Память Божия

***

Па́мять Бо́жия – 1) бого­слов­ское выра­же­ние, ука­зы­ва­ю­щее на Боже­ствен­ное все­ве­де­ние, на совер­шен­ное знание Им всего, что когда-либо про­ис­хо­дило, про­ис­хо­дит, может или имеет про­изойти; 2) непре­стан­ное молит­вен­ное памя­то­ва­ние при трудах и заня­тиях о Боже­ствен­ном при­сут­ствии, все­ви­де­нии и все­дей­ствии.

Память Божию можно опре­де­лить как жизнь чело­ве­че­ского духа, воз­лю­бив­шего своего Бога и стре­мя­ще­гося к посто­ян­ному еди­не­нию с Ним. Это еди­не­ние и эта жизнь осу­ществ­ля­ются через испол­не­ние Его запо­ве­дей, в осо­бен­но­сти Его запо­веди о молитве, через рас­кры­тие в себе еван­гель­ской воли.

«Глав­ное, в чем надо упраж­няться, есть память Божия, или хож­де­ние в при­сут­ствии Божием. Ста­рай­тесь при­об­ре­тать навык всегда быть в созна­нии и чув­стве, что нахо­ди­тесь под оком Божиим, про­ни­ка­ю­щим всю глу­бину вашего сердца и все внут­рен­ние дви­же­ния ваши видя­щим. Молитва Иису­сова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить перед Богом» (свт. Феофан Затвор­ник). Но в то же самое время – посто­ян­ное повто­ре­ние крат­кой молитвы не всегда есть память Божия: вне искрен­него иска­ния Бога всей жизнью оно будет бес­силь­ным и бес­плод­ным поку­ше­нием на невоз­мож­ное.

«Сооб­разно с запо­ве­дию, – гово­рит св. Гри­го­рий Синаит, – должно пред­по­чи­тать всему запо­ведь все­объ­ем­лю­щую – память Божию, о коей гово­рится: Помни Гос­пода Бога твоего всегда (Втор. 8:18). Ибо отчего гибнем, про­ти­во­по­лож­ным тому и сохра­нены быть можем. Губит же нас забве­ние Бога, мраком покры­вая запо­веди и обна­жая нас от вся­кого добра». «Хри­сти­а­нин обязан всегда иметь памя­то­ва­ние о Боге, ибо напи­сано:воз­лю­биши Гос­пода Бога твоего от всего сердца твоего (Втор. 6:5), то есть, не только когда вхо­дишь в молит­вен­ный дом, люби Гос­пода, но и нахо­дясь в пути, и бесе­дуя, и вкушая пищу, имей памя­то­ва­ние о Боге, и любовь и при­вер­жен­ность к Нему» (преп. Мака­рий Вели­кий. Д I, 241).

Нам все кажется, что наше отно­ше­ние к Богу законно исчер­пы­ва­ется испол­не­нием неко­то­рых нрав­ствен­ных правил и про­слу­ши­ва­нием цер­ков­ных служб. Но Богу нужны не наши «пра­вила», а наша любовь. Мило­сти хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Когда же в отно­ше­нии нас – боль­ных, слабых и заня­тых своими делами – воз­ни­кает тре­бо­ва­ние любви к Богу, мы, дога­ды­ва­ясь, что это дело гораздо труд­нее и страш­нее, чем при­выч­ное испол­не­ние неко­то­рых нрав­ствен­ных и обря­до­вых норм, что это откры­вает перед нами иной, боже­ствен­ный мир, – ужа­са­емся и отсту­паем. «Это не для нас, – гово­рим мы, – это выше нас». Если мы будем откро­венны, то скажем: «Мы этого боимся и не хотим».

В ска­за­ниях про Анто­ния Вели­кого есть такой рас­сказ: «Пришли одна­жды какие-то братия к св. Анто­нию, и гово­рят ему: дай нам настав­ле­ние, как спа­стись. Старец отве­чал им: вы слы­шали Писа­ние? И сего очень довольно для вас. Но они ска­зали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услы­шать. Тогда старец сказал им: в Еван­ге­лии ска­зано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5:39). Они гово­рят ему: мы не можем сего сде­лать. Старец сказал: если вы не можете под­ста­вить другой, по край­ней мере пере­но­сите удары в одну. И этого не можем, отве­чали те. Если и этого не можете, сказал старец, по край­ней мере, не пла­тите ударом на удар. Братия ска­зали: и сего не можем. Тогда св. Анто­ний сказал уче­нику своему: при­го­товь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а дру­гого не хочете, то что я вам сделаю?» (Д I – 121).

Из книги: С. И. Фудель, «ПУТЬ ОТЦОВ»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки