«Намоленная икона». Что это такое?

Дмит­рий Мар­ченко

Можно ли «намо­лить» икону? Рас­суж­де­ния ико­но­писца

Как это часто бывает, при­ходя из неве­рия или оккульт­ного мисти­цизма в Цер­ковь, мы в сер­деч­ной про­стоте нео­фит­ства при­ни­маем на веру все, что впер­вые увидим, услы­шим или про­чтем.

Про­хо­дит время, и неко­то­рые вещи начи­нают вызы­вать у нас сомне­ния. И как часто, не желая рас­статься со столь при­выч­ной и уютной кар­ти­ной мира, мы начи­наем для всех сомни­тель­ных момен­тов под­би­рать некие «бла­го­че­сти­вые» объ­яс­не­ния или оправ­да­ния. Хотя вызы­ва­ю­щий сомне­ния пред­мет, воз­можно, тре­бует кри­ти­че­ского рас­смот­ре­ния и сопо­став­ле­ния с под­лин­ным цер­ков­ным уче­нием. Вот один из таких пред­ме­тов.

Намо­лен­ная икона. Что это такое?

Из самого сло­во­со­че­та­ния вполне ясно выво­дится мысль, что намо­лен­ная икона – это такая икона, кото­рую намо­лили. Другое про­чте­ние здесь трудно было бы при­ме­нить. Но что это может озна­чать? Для оккуль­ти­ста, чело­века, прак­ти­ку­ю­щего магию и т.д., в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, выра­ба­ты­вая некую духов­ную энер­гию, кото­рая со вре­ме­нем накап­ли­ва­ется в самом веще­стве иконы и впо­след­ствии может быть обра­щена уже на самого моля­ще­гося (так, напри­мер, ими объ­яс­ня­ются случаи чудо­тво­ре­ний от икон). В оккуль­тизме такую роль играет, напри­мер, так назы­ва­е­мый «тера­фим» – особый фетиш, спо­соб­ный акку­му­ли­ро­вать маги­че­скую энер­гию. Разу­ме­ется, это не имеет ника­кого отно­ше­ния к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заря­жать» молит­вой. Как раз наобо­рот. Она свята уже одним своим отно­ше­нием к Пер­во­об­разу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изоб­ра­жен. В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора об этом гово­рится так:«Над мно­гими из таких пред­ме­тов, кото­рые мы при­знаем свя­тыми, не чита­ется свя­щен­ной молитвы, потому что они по самому имени своему полны свя­то­сти и бла­го­дати… обо­зна­чая [икону] извест­ным именем, мы отно­сим честь ее к пер­во­об­разу; целуя ее и с почте­нием покло­ня­ясь ей, мы полу­чаем освя­ще­ние» (Деяния Все­лен­ских Собо­ров, с. 541).

Потому все попытки дать хри­сти­ан­ское объ­яс­не­ние тер­мину «намо­лен­ность» выгля­дят довольно неук­люже.

Вот, напри­мер, на одном из ико­но­пис­ных сайтов при­шлось уви­деть такое объ­яс­не­ние: «Намо­лен­ная икона — это свя­щен­ное изоб­ра­же­ние. Как всякое изоб­ра­же­ние, выпол­нен­ное при помощи линии и цвета, икона должна иметь опре­де­лен­ную сте­пень мастер­ства. Ведь в иконе важно все: и внут­рен­нее содер­жа­ние, и совер­шен­ная внеш­няя форма. И если это достиг­нуто, то такая икона при­вле­кает моля­щихся, возле такой иконы задер­жи­ва­ются при­хо­жане храма, перед такой иконой осо­бенно легко воз­но­сить молитвы. И молитва полу­чает опре­де­лен­ный отклик: икона ста­но­вится источ­ни­ком бла­го­дати — осо­бого дей­ствия Божи­его в мире. И люди, чув­стви­тель­ные к подоб­ному воз­дей­ствию, такую икону назы­вают намо­лен­ной».

По сути, ска­зано, что икона должна быть каче­ствен­ной («иметь опре­де­лен­ную сте­пень мастер­ства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, бла­го­даря такой иконе, молитва полу­чает отклик, а сама икона ста­но­вится источ­ни­ком бла­го­дати, и некий кон­тин­гент людей, име­ю­щий особую чув­стви­тель­ность, чув­ствует оную бла­го­дать и потому такую икону назы­вают «намо­лен­ной».

Насколько может быть удо­вле­тво­ри­тель­ным данный ответ? Сразу хочется заме­тить, что источ­ни­ком бла­го­дати может быть только Бог, икона-образ в извест­ном смысле может транс­ли­ро­вать эту бла­го­дать (точно так же, как окно может пере­да­вать в ком­нату сол­неч­ный свет, но под­лин­ным источ­ни­ком света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объ­яс­не­нии Бога как бы и нет. Есть каче­ствен­ная про­дук­ция, вызы­ва­ю­щая отклик у потре­би­теля, в резуль­тате чего воз­ни­кает бла­го­дать, есть некая избран­ная группа, кото­рая спо­собна это чув­ство­вать. А дару­ю­щего бла­го­дать Бога — нет.

Да, разу­ме­ется, иконы не оди­на­ковы. Есть такие, кото­рые особо спо­соб­ствуют молитве.

Хотя и здесь не все так просто. Ведь чув­ства всегда субъ­ек­тивны. При чем, субъ­ек­тивны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызы­вает отклик Вла­ди­мир­ская икона Бого­ро­дицы, а у кого-то ака­де­ми­че­ские иконы XIX века и т.д.

Тем паче, странно вос­при­ни­мать аргу­мент «возле такой иконы задер­жи­ва­ются при­хо­жане храма». Это сви­де­тель­ствует о попу­ляр­но­сти иконы, не более того, но попу­ляр­ность вовсе необя­за­тельно свя­зана с бла­го­дат­но­стью.

Опять же, как быть с чудо­твор­ными ико­нами? В прин­ципе, любая икона чудо­творна, но есть иконы, отме­чен­ные кон­крет­ными фак­тами чудо­тво­ре­ний, и эти образа Цер­ко­вью чтутся особо. Что инте­ресно, далеко не все они отли­ча­ются «опре­де­лен­ной сте­пе­нью мастер­ства», но Гос­подь именно через них решил явить особую бла­го­дать в виде чуда.

Но так или иначе, здесь именно «намо­лен­ность»?

Оче­видно, что «намо­лить» икону нельзя. Но как быть, если это слово счи­та­ется тра­ди­цией? Напомню, что само слово «тра­ди­ция» с латыни пере­во­дится, как пре­да­ние. А пра­во­слав­ные знают, что есть Пре­да­ние Церкви (с про­пис­ной буквы), а есть мест­ные пре­да­ния (со строч­ной буквы), кото­рые далеко не всегда бла­го­че­стивы. Из Еван­ге­лия же нам известно отно­ше­ние Христа к подоб­ным «пре­да­ниям стар­цев».

Что же до икон хоро­шего высо­ко­ху­до­же­ствен­ного письма, ясно явля­ю­щих нам образ Христа, Бого­ро­дицы и святых и тем, спо­соб­ству­ю­щих молитве, то для них, в конце концов, есть хоро­шее рус­ское слово – молит­вен­ность.

«Пра­во­слав­ная жизнь»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки