Бого­дух­но­вен­ность

***

Богодухнове́нность (или Бого­вдох­но­вен­ность) Свя­щен­ного Писа­ния – бого­слов­ский термин, ука­зы­ва­ю­щий на то, что Свя­щен­ное Писа­ние было состав­лено (избран­ными Богом людьми) при особом содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, по вдох­но­ве­нию Свя­того Духа, в соав­тор­стве Бога и чело­века.

Учение о Бого­вдох­но­вен­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния встре­ча­ется уже в Ветхом Завете. В нем ясно выра­жена мысль о дей­ствии Духа Божьего в про­ро­ках (Исх.4:12; 2Цар.23:2; Ис.2:1; Иез.1:3, 6:1, 7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Новом Завете учение о Бого­вдох­но­вен­но­сти выра­зил Сам Спа­си­тель, указав, что Давид по вдох­но­ве­нию (ἐν πνεύματι — в Духе) назы­вает Его Гос­по­дом (Мф.22:43) (в Еван­ге­лии от Марка: ἐν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ — Духом Святым (бук­вально — в Духе Святом) (Мк.12:36)).

Учение о Бого­вдох­но­вен­но­сти подробно рас­кры­вают апо­столы и, прежде всего, апо­столы Петр и Павел. Апо­стол Петр гово­рит: «Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые Божии чело­веки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Апо­стол Павел учит: «Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен (2Тим. 3:16, 17).

***

Пять аргу­мен­тов в защиту Бого­дух­но­вен­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния

  1. Неот­мир­ность хри­сти­ан­ского учения. Библия изла­гает высо­кие, боже­ствен­ные истины, недо­ступ­ные для их пол­ного пони­ма­ния чело­ве­ком: тво­ре­ние мира Богом из ничего, Три­един­ство Бога, Бого­че­ло­ве­че­ство Христа.
  2. Чистота учения, высо­чай­шая планка содер­жа­ще­гося в Библии нрав­ствен­ного учения.
  3. Чудо­тво­ре­ния биб­лей­ских про­ро­ков и апо­сто­лов: исце­ле­ния, вос­кре­се­ния. Причем чудо­тво­ре­ния, направ­лен­ные на исце­ле­ния, уте­ше­ния, на дар про­ро­че­ства… Не то, что у Саи-Бабы – изры­га­ние золо­того яйца, у Будды – достал кон­чи­ком языка заты­лок.
  4. Испол­нив­ши­еся про­ро­че­ства о Христе, о пред­сто­я­щих в мире собы­тиях.
  5. Пре­об­ра­жа­ю­щее дей­ствие Библии на чело­века и чело­ве­че­ство в целом (хотя бы поло­же­ние жен­щины).

Бого­дух­но­вен­ность и вер­ба­лизм

Утвер­жде­ние Бого­че­ло­ве­че­ской при­роды Свя­щен­ного Писа­ния озна­чает отри­ца­ние вер­ба­лизма – пред­став­ле­ний о том, что Писа­ние про­дик­то­вано свыше «слово в слово» и непо­гре­шимо по букве, а не по духу.

Поня­тия «Бого­вдох­но­вен­ность», при пра­виль­ном его вос­при­я­тии, и «вер­ба­лизм» несов­ме­стимы.

Свя­щен­ное Писа­ние – резуль­тат синер­гий­ного (сов­мест­ного) дей­ствия Бога и чело­века. При состав­ле­нии Книг Свя­щен­ного Писа­ния чело­век не являлся пас­сив­ным ору­дием Бога (обез­ли­чен­ным инстру­мен­том, дей­ствуя напо­до­бии меди­ума, как думают сто­рон­ники вер­ба­лизма), но был сотруд­ни­ком, соучаст­ни­ком все­бла­гого Боже­ствен­ного дей­ствия. Вдох­нов­ляя свя­щен­но­пи­са­те­лей, Бог не нару­шал их сво­боды, не бло­ки­ро­вал разум, не наси­ло­вал волю, не лишал их рас­судка. Воз­водя их в выше­есте­ствен­ное бла­го­дат­ное состо­я­ния, Он откры­вал им те истины, те тре­бо­ва­ния Своей святой воли, кото­рые считал нужным открыть, а они осо­знанно и сво­бодно обле­кали их в ту или иную лите­ра­тур­ную форму.

Вер­ба­лизм про­ти­во­ре­чит самому Свя­щен­ному Писа­нию, пола­га­ю­щему осно­ва­ние духов­ной жизни в живом соеди­не­нии с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в пре­кло­не­нии перед мерт­вой буквой текста. Бог «дал нам спо­соб­ность быть слу­жи­те­лями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква уби­вает, а дух живо­тво­рит» (2Кор.3:6).

* * *

Библия напи­сана бого­дух­но­венно. Соот­вет­ственно Свя­щен­ное Писа­ние уни­кально, потому что его авто­рами были люди, нахо­див­ши­еся под особым Боже­ствен­ным вли­я­нием. Биб­лей­ское бого­вдох­но­ве­ние – мисти­че­ский акт, пол­но­стью сохра­ня­ю­щий инди­ви­ду­аль­ные черты чело­века. Воз­ни­кает текст, кото­рый (в аспекте автор­ства) явля­ется и Боже­ствен­ным, и чело­ве­че­ским. (Поэтому за пра­во­слав­ной литур­гией чтение Еван­ге­лия начи­на­ется упо­ми­на­нием об авторе-чело­веке, а завер­ша­ется бла­го­да­ре­нием автора-Бога. ) Вот почему биб­лей­ские книги назы­ва­ются свя­щен­ными. Вот почему они про­чи­ты­ва­ются иначе, чем чело­ве­че­ские книги.
Е.М. Вере­ща­гин

Бого­дух­но­вен­ность, это гаран­тия того, что все, что потребно для нашего с Вами спа­се­ния, запи­сано в Библии абсо­лютно точно. Только это. Но абсо­лютно точно. Поэтому люди, чита­ю­щие и зна­ю­щие Писа­ние, гово­рят о пора­зи­тель­ном его един­стве Библии. Един­стве не по букве – по сути.
иеро­ди­а­кон Пан­те­ле­и­мон (Шустов)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки