О Боговдохновенности Святого Писания

епи­скоп Алек­сандр Миле­ант

Глав­ной чертой Библии, отли­ча­ю­щей её от всех других лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, сооб­ща­ю­щей ей непре­ре­ка­е­мый авто­ри­тет, служит её бого­дух­но­вен­ность. Под ней разу­ме­ется то сверхъ­есте­ствен­ное, боже­ствен­ное оза­ре­ние, кото­рое, не подав­ляя есте­ствен­ных сил чело­века, воз­во­дило их к выс­шему совер­шен­ству, предо­хра­няло от ошибок, сооб­щало откро­ве­ния, словом – руко­во­дило всем ходом их работы, бла­го­даря чему послед­няя была не про­стым про­дук­том чело­века, а как бы про­из­ве­де­нием самого Бога. Это явля­ется фун­да­мен­таль­ной исти­ной нашей веры, побуж­да­ю­щей нас при­зна­вать книги Библии Бого­вдох­но­вен­ными. Впер­вые этот термин упо­тре­бил апо­стол Павел, когда сказал: «все Писа­ние бого­дух­но­венно» (2Тим.3:16). «Нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, – сви­де­тель­ствует святой Апо­стол Петр, – но изре­кали его святые Божии люди, будучи дви­жимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Бого­вдох­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния обсто­я­тельно рас­крыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что «все Писа­ние напи­сано не рабами, а Гос­по­дом всех – Богом;» а по словам св. Гри­го­рия Вели­кого: «языком святых про­ро­ков и апо­сто­лов гово­рит нам Гос­подь.»

Но бого­дух­но­вен­ность авто­ров свя­щен­нык книг не уни­что­жала их личных, при­род­ных осо­бен­но­стей. Бог не подав­ляет сво­бод­ную волю чело­века. Как видно из слов апо­стола Павла: «И духи про­ро­че­ские послушны про­ро­кам» (1Кор.14:32). Вот почему в содер­жа­нии св. книг, в осо­бен­но­сти в их изло­же­нии, стиле, языке, харак­тере обра­зов и выра­же­ний мы наблю­даем зна­чи­тель­ные раз­ли­чия между отдель­ными кни­гами Св. Писа­ния, зави­ся­щие от инди­ви­ду­аль­ных, пси­хо­ло­ги­че­ских и свое­об­раз­ных лите­ра­тур­ных осо­бен­но­стей их авто­ров.

Образ Боже­ствен­ного откро­ве­ния про­ро­кам можно пред­ста­вить на при­мере Моисея и Аарона. Кос­но­языч­ному Моисею Бог дал в посред­ники его брата Аарона. На недо­уме­ние Моисея, как он сможет воз­ве­щать народу волю Божию, будучи кос­но­языч­ным, Гос­подь сказал: «Ты (Моисей) будешь ему (Аарону) гово­рить и вла­гать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать – и будет гово­рить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4:15–16).

Под­вер­га­ясь посто­ян­ным гоне­ниям за свои про­ро­че­ства, Иере­мия одна­жды решил совсем пере­стать про­по­ве­до­вать. Но не смог он долго про­ти­виться Богу, потому что про­ро­че­ский дар «был в его сердце как бы горя­щий огонь, заклю­чен­ный в его костях, и он исто­мился удер­жи­вая его» (Иер.20:8–9).

Веря в бого­вдох­но­вен­ность книг Библии, важно при этом пом­нить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди при­званы спа­саться не в оди­ночку, но в обще­стве, кото­рым руко­во­дит и в кото­ром оби­тает Гос­подь. Это обще­ство име­ну­ется Цер­ко­вью. Исто­ри­че­ски Цер­ковь под­раз­де­ля­ется на вет­хо­за­вет­ную, к кото­рой при­над­ле­жал еврей­ский народ, и на ново­за­вет­ную, к кото­рой при­над­ле­жат пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Ново­за­вет­ная Цер­ковь уна­сле­до­вала духов­ное богат­ство вет­хо­за­вет­ной – слово Божие. Цер­ковь не только сохра­нила букву слова Божия, но обла­дает и пра­виль­ным пони­ма­нием его. Это свя­зано с тем, что Дух Святой, кото­рый гово­рил через про­ро­ков и апо­сто­лов, про­дол­жает жить в Церкви и руко­во­дить ею. Поэтому Цер­ковь дает нам верное руко­вод­ство, как поль­зо­ваться ее пись­мен­ным богат­ством: что в нем более важно и акту­ально, а что имеет только исто­ри­че­ское зна­че­ние и не при­ме­нимо в ново­за­вет­ное время.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки