Обязанности христианина

Литература по теме

Обя́занности христиани́на кратко можно свести к любви к Богу и к ближнему (Мф.22:37–40). Источником любви является Бог, Который дарует её христианину в церковных Таинствах, молитве и милосердии.

Существуют общие принципы христианской жизни и те, что указывают христианину, как ему поступать в конкретных положениях и обстоятельствах жизни.

Общие принципы христианской жизни принято распределять по трем отношениям: к Богу, к ближним и к самому себе. Все они тесно взаимосвязаны.

Первые указывают, с какими мыслями, чувствами и расположениями христианин должен обращаться к Богу и как служить Ему.

Вторые определяют взаимоотношения христиан как членов единого тела Христова.

Третьи изображают, как христианин должен относиться к самому себе, чтобы иметь возможность как следует держать себя в первых двух отношениях, и, конечно, чтобы духовно возрастать.

Обязанности по отношении к Богу

I. Внутреннее богопочитание

  1. Веровать в Бога и иметь правильный образ мыслей о Боге и предметах божественных.
  2. Осознавать Его вездеприсутствие и действовать по жизни во всем с этим осознанием.
  3. Иметь страх Божий.
  4. Надеяться на Бога.
  5. Любить Бога.
  6. Повиноваться Богу.
  7. Поклоняться Богу.
  8. Прославлять Бога как всесовершенного.
  9. Благодарить Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя.
  10. Призывать Бога во всяком добром начинании.

II. Внешнее богопочитание

  1. Участвовать в общественном богослужении (в том числе в таинствах Церкви), установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.
  2. Исполнять Божественные и церковные установления, святые каноны. См. О заповедях церковных.

К особым видам внешнего богопочитания относятся: публичное исповедание веры в Бога (несмотря на угрозы насилием), клятва (присяга) и обет.

Обязанности по отношению к ближним

  1. Любить и почитать ближних, особенно наших близких, начиная с родителей.
  2. Не вредить жизни ближних, а наоборот, насколько возможно, оберегать их жизнь и благосостояние.
  3. Не вредить чистоте их нравов.
  4. Не присваивать себе чужую собственность, а наоборот, благотворить.
  5. Не вредить им словом.
  6. Даже не желать вредить им.

Перечисленные обязанности по отношению к ближним, можно назвать самыми общими. Более частное их применение описывается в Священном Писании и разбирается в разделе Нравственного богословия.

По отношению к ближним-христианам, перешедшим в мир иной, христианин должен также проявлять любовь и почтение.

  1. По отношению к прославленным святым:
  • почитать их;
  • прибегать к их ходатайству;
  • узнавать их жизнь и труды, стараясь всеми силами подражать им в чувствах и делах;
  • искать и стремиться к духовному соединению с ними.
  1. По отношению к остальным усопшим:
  • способствовать похоронить, если есть нужда;
  • приносить за них молитвы, жертвы и милостыни;
  • никак не злословить и не осуждать;
  • исполнять их последнюю добрую волю;
  • с благодарностью вспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их.

Обязанности по отношению к самому себе

Согласно «Пространному христианскому катехизису», обязанности к самим себе «заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя». Рассуждая об этом, профессор М. А. Олесницкий пишет, что «основываясь на любви к Богу, любовь к ближним должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы быть живою и деятельною. Кто истинно, правильно и законно уважает и любит себя, тот будет правильно и истинно любить и уважать ближних. Кто чувствует потребность снисхождения и прощения самому себе, тот будет снисходительней к ближним. Он будет исполнять слово Господне: «Вся елико аще хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им»».

Среди общих обязанностей христианина к самому себе можно назвать:

  1. Самопознание.
  2. Самоуважение, соединенное с глубочайшим смирением (Сир.10:31).
  3. Любовь к самому себе и разумное стремление к возвышению своей жизни и своего достоинства.

Частное проявление здоровой любви к себе выражается, помимо прочего, в попечении о своей душе (приготовлении ее к вечной жизни), образовании ума, образовании воли, попечении о совести, образовании эстетического чувства и заботе о собственном теле.

Цитаты об обязанностях христианина

«Если и в делах житейских, прежде занятия делами домашними, мы стараемся исполнить общественные обязанности, чтобы за небрежное отношение к ним не подвергнуться заключению в узы, судебным истязаниям и всякого рода бесчестиям, то тем более в делах духовных должны стараться, прежде всего, исполнить дела Царя всяческих, Бога, чтобы не быть отосланными туда, где скрежет зубов».
свт. Иоанн Златоуст

«Веруй и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез Святые Таинства, живи по заповедям Божиим, под руководством богоучрежденных пастырей, состоя в живом союзе со Святой Церковью. Чтоб тебе яснее было, как все это необходимо, сравни шествие путем спасения с обыкновенным путешествием. Чтоб путнику удобно и безопасно было идти, надобно, чтоб был свет, чтоб была проложенная дорога, чтоб сам он был здоров и крепок, чтоб в случае нужды, например при поворотах и перекрещиваниях дорог, был кто-нибудь, кто бы указал ему, по какой дороге идти. Подобное сему необходимо и в шествии путем спасения: необходим свет – это вера; необходима проложенная дорога – это заповеди; необходимы здравие и крепость – это благодатные силы, чрез Таинства подаваемые; необходимы путеуказатели и руководители – это пастыри Церкви. Все сие видишь ты действующим во Святой Божией Церкви, с которою потому состоит в живом союзе всякий, надлежащим образом содевающий свое спасение. Все спасшиеся сим путем шли, и все спасающиеся им идут... другого пути спасения нет».
свт. Феофан Затворник

«Без правила, без хождения каждое воскресенье в храм, без ежедневного чтения Писания вообще ни о каком христианстве нельзя говорить. Нельзя стать христианином, не будучи сначала иудеем. Сперва надо научиться исполнять закон, а потом уже из закона, из этих коротких штанишек, вырасти в подлинно духовную жизнь. Как ребеночка не сразу учат читать «Войну и мир», а сначала: а, б, в – букварь читать. И закон есть всего лишь букварь. Поэтому если мы довольствуемся только тем, что научились в храм ходить по воскресеньям, то этого страшно мало. Ну а кто не научился в храм ходить, о нем вообще речи нет. Потому что кто три воскресенья без уважительной причины в храме не был, тот уже не христианин, он от Церкви отлучен. И кто раз в месяц не причащается, тому надо в этом каяться как в грехе, потому что, значит, он вообще ничего не понимает в христианстве.
Поэтому если человек не стремится постоянно к источнику этой благодати, ему просто надо засесть за Евангелие – не есть, не пить, а читать и читать, молясь Богу: Господи, вразуми, дай мне понять, как мне спасти мою душу. В чем нам, Господи, и помоги».
протоиерей Димитрий Смирнов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka