Главная » Алфавитный раздел » П » Подвижничество

Подвижничество

(9 голосов: 5 из 5)

 

Подви́жничество — форма аскетической деятельности христианина, характеризуемая особо строгим, взыскательным отношением (подвижника) к себе как к христианину, направленная на духовное совершенствование, стяжание благодати Духа Святого, собретение Царства Божьего.

По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое».

По слову свт. Феофана Затворника, предстоящий христианину подвиг есть борение человека с собою, самопротивление и самопринуждение. Христианин должен пытаться противостоять действиям падшего человеческого естества с его греховными страстями, принуждать себя к исполнению евангельских добродетелей. В то же время победа над падшим естеством и действующими в нем страстями зависит не от одного человека. Она становится возможной только при помощи Божественной благодати, обновляющей и исцеляющей падшее человеческое естество, дающей человеку духовные наслаждения, безмерно превосходящие действие страстей.

Божественная благодать формирует нового человека, живущего в Боге. Вселение Бога в человека называется Царством Божьим, которое и есть цель подвижничества. «Бог особенным образом вселяется в человека, видимо преисполняет его, соединяется и общается с ним, что и составляет цель всего подвижничества и всех трудов со стороны человека, и всего домостроительства спасения от лица Божия, и всего, что бывает с каждым человеком в жизни настоящей от рождения до гроба» (св. Феофан Затворник).

Христианское подвижничество осуществляется силами тела и души. Поэтому подвиги христианина обычно разделяется на два рода: телесные и душевные. Последние также называемые умными или сердечными по причине задействования в них ума и сердца как основных сил души. В аскетической литературе подвиги именуются телесным и душевным деланием.

Следуя свт. Феофану Затворнику, к телесным подвигам относятся воздержание и пост, определенная мера сна и бдения, телесная чистота, хранение уст (языка), телесная бодрость, сочетаемая с трудом и рукоделием, хранение телесных чувств (слуха, и глаз) и др.

К душевным подвигам относятся чтение и слышание слова Божия, писаний святых отцов и житий святых Божиих, вопрошание опытнейших духовных наставников и жизнь по их руководству, покорность воле Божией в судьбе своей жизни, присутствие на церковных службах, молитва, хранение ума и сердца и др. Душевное делание подвижника является важнейшим деланием, поскольку именно в душе человека гнездятся страсти, происходит борьба со страстными помыслами. Св. Варсонофий Великий говорит: «если внутреннее делание с Богом, то есть, осененное Божественною благодатию, не поможет человеку: то тщетно подвизается он наружным, то есть, телесным подвигом. «Св. Исаак Сирин учит: «не имеющий душевного делания, лишен духовных дарований«. В тоже время, само душевное делание неосуществимо без своего подспорья в виде телесных подвигов.

Наивысшим и наиважнейшим душевным подвигом свв. отцами признана непрестанная молитва – молитва Иисусова. Именно к ней по преимуществу прилагается определение умного делания. Душевный подвиг с помощью Божьей переходит, в свое время, в духовный подвиг: «Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатию» (свт. Игнатий Брянчанинов).

См. НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, АСКЕТИЗМ, СИНЕРГИЯ, ПОДВИЖНИК