Знамения от икон в конце ХХ века в России духовные итоги

А.М. Любо­муд­ров[*]

Оглав­ле­ние


Зна­ме­ния минув­ших сто­ле­тий

Цер­ковь рас­смат­ри­вает икону как особую форму откро­ве­ния Боже­ствен­ной реаль­но­сти. Икона имеет вели­кую силу бла­го­дат­ного дей­ствия, очи­ща­ю­щего души созер­ца­ю­щих ее людей. В молитве на освя­ще­ние иконы испра­ши­ва­ется у Бога даро­ва­ние ей бла­го­дат­ной силы Духа Свя­того «бесов отго­няти и вся недуги исце­ляти». Согласно пра­во­слав­ному дог­мату ико­но­по­чи­та­ния, утвер­жден­ному VII Все­лен­ским Собо­ром, «честь, воз­да­ва­е­мая иконе, отно­сится к ее пер­во­об­разу, и покло­ня­ю­щийся иконе покло­ня­ется ипо­стаси изоб­ра­жен­ного на ней». Собор осо­бенно под­чер­ки­вает, что мы воз­даем иконам почи­та­ние, а не покло­не­ние, подо­ба­ю­щее одному только Богу. «Икона таин­ственно содер­жит в себе при­сут­ствие того, кого она изоб­ра­жает, и это при­сут­ствие тем теснее, бла­го­дат­нее и силь­нее, чем более икона соот­вет­ствует цер­ков­ному канону»1.

Все кано­ни­че­ские иконы в храмах или домах свя­щенны бла­го­даря своему духов­ному содер­жа­нию и смыслу. Однако неко­то­рые изби­ра­ются Про­мыс­лом Божиим для особых зна­ме­ний. Исхо­дя­щие от них неиз­ре­чен­ный свет, бла­го­уха­ние, св. миро – веще­ствен­ные знаки явле­ния мира гор­него, Цар­ствия Божи­его.

Исто­рия Пра­во­слав­ной Церкви насчи­ты­вает около тысячи обра­зов, про­сла­вив­шихся чудо­тво­ре­ни­ями за всю исто­рию хри­сти­ан­ства. Боль­шин­ство их – образы Божией Матери, Небес­ной Заступ­ницы чело­ве­че­ского рода. Глав­ным осно­ва­нием для почи­та­ния того или иного образа чудо­твор­ным слу­жило удо­сто­ве­рен­ное даро­ва­ние кон­крет­ной помощи людям, будь то исце­ле­ние боля­щих, заступ­ле­ние от врагов, пожа­ров, стихии. Иногда эту помощь пред­ва­ряло или сопро­вож­дало некое сверхъ­есте­ствен­ное собы­тие: Матерь Божия Сама при­хо­дила во сне или в виде­нии и сооб­щала, где и как сле­дует обре­сти Ее образ; иконы шество­вали по воз­духу, спус­ка­лись или под­ни­ма­лись сами собой; от них наблю­да­лось сияние при их обре­те­нии (Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, Чен­сто­хов­ская-Тыв­ров­ская, Царе­во­кок­шай­ская, Жиро­виц­кая, «Милу­ю­щая», Ахтыр­ская, Галич­ская, Дубо­виц­кая), исхо­дило бла­го­уха­ние («Елео­то­чи­вая»), звучал голос («Ско­ро­по­слуш­ница», Югская, Смо­лен­ская-Соло­вец­кая), икона сама собой обнов­ля­лась (Кас­пе­ров­ская) или ожи­вало изоб­ра­же­ние на ней («Неча­ян­ная радость», Сера­фимо-Поне­та­ев­ская).

От неко­то­рых обра­зов чудес­ным обра­зом исто­ча­лись кровь, слезы, миро. Исте­че­ние крови («Заклан­ная», Долис­ская, Чен­сто­хов­ская, Ивер­ская, Кипр­ская, Пахром­ская, «Неча­ян­ная Радость»), как пра­вило, про­ис­хо­дило из нане­сен­ной образу раны – для вра­зум­ле­ния людей, оскор­бив­ших свя­тыню. Слезы, исте­кав­шие из очей Пре­свя­той Бого­ро­дицы («Пла­чу­щая», Тих­вин­ская-Афон­ская, Ильин­ская-Чер­ни­гов­ская, Пря­жев­ская, Ряди­тен­ская, Казан­ская-Высо­чи­нов­ская, Казан­ская-Кар­го­поль­ская, «Умиление”-Новгородская, Кап­лу­нов­ская, Мирож­ская, «Знамение”-Новгородская, Кор­сун­ская-Избор­ская), вос­при­ни­ма­лись и как знак скорби Божией Матери о грехах чело­ве­че­ских, и как знак мило­сер­дия Вла­ды­чицы, пла­чу­щей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года пла­кала Ильин­ско-Чер­ни­гов­ская икона Божией Матери. Это слу­чи­лось спустя четыре года после напи­са­ния образа. Впо­след­ствии эта икона про­сла­ви­лась мно­гими див­ными чуде­сами, опи­сан­ными свя­ти­те­лем Димит­рием Ростов­ским в книге «Руно Оро­шен­ное». В 1854 г. епи­скоп Роман­ский Мел­хи­се­дек стал одним из оче­вид­цев исте­че­ния слез от иконы, полу­чив­шей впо­след­ствии назва­ние «Пла­чу­щей» (в Румын­ском Соколь­ском мона­стыре). Вла­дыка гово­рил, что подоб­ные собы­тия про­ис­хо­дили и в древ­но­сти и что это «всегда пред­ве­щало тяжкие испы­та­ния для Церкви Хри­сто­вой и для Оте­че­ства».

Цер­ков­ному пре­да­нию известно несколько икон, от кото­рых исто­ча­лось святое миро2. Еще в древ­но­сти, в VI веке, на Писи­дий­ской иконе стру­ился елей от руки Бого­ро­дицы. Впо­след­ствии это чудо было утвер­ждено в своей истин­но­сти VII Все­лен­ским Собо­ром. В ХIII веке после усерд­ной молитвы бла­жен­ного Про­ко­пия и людей о спа­се­нии от камен­ного града Вели­кого Устюга по иконе Бла­го­ве­ще­ния («Устюж­ского») потекло миро – зна­ме­ние совер­шив­ше­гося над горо­дом мило­сер­дия Бого­ма­тери. 16 сен­тября 1392 года миро воз­никло от дес­ницы Бого­ма­тери на Толг­ской иконе. В 1592 году образ «Похвалы Пре­свя­той Бого­ро­дицы» был похи­щен с Афона раз­бой­ни­ками. Но, когда икона покры­лась бла­го­вон­ным миром, они рас­ка­я­лись и вер­нули свя­тыню. На пятой сед­мице Вели­кого поста 1635 года в Оран­ском Бого­ро­диц­ком мона­стыре Ниже­го­род­ской епар­хии во время вечер­него сла­во­сло­вия с ака­фи­стом на Вла­ди­мир­ской-Оран­ской иконе от главы Мла­денца Иисуса истекло миро и весь храм напол­нился бла­го­уха­нием. В 1848 году, в Москве в доме пол­ков­ника Д. Н. Бон­че­скула нахо­дился только что напи­сан­ный список чудо­твор­ной иконы «Спо­руч­ница греш­ных». В Пасху икона забле­стела, и на ней уви­дели капли, похо­жие на дож­де­вые. На ощупь они были мас­ля­ни­сты и бла­го­ухали. Через пома­за­ние чудной влагой полу­чили исце­ле­ние боль­ные. Образ пожерт­во­вали в храм, где он про­сла­вился и дру­гими чудо­тво­ре­ни­ями.

Само по себе миро­то­че­ние не было собы­тием, на осно­ва­нии кото­рого икона счи­та­лась чудо­твор­ной. Обычно она обна­ру­жи­вала свою исце­ля­ю­щую силу по молит­вам перед ней до или после миро­то­че­ния, кото­рое лишь ука­зы­вало на избран­ность иконы. Почти всегда миро соби­ра­лось и упо­треб­ля­лось именно для исце­ле­ния душев­ных и телес­ных неду­гов (совер­шенно подобно чудес­ному миру от мощей св. угод­ни­ков). Это свой­ство вошло даже в опре­де­ле­ние поня­тия, данное в «Полном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе» (сост. Г.Дьяченко): «Миро­то­чи­вый – исто­ча­ю­щий чудо­твор­ное миро во исце­ле­ние болез­ней».

Для про­слав­ле­ния образа чуде­сами не имеет зна­че­ния, древ­ний он или новый, «намо­лен­ный» или нет, из какого мате­ри­ала изго­тов­лен (дерево, камень, металл, бумага), какими крас­ками напи­сан. Так, в XIX веке Тих­вин­ская икона в селе Пав­лов­ском была явлена народу по осо­бому откро­ве­нию Матери Божией, велев­шей поно­вить изоб­ра­же­ние. Цер­ков­ный ста­ро­ста, кото­рому образ пока­зался обвет­шав­шим и небла­го­леп­ным, не почтил его и был нака­зан за это Вла­ды­чи­цей. Впо­след­ствии икона, уже про­сла­вив­ша­яся исце­ле­ни­ями, была аре­сто­вана (!) мос­ков­ской кон­си­сто­рией как «непра­во­слав­ная», но выз­во­лена бла­го­даря вме­ша­тель­ству мит­ро­по­лита Фила­рета и после исправ­ле­ния изоб­ра­же­ния воз­вра­щена на преж­нее место3.

Нередко воз­ни­кает вопрос, почему ста­но­вятся чудо­твор­ными и нека­но­ни­че­ские, в живо­пис­ном или «ака­де­ми­че­ском» стиле напи­сан­ные иконы? Раз­мыш­ляя над этим фактом, извест­ный знаток ико­но­пис­ного искус­ства Л.А. Успен­ский гово­рит: «Уста­нов­лен­ный Богом поря­док Им же нару­ша­ется для спа­се­ния чело­века. Чудеса бывают по мило­сер­дию Божию <…> и в нару­ше­ние цер­ков­ных кано­нов. <…> Но чудо, по самому опре­де­ле­нию своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выхо­дит из нормы»4.

Два пери­ода повсе­мест­ных зна­ме­ний

Вплоть до ХХ века миро­то­че­ние или сле­зо­то­че­ние иконы (в книге Е.Поселянина «Ска­за­ния о чудо­твор­ных иконах Бого­ма­тери и о Ее мило­стях роду чело­ве­че­скому» опи­саны соот­вет­ственно 6 и 12 – за 2000-летнюю исто­рию Церкви) было редким, исклю­чи­тель­ным явле­нием. Мас­со­вые зна­ме­ния наблю­да­ются в России только в ХХ веке. Первый такой период при­хо­дится на начало 1920‑х годов5.

Сего­дня мы явля­емся совре­мен­ни­ками дру­гого потря­са­ю­щего чуда –повсе­мест­ных зна­ме­ний от икон, начало кото­рых можно с полной опре­де­лен­но­стью отне­сти к 1991 году. Хотя отдель­ные случаи наблю­да­лись и прежде (напри­мер, миро­то­че­ние от икон Казан­ской Божией Матери и пре­по­доб­ного Амвро­сия в Опти­ной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сооб­ще­ния о чуде­сах от икон начи­нают посту­пать одно за другим из самых разных мест России. В после­ду­ю­щее деся­ти­ле­тие зафик­си­ро­ваны сотни слу­чаев. Иконы чудес­ным обра­зом обре­та­ются, обнов­ля­ются, миро­то­чат – в храмах, мона­сты­рях, в домах про­стых людей. И прежде всего это именно миро­то­че­ния и плач икон. Сейчас редкий номер цер­ков­ного жур­нала или газеты, цен­траль­ной или област­ной, не содер­жит упо­ми­на­ния о новом подоб­ном чуде6. Этот период и самый про­дол­жи­тель­ный: он длится уже десять лет, и пока интен­сив­ность его не умень­ша­ется.

Прежде, чем обра­титься к духов­ному смыслу совре­мен­ных чудо­тво­ре­ний, обо­зна­чим их внеш­ние осо­бен­но­сти.

Как и в преж­ние века, зна­ме­ния от икон чаще всего даются в дни Вели­кого поста – время сугу­бого пока­я­ния и сокру­ше­ния о грехах. Нередко они соот­но­симы с дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками, памя­тью кон­крет­ной Бого­ро­дич­ной иконы или свя­того.

Бро­са­ется в глаза их чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие. В наши дни бла­го­дат­ная роса или миро часто высту­пает не на одной, а на несколь­ких иконах храма, на киотах, рас­пя­тиях. Бывает, влага появ­ля­ется и набу­хает на стекле, покры­ва­ю­щем образ, или высту­пает на самой иконе под ним. Древ­ность или новизна иконы, ее мате­риал не имеют зна­че­ния: миро­то­чат изоб­ра­же­ния на дереве и бумаге, стекле и металле, исто­чают миро фото­гра­фии и репро­дук­ции икон (в том числе на настен­ных пла­ка­тах, кар­ман­ных кален­да­ри­ках, изоб­ра­же­ния икон в бого­слу­жеб­ных книгах и др.).

Вид, цвет и кон­си­стен­ция обра­зу­ю­щейся жид­ко­сти раз­но­об­разны: от густой, тягу­чей смолы до росы, поэтому иногда гово­рят о «елео­то­че­нии» или «росо­то­че­нии». Она может иметь бла­го­вон­ный аромат, напо­ми­на­ю­щий запахи цветов (роз, жас­мина) или ладана. Форма и размер капель также чрез­вы­чайно раз­личны. Иногда они покры­вают все изоб­ра­же­ние, иногда как бы стру­ятся из опре­де­лен­ных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяго­те­ния. Миро может на какое-то время исче­зать, а затем появ­ляться вновь.

Даже на одной иконе миро­то­че­ния бывают уди­ви­тельно раз­но­об­разны. Вот один из при­ме­ров. На первой сед­мице Вели­кого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воро­неж­ской обл. миро­то­чила Ивер­ская икона Божией Матери: 24 фев­раля, в канун Про­ще­ного вос­кре­се­нья, миро от образа текло пото­ком, так что под икону поло­жили поло­тенце, а храм напол­нился неиз­ре­чен­ным бла­го­уха­нием. В Чистый поне­дель­ник миро исте­кало из-под венца и от чела Бого­ма­тери; во втор­ник – кап­лями по всей иконе; в среду – икона высохла, а из очей Вла­ды­чицы поли­лись слезы.

Обнов­ле­ния и миро­то­че­ния чаще наблю­да­ются не в тех храмах, кото­рые были открыты прежде (в совет­ское время), а в вос­ста­нав­ли­ва­е­мых или вновь откры­ва­е­мых церк­вях и оби­те­лях. Напри­мер, в Санкт-Петер­бург­ской епар­хии в 1990‑е годы они про­ис­хо­дили в пере­дан­ных Церкви мона­сты­рях (Иоан­нов­ском и Ново­де­ви­чьем), мона­стыр­ских подво­рьях (Вала­ам­ском и Зеле­нец­ком), в несколь­ких при­ход­ских храмах – вскоре после того, как их здания были воз­вра­щены Церкви и в них начала воз­рож­даться бого­слу­жеб­ная жизнь.

Но самая суще­ствен­ная осо­бен­ность, повто­рим, их повсе­мест­ный харак­тер7.

В 20‑е годы обнов­ле­ния икон прошли по стране как бы вол­нами, затро­нув лишь отдель­ные обла­сти. В наши дни местом зна­ме­ний стала вся Россия: город­ские и сель­ские храмы, мона­стыри, дома бла­го­че­сти­вых людей. Нико­гда еще Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь не встре­ча­лась с тем, чтобы иконы пла­кали и миро­то­чили повсе­местно! Это небы­ва­лое явле­ние в исто­рии страны – несо­мнен­ный исто­ри­че­ский факт, име­ю­щий огром­ное духов­ное зна­че­ние. Это явный глас Божий, обра­щен­ный ко всему народу рус­скому.

На что ука­зует он? К чему при­зы­вает, от чего предо­сте­ре­гает? Навер­ное, отве­тить на эти вопросы в пол­ноте пока невоз­можно. Но оче­видно, что нельзя оста­ваться рав­но­душ­ным к нему, нельзя оста­вить его без вни­ма­ния и осмыс­ле­ния.

Зна­ме­ния и совре­мен­ная Россия

Если соот­не­сти зна­ме­ния с нынеш­ними духов­ными и исто­ри­че­скими про­цес­сами, то можно отме­тить сле­ду­ю­щие важ­ней­шие моменты.

1. Связь с совре­мен­ной исто­рией России.

Часто при­хо­дится слы­шать, что зна­ме­ние от иконы – пред­ве­стье беды, призыв гото­виться к гря­ду­щим потря­се­ниям. Дей­стви­тельно, в исто­рии были такие случаи. Но если рас­смот­реть пери­оды мно­же­ствен­ных чудес, то наблю­да­ется несколько иная кар­тина. Мас­со­вые зна­ме­ния 1920‑х годов про­ис­хо­дили не до, а после ката­строфы 1917 года, и как бы сопут­ство­вали скор­бям тех лет. Точно так же мас­со­вые зна­ме­ния 1990‑х про­ис­хо­дят после гран­ди­оз­ного пере­лома в жизни России, одно­вре­менно с нелег­кими испы­та­ни­ями послед­него деся­ти­ле­тия.

1991 год стал, без сомне­ния, судь­бо­нос­ным для Оте­че­ства. Нача­лось рас­чле­не­ние соби­рав­ше­гося веками еди­ного госу­дар­ства. Огром­ная страна ока­за­лась вверг­ну­той в пучину огнен­ных испы­та­ний.

Этот год отме­чен пора­зи­тель­ными зна­ме­ни­ями. Вот их крат­кая хро­ника. В самом начале – неожи­дан­ное обре­те­ние мощей двух вели­ких рос­сий­ских святых, чьи про­ро­че­ства и чудеса прямо свя­заны с гря­ду­щим России, – пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского и свя­ти­теля Иоасафа Бел­го­род­ского. Про­изо­шло оно в Импе­ра­тор­ском Казан­ском соборе Санкт-Петер­бурга. Гос­подь послал двух Своих угод­ни­ков для под­держки и сугу­бой помощи России в пред­две­рии тяжких скор­бей, как хода­таев и молит­вен­ни­ков за свое земное Оте­че­ство, за еди­но­кров­ный народ перед Пре­сто­лом Божиим. Явле­ние мощей двух угод­ни­ков словно про­об­ра­зо­вало пред­ска­зан­ное в Апо­ка­лип­сисе при­ше­ствие на землю двух святых в анти­хри­стово время.

На Свет­лой сед­мице 1991 года исто­чала бла­го­ухан­ное миро икона Божией Матери «Дер­жав­ная» из Николо-Пере­р­вин­ской оби­тели в Москве. Может быть, Пре­свя­тая Вла­ды­чица сви­де­тель­ство­вала, что, приняв на Себя пре­ем­ство дер­жавы Рос­сий­ской с концом пра­во­слав­ной монар­хии в 1917 году, Она не остав­ляет Своего при­кро­вен­ного цар­ство­ва­ния и в новое Смут­ное время? (Невоз­можно не отме­тить тот факт, что и в после­ду­ю­щие годы мно­же­ство зна­ме­ний было явлено именно в день Дер­жав­ной иконы).

Летом в одном из ста­рин­ных храмов Вологды текли слезы из очей Гос­пода на образе Неру­ко­твор­ного Спаса. 18 авгу­ста в Грузии запла­кала ста­рин­ная икона Бого­ма­тери. На август при­хо­дится наи­боль­шее коли­че­ство зна­ме­ний, совер­шив­шихся в 1991 году. Все­мирно извест­ная Ивер­ская-Мон­ре­аль­ская чудо­твор­ная икона, непре­станно исто­ча­ю­щая святое миро, именно в авгу­сте 1991 года впер­вые вос­пла­кала: как заме­тил ее хра­ни­тель, «у Матери Божией появи­лась слеза, кото­рая просто дер­жа­лась и долго не падала». Сам он тогда еще ничего не знал о собы­тиях в России…

18 ноября 1991 г. враги Церкви бро­сили в окно Малого собора мос­ков­ского Дон­ского мона­стыря зажи­га­тель­ную бомбу. Но Бог пору­гаем не бывает! При вос­ста­но­ви­тель­ных рабо­тах, 19 фев­раля 1992 г., Гос­подь явил Свою милость и воз­двиг еще одного силь­ного заступ­ника Церкви и Оте­че­ства: были обре­тены мощи свя­того Пат­ри­арха Тихона.

22 ноября 1991 года в смо­лен­ском Успен­ском соборе исто­чила слезу Казан­ская икона Божией Матери. Смо­ленск – древ­ней­ший город-кре­пость с вели­кими свя­ты­нями, чудо­твор­ными обра­зами – многие сто­ле­тия охра­нял Русь от наше­ствий с Запада. Он и бли­жай­ший рус­ский город к Бело­рус­сии, на чьей тер­ри­то­рии спустя две недели (8 декабря) был заклю­чен Бело­веж­ский сговор…

Итак, вос­пла­кали, явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пре­де­лами. «Слезы Бого­ма­тери! Явле­ние, при­во­дя­щее в трепет и бла­го­го­ве­ние, - пишет о пла­чу­щих иконах прот. Михаил Пома­зан­ский. – Оно сви­де­тель­ствует, как близка миру Бого­ро­дица. Но – пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей боль­шего горя, как видеть пла­чу­щую свою мать, то для хри­стиан каким должно быть силь­ным и страш­ным потря­се­нием знать, что о них и из-за них про­ли­вает слезы Матерь Божия!.. Сви­де­тель­ствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат пла­чу­щих и что Бого­ро­дица через икону Свою вещает уте­ши­тель­ное: «Я с вами»? Скор­бит ли Божия Матерь о нестро­е­ниях в Пра­во­слав­ных Церк­вах? Не знаем. Но не станем отво­дить от себя мысль о вели­ком зна­че­нии данных зна­ме­ний для всех нас и для каж­дого из нас, не допу­стим мысли, что «это к нам не отно­сится». Уко­ри­тельно для нас, и предо­сте­ре­га­юще, и при­зы­вом к пока­я­нию должны быть при­няты нами слезы Бого­ма­тери!»8

Зна­ме­ни­ями от икон на Север­ном Кав­казе отме­чено начало кро­во­про­лит­ной первой Чечен­ской войны: 27 мая 1994 года обно­ви­лась икона свя­ти­теля Нико­лая в Став­ро­поле, а 9 июня, в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­подня, в при­сут­ствии сотен бого­моль­цев в церкви ста­ницы Зелен­чук­ской застру­и­лись слезы из очей Бого­ма­тери на двух иконах – «Ивер­ской» и «Ско­ро­по­слуш­ницы».

Напом­ним, вели­кое чудо, явле­ние Матери Божией про­изо­шло в июне 1995 г., когда бан­диты-баса­евцы совер­шили напа­де­ние на мирный став­ро­поль­ский город Буден­новск (носив­ший ранее назва­ние Святой Крест). В небе над боль­ни­цей, где томи­лись залож­ники, многие видели Пре­свя­тую Деву, моля­щу­юся перед Кре­стом. На осно­ва­нии сви­де­тельств оче­вид­цев Став­ро­поль­ский мит­ро­по­лит бла­го­сло­вил напи­сать икону Божией Матери, полу­чив­шую назва­ние «Свято-Кре­стов­ская». Она стала еще одним сви­де­тель­ством заступ­ни­че­ства Бого­ро­дицы за Россию.

2. Многие чудеса несо­мненно свя­заны с свя­тыми покро­ви­те­лями России – Цар­ствен­ными Муче­ни­ками.

Известно, что древ­няя чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская икона Божией Матери, родо­вая свя­тыня дома Рома­но­вых, неза­долго перед аре­стом и убий­ством послед­него Госу­даря и Его Семьи вне­запно почер­нела (она пре­бы­вает в таком виде и по нынеш­нее время). Таин­ствен­ная связь Цар­ствен­ных Муче­ни­ков с их Небес­ной Покро­ви­тель­ни­цей про­яви­лась в зна­ме­ниях от спис­ков с Фео­до­ров­ской иконы в Цар­ском Селе. В 1992 году воз­об­но­ви­лись бого­слу­же­ния в Фео­до­ров­ском Госу­да­ре­вом соборе, воз­двиг­ну­том по бла­го­во­ле­нию Госу­даря Нико­лая Алек­сан­дро­вича и став­шем духов­ной и исто­ри­че­ской свя­ты­ней России. 15 марта, в день Тор­же­ства Пра­во­сла­вия (сов­пав­ший в том году с днем вынуж­ден­ного отре­че­ния Царя от пре­стола и с празд­но­ва­нием Дер­жав­ной иконе), в храм пожерт­во­вали неболь­шую икону. За год до этого маль­чик нашел ее в сосед­нем парке, на берегу ручья. Только в храме разо­брали полу­стер­тую над­пись на окладе – «Фео­до­ров­ская…». Так чудесно обре­тен­ный образ освя­тил собой собор его имени. В сен­тябре 1994 г. в Цар­ском Селе зами­ро­то­чил другой Фео­до­ров­ский образ. Это чудо от иконы-покро­ви­тель­ницы Цар­ского Дома многие веру­ю­щие свя­зали с тем, что в тот же день в Пет­ро­пав­лов­ском соборе хоро­нили останки Вели­кого Князя Геор­гия Алек­сан­дро­вича, осквер­нен­ные кощун­ствен­ной экс­гу­ма­цией в июле того же года.

В Покров­ском храме Мари­ен­бурга (близ Гат­чины), выстро­ен­ном в память чудес­ного спа­се­ния Цар­ской семьи при кру­ше­нии поезда у стан­ции Борки, зами­ро­то­чила икона «Взыс­ка­ние погиб­ших». Это про­изо­шло 17 фев­раля 1994 г., в канун празд­но­ва­ния этой иконе. Сна­чала из ока Бого­ма­тери истекла тонкая свет­лая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появи­лись три полоски мира от левого плеча. Позже зами­ро­то­чила вся поверх­ность иконы. Чудо про­дол­жа­лось около двух меся­цев. Сама икона также напи­сана в память избав­ле­ния от гибели Импе­ра­тор­ской семьи.

Несколько чудес про­изо­шли в петер­бург­ском храме Бого­яв­ле­ния, постро­ен­ном и освя­щен­ном в память чудес­ного спа­се­ния Наслед­ника Цеса­ре­вича Нико­лая Алек­сан­дро­вича при напа­де­нии на него япон­ского саму­рая на Фоми­ной неделе 1891 г. После воз­вра­ще­ния храма епар­хии в 1992 году без чело­ве­че­ского вме­ша­тель­ства посте­пенно обно­ви­лась настен­ная живо­пись, причем этот про­цесс начался с кар­тины «Уве­ре­ние апо­стола Фомы». В 1998 г. епар­хи­аль­ной комис­сией зафик­си­ро­вано чудес­ное обнов­ле­ние иконы Рож­де­ства Хри­стова. Чудо про­изо­шло вече­ром 14 марта, в канун празд­ника Дер­жав­ной иконы Божией Матери.

31 января 1997 г. в доме при­хо­жанки г.Воскресенска Мос­ков­ской обла­сти зами­ро­то­чила про­зрач­ным бла­го­уха­ю­щим миром неболь­шая бумаж­ная икона Царя-Муче­ника Нико­лая Алек­сан­дро­вича и св. рав­ноап. князя Вла­ди­мира. А в 1998 году нача­лось миро­то­че­ние широко извест­ной ныне иконы Госу­даря Нико­лая Алек­сан­дро­вича. Икона явля­ется одной из лито­гра­фи­че­ских копий образа, напи­сан­ного в Кали­фор­нии. Пор­фи­ро­нос­ный Пома­зан­ник Божий изоб­ра­жен на нем в золо­ти­сто-крас­ных тонах, в незем­ном сиянии, с сим­во­лами цар­ской власти – дер­жа­вой и ски­пет­ром в руках. «Сия святая икона напи­сана для про­слав­ле­ния Царя-Муче­ника в России», – гласит над­пись на образе. Миро­то­че­ние иконы вос­при­нято веру­ю­щими как еще один знак свя­то­сти Госу­даря, еще одно сви­де­тель­ство необ­хо­ди­мо­сти его ско­рей­шей кано­ни­за­ции в своем земном Оте­че­стве. В 1999 году образ начал свой путь по храмам и горо­дам России, куда его пере­но­сят для покло­не­ния. Он нахо­дился в числе других икон на борту само­лета во время «крест­ного хода по воз­духу» вокруг пре­де­лов России в июне 1999 г.

3. По многим при­зна­кам наше время можно назвать эпохой нового ико­но­бор­че­ства. Про­яв­ля­ется оно мно­го­об­разно, подчас в изощ­рен­ных формах. Всем памятна пуб­лич­ная риту­аль­ная рубка икон топо­ром в самом центре сто­лицы России, в Манеже. Повсе­мест­ным стало пору­га­ние святых обра­зов, изоб­ра­жен­ных на кален­да­рях и пла­ка­тах, газе­тах и жур­на­лах, кото­рые по про­чте­нии выки­ды­вают на помойку. Да и в тор­го­вых точках такая печат­ная про­дук­ция зача­стую валя­ется на полу в метро, сосед­ствует с содо­мит­скими кар­тин­ками. Еще выра­зи­тель­ный пример: некто проф. Е.К. Дулу­ман, «кан­ди­дат бого­сло­вия», на интер­не­тов­ском сайте «Атеизм» дает рецепт, как под­де­лать миро­то­че­ние: нужно взять икону и несколько раз легонько про­ца­ра­пать ее нажда­ком, а затем раз­брыз­гать масло пуль­ве­ри­за­то­ром. Свя­то­та­тец при­зна­ется, как сам про­де­лал это с ико­нами.

Поэтому вполне при­ме­нимы и к нашему вре­мени слова, ска­зан­ные Вла­ды­кой Мефо­дием про 1920‑е годы: «Ярость гони­те­лей веры устре­ми­лась по пре­иму­ще­ству на пору­га­ние святых икон, храмов Божиих и других свя­тынь. Зна­ме­нием обнов­ле­ния бла­го­дать Божия явственно утвер­ждает истину почи­та­ния святых икон, свя­тость храмов Божиих и пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния и обли­чает безу­мие хули­те­лей святых икон, без­бож­ни­ков и сек­тан­тов»9.

4. Нельзя обойти вни­ма­нием тот факт, что зна­ме­ния миро­то­че­ния и плача икон пода­ются и всему пра­во­слав­ному миру в разных концах земли.

Самой извест­ной миро­то­чи­вой иконой ХХ века стал Ивер­ский-Мон­ре­аль­ский образ Бого­ма­тери. Напи­сан­ная афон­ским ико­но­пис­цем копия древ­ней Ивер­ской иконы была пода­рена Иосифу Муньосу, пра­во­слав­ному испанцу, кото­рый поме­стил ее в своей квар­тире в Мон­ре­але. Начи­ная с 1982 г. эта икона непре­станно исто­чала святое миро, а в авгу­сте 1991 года на ней впер­вые уви­дели слезы. В Россию во мно­же­стве при­сы­ла­лись ватки с дивно бла­го­уха­ю­щим миром. Цели­тель­ная милость изли­ва­лась на людей, при­бе­га­ю­щих к Заступ­нице в скорби и болезни. В семьях бла­го­че­сти­вых хри­стиан-молит­вен­ни­ков исто­чают миро бумаж­ные репро­дук­ции и фото­гра­фии Мон­ре­аль­ской иконы. Ряд обсто­я­тельств ука­зы­вал на то, что образ был мисти­че­ски связан с судь­бой России, подви­гом Ново­му­че­ни­ков.

Таин­ствен­ные и страш­ные собы­тия про­изо­шли 31 октября 1997 года: Иосиф Муньос был муче­ни­че­ски убит при зага­доч­ных обсто­я­тель­ствах в Греции, а чудо­твор­ная икона исчезла.

Известны и другие случаи. Напри­мер, плач Бого­ма­тери в Аме­рике: семья пра­во­слав­ных греков, живу­щая в Нью-Йорке, купили малень­кую бумаж­ную икону Божией Матери «Страст­ная». Весной 1960 года из очей Бого­ро­дицы потекли слезы, от кото­рых на бумаге обра­зо­ва­лись бороздки.

В храме свт. Нико­лая в Чикаго пла­кала икона Божией Матери «Оди­гит­рия».

В неболь­шом храме австра­лий­ского городка Маунт При­чард в пре­столь­ный празд­ник Успе­ния Божией Матери, 28 авгу­ста 1994 года, полу­то­ра­мет­ро­вое рас­пя­тие стало исто­чать миро. Капли высту­пили на лике, руках, груди и ногах Спа­си­теля. Они были светлы, мас­ля­ни­сты и изда­вали бла­го­уха­ние, напо­ми­на­ю­щее аромат роз или ладана. Во время молеб­нов миро­то­че­ние уси­ли­ва­лось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, про­дол­жав­ше­еся более года, дало духов­ные плоды. Многие оче­видцы, прежде рав­но­душ­ные к вере и Богу, при­несли пока­я­ние и стали истинно веру­ю­щими пра­во­слав­ными людьми10 .

В ноябре 1996 года в Виф­ле­еме, в церкви Рож­де­ства Хри­стова начал пла­кать образ Спа­си­теля. Он нахо­дится наверху мра­мор­ной колонны, рас­по­ло­жен­ной сбоку от глав­ного алтаря, перед спус­ком в пещеру, где родился Богом­ла­де­нец. Бази­лика Рож­де­ства воз­двиг­нута в IV веке святой рав­ноап­о­столь­ной цари­цей Еленой, и за минув­шие шест­на­дцать сто­ле­тий служба в ней нико­гда не пре­ры­ва­лась. Чудо офи­ци­ально засви­де­тель­ство­вано свя­щен­ни­ками гре­че­ской церкви, один из кото­рых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по невер­ному пути»11.

3 фев­раля 1997 года, в день празд­но­ва­ния иконе Божией Матери «Отрада и Уте­ше­ние», в Кикк­ском мона­стыре на Кипре запла­кал список этой чудо­твор­ной иконы. Из очей Пре­свя­той Девы и пра­вого ока Богом­ла­денца одно­вре­менно застру­и­лись слезы. Архи­епи­скоп при­звал народ к пока­я­нию, дабы весь остров не постигла судьба его восточ­ной части, где ино­вер­цами были истреб­лены тысячи пра­во­слав­ных12.

Мы не имеем полной ста­ти­стики чудес от икон в зару­беж­ных стра­нах. Но, по-види­мому, мас­со­вые зна­ме­ния про­ис­хо­дят сего­дня только в России.

Духов­ные итоги деся­ти­лет­них зна­ме­ний

С начала зна­ме­ний прошло десять лет. Попы­та­емся осмыс­лить духов­ные послед­ствия этого явле­ния, оце­нить его плоды. Изме­ни­лось ли что-то в духов­ном состо­я­нии рус­ского народа? Можно ли с опре­де­лен­но­стью утвер­ждать, что этот глас Божий услы­шан Рос­сией?

Воз­можно, некие духов­ные про­цессы свер­ша­ются неви­димо для нас, и лишь со вре­ме­нем про­явятся зримо. Однако види­мых плодов мы не наблю­даем. Общего воцер­ко­в­ле­ния народа не про­ис­хо­дит. И пока мир не отве­тил на голос Божий, не отклик­нулся на него.

Во многих ли душах созер­ца­ние зна­ме­ния от иконы укре­пило веру и уси­лило пока­я­ние? Известно, что совре­мен­ные случаи чудес­ной помощи Бого­ма­тери и святых угод­ни­ков «воцер­ков­ляют» мало­вер­ных людей, подоб­ные чудеса непо­сред­ственно направ­лены на спа­се­ние души. Таких фактов мно­же­ство13. Но сколь­ких людей, напри­мер, миро­то­че­ние иконы при­вело в Цер­ковь, сколь­ких подвигло к пере­мене гре­хов­ной жизни? Навер­ное, такие факты есть, но, похоже, они оста­ются крайне ред­кими и еди­нич­ными.

Вос­при­я­тие совре­мен­ных зна­ме­ний от икон людьми про­яв­ля­ется мно­го­об­разно. Можно выде­лить несколько типов отно­ше­ния людей к чуду.

а) Для малой части воцер­ко­в­лен­ного народа, для бли­жай­ших сви­де­те­лей чуда – бла­го­го­вей­ное почи­та­ние, сугу­бая молитва. Это дея­тель­ный отклик, име­ю­щий своим след­ствием воз­рож­де­ние и укреп­ле­ние чело­века.

б) Кажется, шире рас­про­стра­нено оккультно-потре­би­тель­ское отно­ше­ние, для кото­рого харак­те­рен инте­рес к чуду как маги­че­скому сред­ству помощи. Про­слы­шав, напри­мер, про миро­то­че­ние, люди стре­мятся во что бы то ни стало раз­до­быть целеб­ное миро, чтобы выле­чить кон­крет­ную телес­ную болезнь. Конечно, пути Гос­подни неис­по­ве­димы, и, воз­можно, через веру в цель­бо­нос­ность вещей внеш­них чело­век может прийти к испо­ве­да­нию вещей неви­ди­мых. Но часто очень трудно отде­лить такое отно­ше­ние к иконе от поис­ков нового уни­вер­саль­ного лекар­ства, раз­ре­кла­ми­ро­ван­ного СМИ или сосед­кой. Дости­гает ли тако­вых совет пойти в бли­жай­ший храм и отслу­жить моле­бен перед мест­ной почи­та­е­мой иконой? Пони­мают ли, что глав­ным в отно­ше­нии лич­но­сти к Богу должно оста­ваться сми­рен­ное упо­ва­ние на Его милость?

в) Отстра­ненно-любо­пыт­ству­ю­щее, когда явле­ние чуда оста­ется фактом созна­ния, но не затра­ги­вает глубин души, не имеет духов­ных послед­ствий.

Пара­док­саль­ной чертой совре­мен­ного обще­ствен­ного созна­ния стало вле­че­ние к чуде­сам ложным, демо­ни­че­ским при рази­тель­ном рав­но­ду­шии к чуде­сам Божиим. Секу­ляр­ное обще­ство по-преж­нему не помыш­ляет о спа­се­нии души, кото­рое дается при­ло­же­нием внут­рен­них сил и сми­ре­нием, а, отка­зы­ва­ясь от под­лин­ного чуда – даро­ван­ной Богом жизни, торо­пится осво­ить мир «тайных знаний». Поток сен­са­ци­он­ной мистики оглу­шает чело­века, гасит дух, уни­что­жает лич­ность. Где уж тут отли­чить ложь от истины! «Зарядка» воды экс­тра­сен­сом встает в один ряд с чудом от святой иконы…

В народе заметна разо­ча­ро­ван­ность и душев­ная апатия. Может быть, потому и не вос­при­ни­ма­ются мно­гими уди­ви­тель­ные случаи под­линно Божией мило­сти? В 1996 году в одном из храмов Воро­неж­ской епар­хии про­ис­хо­дило пора­зи­тель­ное чудо: пла­кала и миро­то­чила Ивер­ская икона Божией Матери. Об этом сооб­щали в печати. Но храм остался пуст. «Я, как мог, объ­яс­нил при­хо­жа­нам, какая бла­го­дать вели­кая совер­ша­ется, – рас­ска­зы­вал с сокру­ше­нием насто­я­тель. – …В селе пол­торы тысячи чело­век. Тогда же в деревню при­е­хала машина делать рент­ген, и 250 чело­век тол­пи­лось рядом с цер­ко­вью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно пара­ли­зо­ван­ные…»14.

г) С другой сто­роны, рав­но­душно-без­раз­лич­ное отно­ше­ние к чуду стало харак­тер­ным и для многих веру­ю­щих и цер­ков­ных людей. Для них чудо от иконы стало при­выч­ным, можно ска­зать, обы­ден­ным явле­нием. Про­ис­хо­дит деваль­ва­ция чуда. Вспом­ним: в 1980- годы одно созна­ние, что где-то, далеко за пре­де­лами России, все же есть миро­то­чи­вая (Мон­ре­аль­ская) икона, было мощным духовно-укреп­ля­ю­щим пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина фак­то­ром. Сего­дня можно прийти в мона­стырь и уви­деть на одной иконе эти­кетку, что она «обно­ви­лась тогда-то», на другой – что «миро­то­чила в такие-то числа». Пере­став быть уни­каль­ным, чудо стало явле­нием мас­со­вым, утра­тило непо­вто­ри­мость, и, дерз­нем пред­по­ло­жить, пере­стало воз­дей­ство­вать на ум и сердце.

Пока­за­тельно, что все эти типы вос­при­я­тия чудес можно было наблю­дать и среди тех, кто имел воз­мож­ность лице­зреть Ивер­скую-Мон­ре­аль­скую икону. Иосиф Муньос отме­чал, что «через эту икону про­изо­шли ради­каль­ные изме­не­ния в жизни многих веру­ю­щих», было много исце­ле­ний и физи­че­ских, и духов­ных, люди пере­рож­да­лись, устрем­ля­лись к Богу, кая­лись. Но «боль­шин­ство людей (боль­шин­ство! – А.Л.) при­хо­дят как на зре­лище, забаву, просто смот­рят, как сте­кает миро, сколько сте­кает, и на этих людей икона не имеет духов­ного вли­я­ния».

А веру­ю­щие, осо­бенно в послед­ние годы, стали при­вы­кать к чуду миро­то­че­ния, стали вос­при­ни­мать его «как долж­ное». И если икона была на каком-то при­ходе, люди даже не при­хо­дили туда, говоря: «икона каждый год у нас бывает, приду в сле­ду­ю­щем году»15.

Сего­дня мы знаем, что многим из них «прийти в сле­ду­ю­щем году» не уда­лось. В про­дол­же­ние 15 лет всему миру было дано это чудо, и вот оно отнято. Не потому ли, что люди пере­стали откли­каться на него?

Это скорб­ное собы­тие надо вос­при­ни­мать как гроз­ное зна­ме­ние, как предо­сте­ре­же­ние. Может быть, одна­жды пре­кра­тится и изли­я­ние мира, росы Божией на Россию. И нынеш­нее чудо­тво­ре­ния и зна­ме­ния будут отняты от нас…

Осто­рожно: чудеса!

Лука­вый, «обе­зьяна Бога», спешит при­ма­заться ко всему свя­тому и про­фа­ни­ро­вать его. Как нико­гда остро встает необ­хо­ди­мость снова и снова напо­ми­нать рече­ния святых отцов о раз­ли­че­нии духов, о чуде­сах ложных. Поис­тине настоль­ной книгой каж­дого хри­сти­а­нина должна стать работа свт. Игна­тия (Брян­ча­ни­нова) «О чуде­сах и зна­ме­ниях», чрез­вы­чайно акту­аль­ная в наши дни.

Известно, что и в като­ли­че­ском мире, и в восточ­ных рели­гиях про­ис­хо­дят сле­зо­то­че­ния, кро­во­то­че­ния, мле­ко­то­че­ния – от икон, статуй и скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний. Сви­де­тель­ствуют ли эти чудеса об истин­но­сти этих рели­гий? Конечно, нет. В книге Исход (гл. 7, 8) повест­ву­ется о том, как Моисей и Аарон совер­шали чудеса в земле Еги­пет­ской. Совер­шали они их по пове­ле­нию Божию. Но затем неко­то­рые из этих чудес повто­ряли волхвы «своими чарами».

Может ли лука­вый под­де­лать чудо миро­то­че­ния от пра­во­слав­ной иконы? Неужели свя­тость самого образа – не защита от козней нечи­стого? При­ве­дем фраг­мент из сбор­ника свя­то­оте­че­ских изре­че­ний «Духов­ная брань», где речь идет как раз об иконах:

«Неко­то­рым враг внушил мысль, что если они не спо­до­бятся в сей жизни бла­го­дат­ных даров от Гос­пода, то и не полу­чат их в буду­щей жизни. Одному из таких враг пока­зал лучи, исхо­дя­щие от иконы, при­ка­зал ему открыть рот и гло­тать их как бла­го­дат­ные дары. Тот по неопыт­но­сти сделал это и затем, повре­див­шись, через неделю умер, не при­ни­мая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лам­падка зака­ча­лась. Он принял это за при­знак угод­но­сти его молитвы. Лишь только утвер­дился в этой мысли, тотчас упал в обмо­рок, и затем обмо­роки эти стали с ним повто­ряться. Тре­тьему яви­лась икона Бого­ро­дицы, к кото­рой он при­ло­жился, сде­лался бес­но­ва­тым и скоро умер. Таковы послед­ствия дове­рия своему мнению, мнимой своей свя­то­сти и досто­ин­ству в соб­ствен­ных своих глазах»16.

Если мы дове­ряем этим сви­де­тель­ствам, то должно ли пола­гать, что и миро­то­че­ние иконы может иметь ту же при­чину, что «бла­го­дат­ные лучи» и «кача­ю­ща­яся лам­падка»? В бого­слов­ской лите­ра­туре пока не уда­лось найти ответа на этот вопрос. Но несо­мненно одно: тяжкое духов­ное пора­же­ние полу­чит чело­век, если вос­при­мет исто­че­ние влаги на своей иконе «как при­знак угод­но­сти его молитвы»!

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда при­зы­вала к осто­рож­но­сти и духов­ной трез­во­сти по отно­ше­нию к чуде­сам. Область эта сокро­венна и опасна, руко­вод­ство­ваться здесь нужно сове­тами святых отцов. А они пре­ду­пре­ждали, что ни в коем случае нельзя доби­ваться чуда или стре­миться к нему. Иначе можно впасть в поис­тине страш­ные иску­ше­ния, подоб­ные упо­мя­ну­тым. Между тем в нынеш­ней России суще­ствует явле­ние, порож­да­ю­щее недо­уме­ние у многих пра­во­слав­ных. Начи­ная с 1999 года в Свято-Вве­ден­ский мона­стырь Ива­нов­ской епар­хии устрем­ля­ется мно­же­ство людей с тем, чтобы их иконы побы­вали в одной келье – там они начи­нают миро­то­чить. Вос­поль­зу­емся искрен­ним рас­ска­зом кор­ре­спон­дента, напри­мер, газеты «Вера – Эском»17, чтобы изло­жить исто­рию и детали чуда.

В келье живут три насель­ницы мона­стыря – мать Ната­лья, ее родная сестра мать Лариса с доче­рью Машей. В декабре 1998 г. там зами­ро­то­чила неболь­шая Тих­вин­ская икона. Но мас­со­вые чудеса нача­лись позже: 12 фев­раля 1999 г. в келью при­несли другие иконы с обра­зом Тих­вин­ской Бого­ма­тери, «просто, чтобы освя­тить – и к вечеру все эти семь иконок зами­ро­то­чили». Услы­шав про это, и другие мона­хини «при­несли свои люби­мые иконы, чтобы они тоже побы­вали в келье». Утром на них также высту­пило миро. «И с тех пор, – рас­ска­зы­вает мать Лариса, – появи­лась тра­ди­ция: люди при­но­сят нам на время свои ико­ночки. Мы ста­ра­емся никому не отка­зы­вать. Это ведь не наше, это чудо Боже­ствен­ное»18.

В мона­стыре ведется учет. Общее коли­че­ство зами­ро­то­чив­ших икон на начало марта 1999 года соста­вило 1047, в конце апреля зафик­си­ро­вано более 2500 икон, став­ших миро­то­чи­выми. В канун 2000 года насто­я­тель мона­стыря по радио «Радо­неж» сооб­щил, что их уже около 7000. То есть с начала этого чуда в сред­нем ста­но­вятся миро­то­чи­выми около двух десят­ков икон еже­дневно.

Еще одно важное обсто­я­тель­ство. «Как ска­зала м. Лариса, если чело­век при­но­сит к ним в келью свою иконку, то зами­ро­то­чит ли она – это еще во многом зави­сит от веры этого чело­века, его молитв»19. Впро­чем, в интер­вью кор­ре­спон­денту про­граммы «Вести» она же заве­рила, что «все иконки, кото­рые при­бы­вают, все миро­то­чат… Матерь Божия никого не остав­ляет». Видимо, раз­личны сроки, в кото­рые иконы начи­нают чудо­тво­рить. Сама келья стала местом палом­ни­че­ства. Вот как опи­сы­вает кор­ре­спон­дент свои ощу­ще­ния: «В этой келье грань между мате­ри­аль­ным миром и духов­ным исчезла… Гос­подь при­сут­ство­вал где-то рядом… Здесь хоте­лось просто быть… Что-то про­ис­хо­дило с моей душой».

В ответ на рапорт насто­я­теля Свято-Вве­ден­ского жен­ского мона­стыря архи­манд­рита Амвро­сия (Юра­сова) была создана епар­хи­аль­ная комис­сия, кото­рая пыта­лась иссле­до­вать это явле­ние и в свою оче­редь в рапорте уже пат­ри­арху сооб­щила, что «оце­ни­вать эти собы­тия никак не может и остав­ляет их интер­пре­та­цию на разу­ме­ние Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»20. Тем не менее насто­я­тель все же выска­зал свою трак­товку: как неко­гда из города Ива­ново ате­и­сти­че­ская грязь потекла по всей стране, так нынче Гос­поду угодно, «чтобы отсюда нача­лось выздо­ров­ле­ние всей России»21.

Под­черк­нем: мы не беремся судить о мисти­че­ской при­роде этого сверхъ­есте­ствен­ного фено­мена. (Он, заме­тим, не уни­ка­лен: по слухам, в Киеве, в квар­тире одной жен­щины тоже начи­нают миро­то­чить при­но­си­мые туда иконы). Но можно и должно гово­рить о чело­ве­че­ской сто­роне этого явле­ния. И, ана­ли­зи­руя мотивы, настро­е­ния, цели людей, направ­ля­ю­щихся в оби­тель со всех концов страны, нельзя не заме­тить явной духов­ной опас­но­сти.

К сожа­ле­нию, Цер­ковь не дала пока ника­кой оценки вот этой види­мой сто­роне собы­тий. Палом­ники при­во­зят свои образки, остав­ляют их в «чудо­твор­ной ком­нате», молятся – о чем? О спа­се­нии души – или о зна­ме­нии, что запре­щено Самим Спа­си­те­лем («род лука­вый и пре­лю­бо­дей­ный зна­ме­ния ищет», Мф. 16:4)? Уточ­ним: Цер­ко­вью бла­го­слов­ля­ется, напри­мер, молитва об исце­ле­нии без­на­дежно боль­ного, о вос­кре­се­нии зако­ре­не­лого греш­ника (когда «упо­вают на чудо» – помощь Божию; чудо­тво­ре­ние при этом высту­пает как способ осу­ществ­ле­ния глав­ной, благой цели моле­ния), но никак не про­ше­ния о зна­ме­ниях, когда они пре­вра­ща­ются в само­цель.

Если при­ве­зен­ные иконы не миро­то­чат – это вос­при­ни­ма­ется как сви­де­тель­ство соб­ствен­ного недо­сто­ин­ства и сугу­бой гре­хов­но­сти. Но чаще всего (или даже всегда) они миро­то­чат – значит, их вла­де­лец «не слиш­ком грешен», «пра­ве­ден», «прощен»? Оче­видно укло­не­ние от пра­во­слав­ного духов­ного устро­е­ния, прямой путь к само­об­ману и пре­ле­сти. Зада­димся и другим вопро­сом: зачем, соб­ственно, веру­ю­щему так нужна миро­то­чи­вая икона? Или ему недо­ста­точно для молитвы икон обыч­ных? Или он пола­гает, что тако­вая икона лучше огра­дит его жилище от бед? (Как тут не вспом­нить образки в газет­ных киос­ках с под­пи­сями: «от глаз­ных болез­ней», «помо­гает на экза­ме­нах» и т.п.? Впро­чем, подоб­ную под­борку встре­ча­ешь, увы, и на свеч­ном ящике в одном из собо­ров Санкт-Петер­бурга…)

Вслу­ша­емся в бес­хит­рост­ный рас­сказ одной из при­хо­жа­нок, Вален­тины: «При­ло­жила ико­ночку к хра­мо­вой «Тих­вин­ской». Но очень хоте­лось отдать икону в келью к матуш­кам Ларисе и Ната­лии на миро­то­че­ние. Вместе со зна­ко­мой Алек­сан­дрой подо­шла к дверям кельи. А на дверях записка: «Миро­то­че­ния нет». Когда же посмот­рела на свою икону, уви­дела на ней 4 струи мира. Мне не верится. Да, вот Алек­сандра мне гово­рит: «Ты смотри, смотри… Слава Тебе, Гос­поди!”»22. Этот рас­сказ сочув­ственно пере­дает ино­киня пра­во­слав­ной оби­тели. Но насколько сми­рен­нее, ближе к истин­ному бого­мыс­лию слова другой рабы Божией, Люд­милы, кото­рая, впер­вые узнав про мас­со­вые случаи чудес от икон, пишет: «Я смотрю на свою икону и ужасно боюсь, чтобы она не «запла­кала». Если запла­чет, значит, я сильно во грехе завязла».

Оче­видна цен­ност­ная под­мена: чело­век едет в оби­тель не за свя­то­стью, а за чудом. Не за очи­ще­нием от грехов, а для «зарядки» своей иконы (как недавно заря­жали воду перед экра­нами ТВ). Вожде­лен­ная цель такого псев­до­па­лом­ни­че­ства – таин­ствен­ная келья в мона­стыре – видится как маги­че­ская «ком­ната» из фильма «Стал­кер», где сбы­ва­ются жела­ния. Все это спо­собно нане­сти душе непо­пра­ви­мый духов­ный вред23.

Очень тре­вожно, что эта опас­ность не осо­зна­ется даже людьми, искренне веру­ю­щими, но, видимо, слабо зна­ко­мыми с неко­то­рыми сто­ро­нами свя­то­оте­че­ского учения. В попыт­ках осмыс­лить необык­но­вен­ное явле­ние в свете строго пра­во­слав­ной тра­ди­ции, напом­нить об осто­рож­но­сти и духов­ном трез­ве­нии видят подчас недо­пу­сти­мую «хулу на Духа Божия». Но святые отцы учат, что не будет греха, если и под­линно Божие явле­ние или виде­ние мы не примем, опа­са­ясь пре­ле­сти, куда страш­нее без­дум­ное погру­же­ние в стихию «чудес­ного». В фев­рале 2000 года на интер­не­тов­ском форуме «Спаси и сохрани» (www.referent.ru/forum) прошла дис­кус­сия о собы­тиях в Ива­ново. В ответ на недо­уме­ния по поводу ажи­о­таж­ного палом­ни­че­ства за полу­че­нием чудо­твор­ных обра­зов пред­се­да­тель форума Алек­сандр Килим сурово обви­нял оппо­нен­тов в мало­ве­рии и почему-то упорно пере­во­дил раз­го­вор в совер­шенно другую плос­кость: негоже, мол, подо­зре­вать кого-то в фаль­си­фи­ка­ции. Но вопросы у участ­ни­ков воз­ни­кали не о том, чудо ли это, а об отно­ше­нии к чуду. Гово­рили не о стран­но­сти явле­ний чудес­ных, но о стран­но­сти для пра­во­слав­ного созна­ния явле­ний вполне чело­ве­че­ских – как, напри­мер, привоз иконы из мона­стыря св. Иоанна Крон­штадт­ского для того, чтобы она зами­ро­то­чила.

Пра­во­слав­ный обычай при­кла­ды­вать образки к раке с мощами или к чудо­твор­ным иконам не осуж­да­ется Цер­ко­вью. Освя­щен­ный таким обра­зом пред­мет ста­но­вится почи­та­е­мой в доме свя­ты­ней, через кото­рую пода­ется помощь и бла­го­дать по сокро­вен­ной вере бла­го­че­сти­вого хри­сти­а­нина. Но кто и когда из учи­те­лей Церкви бла­го­слов­лял святые образа «отда­вать на миро­то­че­ние»? Они учили иному: «В виде­ниях и чуде­сах бывает пре­лесть, надобно их опа­саться и гово­рить: «Я недо­стойна». Сми­рен­ный не поже­лает чудес. Да, не чудес надобно желать нам, а чтобы не согре­шить перед Богом»24. И то, какая икона станет чудо­твор­ной, какая зами­ро­то­чит, а какая обно­вится – всегда выби­рал Гос­подь, но не чело­век.

Св. Исаак Сирин рас­суж­дает: «Гос­подь во всякое время близ­кий заступ­ник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и зна­ме­нием чув­ствен­ным, чтоб заступ­ле­ние Его не сде­ла­лось как бы обыч­ным для нас <…> Дер­за­ю­щий и моля­щий Бога о совер­ше­нии чего-либо необыч­ного, не будучи вынуж­ден к тому необ­хо­ди­мо­стью,.. иску­ша­ется в уме своем от насме­ха­ю­ще­гося над ним диа­вола, ока­зы­ва­ется тще­слав­ным и неду­гу­ю­щим сове­стию своею. Подо­бает в скорби про­сить помощи Божией; без нужды иску­шать Бога – бед­ственно. Поис­тине, непра­ве­ден тот, кто желает этого»25.

Пример мона­стыря в Ива­нове – самый пока­за­тель­ный, но отнюдь не еди­нич­ный. Известны случаи, когда иконы во мно­же­стве на про­тя­же­нии меся­цев и даже лет миро­то­чат в каком-либо храме или мона­стыре. Как же вос­при­ни­ма­ются эти чудеса насто­я­те­лем и при­хо­жа­нами? Можно ли при­знать нор­маль­ным, когда этим же при­хо­дом выпус­ка­ются бук­леты, где опи­са­ния про­ис­хо­дя­щих в нем чудес уди­ви­тельно пере­пле­та­ются с рас­ска­зом о «дея­ниях» батюшки, матушки, игу­мена? Насколько опасен этот путь: стоит лишь поду­мать о бого­из­бран­но­сти «своего» храма, места, лич­но­сти, как под­кра­дется мысль и о соб­ствен­ной бого­угод­но­сти. Не спа­си­тель­нее ли пред­по­ло­жить, что иконы плачут от мно­же­ства грехов и нестро­е­ний? Ведь ска­зано же: «Где умно­жился грех, там пре­и­зоби­ло­вала бла­го­дать».

Про­ис­хо­дит замет­ный сдвиг в созна­нии и по отно­ше­нию к иконам в целом: забы­ва­ется, что каждый пра­во­слав­ный образ свят, каждая икона в доме – в широ­ком смысле чудо­творна, ибо обра­щает наши молитвы к пер­во­об­ра­зам – Гос­поду, Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым угод­ни­кам. Напом­ним суж­де­ния свя­ти­теля Фила­рета Мос­ков­ского:

«Икону и не сви­де­тель­ство­ван­ную и не объ­яв­лен­ную чудо­твор­ною бла­го­го­вейно чтить всегда спра­вед­ливо и душе­по­лезно. <…> Име­ю­щий чистую и креп­кую веру в бла­го­дат­ную силу Пре­свя­той Бого­ро­дицы может бла­го­успешно при­но­сить молитву пред всякою иконою Ее, потому что <…> при­но­си­мая молитва вос­хо­дит к Самой Пре­свя­той Бого­ро­дице и, по вере, может низ­во­дить к чело­веку Ее бла­го­дат­ную силу и помощь»26.

В заклю­че­ние при­ве­дем фраг­мент беседы с вала­ам­ским иноком. Она запи­сана на подво­рье Вала­ам­ского мона­стыря в Петер­бурге 23 октября 1994 года, вскоре после того, как в стенах Подво­рья обно­ви­лось несколько икон. В ней отра­жен, как нам пред­став­ля­ется, выве­рен­ный пра­во­слав­ный взгляд на чудеса от икон. На вопрос, что озна­чают нынеш­ние миро­то­че­ния и обнов­ле­ния икон, инок отве­тил:

«Дело в том, что сейчас идет раскол между жизнью бла­го­че­сти­вою и небла­го­че­сти­вою. Посе­ре­дине удер­жаться уже невоз­можно. Обща­ясь с падшим миром, нельзя дер­жать себя чистым от греха. Апо­стол Павел гово­рит:«Что общего у света со тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром» (2Кор.6:14–15), между Богом и Его про­тив­ни­ками? Мы не можем стать где-то посре­дине. Либо ты за Меня, либо против, либо ты соби­ра­ешь, либо рас­то­ча­ешь – таков смысл еван­гель­ских запо­ве­дей. Поэтому все больше уве­ли­чи­ва­ется раскол между людьми веру­ю­щими и абсо­лютно неве­ру­ю­щими.

А веру­ю­щим ста­но­вится все тяже­лей и тяже­лей. Видимо, Гос­подь их уте­шает: «Многи скорби пра­вед­ным, и от всех их изба­вит я Гос­подь» (Пс.33:20). От обнов­ля­ю­щихся, миро­то­чи­вых икон Он являет уте­ше­ние, но одно­вре­менно и пока­зы­вает: «…В мире скорбни будете…» (Ин.16:33).

Вообще говоря, икона и должна миро­то­чить. От любого образа самого по себе свя­тость идет, а миро­то­че­ние – лишь под­твер­жде­ние этой свя­то­сти. Вспом­ним слова Гос­пода о даре и жерт­вен­нике, освя­ща­ю­щем дар (Мф.23:19). Так и здесь: что для нас важнее, что больше: миро, кото­рое исто­ча­ется от иконы, или сама икона?

Любой образ свят сам по себе. А через чудо­твор­ные и миро­то­чи­вые иконы Гос­подь подает особые вести. Но это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы – ведь на них запе­чат­лен образ Божий. Напри­мер, Казан­ская, Ивер­ская, Вла­ди­мир­ская иконы в какое-то время для страны явля­лись защит­ни­цами Оте­че­ства. «Дер­жав­ная» в Москве лежала, всеми забы­тая, но именно через нее Гос­подь явил Свое зна­ме­ние. Сам Гос­подь выби­рает те иконы, кото­рые для Него нужны».

* * *

Дей­ствие благой воли Божией, явля­ю­щей зна­ме­ния от икон по лицу всей России, сего­дня явственно и несо­мненно. Воз­ни­кает вопрос: если оно не при­но­сит оче­вид­ных резуль­та­тов, зачем все-таки про­ис­хо­дит? Но точно так же можно спро­сить, зачем звучит цер­ков­ный коло­кол перед нача­лом службы? Зачем раз­да­ются слова бла­го­ве­стия со стра­ниц Еван­ге­лия? Они слышны всем, но каждый чело­век имеет сво­боду отклик­нуться на этот призыв или пройти мимо.

Может быть, по усмот­ре­нию Божию оче­ред­ное миро­то­че­ние про­ис­хо­дит лишь для несколь­ких людей – бли­жай­ших сви­де­те­лей. Или даже для одного един­ствен­ного чело­века.

Сего­дня чудеса еще длятся. Пока не заметно, чтобы их число шло на убыль. Сколько еще будет про­дол­жаться это небы­ва­лое зна­ме­ние? При­не­сет ли оно, нако­нец, плоды? Или дол­го­тер­пе­ние Божие будет исчер­пано, и чудеса будут отняты от нас, как ока­зался таин­ственно сокрыт Ивер­ский миро­то­чи­вый образ?

Только время даст ответ на эти вопросы.


При­ме­ча­ния:

*. Любо­муд­ров Алек­сей Мар­ко­вич – науч­ный сотруд­ник ИРЛИ РАН (Пуш­кин­ского Дома), кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук. С 1992 г. по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­лита Санкт-Петер­бург­ского Иоанна соби­рает сви­де­тель­ства о чудес­ных явле­ниях в Пра­во­слав­ной Церкви. Автор книги «Зна­ме­ния Божии от святых икон. 1991–1996», элек­трон­ное изда­ние кото­рой раз­ме­щено в «Биб­лио­теке пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина».

1 Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. М., 1983. Т. 4. С. 54.

2 Слово «миро» имеет несколько зна­че­ний. Одно из них обо­зна­чает искус­ствен­ный состав из раз­лич­ных бла­го­вон­ных веществ, кото­рый после освя­ще­ния упо­треб­ля­ется в цер­ков­ном таин­стве миро­по­ма­за­ния. Другое зна­че­ние – мас­ля­ни­стая влага, обра­зу­ю­ща­яся сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом на иконах или святых мощах. Лабо­ра­тор­ные ана­лизы пока­зы­вают, что это жид­кость орга­ни­че­ского про­ис­хож­де­ния, иногда напо­ми­на­ю­щая олив­ко­вое масло, но каким обра­зом она воз­ни­кает на свя­ты­нях, оста­ется необъ­яс­ни­мым. В резуль­тате иссле­до­ва­ния влаги, взятой с одной из пла­чу­щих икон, уста­нов­лено, что «это самые насто­я­щие слезы». Миро не изво­дится из веще­ства иконы, а воз­ни­кает на ней «из ничего». В широ­ком смысле слова в совре­мен­ной лите­ра­туре под миро­то­че­нием пони­ма­ется любое чудес­ное появ­ле­ние влаги на иконах и свя­щен­ных пред­ме­тах.

3 Евге­ний Посе­ля­нин.. Ска­за­ния о чудо­твор­ных иконах Бого­ма­тери и о Ея мило­стях роду чело­ве­че­скому: В 2 кн… Коломна, 1993. Кн. 1. С. 385–388.

4 Успен­ский Л. А. Бого­сло­вие иконы Пра­во­слав­ной Церкви. Изд. Запад­но­ев­ро­пей­ского экзар­хата. М., 1989. С. 410.

5 Он описан, в част­но­сти, в книге архиеп. Хар­бин­ского Мефо­дия (Гера­си­мова) «О зна­ме­нии обнов­ле­ния святых икон» (Харбин, 1925; М., 1999).

6 К насто­я­щему вре­мени сде­ланы попытки обоб­щить этот опыт, собрать и систе­ма­ти­зи­ро­вать сви­де­тель­ства, рас­ска­зать о наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щих слу­чаях. См., напри­мер: Любо­муд­ров А.М. «Зна­ме­ния Божии от святых икон. 1991–1996» (СПБ., 1997); цикл статей В.А. Саул­кина («Пра­во­слав­ная беседа, 1997, № 1, 2, 3), А.Г. Вига­си­ной («Дани­лов­сий бла­го­вест­ник, 1997, №9) и др. В 1999 г. в Москве при Пра­во­слав­ном уни­вер­си­тете создана группа по изу­че­нию чудес­ных явле­ний от икон, а 27–28 января 2000 г. в рамках VIII Рож­де­ствен­ских чтений состо­я­лась кон­фе­рен­ция, спе­ци­ально рас­смат­ри­вав­шая данную тему.

7 Чудо миро­то­че­ния нужно вос­при­ни­мать в связи с дру­гими зна­ме­ни­ями, про­ис­хо­дя­щими в эти же годы. Это обнов­ле­ния икон, их чудес­ные обре­те­ния (тема, заслу­жи­ва­ю­щая отдель­ного инте­рес­ней­шего иссле­до­ва­ния); чудеса от мощей святых; зна­ме­ния стихий (напри­мер, гроза с градом на Пасху 1993 г. (в этот день в древ­ней­шей оби­тели России, Опти­ной Пустыни, были убиты три монаха), ураган в Москве в ночь на празд­ник всех рос­сий­ских святых 21 июня 1998 г.).

8 Михаил Пома­зан­ский, прот. О вере. Апо­ло­ге­ти­че­ские заметки // Град-Китеж. М. 1992. № 7 (12). С. 28.

9 Мефо­дий (Гера­си­мов), архиеп. О зна­ме­нии обнов­ле­ния святых икон. М., 1999. С. 180.

10 Again. Изд. Антио­хий­ской Пра­во­слав­ной Миссии. Бен Ломонд (Кали­фор­ния). 1995. Т. 18. № 3. С. 160–18.

11 The Jerusalem Post. 1996. 26 нояб.; Пра­во­слав­ный мир. 1997. № 1. С. 41–43.

12 Пра­во­слав­ный мир. 1997. № 2. С. 42–43.

13 См., напри­мер, кн: «Све­тиль­ник веры и бла­го­че­стия. Святой пра­вед­ный Иоанн, Крон­штадт­ский чудо­тво­рец. Житие. Новые чудеса. Ака­фист» (СПБ., 1998) и др.

14 Мелешко Кирилл, прот. Новое чудо Бого­ро­дицы // Пра­во­слав­ная Москва. 1996. № 9. С. 1.

15 Мы ока­за­лись недо­стойны этого чуда… Из интер­вью Иосифа Муньоса жур­налу «Пра­во­слав­ная Русь» (1992) // Вер­то­град-Информ. 1998. № 10. С. 14–15.

16 Духов­ная брань. О кознях врага спа­се­ния и как про­ти­во­сто­ять им. М., 1993. С. 132–133.

17 Вязов­ский И. Зна­ме­ние в Ива­ново // Вера-Эском. 1999. № 335; 337.

18 Там же. № 337. С.9.

19 Там же. С. 11.

20 Там же. № 335. С. 11–12.

21 Сте­но­грамма теле­ви­зи­он­ной про­граммы «Вести» 4 марта 1999 г., адрес в Интер­нете www.indi.ru/private/RTR/V_03.htm.

22 Ино­киня Марина (Смир­нова). Чудо в мона­стыре // Рев­ни­тель Пра­во­слав­ного Бла­го­че­стия. Бар­наул, 1999. №. 12.

23 В пери­о­дике, в том числе пра­во­слав­ной, уже выска­зы­ва­лись опа­се­ния по поводу тен­ден­ции, наблю­да­ю­щейся в связи с Ива­нов­ским фено­ме­ном (Вер­то­град-Информ. 1999. № 4. С. 34; Народ­ная газета. 2000. 10 фев­раля. С. 3).

24 Духов­ная брань. С. 113.

25 Цит. по: свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). О чуде­сах и зна­ме­ниях. СПБ., 1990. С. 20–21.

26 Ска­за­ния о земной жизни Пре­свя­той Бого­ро­дицы. М., 1990. С. 307, 311.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки