Библиотеке требуются волонтёры

О почитании святых

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев

В Писа­нии о почи­та­нии, именно умер­ших, святых, ска­зано: «Поми­найте настав­ни­ков ваших, кото­рые про­по­ве­до­вали вам слово Божие, и, взирая на кон­чину их жизни, под­ра­жайте вере их» (Евр.13:7).

В Книге Песнь Песней ска­зано: «Если ты не знаешь этого, пре­крас­ней­шая из женщин, то иди себе по следам овец» (Песн.1:7). Одно из извест­ных истол­ко­ва­ний этого текста сле­ду­ю­щее: «Ступай по стопам своих пред­ков; возьми в пример про­рока Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чужой и, однако, не тужил он и там, был верен» (Тол­ко­ва­ние на книгу Песнь Песней Соло­мона. Про­то­и­е­рей Ген­на­дий Фаст. Ени­сей­ский бла­го­вест. 2000 г. стр.140). Апо­стол Павел, напри­мер, в кате­го­ри­че­ской форме заяв­лял: «Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Дей­стви­тельно, упо­доб­ля­ясь святым, мы упо­доб­ля­емся Тому, Кто явля­ется Един­ствен­ным источ­ни­ком свя­то­сти – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, сви­де­тель­ство­вал о святых: «Я Бог… Авра­ама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Псал­мо­пе­вец Давид стре­мился к свя­то­сти, а значит и к святым. Он вос­кли­цал: «К святым, кото­рые на земле, и к дивным Твоим – к ним все жела­ние мое» (Пс.15:3).

Писа­ние много гово­рит о хода­тай­стве одних людей за других. Напри­мер, о Моисее ска­зано, что когда Гос­подь принял реше­ние истре­бить изра­иль­тян, он, Моисей, хода­тай­ство­вал за них, при этом поми­ная усоп­ших святых, явно при­бе­гая и к их заступ­ни­че­ству. Ска­зано: «Но Моисей стал умо­лять Гос­пода, Бога Своего, и сказал: да не вос­пла­ме­нится, Гос­поди, гнев Твой на народ Твой, кото­рый Ты вывел из земли Еги­пет­ской силою вели­кою и рукою креп­кою». И далее ска­зано: «вспомни Авра­ама, Исаака и Изра­иля [Иакова], рабов Твоих, кото­рым клялся Ты Собою, говоря: умно­жая умножу семя ваше, как звезды небес­ные, и всю землю сию, о кото­рой Я сказал, дам семени вашему, и будут вла­деть [ею] вечно. И отме­нил Гос­подь зло, о кото­ром сказал, что наве­дет его на народ свой» (Исх.32:11, 13-14).

Часто сек­танты не пони­мают, каким обра­зом святые могут одно­вре­менно слы­шать молитвы, про­из­но­си­мые раз­ными людьми и в разных местах. Ведь вез­де­сущ только Бог и только Он все­ви­дящ.

Об умер­ших пра­вед­ных, имена кото­рых вспо­ми­нал и Моисей, ска­зано: «Я Бог Авра­ама, и Бог Исаака, и Бог Иакова Бог не есть Бог мерт­вых, но живых» (Мф.22:32). То есть, они по-преж­нему живы. Умерев в этом мире, они вос­кресли в мире вечном. Если гово­рить о воз­мож­но­сти святых общаться одно­вре­менно с раз­ными груп­пами людей, отде­лен­ных от них про­стран­ством, то известно, что неко­то­рые святые обла­дали подоб­ным даром еще и в дни своей земной жизни. Так, напри­мер, апо­стол Павел, сви­де­тель­ство­вал о себе самом: «ибо хотя я и отсут­ствую телом, но духом нахо­жусь с вами, раду­ясь и видя ваше бла­го­устрой­ство и твер­дость веры вашей во Христа» (Кол.2:5). Апо­стол Павел, отсут­ствуя по плоти, даже при­ни­мал в духе вопросы о дис­ци­пли­нар­ном нака­за­нии в Коринф­ской общине. Ска­зано: «А я, отсут­ствуя телом, но при­сут­ствуя у вас духом, уже решил, как бы нахо­дясь у вас: сде­лав­шего такое дело, в собра­нии вашем во имя Гос­пода нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Гос­пода нашего Иисуса Христа, пре­дать сатане во измож­де­ние плоти, чтобы дух был спасен в день Гос­пода нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:3-5). Позже апо­стол Павел вос­ста­но­вил, опять же в духе, заочно, отлу­чен­ного им ранее. Ска­зано: «так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем про­ща­ете, того и я; ибо и я, если в чем про­стил кого, про­стил для вас от лица Хри­стова» (2Кор.2:7-10). То есть он дей­ство­вал от лица Христа, как бы нахо­дясь у них, хотя плотью отсут­ство­вал.

Сек­танты гово­рят, что Сын Божий «есть един­ствен­ный посред­ник и хода­тай за весь род чело­ве­че­ский». Но как тогда вы истол­ку­ете сле­ду­ю­щие стихи: «Ска­зы­ваю же вам: вся­кого, кто испо­ве­дает Меня пред чело­ве­ками, и Сын Чело­ве­че­ский испо­ве­дает пред Анге­лами Божи­ими; а кто отвер­га­ется Меня пред чело­ве­ками, тот отвер­жен будет пред Анге­лами Божи­ими» (Лк.12:8-9). Смысл этих слов более чем оче­ви­ден. Ангелы при­ни­мают актив­ное уча­стие в деле нашего спа­се­ния, и даже Сам Сын Божий при­дает этому опре­де­лен­ное зна­че­ние. Они хода­тай­ствуют за нас пред лицом Божиим, защи­щая нас и даже мстя за нас. Ска­зано: «Смот­рите, не пре­зи­райте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небе­сах всегда видят лице Отца Моего Небес­ного» (Мф.18:10).

С другой сто­роны, если гово­рить о хода­тай­стве святых и анге­лов, учи­ты­вая текст из пер­вого Посла­ния к Тимо­фею: «Ибо един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус» (1Тим.2:5), то здесь воз­ни­кает необ­хо­ди­мость более вни­ма­тельно рас­смот­реть данный стих. Да, Хри­стос, «един посред­ник между Богом и чело­ве­ками», потому что между Сыном Божиим и Его Отцом при­сут­ствует только Дух Святой. И эти вза­и­мо­от­но­ше­ния не нуж­да­ются в других посред­ни­ках. Но между нами и Хри­стом Иису­сом – огром­ное духов­ное про­стран­ство. И здесь были и есть хода­тай и посред­ники: и ангелы, и святые, и Божья Матерь.

Если нас, напри­мер, попро­сят помо­литься за дру­гого чело­века, разве мы отка­жемся высту­пить в роли хода­тая? Наша молитва будет совер­шаться во имя Хри­стово. Ска­зано: «Просим же вас, братия, ува­жать тру­дя­щихся у вас, и пред­сто­я­те­лей ваших в Гос­поде, и вра­зум­ля­ю­щих вас» (1Сол.5:12).

Об Аароне и его слу­же­нии посред­ника и заступ­ника, пред­сто­я­теля пред Гос­по­дом Богом, ска­зано: «И сказал Моисей Аарону: возьми кадиль­ницу и положи в нее огня с жерт­вен­ника и всыпь куре­ния, и неси скорее к обще­ству и заступи их, ибо вышел гнев от Гос­пода, [и] нача­лось пора­же­ние. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побе­жал в среду обще­ства, и вот, уже нача­лось пора­же­ние в народе. И он поло­жил куре­ния и засту­пил народ; стал он между мерт­выми и живыми, и пора­же­ние пре­кра­ти­лось» (Чис.16:46-48). Причем сам Моисей был посред­ни­ком между Богом и фара­о­ном (наде­лен­ный всеми соот­вет­ству­ю­щими пра­вами). Ска­зано: «Но Гос­подь сказал Моисею: смотри, Я поста­вил тебя Богом фара­ону, а Аарон, брат твой, будет твоим про­ро­ком» (Исх.7:1). Здесь мы видим, что и Аарон, нахо­дился посред­ни­ком между Мои­сеем и наро­дом изра­иль­ским, совер­шая слу­же­ние про­рока, гово­ря­щего от лица самого Моисея, а Моисей гово­рил от лица Самого Бога.

О зна­чи­мо­сти молитвы умер­ших святых за живых веру­ю­щих сви­де­тель­ствует и сле­ду­ю­щий стих: «И пришел иной Ангел, и стал пред жерт­вен­ни­ком, держа золо­тую кадиль­ницу; и дано было ему мно­же­ство фимиама, чтобы он с молит­вами всех святых воз­ло­жил его на золо­той жерт­вен­ник, кото­рый пред пре­сто­лом» (Откр.8:3).

Срав­ним этот стих из книги Откро­ве­ния с другим тек­стом из этой же книги: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жерт­вен­ни­ком души уби­ен­ных за слово Божие и за сви­де­тель­ство, кото­рое они имели. И возо­пили они гром­ким голо­сом, говоря: доколе, Вла­дыка Святый и Истин­ный, не судишь и не мстишь живу­щим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9-10). Здесь мы видим, что уби­ен­ные муче­ники в молитве обра­ща­лись к Богу по поводу живых своих гони­те­лей. Разумно пред­по­ло­жить, что нахо­дясь у пре­стола Божия, они молятся и о живых собра­тьях, своих по вере.

Смерть не отлу­чает чело­века ни от Бога, ни от Церкви, и тем более от воз­мож­но­сти в молитве обра­щаться к своему Гос­поду. И если в дни своей земной жизни, чело­век может молиться за своих собра­тьев, то наивно пред­по­ла­гать, что по смерти он забы­вает о них. Ведь все мы во Христе – и живые, и мерт­вые хри­сти­ане – состав­ляем одно тело, о кото­ром и ска­зано: «Посему, стра­дает ли один член, стра­дают с ним все члены; сла­вится ли один член, с ним раду­ются все члены. И вы – тело Хри­стово, а порознь – члены» (1Кор.12:26-27). Мы стра­даем на земле, они сла­вятся на небе­сах. Посему в пра­во­слав­ной тра­ди­ции Цер­ковь земная назы­ва­ется воин­ству­ю­щей и стран­ству­ю­щей, а Небес­ная назы­ва­ется тор­же­ству­ю­щей, но все мы состав­ляем одно Тело под одной Главою. Как и ска­зано: «И Он есть глава тела Церкви; Он – нача­ток» (Кол.1:18). А мерт­вые мы или живые, мы про­дол­жаем оста­ваться чле­нами Еди­ного Тела. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не уми­рает для себя; а живем ли – для Гос­пода живем; уми­раем ли – для Гос­пода уми­раем: и потому, живем ли или уми­раем, – всегда Гос­подни» (Рим.14:7-8). В книге Варуха ска­зано: «Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже Изра­иля! услышь молитву умер­ших Изра­иля и сынов их, согре­шив­ших пред Тобою» (Вар.3:4).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки