Основы духов­ной без­опас­но­сти для ново­на­чаль­ных хри­стиан

Кирилл Бори­сов, кате­хи­за­тор

«Основы духов­ной без­опас­но­сти для ново­на­чаль­ных хри­стиан»


Один мой зна­ко­мый серьёзно зани­мался гор­ными лыжами и рас­ска­зы­вал, что первое, чему их учили, – пра­вильно падать, иначе любое невер­ное дви­же­ние могло свести на нет весь преды­ду­щий труд. Несо­мненно, духов­ная жизнь – про­цесс не меха­ни­че­ский, но и здесь есть свои зако­но­мер­но­сти и опыт преды­ду­щих поко­ле­ний хри­стиан, кото­рый полезно учесть.

Недавно уве­ро­вав­ший чело­век обычно скло­нен иде­а­ли­зи­ро­вать цер­ков­ную жизнь, кроме того, на пути духов­ного воз­рас­та­ния встают такие пре­пят­ствия, как стра­сти (уко­ре­нён­ные грехи), социум (мир, лежа­щий во зле), сатана (стре­мя­щийся вер­нуть хри­сти­а­нина под свою власть). Попы­та­емся кратко сфор­му­ли­ро­вать основ­ные прин­ципы, кото­рые могут помочь избе­жать хотя бы неко­то­рых ошибок и духов­ных паде­ний.

Прошу учесть, что данное посо­бие рас­счи­тано исклю­чи­тельно на ново­на­чаль­ных, зрелые и глу­боко воцер­ко­в­лён­ные хри­сти­ане могут рас­смат­ри­вать в более широ­ком спек­тре допу­сти­мо­сти неко­то­рые ука­зан­ные здесь наме­ренно одно­знач­ные предо­сте­ре­же­ния.

Цель хри­сти­ан­ской жизни

1. Пра­виль­ная поста­новка цели

К кому мы при­хо­дим в Цер­ковь и для чего? К Отцу Небес­ному – Богу для бого­по­зна­ния, бого­об­ще­ния и бого­упо­доб­ле­ния.

Бог — Творец все­лен­ной. Всё Его: Земля Его, звёзды – Его, вода Его, всё при­над­ле­жит Ему, Он Творец и Зако­но­да­тель. Бог сотво­рил этот мир, поэтому Он не нахо­дится во власти зако­нов этого мира, Он вне вре­мени и про­стран­ства. Бог не космос, Он творец кос­моса. Он не кос­ми­че­ская энер­гия, Он творец всех энер­гий. Бог — Лич­ность, ему желанны личные отно­ше­ния с людьми. Ради спа­се­ния чело­ве­че­ства Бог вопло­тился, не пере­ста­вая быть Богом, стал чело­ве­ком. Прин­ци­пи­ально важно понять, что хри­сти­а­нин – это не тот, кто лишь тща­тельно испол­няет древ­ние обряды, но тот, для кого обра­зец бес­ко­неч­ной любви — Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и Его дей­ствие в мире и его соб­ствен­ной жизни стало реаль­но­стью. Бог не только в книгах, Бог всегда рядом, как ска­зано в вечер­ней молитве: «Его же имя более вся­кого имени при­зы­ваем».

К сожа­ле­нию, боль­шин­ство людей при­хо­дят в храм для реше­ния жиз­нен­ных про­блем, и через корот­кое время, Спа­си­тель им ста­но­вится не нужен, до сле­ду­ю­щих непри­ят­но­стей. Однако реше­ние тех или иных житей­ских задач не должно быть глав­ной целью цер­ков­ной жизни. Ана­ло­гично целью брака не явля­ются только удо­воль­ствие, защита, мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие или реше­ние быто­вых вопро­сов, но прежде всего любовь и жела­ние обще­ния с люби­мым.

Если целью жизни чело­века явля­ется Абсо­лют – Хри­стос, под­ра­жа­ние Ему в доб­ро­де­те­лях, позна­ние Его и стрем­ле­ние к обще­нию с Ним, то в свете этого станет ясен корень про­блем и путь к их пре­одо­ле­нию (не обя­за­тельно исчез­но­ве­нию, но изме­не­нию отно­ше­ния к ним).

2. Что важнее: теория или прак­тика?

Для устрой­ства гар­мо­нич­ной духов­ной жизни не стоит пре­не­бре­гать ни тео­рией, ни прак­ти­кой.

  • Неве­же­ство – не лучший помощ­ник в бого­по­зна­нии. Пра­виль­ное знание о Боге помо­жет избе­жать фан­та­зий и иска­жён­ных пред­став­ле­ний о Нём. Когда кто-то утвер­ждает, что он поте­рял веру, то в боль­шин­стве слу­чаев на поверку его вера была далека от хри­сти­ан­ской.
  • Ана­ло­гично и голая теория, даже боль­шие тео­ре­ти­че­ские знания не при­об­щают чело­века к Богу без молитвы, дел мило­сер­дия, уча­стия в бого­слу­же­ниях и Цер­ков­ных Таин­ствах.

Выбор источ­ни­ков инфор­ма­ции

3. Кого слу­шать?

  • Цер­ковь – не мага­зин, а семья, а в семье при­нято пере­ни­мать опыт. Однако сле­дует избе­гать уста­новки на все­ве­рие. Свя­щен­ное Пре­да­ние (писа­ный и непи­са­ный опыт Церкви) не экви­ва­лентно народ­ным пре­да­ниям, част­ным мне­ниям, к кото­рым сле­дует отно­ситься с рас­суж­де­нием.
  • Духов­ный опыт и знания при­хо­жан не всегда пря­мо­про­пор­ци­о­нальны их цер­ков­ному «стажу», утвер­жде­ние – «она точно знает, потому, что много лет в цер­ковь ходит» – при­ме­нимо не ко вся­кому. Ведь сте­пень усво­е­ния и умения пере­дать услы­шан­ное у всех людей разная.
  • Сле­дует пом­нить, что бла­го­дать учи­тель­ства пода­ётся Богом в Таин­стве Свя­щен­ства свя­щен­ни­кам и епи­ско­пам, но пода­ётся не без­от­но­си­тельно к их личным уси­лиям. Поэтому несколько лет назад для свя­щен­ни­ков стало обя­за­тель­ным обра­зо­ва­тель­ным мини­му­мом нали­чие семи­нар­ского диплома.
  • Не всякий монах явля­ется авто­ри­те­том в бого­сло­вии; монах при­ни­мает обеты (нес­тя­жа­ния, без­бра­чия и послу­ша­ния), но это не делает его авто­ма­ти­че­ски экс­пер­том в бого­сло­вии.
  • Бого­сло­вие как наука вклю­чает в себя систему раз­лич­ных дис­ци­плин; чело­век может быть, напри­мер, даже про­фес­со­ром в апо­ло­ге­тике, но изла­гать сомни­тель­ные утвер­жде­ния в дог­ма­тике или патро­ло­гии.
  • «Кто, когда, кому и по какому поводу это сказал» – уни­вер­саль­ный прин­цип оценки той или иной авто­ри­тет­ной цитаты. Напри­мер, при чтении аске­ти­че­ской лите­ра­туры важно понять, кому даются советы: ново­на­чаль­ным миря­нам или зрелым инокам. Также из утвер­жде­ний о том, что в духов­ной жизни одно важнее дру­гого, не сле­дует делать вывод, что про менее важное можно забыть.

4. Исполь­зо­ва­ние про­ве­рен­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции

Для книг необ­хо­дим гриф Изда­тель­ского совета Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В Интер­нете имеет смысл ори­ен­ти­ро­ваться на круп­ней­шие пра­во­слав­ные сайты – «Азбука веры», «Православие.ру», Пра­во­слав­ный журнал «Фома».

5. Про­ве­ряйте инфор­ма­цию

Недавно я читал духов­ную авто­био­гра­фию одной жен­щины, поте­ряв­шей веру. Одним из этапов её паде­ния был соблазн инфор­ма­цией о том, что молитва Гос­подня «Отче наш» явля­ется прямым заим­ство­ва­нием еги­пет­ской молитвы одного из фара­о­нов. Жаль, что она не удо­су­жи­лась найти опро­вер­же­ние этой выдумки, а пове­рила на слово сомни­тель­ным источ­ни­кам.

6. Спра­ши­вайте!

Какая-то инфор­ма­ция поко­ле­бала вашу веру и ввела в соблазн? Спро­сите у более опыт­ных хри­стиан (не только по цер­ков­ному стажу, но и по уровню духов­ного обра­зо­ва­ния). Не смог отве­тить один чело­век – спро­сите у дру­гого, не смог отве­тить свя­щен­ник – спро­сите дру­гого батюшку. Не стес­няй­тесь спра­ши­вать свя­щен­ника, он не началь­ник, а пред­сто­я­тель на бого­слу­же­нии и духов­ный настав­ник, одна из важ­ней­ших задач его слу­же­ния – помо­гать при­хо­жа­нам в рели­ги­оз­ном воз­рас­та­нии.

Обя­за­тельно прежде моли­тесь, чтобы Гос­подь вра­зу­мил вас, потому что не всегда мы можем при­нять даже оче­видно верный ответ.

7. Как отно­ситься к инфор­ма­ции о грехах слу­жи­те­лей Церкви?

Прежде всего, сле­дует учесть, что свя­щен­но­слу­жи­тели – тоже люди, а без­греш­ных людей не бывает.

Но каждый из нас отве­тит на Страш­ном Суде только за свои грехи, а не за грехи других людей.

Если грех вашего при­ход­ского свя­щен­ника отно­сится к раз­ряду смерт­ных, он мешает ему испол­нять обя­зан­но­сти свя­щен­но­слу­жи­теля и вы убеж­дены в этом на осно­ва­нии твёр­дых дока­за­тельств, то воз­можно имеет смысл духовно окорм­ляться у дру­гого свя­щен­ника.

Цер­ков­ная община

8. Как научиться пони­мать цер­ков­ное бого­слу­же­ние

Более глу­бо­кому уча­стию в цер­ков­ном бого­слу­же­нии помо­жет изу­че­ние его чино­по­сле­до­ва­ния – как до службы, так и во время нее (совер­шенно допу­стимо дер­жать в руках книгу или элек­трон­ный носи­тель с бого­слу­жеб­ным тек­стом). Если с непри­вычки устали и в храме есть лавки, то не стес­няй­тесь при­сесть (жела­тельно только вста­вать при чтении Свя­щен­ного Писа­ния).

9. О жела­нии изме­нить в Церкви то, что кажется вам непра­виль­ным (несо­вре­мен­ным, непо­нят­ным)

В одном мона­стыре есть такое пра­вило: послуш­ники имеют право делать пред­ло­же­ния об улуч­ше­нии мона­стыр­ской жизни только по исте­че­нии пер­вого года пре­бы­ва­ния в нём. Очень мудрое уста­нов­ле­ние: имеет смысл сна­чала при­смот­реться и попы­таться понять истин­ные при­чины, внут­рен­нюю логику той или иной прак­тики.

10. Нико­гда и ни за что не ждите от людей бла­го­дар­но­сти и награды

Слу­жите Христу и не ждите бла­го­дар­но­сти, награды или славы от людей, неза­ви­симо от вашего вклада в жизнь цер­ков­ной общины. Если мы ждём бла­го­дар­но­сти за наши добрые дела, значит, мы пыта­емся их про­дать…

11. Жела­ние уйти в мона­стырь тре­бует про­верки опытом хри­сти­ан­ской жизни в миру

У ред­кого нео­фита не воз­ни­кает такого жела­ния. Кажется, что в миру все и всё мешает духов­ному росту, а в мона­стыре ничто не будет отвле­кать его от «духов­ного дела­ния». Однако мона­ше­ство – это не только выбор, но, в первую оче­редь, — при­зва­ние. В мона­стырь не уходят (от про­блем), а при­хо­дят как в место, наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ное для молитвы и сугу­бых аске­ти­че­ских подви­гов.

Совер­шая палом­ни­че­ство, мы видим внеш­нюю сто­рону мона­стыр­ской жизни, но, как и при­ход­ской храм, мона­стырь – это боль­ница, правда, уже не амбу­ла­то­рия, а ста­ци­о­нар. Попро­буйте сна­чала стать хри­сти­а­ни­ном в миру, тогда смо­жете в неко­то­рой сте­пени про­ве­рить свою готов­ность от него отречься.

Даже если вы при­няли твёр­дое реше­ние, не спе­шите с мона­ше­ским постри­гом. Жела­тельно 2–3 года пожить в избран­ной оби­тели в каче­стве труд­ника (послуш­ника) и при­смот­реться к общине, с кото­рой вы соби­ра­е­тесь “обру­читься” на всю остав­шу­юся земную жизнь. Ведь мона­стырь — это не только молитва, это стро­гая дис­ци­плина и труд в кон­крет­ной общине под руко­вод­ством игу­мена.

Также полезно узнать о мона­стыр­ской жизни не только из древ­них пате­ри­ков, но и совре­мен­ных посо­бий, напри­мер “К тихому при­ста­нищу” игу­мена Бориса (Дол­женко).

12. Внеш­ний вид хри­сти­а­нина

Реко­мен­да­ции по внеш­нему виду можно свести к двум сове­там. Похвально, когда ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин пере­смат­ри­вает свой внеш­ний вид в свете того, чтобы он уже не служил греху, и отка­зы­ва­ется от бес­стыд­ных и эпа­ти­ру­ю­щих одежды, при­чёски и кос­ме­ти­че­ских аксес­су­а­ров. Однако это вовсе не значит, что сле­дует резко перейти к обла­че­нию отшель­ника. Такое обла­че­ние может слу­жить тще­сла­вию (какая я теперь духов­ная!) ничуть не меньше, чем преды­ду­щее.

Также стоит отме­тить, что Литур­гия – служба празд­нич­ная и на неё сле­дует при­хо­дить в наряд­ной одежде.

13. О про­све­ще­нии ближ­них

Боль­шой соблазн – пытаться напра­вить свои силы и при­ме­нить свои новые знания для воцер­ко­в­ле­ния ближ­них, вместо того, чтобы сна­чала самому стать созна­тель­ным членом Церкви Хри­сто­вой. Стре­ми­тесь к тому, чтобы, глядя на вашу новую жизнь с Богом, ближ­ние сами захо­тели обре­сти её. По словам мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния – «Никто не может уве­ро­вать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах дру­гого чело­века».

Ста­рай­тесь не замы­каться от домо­чад­цев, дели­катно дели­тесь с род­ными своими мыс­лями и пере­жи­ва­ни­ями, своим новым опытом. 

Ана­ли­зи­руйте плоды веры. Отно­ше­ния с ближ­ними — точный инди­ка­тор пра­виль­но­сти нашего духов­ного раз­ви­тия, нашей веры.

14. Жития святых

Самый рас­про­стра­нён­ный соблазн при чтении Житий святых – счи­тать явля­е­мые там доб­ро­де­тели невоз­мож­ными и сам этот жанр – фан­та­сти­че­ским. Древ­ние жития святых – это обычно не про­то­кол с места собы­тия, а нази­да­тель­ный лите­ра­тур­ный жанр, далеко не всегда пре­тен­ду­ю­щий на строго доку­мен­таль­ное изло­же­ние фактов. Вместе с тем, в духов­ном отно­ше­нии жития без­упречны. Они точно отра­жают веру Церкви и зако­но­мер­но­сти духов­ной жизни, даже, если уро­вень жизни опи­сы­ва­е­мых святых кажется совре­мен­ному чело­веку недо­ся­га­е­мым.

Духов­ная жизнь

15. Духов­ная жизнь не должна засло­нять нрав­ствен­ную

Перед тем, как устре­миться к высо­там духов­ной жизни, сле­дует воз­ро­дить в себе совесть, напра­вить усилия на дости­же­ние и под­дер­жа­ние мира с ближ­ними, научиться оце­ни­вать свои мысли, слова и поступки Еван­ге­лием, а не мер­ками свет­ского обще­ства. Не счи­тайте отно­ше­ния с людьми чем-то вто­ро­сте­пен­ным по срав­не­нию с бого­об­ще­нием, нач­ните с вни­ма­тель­ного отно­ше­ния к своему пове­де­нию и к своим словам.

16. Искрен­ность в отно­ше­ниях с Богом. Угод­ная Богу молитва

  • Не пре­вра­щайте обще­ние с Богом исклю­чи­тельно в спе­ци­аль­ный ритуал, считая, что молиться уместно лишь перед иконой или только в храме. Нам запо­ве­дано «непре­станно молиться». Обра­щай­тесь к Богу как можно чаще: про­сите, бла­го­да­рите, сла­во­словьте Его. Молитва должна стать не послед­ней надеж­дой, а первой реак­цией.
  • Для пони­ма­ния цер­ков­но­сла­вян­ского языка исполь­зуйте тол­ко­вые молит­во­словы. Имейте в виду, что неко­то­рые слова могут про­из­но­ситься ана­ло­гично совре­мен­ному языку, но иметь иной смысл (паро­нимы). Наряду с бого­слу­жеб­ным языком можно молиться и на совре­мен­ном рус­ском.
  • Не бой­тесь про­сить у Бога, но всегда добав­ляйте «да будет воля Твоя», сми­ренно при­зна­вая, что Бог точно знает, что и когда нам полезно.
  • Сми­ре­ние перед Твор­цом все­лен­ной — необ­хо­ди­мая состав­ля­ю­щая искрен­них отно­ше­ний с Ним. Бывают случаи, когда, напри­мер, люди молятся о жизни и здра­вии своих близ­ких, но их молитвы не испол­ня­ются, что ста­но­вится при­чи­ной бунта против Бога и Его Церкви. Нужно не забы­вать, что Бог пода­тель жизни, Он лучше нас знает что кому и в какой момент потребно. Смерть — лишь вре­мен­ное раз­лу­че­ние души и тела, Сам же Бог и вос­кре­сит всех людей в конце исто­рии.
  • Обра­ща­ясь к Богу, имейте в виду, что ответ может прийти не только во время молитвы, Бог может отве­тить через духов­ника или других людей, через книги, через обсто­я­тель­ства жизни.
  • Не стре­ми­тесь к особым эмо­ци­о­наль­ным состо­я­ниям во время молитвы, не счи­тайте, что вы чего-то достигли. Любое молит­вен­ное дости­же­ние – это дар Бога; от нас усилие, от Бога резуль­тат. Первый дар Бога моля­ще­муся — вни­ма­тель­ная, нерас­се­ян­ная молитва, поэтому нач­ните с тре­ни­ровки вни­ма­ния и избе­гайте мно­го­за­бот­ли­во­сти.

17. Уча­стие в Цер­ков­ных Таин­ствах

  • Кано­нич­ная форма совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния для здо­ро­вых людей – полное погру­же­ние в воду, а не обли­ва­ние или обрыз­ги­ва­ние (при­ем­ле­мое для лежа­чих боль­ных). Най­дите храм, где есть кре­стильня (бап­ти­сте­рий) или най­дите свя­щен­ника, кото­рый совер­шит Таин­ство в откры­том водо­ёме. Если вы кре­щены обли­ва­нием, то сми­ри­тесь с этим, кре­ще­ние совер­ша­ется еди­но­жды.
  • Первую испо­ведь во взрос­лом воз­расте миря­нам лучше совер­шать не в мона­стыре. Чтобы не полу­чить от иеро­мо­наха, кото­рый ведёт стро­гую жизнь и с теми же мер­ками под­хо­дит к палом­ни­кам, мно­го­лет­нюю епи­ти­мью. Также лучше не при­хо­дить на первую испо­ведь в вос­кре­се­нье утром, когда вся община при­хо­дит на Литур­гию и свя­щен­ник не может уде­лить вам доста­точно вре­мени.
  • В Пра­во­сла­вии суще­ствует Таин­ство Пока­я­ния, но не «Таин­ство про­ще­ния назван­ных грехов», поэтому про­ща­ются все грехи, при искрен­нем их испо­ве­да­нии и без созна­тель­ного их ута­и­ва­ния. Не пере­жи­вайте, что что-то забыли ска­зать и не зацик­ли­вай­тесь на этом, Испо­ведь – лишь финаль­ная точка оче­ред­ного этапа пока­я­ния.
  • В Таин­стве Еле­освя­ще­ния (Собо­ро­ва­ния), при купа­нии в водо­ё­мах с освя­щён­ной водой, грехи авто­ма­ти­че­ски не про­ща­ются, даже забы­тые.

18. В духов­ной жизни спешка неуместна

Духов­ное воз­рас­та­ние чело­века не про­ис­хо­дит одно­мо­ментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырас­тает в свой полный рост, и дом сразу не стро­ится, и чело­век в один миг не взрос­леет.

Хри­стос откры­вает нам в Еван­ге­лии Боже­ствен­ную волю в пре­дельно кон­цен­три­ро­ван­ном виде, Он даёт идеал мыслей и поступ­ков (для воз­мож­но­сти при­бли­же­ния к этому идеалу Он и осно­вал Цер­ковь).

Как быть, напри­мер, со сло­вами Христа «любите врагов ваших»? Диа­па­зон воз­мож­но­стей испол­не­ния этой запо­веди широк. Можно воз­лю­бить своего врага так, чтобы при необ­хо­ди­мо­сти отдать за него свою жизнь, подобно Христу. А можно хотя бы просто пере­стать его нена­ви­деть, не желать ему зла в душе, уви­деть в нем такого же чело­века, как ты сам, так же стра­да­ю­щего от гре­хов­ной повре­жден­но­сти.

А как сле­до­вать совету счи­тать себя хуже других? Это состо­я­ние – дар Божий, в пра­виль­ном вари­анте его невоз­можно реа­ли­зо­вать воле­вым мыс­лен­ным уси­лием, и путь к нему лежит через несколько сту­пе­ней, первая из кото­рых – пере­стать срав­ни­вать себя с кем бы то ни было, счи­тать себя обыч­ным чело­ве­ком.

Таким обра­зом, для чело­века, только начи­на­ю­щего жить по Еван­ге­лию, попытка сразу же при­ме­рить на себя образ жизни вели­ких святых обычно при­во­дит лишь к разо­ча­ро­ва­нию в себе и унынию. А там, где появи­лось уныние, обя­за­тельно воз­ни­кают и сомне­ния: «А пра­виль­ную ли дорогу я выбрал? Быть может, хри­сти­ан­ство вообще не для таких, как я, а для одних лишь гиган­тов духа с желез­ной волей и несо­кру­ши­мой реши­мо­стью?»

19. Что значит «послу­ша­ние»?

  • Это поня­тие имеет несколько уров­ней. Высший – послу­ша­ние Богу, Его запо­ве­дям. Далее – послу­ша­ние духов­нику (это послу­ша­ние пред­по­ла­гает с одной сто­роны не диктат, а совет, а с другой – умение слу­шать).
  • В мона­ше­стве послу­ша­ние епи­скопу и игу­мену – это один из обетов.
  • Исто­рия сохра­нила для нас редкую прак­тику все­це­лого, без­услов­ного послу­ша­ния монаха своему духов­ному настав­нику. Но чтобы отречься от своей воли, надо сна­чала эту волю иметь, а не выда­вать инфан­тиль­ную неспо­соб­ность отве­чать за свою жизнь за отсе­че­ние воли. Кроме того, без­услов­ное послу­ша­ние, о кото­ром мы читаем в пате­ри­ках, обычно опи­сы­вает руко­вод­ство духо­нос­ными (свя­тыми) стар­цами, про­зор­ли­вость кото­рых была оче­видна. Нерас­су­ди­тельно под­хо­дить с такими кри­те­ри­ями к любому свя­щен­но­слу­жи­телю.
  • Миряне, в отли­чие от мона­хов, не дают обет послу­ша­ния, поэтому не пытай­тесь по любому поводу пытаться пере­ло­жить свой выбор, свою ответ­ствен­ность на плечи пас­тыря. Помните, что ответ­ствен­ность за свои дей­ствия мы всегда несём лично. Если кто-то настой­чиво убеж­дает вас уйти в мона­стырь или жениться на кон­крет­ном чело­веке, то помните, что не ему, а лично вам оста­ток жизни при­дётся нести послед­ствия этого выбора. Хри­стос пре­ду­пре­дил нас — “…если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму” (Мф.15:14). Обра­тим вни­ма­ние, здесь не гово­рится о том, что послу­ша­ние само по себе избав­ляет от ошибок — “оба упадут в яму”.

20. Духов­ни­че­ство

Духов­ник далеко не всегда явля­ется про­зор­ли­вым стар­цем, обычно это свя­щен­ник, у кото­рого хри­сти­а­нин регу­лярно испо­ве­ду­ется. По сути, это участ­ко­вый врач в духов­ной обла­сти.

Задача свя­щен­ника – при­ве­сти чело­века ко Христу, а не к себе.

При­знаки того, что лучше найти дру­гого духов­ника:

– жёст­кие ука­за­ния вместо реко­мен­да­ций;

– высо­ко­ме­рие (не путать с пере­гру­жен­но­стью и стро­го­стью);

– акцент исклю­чи­тельно на обря­дово-дис­ци­пли­нар­ные обя­зан­но­сти;

– уста­новка на то, что только под его руко­вод­ством и только в этой общине истин­ное хри­сти­ан­ство;

– общий запрет при­ча­щаться в день Пасхи;

– повы­шен­ный инте­рес к интим­ной сфере испо­ве­ду­ю­ще­гося (на испо­веди при­нято назы­вать грехи в обла­сти пола без подроб­но­стей — руко­блу­дие, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, содом­ский грех).

21. Иску­ше­ния в выборе духов­ника и отно­ше­ниях с ним

  • Избе­га­ние испо­веди по при­чине того, что в поле нашего зрения пока нет достой­ного вас свя­щен­ника, кото­рый сможет понять нашу слож­ную ситу­а­цию. В боль­шин­стве слу­чаев про­блемы ново­на­чаль­ного не явля­ются чем-то экс­тра­ор­ди­нар­ным для любого мало-маль­ски опыт­ного свя­щен­ника.
  • Обида на всех свя­щен­ни­ков по при­чине кон­фликта с одним из них. Если мы ошиб­лись в выборе одного врача, неужели мы не захо­тим обра­титься к дру­гому?
  • Жела­ние испо­ве­даться у дру­гого свя­щен­ника в случае совер­ше­ния тяжё­лого греха. По сути, это лукав­ство и само­вре­ди­тель­ство, ана­ло­гич­ное тому, как если бы кто, обна­ру­жив у себя серьёз­ную болезнь, скрыл её от лич­ного врача и пошёл на кон­суль­та­цию к дру­гому.
  • Сле­дует раз­ли­чать Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) и духов­ную беседу. Чино­по­сле­до­ва­ние испо­веди не под­ра­зу­ме­вает подроб­ного обсуж­де­ния наших грехов и полу­че­ние деталь­ных реко­мен­да­ций. Для этого лучше дого­во­риться об отдель­ной встрече – духов­ной беседе.
  • Не сле­дует ждать, что при первой же встрече свя­щен­ник уделит вам много вре­мени, у него навер­няка ещё не один деся­ток при­хо­жан и ряд послу­ша­ний. Перед тем, как задать батюшке вопрос, поста­рай­тесь найти на него ответ само­сто­я­тельно, в наше время это сде­лать несложно: име­ется масса лите­ра­туры и отве­тов свя­щен­ни­ков в Интер­нете.

Воз­ла­гая выбор на свя­щен­ника, готовь­тесь нести послед­ствия его реше­ния

– Напри­мер, пост перед При­ча­стием начи­на­ется с полу­ночи. Есть прак­тика поститься 3 или даже 7 дней. Такая прак­тика уместна для тех, кто не соблю­дает уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью постов и при­ча­ща­ется редко, для воцер­ко­в­лён­ных же это дело лич­ного аске­ти­че­ского подвига, но не обя­за­тель­ная норма. Это же каса­ется и сте­пе­ней поста. На вопрос «сколько поститься перед При­ча­стием?» боль­шин­ство свя­щен­ни­ков отве­тит «три дня», пони­мая, что такой вопрос может задать только тот, кто нико­гда не при­ча­щался или при­ча­ща­ется редко. Многие несут такой пост всю жизнь, при­ча­ща­ясь редко, считая, что это и есть общая норма, или пола­гая, что «батюшка лучше знает». Таким обра­зом, соеди­не­ние со Хри­стом и Его Запо­ведь ста­но­вятся вто­рич­ными по отно­ше­нию к несе­нию неустав­ного поста.

– Ответ­ствен­ность за судь­бо­нос­ные реше­ния, напри­мер, при­ня­тие мона­ше­ских обетов, брак, пере­езд в другой регион и т.п., нести вам, а не свя­щен­нику.

– Зара­нее решите, чего вы ждёте от бла­го­сло­ве­ния духов­ника: раз­ре­ше­ния или молит­вен­ной под­держки. К при­меру, непо­сле­до­ва­тельно про­сить бла­го­сло­ве­ние на поездку в отпуск как раз­ре­ше­ние, если уже сами всё решили и взяли билеты. В этом случае разум­нее про­сить бла­го­сло­ве­ния на бла­го­по­луч­ный отдых, а не раз­ре­ше­ние на путе­ше­ствие.

22. Как вос­при­ни­мать заме­ча­ния любез­ных сестёр и бра­тьев. Цер­ков­ный этикет

  • Гор­дость иногда мешает нам со сми­ре­нием вос­при­ни­мать заме­ча­ния, осо­бенно нетак­тич­ные, но, если они резон­ные, то имеет смысл к ним при­слу­шаться.
  • Если же вам откро­венно грубят, то можно веж­ливо спро­сить: упол­но­мо­чи­вал ли насто­я­тель храма этого чело­века делать заме­ча­ния, и пред­ло­жить пройти к нему.
  • Можно изви­ниться со сло­вами: про­стите, что я послу­жил при­чи­ной вашего раз­дра­же­ния.
  • Если во время мно­го­люд­ной службы вас неод­но­кратно просят пере­да­вать свечи к под­свеч­нику, то можно веж­ливо пред­ло­жить не отвле­кать впе­реди сто­я­щих от молитвы.

23. Пра­вила чтения Библии и свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры

  • Реко­мен­ду­ется начи­нать чтение Свя­щен­ного Писа­ния (Библии) с Нового Завета, а Новый Завет – с Еван­ге­лия по Марку.
  • Свя­щен­ное Писа­ние есть сотвор­че­ство Бога и чело­века, оно имеет опре­де­лён­ные прин­ципы экзе­гезы (тол­ко­ва­ния), их фор­му­ли­рует науч­ная дис­ци­плина – гер­ме­нев­тика. Если вы обна­ру­жили несо­от­вет­ствие, то не счи­тайте себя вни­ма­тель­нее многих пред­ше­ству­ю­щих поко­ле­ний хри­стиан, навер­няка это место имеет десятки пра­во­слав­ных тол­ко­ва­ний, необ­хо­димо просто с ними озна­ко­миться. Пра­во­слав­ное тол­ко­ва­ние Св. Писа­ния осно­вано на тво­ре­ниях святых отцов, сов­ме­стив­ших свя­тость жизни с глу­бо­кой муд­ро­стью, про­све­щён­ных Самим Богом.
  • Святой Иоанн Лествич­ник пре­ду­пре­ждает об опас­но­сти само­чин­ного тол­ко­ва­ния свя­щен­ного цер­ков­ного текста: “Между нечи­стыми духами есть и такие, кото­рые в начале нашей духов­ной жизни тол­куют нам Боже­ствен­ные Писа­ния. Они обык­но­венно делают это в серд­цах тще­слав­ных, и ещё более, в обу­чен­ных внеш­ним наукам, чтобы, обо­льщая их мало-по-малу, вверг­нуть, нако­нец, в ереси и хулы. Мы можем узна­вать сие бесов­ское бого­сло­вие, или, лучше ска­зать, бого­бор­ство, по сму­ще­нию, по нестрой­ной и нечи­стой радо­сти, кото­рая бывает в душе во время сих тол­ко­ва­ний”.
  • Глав­ный прин­цип тол­ко­ва­ния Св. Писа­ния – Писа­ние тол­ку­ется Свя­щен­ным Пре­да­нием, т.е. опытом Церкви, а не само собою. Отступ­ле­ние от этого прин­ципа при­вело к появ­ле­нию тысяч сект, тол­ку­ю­щих Библию «от ветра главы своея». Писа­ние не в словах, а в их пони­ма­нии, интер­пре­та­ции. Для того чтобы убе­диться в этом, доста­точно вспом­нить, что дьявол иску­шал Христа в пустыне именно цита­тами из Библии, вкла­ды­вая в свя­щен­ные строки иска­жён­ный смысл. 

    Обра­тите вни­ма­ние, что речь здесь о Свя­щен­ном Пре­да­нии, а не чело­ве­че­ских пре­да­ниях (обы­чаях, тра­ди­циях, пра­ви­лах), кото­рые, есте­ственно, не должны всту­пать в про­ти­во­ре­чие со Св. Писа­нием и иметь осно­ва­ние в нём.

  • Некор­ректно выры­вать цитаты из кон­тек­ста; также любая цитата обя­за­тельно должна рас­смат­ри­ваться в кон­тек­сте всего Св. Писа­ния.
  • Важно не забы­вать, что мы читаем Библию не на языке ори­ги­нала и наша эпоха имеет иной куль­турно-исто­ри­че­ский фон.
  • Совре­мен­ная дей­стви­тель­ность при­учила нас к тому, что новое навер­няка лучше ста­рого, оче­видно, что новый авто­мо­биль, смарт­фон или теле­ви­зор – лучше своих пред­ше­ствен­ни­ков. Эту же уста­новку иногда некри­ти­че­ски пыта­ются пере­не­сти и в область духов­ную. Не спе­шите при­ни­мать на веру откры­тия совре­мен­ных мыс­ли­те­лей, если не ори­ен­ти­ру­е­тесь в этой обла­сти (в науч­ном сооб­ще­стве суще­ствуют раз­лич­ные школы и интер­пре­та­ции одних и тех же фактов).
  • Для хри­сти­а­нина оди­на­ково важно и знание Еван­ге­лия, и жизнь по нему; чтение само по себе, в отрыве от духов­ной жизни, не спа­си­тельно.

24. Аске­тизм

Чтобы выстро­ить дом, для этого доста­точно разве при­об­ре­сти стро­и­тель­ный мате­риал и сва­лить его в кучу? Сколько ни нава­ли­вай мате­ри­ала – дома не будет. Нужен план, нужен архи­тек­тор, нужно знать, что, к чему, куда и как класть, нужно обя­за­тельно стро­гое рас­пре­де­ле­ние мате­ри­ала. Ана­ло­гично и хри­сти­ан­ская жизнь должна быть упо­ря­до­чена.

Цель аске­тизма – при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей, упо­доб­ле­ние Богу в добре. Борьба же со стра­стями (уко­ре­нён­ными в нас гре­хами) – это сред­ство, а не цель. Напри­мер, цель того, чтобы изба­виться от ску­по­сти – стать мило­серд­ным, а не вечным борцом с этой гре­хов­ной зави­си­мо­стью.

Ошибки в обла­сти аске­тизма:

– отно­ше­ние к Уставу (Типи­кону), как к обя­за­тель­ной инструк­ции, а не как к иде­аль­ной мона­ше­ской прак­тике пале­стин­ского мона­стыря в редак­ции конца 17-го века;

– пред­став­ле­ние о том, что, коль мы не можем достичь высот выда­ю­щихся подвиж­ни­ков, то любой аске­тизм – не для нас. Но, если я не могу под­нять штангу весом 250 кг, то неужели мне зака­зан путь в спорт­зал?

– резкий старт, само­чин­ное (без бла­го­сло­ве­ния) взятие на себя непо­силь­ного бре­мени;

– выбор аске­ти­че­ских прак­тик, кото­рые не под силу боль­шин­ству совре­мен­ных мирян;

– отсут­ствие духов­ного трез­ве­ния (рас­суж­де­ния); напри­мер, очень стро­гому посту должна соот­вет­ство­вать про­дол­жи­тель­ная молитва, иначе можно не выдер­жать такого испы­та­ния.

25. Как отно­ситься к виде­ниям и откро­ве­ниям

Гос­подь про­мыс­ли­тельно скрыл от людей после гре­хо­па­де­ния мир духов­ный и крайне редко при­от­кры­вает его – либо для вра­зум­ле­ния, либо Своим избран­ни­кам. Это же каса­ется и сно­ви­де­ний. Лучший метод – не отвер­гай и не при­ни­май, не считай себя достой­ным.

Так же и в молитве необ­хо­димо избе­гать меч­та­тель­но­сти, игры вооб­ра­же­ния, пред­став­лять себе тех, к кому обра­ща­ешься. Важно исклю­чить искус­ствен­ное подо­гре­ва­ние эмоций на молитве, стрем­ле­ние к насла­жде­нию, к полу­че­нию особых духов­ных даров.

26. «Слу­чай­но­стей не бывает»

Ста­рай­тесь оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее с вами с точки зрения Веч­но­сти, видеть в любой ситу­а­ции Про­мысл или попу­ще­ние Божие. Гос­подь часто отве­чает на наши молитвы в обсто­я­тель­ствах нашей жизни. Это тре­бует от нас в любой, даже самой на первый взгляд без­вы­ход­ной ситу­а­ции, посту­пать по-хри­сти­ан­ски. Только без пере­ги­бов с мани­а­каль­ным поис­ком тайных знаков или зашиф­ро­ван­ных посла­ний, напри­мер в снах, мыслях или слу­чай­ных встре­чах.

Но только оце­ни­вайте про­ис­хо­дя­щее с вами, а не с дру­гими людьми. В част­но­сти, мы можем про себя ска­зать, что болезнь послана нам по грехам нашим для вра­зум­ле­ния, оце­ни­вать таким же обра­зом болезни других людей мы права не имеем.

27. Если вера охла­де­вает

На пути при­об­ще­ния чело­века к Церкви Гос­подь под­дер­жи­вает его обиль­ной бла­го­да­тью, она обычно име­ну­ется при­зы­ва­ю­щей. Затем Гос­подь учит нас при­ла­гать соб­ствен­ные усилия уже при помощи содей­ству­ю­щей бла­го­дати. Можно про­ил­лю­стри­ро­вать это обра­зом мла­денца, кото­рого роди­тели сна­чала носят на руках, а затем ставят на пол и учат ходить само­сто­я­тельно.

Заме­ще­ние Богом при­зы­ва­ю­щей бла­го­дати содей­ству­ю­щей часто оши­бочно вос­при­ни­мают как потерю веры или охла­жде­ние к Церкви. Про­ис­хо­дит это оттого, что ранее от чело­века прак­ти­че­ски не тре­бо­ва­лось зна­чи­тель­ных усилий или они воз­на­граж­да­лись обиль­ными духов­ными дарами: духов­ной радо­стью, уте­ше­нием, молит­вен­но­стью.

Какие же шаги реко­мен­дует Цер­ковь для пол­но­цен­ной духов­ной жизни, воз­гре­ва­ния веры?

1. Регу­ляр­ная, еже­днев­ная молитва.

2. Еже­не­дель­ное уча­стие в Евха­ри­стии (Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния).

3. Еже­днев­ное чтение Свя­щен­ного Писа­ния и духов­ной (в т.ч. аске­ти­че­ской) лите­ра­туры.

4. Стрем­ле­ние к испол­не­нию Запо­ве­дей и само­кон­троль.

5. Доб­ро­де­ла­ние, уча­стие в жизни цер­ков­ной общины (если она есть, если нет – помощь свя­щен­нику в её орга­ни­за­ции).

28. Как не поте­рять веру

Чаще всего веру теряют по при­чине гор­до­сти,  закос­не­ва­ния во грехах или иска­жён­ного пред­став­ле­ния о Боге и исти­нах хри­сти­ан­ской веры.

Не всякий чело­век сможет обви­нить самого себя в духов­ном паде­нии, он навер­няка найдёт при­чины вовне. Обыч­ная после­до­ва­тель­ность отре­че­ния от Бога и Его Церкви такова: сна­чала ослаб­ле­ние духов­ной жизни, затем повы­шен­ное вни­ма­ние к недо­стат­кам окру­жа­ю­щих хри­стиан и свя­щен­но­на­ча­лия…

Авва Доро­фей пишет по этому поводу сле­ду­ю­щее: «Первая гор­дость есть та, когда кто уко­ряет брата, когда осуж­дает и бес­че­стит его, как ничего незна­ча­щего, а себя счи­тает выше его; тако­вой, если не опом­нится вскоре и не поста­ра­ется испра­виться, то, мало-помалу, при­хо­дит и во вторую гор­дость, так что воз­гор­дится и против самого Бога; и подвиги, и доб­ро­де­тели свои при­пи­сы­вает себе, а не Богу, как будто сам собою совер­шил их, своим разу­мом и тща­нием, а не помо­щью Божьей. Поис­тине, братия мои, знаю я одного, при­шед­шего неко­гда в сие жалкое состо­я­ние. Сна­чала, если кто из братии гово­рил ему что-либо, он уни­чи­жал каж­дого и воз­ра­жал: «Что значит такой-то? Нет никого (достой­ного), кроме Зосимы и подоб­ного ему». Потом начал и сих осуж­дать и гово­рить: «Нет никого (достой­ного), кроме Мака­рия». Спустя немного, начал гово­рить: «Что такое Мака­рий? Нет никого (достой­ного), кроме Васи­лия и Гри­го­рия». Но скоро начал осуж­дать и сих, говоря: «Что такое Васи­лий? И что такое Гри­го­рий? Нет никого (достой­ного), кроме Петра и Павла». Я гово­рил ему: «Поис­тине, брат, ты скоро и их ста­нешь уни­чи­жать». И поверьте мне, чрез несколько вре­мени он начал гово­рить: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Нако­нец воз­гор­дился он и против самого Бога, и таким обра­зом лишился ума. Посему-то должны мы, братья мои, под­ви­заться всеми силами нашими против первой гор­до­сти, дабы, мало-помалу, не впасть и во вторую, т.е. в совер­шен­ную гор­дыню».

29. Реко­мен­ду­е­мые посо­бия:

Посо­бия по кате­хи­за­ции.

***

Обсу­дить статью или задать вопросы автору можно по этой ссылке.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки