Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
1) При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.
2) Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.
3) Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.
4) Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.
***
В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.
Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский:
• Матфей – человек,
• Марк – орел,
• Лука – вол,
• Иоанн – лев.
Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время:
• Матфей – человек,
• Марк – лев,
• Лука – телец,
• Иоанн – орел.
Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.
Объяснение блаженного Иеронима:
• в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа,
• в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..;
• в евангелии Луки речь о свящ. Захарии,
• в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова.
С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).
У Софрония, патриарха иерусалимского:
• лев – сила и начальство Иисуса Христа;
• телец – священническое служение Иисуса Христа;
• человек – явление во плоти;
• орел – нисходящая сила Святого Духа.
В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Комментировать