Почему Цер­ковь почи­тает святых?

игумен Игна­тий (Душеин)

Почи­та­ние святых Цер­ко­вью Хри­сто­вою очень часто вызы­вает кри­тику и нападки на нее со сто­роны пред­ста­ви­те­лей как неко­то­рых других рели­гий (напри­мер, мусуль­ман), так и неко­то­рых кон­фес­сий, отно­ся­щих себя к хри­сти­а­нам (про­те­станты всех мастей).

Не есть ли это почи­та­ние “от чело­ве­ков”, а не от Бога? Для начала вспом­ним, чем отли­ча­ется почи­та­ние от покло­не­ния.

Покло­няться можно только одному Богу – Источ­нику жизни, Созда­телю и Спа­си­телю. “Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи” – отве­тил Хри­стос на иску­ше­ние диа­вола в пустыне [1]. Но святым не покло­ня­ются, святых почи­тают (то же самое можно ска­зать в отно­ше­нии икон). Еще в Ветхом Завете, при даро­ва­нии Мои­се­ева зако­но­да­тель­ства, было запо­ве­дано кроме покло­не­ния Богу еще и почи­та­ние тех вещей или даже людей, через кото­рых Бог совер­шает свои благие дела.

Напри­мер, само созда­ние скинии, а позд­нее Храма, все бого­слу­же­ние Вет­хо­за­вет­ной Церкви, пред­по­ла­гало почи­та­ние и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние ко многим вещам, кото­рые сами по себе Богом никак не явля­лись: Ковчег Завета, манна, скри­жали, жезл Аарона, Храм Иеру­са­лим­ский и т.д. Эти пред­меты при­званы были слу­жить внеш­ними зна­ками покло­не­ния Богу, воз­во­дить к Нему ум чело­века, были как бы некими веще­ствен­ными посред­ни­ками в обще­нии чело­века с Богом.

После того, как Бог стал видим, изоб­ра­зился во Христе, кото­рый “…будучи сияние славы и образ ипо­стаси Его [2]”, “…есть образ Бога неви­ди­мого [3]”, такими пред­ме­тами почи­та­ния стали святые иконы.

Так же запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей явля­ется формой Бого­по­чи­та­ния, так как почи­тая роди­те­лей, чело­век при­зван почтить Того, Кто через них даро­вал ему жизнь.

Почи­та­лись уго­див­шие Богу люди и до Рож­де­ства Хри­стова. Иногда даже Самого Бога назы­вали по имени этих людей. Сам Гос­подь гово­рил юноше Иакову, буду­щему пат­ри­арху Изра­илю: “Я Гос­подь, Бог Авра­ама, отца твоего, и Бог Исаака…” [4]. Назы­вал Бога по имени людей и Иисус Хри­стос [5]. Гово­рил Он также и о том, что святые пра­вед­ники в Небес­ном цар­стве будут зани­мать особое поло­же­ние: “…тогда пра­вед­ники вос­си­яют, как солнце, в Цар­стве Отца их” [6].

Писа­ние гово­рит и о дей­ствен­но­сти молитв святых: “И воз­несся дым фимиама с молит­вами святых от руки Ангела пред Бога…” [7].

Итак, почи­та­ние святых не есть изоб­ре­те­ние чело­ве­че­ское. Осно­ва­ния для этого мы в изоби­лии нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии.

Многие сек­танты при­во­дят слова апо­стола Павла о том, что “…един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус” [8]. На осно­ва­нии этих слов они делают вывод: если посред­ник один – Хри­стос, то и молится можно непо­сред­ственно только ему. Так бы оно и было, если бы мы согла­си­лись с их пони­ма­нием слова “посред­ник”. Для них “посред­ник” – пере­да­точ­ная инстан­ция, для нас это некий мост между небом и землей, тот, кто объ­еди­нил нас с Богом. Хри­стос стал един­ствен­ным посред­ни­ком в том смысле, что Он един­ствен­ный кто соеди­нил в себе Боже­ство и чело­ве­че­ство, и через это соеди­не­ние чело­ве­че­ское есте­ство обрело бес­смер­тие. О таком посред­нике взывал пра­вед­ный Иов, и через него как бы весь Ветхий Завет: “Нет между нами посред­ника, кото­рый поло­жил бы руку свою на обоих нас” [9].

В про­цессе же духов­ной жизни чело­века посред­ни­ками (т.е. помощ­ни­ками) вполне могут быть уго­див­шие Богу люди. В притче Христа о богаче и Лазаре, богач обра­ща­ется с моль­бой к чело­веку – Авра­аму о помощи своим живу­щим на земле срод­ни­кам [10]. Соб­ственно, обра­ща­ясь с молит­вой к святым, мы, в конеч­ном счете, обра­ща­емся к Богу, ибо не мыслим святых отдельно от Него, и пони­маем, что “всякое даяние благое и всякий совер­шен­ный дар свыше исхо­дит” [11].

Святые в Церкви – образцы пра­виль­ной хри­сти­ан­ской жизни, рав­ня­ясь на них, исполь­зуя их опыт, их молитвы, поуче­ния, книги, мы можем пра­вильно совер­шать свой духов­ный путь. Но одно­вре­менно с этим – они и помощ­ники на этом пути. Своими молит­вами к Богу, своей любо­вью, кото­рую они при­об­рели в резуль­тате пра­виль­ного хри­сти­ан­ского подвига, они под­дер­жи­вают нас. Этот факт – неоспо­рим. Мно­го­ве­ко­вой духов­ный опыт Церкви тысячи раз под­твер­ждал его.

“Дивен Бог во святых Своих…” – вос­кли­цал еще задолго до Рож­де­ства Хри­стова один из таких святых – пророк Давид. Именно так и надо пони­мать почи­та­ние святых: дивен Бог. А люди, в кото­рых Он вос­сиял, – достойны вся­че­ской похвалы и под­ра­жа­ния.

Чем же отли­ча­ются святые от обыч­ных людей? Дей­стви­тельно, в посла­ниях апо­сто­лов свя­тыми назы­ва­ются все члены пер­вен­ству­ю­щей Церкви. Первый век Хри­сто­вой Церкви был веком чрез­вы­чай­ных даро­ва­ний, когда бла­го­дать Божия почти види­мым обра­зов почи­вала на всех при­ни­мав­ших Кре­ще­ние. Бог нахо­дил много чистых сосу­дов – вме­сти­лищ для Своих даров. Позже, хри­сти­ане, спо­соб­ные полу­чить и удер­жать в себе дары Свя­того Духа, стали довольно редки. По ред­ко­сти, таких людей стали особо отме­чать. По роду жиз­нен­ного подвига их стали раз­де­лять на кате­го­рии или “лики”.

Цер­ковь знает лики: святых апо­сто­лов – уче­ни­ков и про­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых и упо­до­бив­шихся им в этом слу­же­нии – рав­ноап­о­столь­ных святых; муче­ни­ков и вели­ко­му­че­ни­ков – тех кто своей смер­тью засви­де­тель­ство­вал истин­ность своей веры; испо­вед­ни­ков – постра­дав­ших за Христа не до смерти, но пере­нес­ших тем­ницы и стра­да­ния; свя­ти­те­лей – святых, про­си­яв­ших в епи­скоп­ском сане; пре­по­доб­ных – святых мона­хов; пра­вед­ни­ков – тех, кто, живя в миру, пока­зал обра­зец хри­сти­ан­ского жития; Христа ради юро­ди­вых – особых подвиж­ни­ков, про­во­дя­щих полную само­от­вер­же­ния и сми­ре­ния жизнь посреди мира, отка­зав­шихся при этом не только от семьи, соб­ствен­но­сти, поло­же­ния в обще­стве, но и от самого своего разума [12].

Святые были во все вре­мена и по всех стра­нах, где только ста­но­ви­лось известно имя Хри­стово. Они про­во­дили свою святую жизнь на цар­ских пре­сто­лах и в нищен­ских тру­що­бах, у алта­рей храмов и в лаге­рях, среди семьи и в мона­сты­рях, в пустын­ных горах и вра­же­ском плену: везде и всюду. Но среди этого мно­го­об­ра­зия, охва­ты­ва­ю­щего века и про­стран­ства, они имели одно общее: Духа Свя­того. Они своим жиз­нен­ным подви­гом давали воз­мож­ность Духу Божию жить в себе, ста­но­ви­лись созна­тель­ными ору­ди­ями Божи­ими, и через них Он творил свои вели­кие дела.

Дары Свя­того Духа (нагляд­ное пре­бы­ва­ние его в святых было пока­зано Мото­ви­лову прп. Сера­фи­мом Саров­ским) даются всем людям. В самих Таин­ствах Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния мы полу­чаем залог свя­то­сти и спа­се­ния. Но почти никто не сохра­няет в себе эти дары. Еще в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена было ска­зано, что в “… лука­вую душу не войдет пре­муд­рость и не будет оби­тать в теле, пора­бо­щен­ном греху, ибо святый Дух пре­муд­ро­сти уда­лится от лукав­ства и укло­нится от нера­зум­ных умство­ва­ний, и усты­дится при­бли­жа­ю­щейся неправды” [13]. Бла­го­дать Свя­того Кре­ще­ния, дающая силу про­ти­во­сто­ять греху, при про­из­воль­ном впа­де­нии чело­века в грехи, поки­дает его. Чело­век оста­ется кре­ще­ным, назы­ва­ется именем хри­сти­а­нина, но на самом деле чужд Свя­тому Духу, а значит и спа­се­нию: “ты носишь имя, будто жив, но ты мертв” [14].

Дар Свя­того Духа, полу­чен­ный при Кре­ще­нии, не только должен быть сохра­нен пра­виль­ной жизнью, но и при­умно­жен. Очищая себя, откры­вая в тай­ни­ках своих сердец все новые и новые нечи­стоты, свой­ствен­ные всем потом­кам Адама и Евы, святые давали воз­мож­ность Богу жить в себе. “Прииди и все­лися в ны…” – взы­ваем мы в еже­днев­ных молит­вах, обра­ща­ясь в Свя­тому Духу Божию, но часто ли мы своей жизнью поз­во­ляем Ему это сде­лать? “В лука­вую душу не войдет пре­муд­рость…”.

Святые, с помо­щью Божией, своим жиз­нен­ным подви­гом, пока­я­нием, молит­вой, испол­не­нием запо­ве­дей Хри­сто­вых, очи­стили себя от этого лукав­ства, и Дух Божий пришел и все­лился в них.

Нам нико­гда не вырасти в меру прп. Анто­ния Вели­кого или прп. Сера­фима Саров­ского. Но есть и другая мера свя­то­сти, и ее достичь нам необ­хо­димо: мера раз­бой­ника бла­го­ра­зум­ного. Уви­деть себя греш­ным, осо­знать всем серд­цем свое паде­ние, искренне сми­риться и пока­яться – тоже дар Свя­того Духа. Самый первый дар, только после него могут быть все осталь­ные. Прп. Исаак Сирин гово­рил, что уви­деть себя (свои грехи), выше, чем уви­деть ангела, и что пла­чу­щий о грехах своих выше вос­кре­ша­ю­щего мерт­вых.

Эта мера доступна и нам, к ней мы можем и должны стре­миться. Только достиг­нув такого состо­я­ния – сми­ре­ния и пока­я­ния – мы можем насле­до­вать Небес­ное Цар­ство Хри­стово, со всеми свя­тыми от века Ему уго­див­шими.


При­ме­ча­ния:

1. Мф.4:10.
2. Евр.1:3.
3. 2Кор.4:4.
4. Быт.28:13.
5. Мф.22:32; Мк.12:26.
6. Мф.13:43. Об этом также: Мф.8:11; Лк.13:28 и Лк.16:23.
7. Откр.8:4. Об этом также: Откр.5:8 и Откр.8:3.
8. 1Тим.2:5.
9. Иов.9:33.
10. Лк.16:24.
11. Из “Заам­вон­ной молитвы” на Литур­гии Свт. Иоанна Зла­то­устого.
12. Юрод­ство – в пере­воде “безум­ство”. Юро­ди­вые для мира ста­но­ви­лись как бы сума­сшед­шими, спе­ци­ально пре­тер­пе­вая уко­ре­ния и оскорб­ле­ния от счи­тав­ших их тако­выми людей.
13. Прем.1:4–5.
14. Откр.3:17.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки