Символы евангелистов

Си́мволы евангели́стов – ико­но­гра­фи­че­ские сим­волы, пред­став­ля­ю­щие изоб­ра­же­ние четы­рех живых существ, свя­зан­ные с виде­ни­ями про­рока Иезе­ки­иля (Иез.1:4–11) и апо­стола Иоанна Бого­слова (Откр.4:6–8), кото­рые древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция усво­ила еван­ге­ли­стам. Сим­волы рас­кры­вают раз­лич­ные сто­роны иску­пи­тель­ного подвига и учения Спа­си­теля в изло­же­нии еван­ге­ли­стов.

При еван­ге­ли­сте Матфее изоб­ра­жа­ется Ангел, как символ мес­си­ан­ского послан­ни­че­ства в мир Сына Божия, пред­ре­чен­ного про­ро­ками. Еван­ге­лист Марк сим­во­ли­зи­ру­ется львом, в озна­ме­но­ва­ние могу­ще­ства и цар­ствен­ного досто­ин­ства Христа. Еван­ге­ли­ста Луку изоб­ра­жают с тель­цом, под­чер­ки­вая жерт­вен­ное, иску­пи­тель­ное слу­же­ние Спа­си­теля. Орел при еван­ге­ли­сте Иоанне изоб­ра­жает высоту еван­гель­ского учения и сооб­ща­е­мых в нем боже­ствен­ных тайн.

На неко­то­рых древ­них иконах и фрес­ках эти сим­волы, имея тот же смысл, соче­та­ются в другом порядке.

Изоб­ра­же­ния четы­рех еван­ге­ли­стов и сим­во­ли­зи­ру­ю­щих их существ в тра­ди­ци­он­ной ком­по­зи­ции рос­пи­сей пра­во­слав­ного храма обычно поме­ща­ются по четы­рем сто­ро­нам кре­стово-куполь­ного свода, на так назы­ва­е­мых «пару­сах», под­дер­жи­ва­ю­щих купол, внутри кото­рого обычно изоб­ра­жают Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Также образы четы­рёх еван­ге­ли­стов с четырьмя «живот­ными» Апо­ка­лип­сиса по тра­ди­ции нахо­дятся на Цар­ских вратах вместе с обра­зом Бла­го­ве­ще­ния.

***

В первые века хри­сти­ан­ства сим­во­лами еван­ге­ли­стов слу­жили 4 рай­ские реки.

На смену им в том же пери­оде яви­лись сим­волы четы­рех живот­ных, окру­жа­ю­щих пре­стол Иеговы, по опи­са­нию про­рока Иезе­ки­иля.

Сим­волы отно­сит к еван­ге­ли­стам уже Ириней Лион­ский; Матфей – чело­век, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Бла­жен­ный Иеро­ним пред­ла­гает рас­пре­де­ле­ние сим­во­лов, при­ня­тое у нас в насто­я­щее время: Матфей – чело­век, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъ­яс­не­ние сим­во­лов в смысле ука­за­ния на искуп­ле­ние Иисуса Христа, Кото­рый воче­ло­ве­чился (чело­век), поко­рил врагов (лев), принес Себя в жертву за род чело­ве­че­ский (телец) и воз­несся на небеса (орел), не дости­гает цели: оно не опре­де­ляет, почему именно символ чело­века усвоен еван­ге­ли­сту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объ­яс­не­ние бла­жен­ного Иеро­нима: в еван­ге­лии Матфея родо­сло­вие Иисуса Христа, в еван­ге­лии Марка – голос льва, рыка­ю­щего в пустыне: глас вопи­ю­щего в пустыни..; в еван­ге­лии Луки речь о свящ. Заха­рии, в еван­ге­лии Иоанна о недо­ся­га­е­мой высоте Слова. С этим послед­ним объ­яс­не­нием согласно и объ­яс­не­ние св. Гри­го­рия Двое­слова, допус­ка­ю­щего, впро­чем, и воз­мож­ность дру­гого объ­яс­не­ния в при­ло­же­нии к Иисусу Христу, Кото­рый принял плоть (чело­век), принес себя в жертву (телец), рас­торг­нул узы смерти (лев) и воз­несся на небо (орел).

У Софро­ния, пат­ри­арха иеру­са­лим­ского: лев – сила и началь­ство Иисуса Христа; телец – свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа; чело­век – явле­ние во плоти; орел – нис­хо­дя­щая сила Свя­того Духа.

В этом раз­но­об­ра­зии обна­ру­жи­ва­ется также раз­ли­чие част­ных мнений. Оно про­ис­хо­дит также и в памят­ни­ках изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства – моза­и­ках, фрес­ках мини­а­тю­рах. Нередко все четыре сим­вола объ­еди­нены в одну группу и состав­ляют так назы­ва­е­мый тет­ра­морф. К этому тет­ра­морфу древ­ние отно­сят слова литур­гии: «поюще (орел), вопи­юще (вол), взы­ва­юще (лев) и гла­го­люще (чело­век).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки