Главная » Алфавитный раздел » Библия » Есть ли в Библии ошибки?
Распечатать Система Orphus

Есть ли в Библии ошибки?

(8 голосов: 5 из 5)

 

Разночтения или кажущиеся противоречия в Библии объясняются следующими причинами:
— разный взгляд на одно и то же событие или явление;
— иная ментальность древних людей;
— попытка истолковать метафору в буквальном значении;
— толкование без учёта жанра;
— библейский текст не является технической инструкцией с однозначным толкованием слов и понятий, многие из них многозначны;
— изменение исторических, языковых, природных и пр. условий (например,  сейчас в Палестине не встретишь медведя, а раньше они там водились);
— рассмотрение цитат без учёта контекста;
— попытка анализировать Священное Писание без учёта Священного Предания, частью которого оно является;
— толкование не учитывает критический греческий (НЗ) или еврейский текст (ВЗ), в то же время следует помнить, что буквальный перевод далеко не всегда точно передаст мысль автора.

Если мы в настоящее время не можем что-то объяснить, то это не значит, что это невозможно объяснить. Необъяснённое — не значит необъяснимое. Например, первая археологическая находка, подтверждающая историчность фигуры Понтия Пилата, датируется лишь 1961 годом.

***

Среди консервативных современных западных библеистов существуют два подхода к вопросу о разночтениях в Библии:

Первый вариант представлен в работах крупного современного библеиста Крейга Бломберга. Он автор двух больших работ по синоптикам и по  ап. Иоанну, в которых он рассматривает все возможные противоречия или ошибки и приходит к выводу, что в Новом Завете есть различия, но не противоречия. А эти различия легко гармонизировать. Такой же позиции придерживается еще один библеист мирового уровня Дональд Карсон. На русском есть его работа «Эгзегетические ошибки». В ней он подчеркивает, что какие-то возможные противоречия — это продукт неправильной экзегезы текста.

Второй вариант более распространен. Он заключается в том, что Св. Писание это продукт синергии Бога и человека, и поэтому наличие человеческих ошибок (например, грамматических или хронологических) никак не мешает богодухновенности благой вести о спасении. Как говорил Галилей, Писание учит людей, как попасть на небо, а не как оно устроено. Кроме того, нужно учитывать, что мы действительно неправильно понимаем, что такое противоречивость. Известный пример в истории это спор о праздновании Пасхи. В соответствии с Евангелием от Иоанна Христа распинают до наступления еврейской Пасхи, а по синоптикам Тайная вечеря была Пасхальной трапезой. Бломберг небезуспешо пытается гармонизировать этот парадокс, но большинство специалистов придерживаются мнения, что фактически прав Иоанн, а синоптики специально выбирают такую подачу текста, для достижения тематических и богословских целей. 

Есть немало работ и светских историков, которые проверяли Новый Завет на наличие каких-то исторических ошибок. Например известный специалист по античности Шервин-Уайт написал монографию  «Roman Society and Roman Law in the New Testament», в которой очень очень четко продемонстрировал историческую достоверность многих фактов Нового Завета.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс