущ­но­сти – цер­ковь, чело­век, Бог. У Святых Отцов вера в первую оче­редь рас­смат­ри­ва­ется как нечто внеш­нее по отно­ше­нию к чело­веку, кото­рое ста­но­вится «внут­рен­ним» бла­го­даря согла­сию души в акте личной веры.

***

Верить и гово­рить о своей вере – разные поня­тия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.

***

См. ВОЦЕР­КО­В­ЛЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки