Главная » Алфавитный раздел » Трезвение » О посте и духовном трезвении
Распечатать Система Orphus

О посте и духовном трезвении

( О посте и духовном трезвении 1 голос: 5 из 5 )

Святейший Патриарх Алексий II,

Москва, 19 февраля 2007 г.

– Ваше Святейшество, в эти дни у православных христиан начался Великий пост. Что, по Вашему мнению, должно быть главным для каждого верующего в эти дни?

– Действительно, вновь мы вступили в спасительное поприще Великого поста. Это благоприятное время для покаяния, молитвенного обращения к Богу и духовного осмысления своей жизни. По древней церковной традиции накануне Святой Четыредесятницы христиане испрашивают прощение друг у друга, поскольку только взаимное примирение может стать прочной основой для достойного прохождения Великого поста.

Сорокадневный пост и следующая за ним Страстная седмица установлены Церковью для того, чтобы каждый христианин, очищая себя воздержанием, молитвой и покаянием, получил возможность более действенно, чем обычно, внести борьбу со своими греховными навыками и наклонностями. Одна из главных целей Великого поста – помочь нам достигнуть духовного трезвения.

– Что значит это слово, Ваше Святейшество? И в чем должно заключаться это трезвение?

– Трезвение – это добродетель внимательного отношения к собственной духовной жизни, в противовес рассеянности. Эта добродетель нам особенно необходима сегодня, когда наше общество во многом утрачивает традиционные духовные ориентиры и тем самым – часто не осознавая того – подвергает себя значительной опасности. Каждого из нас окружает множество угроз, как внешних, так и внутренних. Стихийные бедствия и природные катаклизмы, терроризм, наркомания и алкоголизм, а также другие виды греховной зависимости становятся источником опасности, как для самого человека, так и для окружающих его людей. В таких условиях человеку особенно необходимо быть внимательным к своей духовной жизни.

– Ваше Святейшество, как известно, пост называется временем воздержания. Воздержания не только от скоромной пищи. По правилам Церкви, даже семейные отношения должны быть в это время отмечены воздержанием от супружеской близости. Может быть, вопрос прозвучит наивно, но – не препятствует ли это повышению рождаемости?

– Я добавлю к сказанному Вами: пост – это время воздержания не только в пище и в супружеских отношениях; это время воздержания от греховных привычек. Временное самоограничение, как свидетельствует опыт Православия, оказывает благотворное влияние на человека. Кстати, с этим согласны и ученые, которые также пришли к выводу о пользе воздержания. Пост, соблюдаемый в соответствии с традициями Церкви, позволяет человеку сосредоточиться на молитве, углубиться в размышления о предметах духовных.

И вот именно этой сосредоточенности, по моему мнению, не хватает нам сегодня для того, чтобы преодолеть и наши личные греховные привычки, и общественные недуги. Всюду царит рассеянность и дух развлечения; культивируется нарочито легкомысленный, поверхностный подход ко всему – начиная с проблем семьи и воспитания детей и заканчивая религиозными вопросами или упомянутой Вами проблемой демографии.

К великому сожалению, цифры статистики свидетельствуют о ежегодной убыли населения нашей страны. И Церковь постоянно обращает внимание на то, что причины нарастающего демографического кризиса лежат не столько в области социально-экономических проблем, сколько в духовной сфере. Настоящими причинами сокращения рождаемости и увеличения смертности являются распространившиеся в обществе пороки – алкоголизм, наркомания, аборты. А для борьбы с этими общественными недугами каждому из нас необходимо прежде всего то духовное трезвение, о котором мы говорим. И воздержание в широком смысле, соблюдение церковных установлений в отношении поста являются теми инструментами, которые помогают нам укрепиться духовно.

Опыт благочестивой жизни, накопленный поколениями наших предков, свидетельствует о том, что благодатная «подпитка», которую получают верующие в дни Великого поста, является тем единственным надежным фундаментом, на котором возможно выстроить и крепкую семью, и долгосрочную демографическую политику в масштабах всего государства.

– Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, в чем в наши дни проявляется та духовная рассеянность, о которой Вы упомянули?

– К сожалению, проявлений этой рассеянности вокруг нас очень много. Это и преобладание в эфирах теле– и радиоканалов развлекательных программ, а в прессе – откровенно соблазнительных публикаций, и необычайное развитие индустрии развлечений – казино, ночных клубов и прочих подобных заведений. Все это оказывает на человека, на его душу разрушающее воздействие, расслабляет его духовно.

Кроме того, обратите внимание на цифры статистики, свидетельствующие, например, о количестве гибнущих в дорожно-транспортных происшествиях. Мы редко задумываемся об этом, но такие цифры ужасают: на наших дорогах каждый год погибает более 30 тысяч человек! Вдумайтесь, ведь это – население целого города. А сколько людей получают травмы, становятся инвалидами, лишаются кормильцев. Плач и страдания наполняют дома многих семей.

При расследовании подобных происшествий весьма часто делается вывод о том, что причиной того или иного несчастного случая стал так называемый «человеческий фактор». С точки зрения Церкви такие явления как пренебрежение правилами дорожного движения, техникой безопасности, беспечность, халатность, лихачество и подобные им, безусловно, являются грехом, поскольку представляют собой серьезную угрозу не только для тех, кто одержим подобными греховными страстями, но и для ни в чем не повинных людей, в том числе детей. Это есть лишь одно из проявлений духовной рассеянности и расслабленности, надо признать – трагическое проявление.

– Какие Вы, Ваше Святейшество, видите пути для исправления этой ситуации?

– Пора совместными усилиями, «всем миром», как говорили и действовали наши благочестивые предки во времена общенародных испытаний, преодолеть эту беду, дабы перекрестки улиц и обочины дорог не превращались в места, отмеченные крестами памяти о жертвах дорожно-транспортных происшествий. Наш долг и святая обязанность – беречь священный дар жизни, заботиться о благополучии ближних, останавливать зло и содействовать благу.

Святая Церковь предлагает нам благодатные средства, как для диагностики духовных болезней, так и для их врачевания. Чтобы научиться распознавать свои греховные недуги, всем нам следует чаще обращаться ко Господу со словами великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Очевидно, что после осознания своих греховных страстей каждый ответственный христианин должен приложить все усилия для их искоренения.

– Ваше Святейшество, что бы Вы хотели пожелать читателям газеты в эти дни, в дни Великого поста?

– В спасительные и благоприятные дни Святой Четыредесятницы от всего сердца молитвенно желаю, чтобы все мы глубоко восприняли призыв Святой Церкви к исправлению жизни, достойно и с пользой духовной прошли поприще Великого поста и в радости встретили Светлое Христово Воскресение.

Желаю всем верующим укрепиться духовно благодатными дарами Святой Церкви. Пусть помощь Божия сопутствует каждому из нас в дни Великого поста и на всем нашем жизненном пути.

 

Патриархия.Ru

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru