Библиотеке требуются волонтёры

Подвижничество

***

Подви́жничество — форма аске­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина, харак­те­ри­зу­е­мая особо стро­гим, взыс­ка­тель­ным отно­ше­нием (подвиж­ника) к себе как к хри­сти­а­нину, направ­лен­ная на духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, стя­жа­ние бла­го­дати Духа Свя­того, обре­те­ние Цар­ства Божьего.

По опре­де­ле­нию пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина: «Подвиж­ни­че­ство есть искус­ство или наука, име­ю­щая своей конеч­ной целью полу­че­ние Цар­ства Небес­ного, а бли­жай­шей зада­чей – дости­же­ние чистоты сердца, без кото­рого невоз­можно полу­чить первое».

По слову свт. Фео­фана Затвор­ника, пред­сто­я­щий хри­сти­а­нину подвиг есть боре­ние чело­века с собою, само­про­тив­ле­ние и само­при­нуж­де­ние. Хри­сти­а­нин должен пытаться про­ти­во­сто­ять дей­ствиям пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства с его гре­хов­ными стра­стями, при­нуж­дать себя к испол­не­нию еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей. В то же время победа над падшим есте­ством и дей­ству­ю­щими в нем стра­стями зави­сит не от одного чело­века. Она ста­но­вится воз­мож­ной только при помощи Боже­ствен­ной бла­го­дати, обнов­ля­ю­щей и исце­ля­ю­щей падшее чело­ве­че­ское есте­ство, дающей чело­веку духов­ные насла­жде­ния, без­мерно пре­вос­хо­дя­щие дей­ствие стра­стей.

Боже­ствен­ная бла­го­дать фор­ми­рует нового чело­века, живу­щего в Боге. Все­ле­ние Бога в чело­века назы­ва­ется Цар­ством Божьим, кото­рое и есть цель подвиж­ни­че­ства. «Бог осо­бен­ным обра­зом все­ля­ется в чело­века, видимо пре­ис­пол­няет его, соеди­ня­ется и обща­ется с ним, что и состав­ляет цель всего подвиж­ни­че­ства и всех трудов со сто­роны чело­века, и всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния от лица Божия, и всего, что бывает с каждым чело­ве­ком в жизни насто­я­щей от рож­де­ния до гроба» (св. Феофан Затвор­ник).

Хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство осу­ществ­ля­ется силами тела и души. Поэтому подвиги хри­сти­а­нина обычно раз­де­ля­ются на два рода: телес­ные и душев­ные. Послед­ние также назы­ва­е­мые умными или сер­деч­ными по при­чине задей­ство­ва­ния в них ума и сердца как основ­ных сил души. В аске­ти­че­ской лите­ра­туре подвиги име­ну­ются телес­ным и душев­ным дела­нием.

Следуя свт. Фео­фану Затвор­нику, к телес­ным подви­гам отно­сятся воз­дер­жа­ние и пост, опре­де­лен­ная мера сна и бдения, телес­ная чистота, хра­не­ние уст (языка), телес­ная бод­рость, соче­та­е­мая с трудом и руко­де­лием, хра­не­ние телес­ных чувств (слуха и глаз) и др.

К душев­ным подви­гам отно­сятся чтение и слы­ша­ние слова Божия, писа­ний святых отцов и житий святых Божиих, вопро­ша­ние опыт­ней­ших духов­ных настав­ни­ков и жизнь по их руко­вод­ству, покор­ность воле Божией в судьбе своей жизни, при­сут­ствие на цер­ков­ных служ­бах, молитва, хра­не­ние ума и сердца и др. Душев­ное дела­ние подвиж­ника явля­ется важ­ней­шим дела­нием, поскольку именно в душе чело­века гнез­дятся стра­сти, про­ис­хо­дит борьба со страст­ными помыс­лами. Св. Вар­со­но­фий Вели­кий гово­рит: «если внут­рен­нее дела­ние с Богом, то есть, осе­нен­ное Боже­ствен­ною бла­го­да­тию, не помо­жет чело­веку: то тщетно под­ви­за­ется он наруж­ным, то есть, телес­ным подви­гом». Св. Исаак Сирин учит: «не име­ю­щий душев­ного дела­ния, лишен духов­ных даро­ва­ний». В то же время, само душев­ное дела­ние неосу­ще­ствимо без своего под­спо­рья в виде телес­ных подви­гов.

Наи­выс­шим и наи­важ­ней­шим душев­ным подви­гом свв. отцами при­знана непре­стан­ная молитва – молитва Иису­сова. Именно к ней по пре­иму­ще­ству при­ла­га­ется опре­де­ле­ние умного дела­ния. Душев­ный подвиг с помо­щью Божьей пере­хо­дит, в свое время, в духов­ный подвиг: «Духов­ный подвиг есть тот же душев­ный, но уже осе­нен­ный Боже­ствен­ною бла­го­да­тию» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

***

См. НОВЫЙ ЧЕЛО­ВЕК, ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ, УМНОЕ ДЕЛА­НИЕ, АСКЕ­ТИЗМ, СИНЕР­ГИЯ, ПОДВИЖ­НИК

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки