Обя́занности христиани́на кратко можно свести к любви к Богу и к ближнему (Мф.22:37–40). Источником любви является Бог, Который дарует её христианину в церковных Таинствах, молитве и милосердии.
Существуют общие принципы христианской жизни и те, что указывают христианину, как ему поступать в конкретных положениях и обстоятельствах жизни.
Общие принципы христианской жизни принято распределять по трем отношениям: к Богу, к ближним и к самому себе. Все они тесно взаимосвязаны.
Первые указывают, с какими мыслями, чувствами и расположениями христианин должен обращаться к Богу и как служить Ему.
Вторые определяют взаимоотношения христиан как членов единого тела Христова.
Третьи изображают, как христианин должен относиться к самому себе, чтобы иметь возможность как следует держать себя в первых двух отношениях, и, конечно, чтобы духовно возрастать.
Обязанности по отношении к Богу
I. Внутреннее богопочитание
- Веровать в Бога и иметь правильный образ мыслей о Боге и предметах божественных.
- Осознавать Его вездеприсутствие и действовать по жизни во всем с этим осознанием.
- Иметь страх Божий.
- Надеяться на Бога.
- Любить Бога.
- Повиноваться Богу.
- Поклоняться Богу.
- Прославлять Бога как всесовершенного.
- Благодарить Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя.
- Призывать Бога во всяком добром начинании.
II. Внешнее богопочитание
- Участвовать в общественном богослужении (в том числе в таинствах Церкви), установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.
- Исполнять Божественные и церковные установления, святые каноны. См. О заповедях церковных.
К особым видам внешнего богопочитания относятся: публичное исповедание веры в Бога (несмотря на угрозы насилием), клятва (присяга) и обет.
Обязанности по отношению к ближним
- Любить и почитать ближних, особенно наших близких, начиная с родителей.
- Не вредить жизни ближних, а наоборот, насколько возможно, оберегать их жизнь и благосостояние.
- Не вредить чистоте их нравов.
- Не присваивать себе чужую собственность, а наоборот, благотворить.
- Не вредить им словом.
- Даже не желать вредить им.
Перечисленные обязанности по отношению к ближним, можно назвать самыми общими. Более частное их применение описывается в Священном Писании и разбирается в разделе Нравственного богословия.
По отношению к ближним-христианам, перешедшим в мир иной, христианин должен также проявлять любовь и почтение.
- По отношению к прославленным святым:
- почитать их;
- прибегать к их ходатайству;
- узнавать их жизнь и труды, стараясь всеми силами подражать им в чувствах и делах;
- искать и стремиться к духовному соединению с ними.
- По отношению к остальным усопшим:
- способствовать похоронить, если есть нужда;
- приносить за них молитвы, жертвы и милостыни;
- никак не злословить и не осуждать;
- исполнять их последнюю добрую волю;
- с благодарностью вспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их.
Обязанности по отношению к самому себе
Согласно «Пространному христианскому катехизису», обязанности к самим себе «заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя». Рассуждая об этом, профессор М. А. Олесницкий пишет, что «основываясь на любви к Богу, любовь к ближним должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы быть живою и деятельною. Кто истинно, правильно и законно уважает и любит себя, тот будет правильно и истинно любить и уважать ближних. Кто чувствует потребность снисхождения и прощения самому себе, тот будет снисходительней к ближним. Он будет исполнять слово Господне: «Вся елико аще хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им»».
Среди общих обязанностей христианина к самому себе можно назвать:
- Самопознание.
- Самоуважение, соединенное с глубочайшим смирением (Сир.10:31).
- Любовь к самому себе и разумное стремление к возвышению своей жизни и своего достоинства.
Частное проявление здоровой любви к себе выражается, помимо прочего, в попечении о своей душе (приготовлении ее к вечной жизни), образовании ума, образовании воли, попечении о совести, образовании эстетического чувства и заботе о собственном теле.
Цитаты об обязанностях христианина
«Если и в делах житейских, прежде занятия делами домашними, мы стараемся исполнить общественные обязанности, чтобы за небрежное отношение к ним не подвергнуться заключению в узы, судебным истязаниям и всякого рода бесчестиям, то тем более в делах духовных должны стараться, прежде всего, исполнить дела Царя всяческих, Бога, чтобы не быть отосланными туда, где скрежет зубов».
свт. Иоанн Златоуст
«Веруй и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез Святые Таинства, живи по заповедям Божиим, под руководством богоучрежденных пастырей, состоя в живом союзе со Святой Церковью. Чтоб тебе яснее было, как все это необходимо, сравни шествие путем спасения с обыкновенным путешествием. Чтоб путнику удобно и безопасно было идти, надобно, чтоб был свет, чтоб была проложенная дорога, чтоб сам он был здоров и крепок, чтоб в случае нужды, например при поворотах и перекрещиваниях дорог, был кто-нибудь, кто бы указал ему, по какой дороге идти. Подобное сему необходимо и в шествии путем спасения: необходим свет – это вера; необходима проложенная дорога – это заповеди; необходимы здравие и крепость – это благодатные силы, чрез Таинства подаваемые; необходимы путеуказатели и руководители – это пастыри Церкви. Все сие видишь ты действующим во Святой Божией Церкви, с которою потому состоит в живом союзе всякий, надлежащим образом содевающий свое спасение. Все спасшиеся сим путем шли, и все спасающиеся им идут... другого пути спасения нет».
свт. Феофан Затворник
«Без правила, без хождения каждое воскресенье в храм, без ежедневного чтения Писания вообще ни о каком христианстве нельзя говорить. Нельзя стать христианином, не будучи сначала иудеем. Сперва надо научиться исполнять закон, а потом уже из закона, из этих коротких штанишек, вырасти в подлинно духовную жизнь. Как ребеночка не сразу учат читать «Войну и мир», а сначала: а, б, в – букварь читать. И закон есть всего лишь букварь. Поэтому если мы довольствуемся только тем, что научились в храм ходить по воскресеньям, то этого страшно мало. Ну а кто не научился в храм ходить, о нем вообще речи нет. Потому что кто три воскресенья без уважительной причины в храме не был, тот уже не христианин, он от Церкви отлучен. И кто раз в месяц не причащается, тому надо в этом каяться как в грехе, потому что, значит, он вообще ничего не понимает в христианстве.
Поэтому если человек не стремится постоянно к источнику этой благодати, ему просто надо засесть за Евангелие – не есть, не пить, а читать и читать, молясь Богу: Господи, вразуми, дай мне понять, как мне спасти мою душу. В чем нам, Господи, и помоги».
протоиерей Димитрий Смирнов
Литература по теме
- Обязанности христианина в Церкви, семье и обществе свт. Феофан Затворник
- Краткое учение о Богопочитании свт. Феофан Затворник
- Наставления о личных обязанностях каждого христианина свт. Тихон Задонский
- Краткое христианское нравоучение свт. Димитрий Ростовский
- Обязанности и добродетели христианина М. Олесницкий
- Об обязанностях и добродетелях христианина проф. И.М. Андреевский
- Об обязанности христианина знать свою веру игумен Петр (Мещеринов)
- Краткое правило для благочестивой жизни архиеп. Платон (Фивейский)
- День христианина проф. Н.Е. Пестов
- 55 принципов христианской жизни протопр. Фома Хопко
- Если ты христианин (61 правило)
- Азбука для начинающих духовную жизнь (60 правил)
- Восемь шагов новоначального христианина прот. Дионисий Свечников
- Духовные наставления прот. Григорий Пономарев
- День христианина Е.Н. Поселянин
Комментировать