О церковности чудес

про­то­и­е­рей Борис Бала­шов

В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви боль­шое вни­ма­ние людей обра­щено к мно­го­чис­лен­ным фактам миро­то­че­ния. По неко­то­рым под­сче­там, иконы миро­то­чат в 5000 мест.

Что в Церкви пони­ма­ется под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это веще­ство, состав­лен­ное и при­го­тов­лен­ное на основе олив­ко­вого масла и аро­ма­ти­че­ских веществ. Миро освя­ща­ется епи­ско­пом, а в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, и исполь­зу­ется при совер­ше­нии Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ще­ный чело­век полу­чает дары Свя­того Духа. Таин­ство Миро­по­ма­за­ния, как и Таин­ство Кре­ще­ния, совер­ша­ется один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также пони­ма­ется жид­кость, чудес­ным обра­зом исте­ка­ю­щая от святых мощей и икон. Явле­ния миро­то­че­ния наблю­да­ются с I в. и до наших дней. Есть све­де­ния, что миро­то­чили мощи апо­сто­лов, уче­ни­ков апо­столь­ских, первых пре­сви­те­ров, мощи многих муче­ни­ков.

В 92 г. по Р. Х. постра­дал святой свя­щен­но­му­че­ник Антипа, епи­скоп Пер­гам­ский. От остан­ков муче­ника исхо­дило силь­ное бла­го­уха­ние, на нем про­сту­пали капли мира, пома­зы­ва­ясь кото­рым боль­ные полу­чали исце­ле­ние от неду­гов.

Около 117 г. в Эфесе постра­дала св. мц. Ерми­о­ния, дочь апо­стола Филиппа. От ее остан­ков обильно исте­кало целеб­ное миро.

В житии свя­того вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского сооб­ща­ется, что когда были обре­тены его мощи, из них исте­кало бла­го­вон­ное миро, так что весь город напол­нился бла­го­уха­нием.

Из ветхих косто­чек-остан­ков свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца до сих пор исте­кает святое миро, про­зрач­ное на цвет и, видимо, не име­ю­щее силь­ного бла­го­ухан­ного запаха, но несу­щее бла­го­дат­ную помощь. Лет 25 назад я сам полу­чил исце­ле­ние от резкой зубной боли, когда рас­ко­лолся зуб и обна­жился нерв, после молитвы свт. Нико­лаю Чудо­творцу и пома­за­ния боль­ного места миром от мощей свя­ти­теля.

Как в Киево-Печер­ском мона­стыре на миро­то­чи­вых главах, так и на неко­то­рых иконах при появ­ле­нии мира начи­на­ется неко­то­рое запо­те­ва­ние отдель­ных мест и про­сту­пают мелкие, посте­пенно уве­ли­чи­ва­ю­щи­еся капли, иногда пере­хо­дя­щие в малень­кие струйки.

Все истин­ные явле­ния миро­то­че­ния нико­гда не вызы­вали у веру­ю­щих исте­ри­че­ского или экзаль­ти­ро­ван­ного состо­я­ния, а водво­ряли в серд­цах чув­ства пока­я­ния, бла­го­го­ве­ния, любви и сми­ре­ния.

В то же время об ана­ло­гич­ных слу­чаях появ­ле­ния на почи­та­е­мых свя­ты­нях мас­ля­ни­стой жид­ко­сти известно и в Като­ли­че­ской Церкви, где много таких фактов, кото­рым я не готов дать какой-либо опре­де­лен­ной оценки.

Совер­шенно одно­значно можно ква­ли­фи­ци­ро­вать как сата­нин­ское явле­ние так назы­ва­е­мые “миро­то­че­ния” от икон у бого­ро­дич­ни­ков, кото­рые по сути к хри­сти­ан­ству отно­ше­ния не имеют, но пыта­ются дока­зы­вать истину своего культа фак­тами исте­че­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти от их икон.

Язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать миром ту мас­ля­ни­стую жид­кость, кото­рая появ­ля­лась в древ­нем мире на ста­туях язы­че­ских божеств.

Словом, сам факт появ­ле­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти, даже и с силь­ным запа­хом, не может еще сви­де­тель­ство­вать о ее бла­го­дат­ном про­ис­хож­де­нии.

Как мы все знаем, Гос­подь наш Иисус Хри­стос отверг сата­нин­ское иску­ше­ние чудом и отка­зался исполь­зо­вать чудеса как сред­ство при­вле­че­ния к вере. Так, в период с Вос­кре­се­ния до Воз­не­се­ния Он не явился ни одному неве­ру­ю­щему.

Явля­ясь бла­го­чин­ным Клин­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, я знаю о явле­ниях миро­то­че­ния в ряде храмов бла­го­чи­ния. Но хочу сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние только на одном явле­нии, кото­рое вызы­вает у многих свя­щен­ни­ков соблазн и духов­ное оттор­же­ние.

Говоря о под­лин­ных явле­ниях миро­то­че­ния от икон, сле­дует ска­зать сле­ду­ю­щее:

  1. миро­то­че­ния от икон нико­гда не были свя­заны только с кон­крет­ным местом, а иконы миро­то­чили в разных местах;
  2. нико­гда под­лин­ные миро­то­че­ния не были свя­заны с при­сут­ствием кон­крет­ного живого чело­века;
  3. нико­гда под­лин­ные миро­то­че­ния не пре­кра­ща­лись, если икону при­но­сили в храм.

Кроме того, из исто­рии Церкви известно, что явле­ние под­лин­ного чуда бла­го­творно ска­зы­ва­лось и на душе чело­века, кото­рому оно было явлено. Вспом­ним явле­ние Казан­ской иконы Божией Матери девочке Мат­роне. Она не счи­тала себя соб­ствен­ни­цей чудо­твор­ной иконы и никого нико­гда со вла­стью не поучала с высоты соб­ствен­ного досто­ин­ства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала сми­рен­ной мона­хи­ней.

Рас­смот­рим с этих пози­ций чудес­ные явле­ния в квар­тире Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой в воен­ном городке Клин‑9 на тер­ри­то­рии пра­во­слав­ного при­хода и в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от пра­во­слав­ного храма.

Эти явле­ния нача­лись на Страст­ной Сед­мице 2001 г. в трех­ком­нат­ной квар­тире Жуч­ко­вых, в спальне, в доме-хру­щевке на тер­ри­то­рии воен­ного городка.

Вален­тина Михай­ловна Жуч­кова реста­ври­ро­вала ста­рин­ную пла­ща­ницу для храма, где насто­я­те­лем был ее духов­ник. Работа была закон­чена к Вели­кому Чет­вергу. После этого “она обра­ти­лась к Богу с бла­го­дар­ствен­ной молит­вой и ска­зала, что при­несла Ему все, что смогла. Затем она вышла из ком­наты, где нахо­ди­лась пла­ща­ница, а когда воз­вра­ти­лась туда, ясно ощу­тила бла­го­уха­ние и, как ей пока­за­лось, в ком­нату “сошло” как бы некое “неви­ди­мое бла­го­дат­ное облако”. После этого ею были обна­ру­жены бла­го­ухан­ные исте­че­ния на кресте и Ивер­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­дицы” (из рапорта про­то­и­е­рея Арка­дия Штейн­берга, пред­се­да­теля Комис­сии Клин­ского бла­го­чи­ния по изу­че­нию дан­ного чуда).

Посте­пенно стали миро­то­чить в ее спальне и другие иконы. В эту ком­нату стали при­но­ситься веру­ю­щими разные иконы. У самой Вален­тины Михай­ловны миро­то­чили сна­чала только совре­мен­ные бумаж­ные иконы. Затем стали про­ис­хо­дить обнов­ле­ния – освет­ле­ния икон, хотя мне не известно ни одного сви­де­теля, кото­рый бы наблю­дал непо­сред­ственно сам этот про­цесс.

Исте­ка­ние мас­ля­ни­стой жид­ко­сти реально суще­ствует, что я лично могу под­твер­дить. При этом Вален­тина Михай­ловна сама при­зна­ва­лась посе­ти­те­лям, что для них раз­бав­ляет “миро” под­сол­неч­ным маслом в про­пор­ции 1:1, а свя­щен­ни­кам дает миро нераз­бав­лен­ным.

Со вре­ме­нем на бумаж­ных иконах стали появ­ляться и так назы­ва­е­мые кро­во­то­че­ния.

Первое время после начала этих собы­тий я решил получше при­смот­реться к чуду “миро­то­че­ния”, посмот­реть, какая духов­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ется в связи с этим явле­нием. Мест­ный народ пова­лил валом на квар­тиру Жуч­ко­вой. Но ника­ких поло­жи­тель­ных сдви­гов в душах этих “палом­ни­ков” мне обна­ру­жить не уда­лось. Без­бож­ники, вос­хи­щав­ши­еся “чудом”, так и оста­лись без­бож­ни­ками.

После беседы со своим духов­ни­ком архи­епи­ско­пом Михеем, опыт­ным мона­хом, я, по его совету, пред­ло­жил пере­дать миро­то­ча­щие иконы в пра­во­слав­ную цер­ковь, от чего Вален­тина Михай­ловна кате­го­ри­че­ски отка­за­лась, видя в этом пося­га­тель­ство на свои права. Позже она пере­дала одну икону – Ивер­скую, кото­рая первой начала миро­то­чить, в мест­ную цер­ковь, но потом забрала ее домой. Затем она согла­си­лась давать свои иконы в цер­ковь на время совер­ше­ния молеб­нов, а после молеб­нов сразу отно­сила иконы домой. Было заме­чено, а потом стало и совер­шенно ясно, что “миро­то­чи­вые иконы” после пере­не­се­ния в любой храм посте­пенно пере­ста­вали “миро­то­чить”.

Вален­тина Михай­ловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вер­нув­шись, обна­ру­жила, что ее иконы миро­то­чить пере­стали. Тогда она с усерд­ной молит­вой обра­ти­лась к Богу, чтобы миро­то­че­ние про­дол­жи­лось. И оно с боль­шей силой воз­об­но­ви­лось.

Между тем из свя­то­оте­че­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туры известно, что испра­ши­ва­ние чудес недо­пу­стимо и явля­ется при­зна­ком духов­ной пре­ле­сти.

Я несколько раз бывал в ком­нате, где про­ис­хо­дят чудес­ные явле­ния. Этой мас­ля­ни­стой жид­ко­стью про­пи­тано бук­вально все. Даже нижние сто­роны полок стел­лажа с ико­нами, ковер, ван­ночки, в кото­рых мокнут иконы в этой жид­ко­сти, и ван­ночки, в кото­рые исте­кает жид­кость с икон. Все иконы ею покрыты: и сто­я­щие на стел­лаже, и лежа­щие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через неко­то­рое время забрать их домой покры­тыми этим мас­ля­ни­стым веще­ством. Я не так сильно могу раз­ли­чать запахи. Поэтому в боль­шей сте­пени буду осно­вы­ваться на чужих сви­де­тель­ствах.

И сама Вален­тина Михай­ловна, и многие посе­ти­тели, в том числе и свя­щен­ники, при­знают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Неко­то­рые свя­щен­ники назы­вают их кара­ме­ле­выми запа­хами. Сама Вален­тина Михай­ловна четко клас­си­фи­ци­рует разные запахи по назва­ниям, кото­рые вполне соот­вет­ствуют тем набо­рам аро­ма­ти­че­ских масел, кото­рые в боль­шом коли­че­стве про­да­ются в икон­ных лавках.

Засох­шие мас­ля­ные пятна и то, что назы­вают засох­шими кро­во­под­те­ками, делают эти бумаж­ные иконы не только некра­си­выми, но даже без­об­раз­ными, тогда как задача иконы – являть кра­соту Гор­него мира в нашем изуро­до­ван­ном грехом земном мире. Миро­то­чат все изоб­ра­же­ния, нахо­дя­щи­еся в этой ком­нате. Миро­то­чит като­ли­че­ская икона с изоб­ра­же­нием сердца Иису­сова. Миро­то­чит абсо­лютно ложно изоб­ра­жен­ная икона свя­того царя-стра­сто­терпца Нико­лая.

Икона должна являть нам духов­ный свет Божи­его мира. А на иконе царь изоб­ра­жен с очень мрач­ным лицом и руками в кан­да­лах. На языке пра­во­слав­ной иконы это озна­чает, что данный чело­век нахо­дится в вечных узах и в аду. За икону же выда­ется кар­тинка какого-то худож­ника, кото­рый твор­че­ски пере­ра­бо­тал извест­ную фото­гра­фию импе­ра­тора, нари­со­вал нимб и назвал иконой.

Миро­то­чат “иконы” царя Ивана Гроз­ного, Гри­го­рия Рас­пу­тина, про­то­и­е­рея Нико­лая Гурья­нова, Евге­ния Роди­о­нова.

Но ведь не писали икон пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского или пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского до их про­слав­ле­ния. Само созда­ние таких икон, неза­ви­симо от досто­ин­ства лиц, на них изоб­ра­жен­ных, явля­ется делом нецер­ков­ным.

Миро­то­чит фото­гра­фия живого чело­века, кото­рого Вален­тина Михай­ловна счи­тает вели­ким пра­вед­ни­ком.

Нет ника­ких отдель­ных капе­лек, все прак­ти­че­ски сплошь покрыто мас­ля­ни­стой жид­ко­стью.

В ком­нате дей­стви­тельно имеешь очень силь­ные духов­ные ощу­ще­ния. Но я не одинок, когда испы­ты­ваю эти ощу­ще­ния как силь­ные, но тяже­лые, давя­щие и диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные тем святым ощу­ще­ниям, кото­рые испы­ты­ва­ешь в церкви, перед пре­сто­лом, и, осо­бенно, во время Литур­гии.

Через неко­то­рое время после начала миро­то­че­ния мы в нашей цер­ков­ной газете “Клин Пра­во­слав­ный” напе­ча­тали заметку, в кото­рой упо­ми­нался факт миро­то­че­ния икон в одном из храмов бла­го­чи­ния, но ничего не было ска­зано о миро­то­че­нии в Клин — 9. 26 авгу­ста 2001 г. я при­гла­сил на собра­ние свя­щен­ни­ков бла­го­чи­ния Вален­тину Михай­ловну. На нем В.М. Жуч­кова с руга­нью обру­ши­лась на всех свя­щен­ни­ков, назы­вая нас неве­ру­ю­щими, хотя ничего против нее и про­ис­хо­дя­щих в ее доме собы­тий не было ска­зано.

Обычно при­хо­жане робеют при двух свя­щен­ни­ках, а тут иное отно­ше­ние. Перед этими свя­щен­ни­ками Вален­тина Михай­ловна не изви­ни­лась, хотя под вли­я­нием духов­ника впо­след­ствии при­знала свою неправоту.

На одном из собра­ний духо­вен­ства Клин­ского бла­го­чи­ния была орга­ни­зо­вана комис­сия из состава мест­ных свя­щен­ни­ков для изу­че­ния фактов миро­то­че­ния в квар­тире Жуч­ко­вых.

27 июля 2003 г. комис­сия, чле­нами кото­рой были свя­щен­ники, пришла к Вален­тине Михай­ловне. Она их при­няла. Раз­го­вор начался мирно, доб­ро­же­ла­тельно, но трудно. Откро­вен­но­сти со сто­роны хозяев не ощу­ща­лось. Комис­сия веж­ливо и дели­катно выслу­шала рас­сказ Вален­тины Михай­ловны, кото­рая ска­зала, что “старцы, кото­рых бла­го­сло­вили на отчитку, при­ез­жают сюда и здесь изго­няют бесов” (рапорт свя­щен­ника Алек­сия Тюкова).

В то время, как комис­сия раз­го­ва­ри­вала с Вален­ти­ной Михай­лов­ной и ее мужем Вла­ди­ми­ром, в спальне служил моле­бен игумен Ипатий, кото­рый сказал, что он из Опти­ной Пустыни. Он с увле­че­нием и горя­щими гла­зами рас­ска­зы­вал комис­сии об одной жен­щине, из кото­рой он изго­нял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – гово­рил он, – что бес из нее вышел. Я пома­зал ее миром, кото­рое дала мне Вален­тина, и бес зары­чал: “Зачем ты ее пома­зал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеро­мо­наха Тихона (Полян­ского)). При этом игумен Ипатий ста­ра­тельно демон­стри­ро­вал, как рычал бес.

После вопро­сов о миро­то­че­нии нека­но­ни­че­ских икон, икон непро­слав­лен­ных Цер­ко­вью людей и миро­то­че­нии фото­гра­фии живого чело­века Вален­тина Михай­ловна стала кри­чать и про­гнала из дома всю комис­сию.

Рядом со своим подъ­ез­дом Вален­тина Михай­ловна без бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти и без согла­со­ва­ния с воен­ным коман­до­ва­нием постро­ила летнюю часовню, в кото­рой служат молебны при­ез­жа­ю­щее в палом­ни­че­ство духо­вен­ство вместе с палом­ни­ками. Никто из этих свя­щен­ни­ков не испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти, хотя в пяти­де­сяти метрах от дома нахо­дится пра­во­слав­ный храм.

Врач С., рабо­та­ю­щая в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии Клин­ской город­ской боль­ницы, сви­де­тель­ствует, что “Жуч­кова Вален­тина Михай­ловна в 1980 г. лечи­лась в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии г. Клина у меня в палате по поводу цере­браль­ного арах­но­и­дита (вос­па­ли­тель­ного про­цесса моз­го­вых обо­ло­чек). Помимо основ­ных жалоб и симп­то­мов дан­ного забо­ле­ва­ния, у нее отме­ча­лись свое­об­раз­ные лич­ност­ные каче­ства, кото­рые рас­це­ни­ва­лись как функ­ци­о­наль­ные рас­строй­ства нерв­ной системы (жела­ние повы­шен­ного вни­ма­ния со сто­роны пер­со­нала к ней, убеж­ден­ность в осо­бен­но­сти именно ее забо­ле­ва­ния, необыч­ность пове­де­ния и т. д.). Из отде­ле­ния боль­ная была пере­ве­дена в нев­ро­ло­ги­че­ское отде­ле­ние МОНИКИ, где диа­гноз был под­твер­жден”.

Тот же врач сооб­щает, что к ней на кон­суль­та­цию был направ­лен под­ро­сток “с инфи­ци­ро­ван­ной кистой в обла­сти коп­чика, тем­пе­ра­ту­рой до 40°С, кото­рого Жуч­кова В.М. “лечила” молит­вами и миром от икон. Лечиться опе­ра­тивно по поводу кисты боль­ной отка­зы­вался, ссы­ла­ясь на чудес­ные исце­ле­ния у Жуч­ко­вой”.

Одна сель­ская при­хо­жанка засви­де­тель­ство­вала мне, что когда была на приеме у Вален­тины Михай­ловны и рас­ска­зала о своих скор­бях, та кате­го­рично ска­зала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, При­ча­ще­ние тебе не помо­жет”.

Мест­ные жители к Вален­тине Михай­ловне теперь ходят мало. Боль­шин­ство при­ез­жает изда­лека.

Кстати, о том, что Вален­тина Михай­ловна выгнала цер­ков­ную комис­сию, она, конечно, жалеет, так как очень нуж­да­ется в одоб­ре­нии своей дея­тель­но­сти цер­ков­ной вла­стью, однако ни перед одним свя­щен­ни­ком она не изви­ни­лась.

В рас­ска­зах “палом­ни­кам” о чуде при­сут­ствует ложь: муж Вален­тины Михай­ловны, Вла­ди­мир, рас­ска­зы­вал, что Комис­сия по опи­са­нию чудес­ных зна­ме­ний, про­ис­хо­дя­щих в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, под пред­се­да­тель­ством П.В. Фло­рен­ского брала на анализ кровь с икон: группа крови ока­за­лась “такой же, как у Иисуса Христа и Бого­ма­тери”, хотя Комис­сия ника­ких све­де­ний о резуль­та­тах ана­лиза никому не пред­став­ляла.

Если тео­ре­ти­че­ски можно гово­рить о группе крови Иисуса Христа, так как сохра­ни­лась Турин­ская Пла­ща­ница, то нет ника­ких осно­ва­ний гово­рить о группе крови Бого­ма­тери.

Поды­то­жи­вая факты, свя­зан­ные с “миро­то­че­нием” икон у Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой, сле­дует сде­лать такие выводы:

  1. “миро­то­че­ние” про­ис­хо­дит только в одном месте – спальне;
  2. “миро­то­че­ние” свя­зано с при­сут­ствием одного чело­века – Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой;
  3. в храмах “миро­то­че­ние” от этих икон пре­кра­ща­ется;
  4. “миро­то­чат” все изоб­ра­же­ния в ком­нате;
  5. созда­ется экзаль­ти­ро­ван­ная обста­новка вокруг этого “чуда”, в резуль­тате чего про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние пра­во­слав­ных. При­ни­ма­ю­щие “чудо” у В.М. Жуч­ко­вой за бла­го­дат­ное во главе с самой Вален­ти­ной Михай­лов­ной счи­тают всех сомне­ва­ю­щихся и не при­ни­ма­ю­щих за бла­го­дат­ные явле­ния выше­опи­сан­ные факты “неве­ру­ю­щими”.

На осно­ва­нии всего выше­из­ло­жен­ного, зако­но­мерно сде­лать вывод, что все эти чудеса “миро­то­че­ния” и “кро­во­то­че­ния” носят нецер­ков­ный харак­тер, не соот­вет­ствуют духов­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви и, сле­до­ва­тельно, не имеют к ней ника­кого отно­ше­ния.

Мос­ков­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки