О реин­кар­на­ции (пере­се­ле­нии душ)

иерей Андрей (Хвыля-Олин­тер),
к.ю.н. про­рек­тор по науке
Бел­го­род­ской духов­ной семи­на­рии

Термин “реин­кар­на­ция” озна­чает, как известно, “инкар­ни­ро­вать снова”. Слово “инкар­ни­ро­вать” про­ис­хо­дит от латин­ского слова inkarnatio — вопло­ще­ние. Термин carnal озна­чает “плоть и кровь” — то есть нечто физи­че­ское, мате­ри­аль­ное. Поня­тия “реин­кар­на­ция”, “пере­се­ле­ние душ”, “пере­во­пло­ще­ние”, “метем­пси­хоз” имеют почти тож­де­ствен­ное зна­че­ние. Спе­ци­а­ли­сты по рели­гиям отме­чают нали­чие раз­лич­ных домыс­лов, пыта­ю­щихся обос­но­вать реин­кар­на­цию в зави­си­мо­сти от клю­че­вых осо­бен­но­стей соот­вет­ству­ю­щих веро­уче­ний. Истин­ное хри­сти­ан­ство по своей сути абсо­лютно несов­ме­стимо с идеей реин­кар­на­ции. Если какой-либо чело­век сим­па­ти­зи­рует измыш­ле­ниям о реин­кар­на­ции или, тем более раз­де­ляет их, то он явно не пра­во­слав­ный. Кри­тике реин­кар­на­ции посвя­щен ряд заме­ча­тель­ных иссле­до­ва­ний, прежде всего – диа­кона Андрея Кура­ева и док­тора фило­соф­ских наук В. Шохина. В насто­я­щей статье при­во­дятся допол­ни­тель­ные све­де­ния, полез­ные для пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров.

Пра­во­слав­ные мис­си­о­неры должны по воз­мож­но­сти точно знать взгляды своих духов­ных про­тив­ни­ков. Поэтому вна­чале кратко изло­жим пони­ма­ние реин­кар­на­ции теми ее сто­рон­ни­ками, кото­рые стоят на пози­ции псевдо-восточ­ного син­те­ти­че­ского веро­уче­ния (напри­мер, сто­рон­ни­ков и после­до­ва­те­лей А.Ч. Бхак­ти­ве­данты Свами Праб­ху­пады). Будем исполь­зо­вать здесь фраг­менты тек­стов из их соб­ствен­ных книг.

Подоб­ные веро­уче­ния, при­ни­ма­ю­щие гипо­тезу реин­кар­на­ции, опре­де­ляют ее как пере­се­ле­ние лич­но­сти, или души из ста­рого или бес­по­лез­ного тела в новое тело. Знание о реин­кар­на­ции, по мнению ее неово­сточ­ных при­вер­жен­цев, можно полу­чить двумя путями:

  1. вос­хо­дя­щим мето­дом, то есть попыт­кой понять Абсо­лют­ную истину силой чув­ствен­ного вос­при­я­тия и умствен­ного ана­лиза;
  2. нис­хо­дя­щий метод, то есть полу­че­нием инфор­ма­ции об Абсо­лют­ной Истине от Абсо­лют­ной Истины, от Бога, через свя­щен­ное писа­ние, через Пара­матму (Гос­пода в сердце), муд­ре­цов или святых лич­но­стей про­шлого, живу­щего духов­ного учи­теля — гуру.

Сто­рон­ники гипо­тезы реин­кар­на­ции ука­зы­вают, что посто­ян­ная и тож­де­ствен­ная сама себе лич­ность (“я”) — это не тело, осно­вы­ва­ясь на факте дина­мич­ной измен­чи­во­сти тела в про­цессе мета­бо­лизма (обмена веществ). С другой сто­роны, они раз­де­ляют ум (мысли) и лич­ность, отме­чая то, что умо­за­клю­че­ния могут кон­тро­ли­ро­ваться лич­но­стью. Они пишут, что “ваши грубое и тонкое тела мате­ри­альны по сущ­но­сти, но ваша сущ­ность — дух”. Этот дух (духов­ную энер­гию) они счи­тают уни­вер­саль­ной осно­вой любого про­яв­ле­ния жизни в рас­те­ниях, живот­ных, людях. В свою оче­редь мате­ри­аль­ную энер­гию они назы­вают низшей, потому, что она не живая и не обла­дает созна­нием. Инди­ви­ду­аль­ную духов­ную энер­гию они назы­вают жиз­нен­ной части­цей, душой и счи­тают ее навечно неде­ли­мой еди­ни­цей, кото­рую невоз­можно раз­де­лить или раз­ру­шить. В прямом смысле уми­ра­ния нет, есть лишь нахож­де­ние лич­но­сти либо в теле, либо вне тела. По их учению, суще­ство­ва­ние души не может закон­читься, потому что она — искра Божия. Пони­ма­ние этого они счи­тают нача­лом само­осо­зна­ния лич­но­стью своей истин­ной сущ­но­сти.

Если лич­ность сознает Бога, то после физи­че­ской смерти она воз­вра­ща­ется в духов­ный мир, Цар­ство Бога. Но если она не вполне сознает Бога, когда остав­ляет свое тело, — если у нее все еще есть мате­ри­аль­ные жела­ния и при­вя­зан­но­сти и ей еще при­чи­та­ется кар­ми­че­ская реак­ция — то, как счи­тают сто­рон­ники реин­кар­на­ции, она полу­чает другое мате­ри­аль­ное тело, она должна реин­кар­ни­ро­вать. Побор­ники реин­кар­на­ции думают, что пере­се­ле­ние душ ана­ло­гично мета­бо­лизму, осо­бенно такому, кото­рое наблю­да­ется у насе­ко­мых с их мета­мор­фо­зами, напри­мер, яйца, гусе­ницы, куколки и бабочки. По мысли идео­ло­гов неово­сточ­ных куль­тов, пере­се­ле­ние души из ста­рого тела в новое про­ис­хо­дит не скач­ком, а непре­рывно. Между этими двумя гру­быми мате­ри­аль­ными телами име­ется связь — тонкое мате­ри­аль­ное тело. Важно, что оно не духовно и не лич­ностно.

Мате­ри­аль­ный ум, покры­ва­ю­щий душу, якобы служит мостом между вопло­ще­ни­ями. Жела­ния и при­вя­зан­но­сти этого ума, кото­рые лич­ность раз­ви­вает в тече­ние жизни своего гру­бого мате­ри­аль­ного тела, не уми­рают после гибели этого тела. Они оста­ются с душой и служат соеди­ни­тель­ным звеном со сле­ду­ю­щим грубым телом. Ум — хра­ни­лище опытов чувств преды­ду­щих и, даже, после­ду­ю­щих жизней. Причем пом­нить живые суще­ства могут лишь по мило­сти Бога. Именно мате­ри­аль­ные жела­ния явля­ются при­чи­ной реин­кар­на­ции согласно взгля­дам сто­рон­ни­ков этой гипо­тезы. Смерть тела вызы­вает уни­что­же­ние средств чув­ствен­ного удо­вле­тво­ре­ния, но не озна­чает гибели самих мате­ри­аль­ных жела­ний, душа берет их с собой. Это есть жела­ние души быть в мате­ри­аль­ном мире.

Бог знает жела­ние души, ува­жает ее волю, и поэтому воз­вра­щает ее в мир в теле, тип кото­рого соот­вет­ствует этим вле­че­ниям. Пока у души име­ется стрем­ле­ние насла­ждаться мате­рией, то, как пред­по­ла­гают при­няв­шие гипо­тезу реин­кар­на­ции, Бог будет давать ей грубые мате­ри­аль­ные тела одно за другим. При этом ум подо­бен ядру, вокруг кото­рого раз­ви­ва­ется новое мате­ри­аль­ное тело. Тонкое тело — место­на­хож­де­ние все­воз­мож­ных жела­ний и планов — это форма, в соот­вет­ствии с кото­рой выби­ра­ется и растет грубое тело. Здесь уже при­рода дает душе тело опре­де­лен­ного типа. То, к чему душа наи­бо­лее при­вя­зана, будет пре­об­ла­дать во время смерти. Если же во время смерти лич­ность погру­жена в любовь к Богу, то она отправ­ля­ется к Богу.

Созна­ние лич­но­сти, по мнению сто­рон­ни­ков реин­кар­на­ции, опре­де­ляет ее буду­щее тело, но именно нынеш­ние дей­ствия чело­века, или карма, опре­де­ляют его созна­ние. Сан­скрит­ское слово karma — карма озна­чает “обряд, дей­ствие, деяние”. Именно карма фор­ми­рует тонкое тело. Дей­ствия, выпол­ня­е­мые в любов­ном слу­же­нии Богу, не дают ника­кой кар­ми­че­ской реак­ции, не создают мате­ри­аль­ную энер­гию.

Хоро­шая карма озна­чает хоро­шее дей­ствие и удо­воль­ствие, а плохая — плохое дей­ствие и боль. Кроме того, лич­ность может попасть на рай­ские, сред­ние или адские пла­неты. В первом случае удо­воль­ствия наи­бо­лее сильны, а в послед­нем — соот­вет­ственно, стра­да­ния. Веч­ного ада сто­рон­ники измыш­ле­ний о реин­кар­на­ции не при­знают.

Живот­ные, однако, не создают ника­кой кар­ми­че­ской реак­ции. По утвер­жде­нию после­до­ва­те­лей гипо­тезы реин­кар­на­ции только в чело­ве­че­ской форме созда­ется та или иная карма и душа отправ­ля­ется вверх или вниз. Блуж­да­ния души от одной смерти к другой назы­ва­ются “сам­сара”. Но любая душа рано или поздно якобы обя­за­тельно воз­вра­ща­ется к чело­ве­че­ской форме жизни и тогда может сойти с колеса рож­де­ний и смерти. Чело­ве­че­ская форма жизни — един­ствен­ная форма, пре­бы­вая в кото­рой, душа ответ­ственна за свои дей­ствия. Но она не цель: она служит точкой взлета к дей­стви­тель­ной цели, Цар­ству Бога, она есть форма ответ­ствен­но­сти. Чело­век может осо­знать Абсо­лют­ную Истину и начать раз­ви­тие своего созна­ния Бога.

Созна­ние Бога озна­чает созна­вать Его, созна­вать то, что лич­ность есть Его ребе­нок, Его якобы неотъ­ем­ле­мая частица. Он — самый Доро­гой Друг и Вер­хов­ный Воз­люб­лен­ный, Истин­ный Вла­де­лец лич­но­сти. Однако часто души в мате­ри­аль­ном мире пыта­ются ста­но­виться лож­ными гос­по­дами, вла­сти­те­лями и под­дель­ными богами. Такие дей­ствия, или карма, при­вя­зы­вают их колесу рож­де­ний и смер­тей. Тот, кто любит Бога чистой любо­вью, кто тру­дится для Него из одной только радо­сти, полу­ча­е­мой от слу­же­ния Ему, назы­ва­ется бхакти-йогом. Такая душа осво­бож­да­ется от колеса рож­де­ний и смер­тей. Она после остав­ле­ния своего тела сразу дости­гает при­роды Бога.

Для дости­же­ния такого спа­се­ния, согласно измыш­ле­ниям о реин­кар­на­ции, необ­хо­димы три усло­вия:

  1. нужно осво­бо­диться от мате­ри­аль­ных жела­ний;
  2. не нужно созда­вать ника­кой новой кар­ми­че­ской реак­ции, а тонкое тело должно быть очи­щено от всех кар­ми­че­ских реак­ций, кото­рые в нем есть;
  3. не должно быть ника­кой при­вя­зан­но­сти или так назы­ва­е­мой любви ни к какой мате­ри­аль­ной форме, в том числе к людям.

Дове­рен­ные слуги Бога, живу­щие чистым слу­же­нием Ему, назы­ва­ются у сто­рон­ни­ков гипо­тезы реин­кар­на­ции пара­ма­хам­сами или лебе­де­по­доб­ными.

В подоб­ных веро­уче­ниях весь мате­ри­аль­ный мир, высшие и низшие пла­неты — место стра­да­ний. Весь нынеш­ний исто­ри­че­ский период отне­сен к веку Кали (хаоса, ссор, заме­ша­тель­ства). Для них сверху донизу сама мате­рия (прaкрити) и мате­ри­аль­ное суще­ство­ва­ние — адское, вре­мен­ное, убогое, несо­вер­шен­ное. Мате­ри­аль­ный мир вос­при­ни­ма­ется как якобы извра­щен­ное отра­же­ние духов­ного мира.

С другой сто­роны, согласно рас­смат­ри­ва­е­мым веро­уче­ниям, мате­ри­аль­ная при­рода есть энер­гия Бога. Мате­ри­аль­ный мир, по их мнению, пред­на­зна­чен для того, чтобы быть вос­ста­но­ви­тель­ным цен­тром, школой, исправ­ля­ю­щей частью Цар­ства Бога для мятеж­ных душ. Гос­подь созна­тельно и пред­на­ме­ренно сделал мате­ри­аль­ное изме­ре­ние местом мате­ри­аль­ного стра­да­ния, а также удо­воль­ствия. Всем в равной сте­пени дана сво­бода выбора слу­жить Богу или нет. Закон кармы каса­ется всех.

Для при­няв­ших учение о реин­кар­на­ции неесте­ственно не стра­да­ние или несча­стья живых существ, а пре­бы­ва­ние души здесь, в мате­ри­аль­ном мире. Рай — это лишь более высо­кий уро­вень чув­ствен­ного насла­жде­ния и опять смерти, а поэтому не при­вле­кает пре­дан­ного Богу. Чистая душа в этих мате­ри­аль­ных мирах якобы по правде не там, где кажется, что она нахо­дится. На самом деле она с Богом, она — живое про­дол­же­ние Цар­ства Бога, про­яв­ля­ю­ще­еся в мате­ри­аль­ном мире. В свою оче­редь погру­же­ние в ад лишает душу памяти о Боге, умень­шает ее созна­ние Бога. Таковы кратко изло­жен­ные неко­то­рые осо­бен­но­сти одного из псев­до­во­сточ­ных измыш­ле­ний о реин­кар­на­ции.

Рас­смот­рим взгляд саен­то­ло­гов на эту про­блему. Согласно этому псев­до­на­уч­ному веро­уче­нию (по мнению многих спе­ци­а­ли­стов по рели­гиям — раз­но­вид­но­сти сата­низма, везде объ­яв­ля­ю­щей о своей особой тща­тель­ной науч­но­сти) “сам чело­век есть дух, кон­тро­ли­ру­ю­щий тело через разум”. Этот дух (по ново­язу саен­то­ло­гов — тетан) “спо­со­бен созда­вать про­стран­ство, энер­гию, массу время”. Тетан “отде­лим от тела (что не вызы­вает смерти тела) и спо­со­бен управ­лять им и кон­тро­ли­ро­вать его, будучи вне его”. Тетан “не забо­тится о том, чтобы пом­нить жизнь, кото­рую он только что прожил, — после того, как он рас­ста­ется с телом и разу­мом”. “Умирая, чело­век всегда экс­те­ри­о­ри­зи­ру­ется, то есть, попа­дает в такое состо­я­ние тетана (самого чело­века), когда он нахо­дится вне тела и обре­тает уве­рен­ность, что он явля­ется самим собой, а не своим телом”. Чело­век — тетан, “экс­те­ри­о­ри­зи­ро­вав­шись, как пра­вило воз­вра­ща­ется на пла­нету и обычно добы­вает себе другое тело, при­над­ле­жа­щее к расе того же типа”.

Пара­са­ен­то­логи пыта­ются дать опре­де­ле­ние “обла­сти между жиз­нями: то, что про­ис­хо­дит с тета­ном во вре­мен­ном про­ме­жутке между поте­рей тела и при­об­ре­те­нием нового. После смерти тела тетан поки­дает его и направ­ля­ется в опре­де­лен­ное место, где он “докла­ды­ва­ется” и где его застав­ляют забыть все. Затем его посы­лают назад, на Землю, в новое тело, прямо перед тем, как оно рож­да­ется”. В само­уве­рен­ной сек­тант­ской манере саен­то­логи утвер­ждают, якобы точно уста­нов­лено, что тетан бес­смер­тен и что сам не может реально уме­реть, и “под­де­лы­вает смерть забы­ва­нием”. Однако они ввели поня­тие “трак вре­мени”, кото­рое обо­зна­чает “после­до­ва­тель­ную запись умствен­ных обра­зов — кар­ти­нок, кото­рые накап­ли­ва­ются на про­тя­же­нии жизни или жизней чело­века”. Этот трак якобы “очень точно дати­ро­ван”. Трак вре­мени — “это полная после­до­ва­тель­ность собы­тий “сейчас”, в кото­рых пол­но­стью содер­жатся все вос­при­я­тия, полу­чен­ные чело­ве­ком за все время его суще­ство­ва­ния”.

То есть, согласно саен­то­ло­гии, в земной телес­ной жизни чело­век не помнит о своем про­шлом бытие, однако где-то хра­нится подроб­ней­шая запись преды­ду­щих собы­тий всех его жизней. Такое пони­ма­ние реин­кар­на­ции сло­жи­лось в саен­то­ло­гии, как сами они, ничуть не сму­ща­ясь, пишут, в связи с тем, что “знание, лежа­щее в основе этого веро­уче­ния, берет свое начало в ядер­ной физике, высшей мате­ма­тике и в пони­ма­нии, кото­рым обла­дали древ­ние на Востоке”.

Необ­хо­димо пом­нить, что трак­то­вок реин­кар­на­ции в восточ­ных и псев­до­во­сточ­ных веро­уче­ниях чрез­вы­чайно много, но все они появи­лись не как резуль­тат пря­мого боже­ствен­ного Откро­ве­ния, а как плод субъ­ек­тив­ного язы­че­ского мисти­че­ского виде­ния “риши” — древ­них муд­ре­цов-про­вид­цев или пре­тен­ду­ю­щих на эту роль совре­мен­ных “гуру” — учи­те­лей. Поэтому при изу­че­нии восточ­ной и псев­до­во­сточ­ной лите­ра­туры наблю­да­ются исто­ри­че­ские изме­не­ния пони­ма­ния реин­кар­на­ции и свя­зан­ных с ней кос­мо­ло­ги­че­ских, антро­по­ло­ги­че­ских, соте­рио­ло­ги­че­ских и иных про­блем. В иудей­ской каб­ба­ли­стике также допус­ка­ется (не отвер­га­ется) воз­мож­ность реин­кар­на­ции.

Пра­во­слав­ные восто­ко­веды-индо­логи ука­зы­вают на серьез­ные и непре­одо­ли­мые про­ти­во­ре­чия в гипо­тезе реин­кар­на­ции. “Кон­цеп­ция кармы отож­деств­ля­ется, прежде всего, с так назы­ва­е­мым зако­ном кармы, по кото­рому “исто­рия инди­вида” под­чи­ня­ется жест­кой детер­ми­на­ции при­чинно-след­ствен­ных связей, обу­слов­ли­ва­ю­щей и каче­ствен­ные, и коли­че­ствен­ные харак­те­ри­стики насто­я­щей жизни инди­вида его пред­ше­ству­ю­щими телес­ными, сло­вес­ными и мен­таль­ными дей­стви­ями.

Сан­сара — единая иерар­хи­че­ская лест­ница реин­кар­на­ции, по кото­рой бес­чис­лен­ные инди­виды вос­хо­дят или нис­хо­дят в зави­си­мо­сти от баланса заслуг или порока, сло­жив­ше­гося в преды­ду­щих вопло­ще­ниях (пре­иму­ще­ственно в послед­нем). Она без­на­чальна, а потому без­на­ча­лен и сам мир как сцена этой игры с раз­ными телами, но для тех, чье незна­ние устра­нено, она может иметь конец, кото­рый сов­па­дает с дости­же­нием “осво­бож­де­ния” (мокша) как высшей цели чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния”.

Но есть один важный вопрос: Кто же или что, “соб­ственно, пере­во­пло­ща­ется в соот­вет­ствии со своими дея­ни­ями, ибо высший Атман (суть, сущ­ность, само­тож­де­ствен­ность) не под­вер­га­ется ника­ким изме­не­ниям посред­ством добрых или злых деяний — как и достиг­ший позна­ния Атмана уже не бес­по­ко­ится о том, почему он не совер­шил добро или совер­шил зло”. Невоз­можно при­нять сам прин­цип воз­да­я­ния (ретри­бу­тив­ный прин­цип), состав­ля­ю­щий основу дан­ного учения. “Падшие” люди нака­зы­ва­ются вопло­ще­нием, при кото­ром они, с одной сто­роны, не могут в их новом состо­я­нии ради­каль­ной дегра­да­ции осо­знать ни меры своих преж­них про­ступ­ков, ни сте­пени своего нака­за­ния, с другой — проч­ней­шим обра­зом “закреп­ля­ются” в этих формах в своем падшем состо­я­нии. В живот­ном состо­я­нии они не спо­собны оце­нить свое про­шлое, сде­лать необ­хо­ди­мые выводы и испра­виться. Поэтому полу­ча­ется фикция воз­да­я­ния, то есть ретри­бу­тив­ного прин­ципа. Учение о пере­во­пло­ще­нии пред­по­ла­гает, во-первых, без­на­чаль­ность того, что соот­вет­ствует душе, и, во-вторых, “сво­бод­ный” “нефик­си­ро­ван­ный” харак­тер ее связи с телес­ными обра­зо­ва­ни­ями, кото­рые выпол­няют некую внеш­нюю функ­цию.

В целом реин­кар­на­ция, как еди­но­гласно ука­зы­вают все пра­во­слав­ные спе­ци­а­ли­сты, никак не сов­ме­стима со сле­ду­ю­щими основ­ными хри­сти­ан­скими дог­ма­тами (пере­чень док­тора фило­соф­ских наук В. Шохина):

  • С дог­ма­том о тво­ре­нии — поскольку он озна­чает, что нетвар­ным, без­на­чаль­ным нача­лом может быть только Бог, кото­рый явля­ется Твор­цом всего сущего, в том числе и души.
  • С дог­ма­том о тво­ре­нии чело­века в част­но­сти — поскольку уже первый чело­век был создан как нераз­де­ли­мое лич­ност­ное един­ство одной души (отоб­ра­жа­ю­щей образ Нетвар­ного бытия, но твар­ной по при­роде) и одного тела, создан­ных вместе и “при­вя­зан­ных” друг к другу их общим Созда­те­лем, и пере­дал это нераз­дель­ное един­ство всем своим потом­кам.
  • С дог­ма­том о Бого­во­пло­ще­нии — поскольку уже сам Бог “вос­при­ни­мает” в свое лич­ност­ное ипо­стас­ное един­ство одну чело­ве­че­скую душу, нераз­дельно свя­зан­ную с одним телом, а не меняет свои телес­ные формы в тече­ние каж­дого миро­вого пери­ода (кото­рые без­на­чальны и бес­чис­ленны).
  • С дог­ма­том об Искуп­ле­нии — поскольку оно пред­по­ла­гает, во-первых, глу­бин­ное, онто­ло­ги­че­ское един­ство чело­ве­че­ского рода, кото­рое в свете учения о карме и сан­саре пол­но­стью “раз­мы­ва­ется” и, во-вторых, уни­каль­ную воз­мож­ность “сте­реть руко­пи­са­ния” чело­ве­че­ских про­ступ­ков, кото­рая несов­ме­стима с самим прин­ци­пом “закона кармы”.
  • С дог­ма­том о Вос­кре­се­нии — поскольку воче­ло­ве­чив­шийся Бог соеди­ня­ется после своей чело­ве­че­ской смерти со своим един­ствен­ным телом, а вслед за ним и чело­ве­че­ские души должны соеди­ниться со своими един­ствен­ными (а не бес­ко­неч­ными) телами в конце времен.
  • С дог­ма­том о Воз­не­се­нии — поскольку вос­крес­ший Бог “под­твер­ждает” здесь свое ипо­стас­ное един­ство со своим един­ствен­ным телом навсе­гда для того, чтобы не только чело­ве­че­ская душа, но и тело могло быть “обo­жено”.

Поэтому конеч­ной задаче чело­века, постав­лен­ной перед ним в хри­сти­ан­стве — “обo­же­нию” — идеал, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щий из учения о реин­кар­на­циях — “осво­бож­де­ние” про­ти­во­стоит самым ради­каль­ным обра­зом. В первом случае речь идет о полном вос­ста­нов­ле­нии лич­но­сти в душевно-телес­ном един­стве ее при­роды и о реа­ли­за­ции в чело­веке “подо­бия” Божия. Во втором — о полном разъ­еди­не­нии того, что можно назвать душев­ными и телес­ными ком­по­нен­тами инди­вида посред­ством после­до­ва­тель­ного демон­ти­ро­ва­ния лич­ност­ного само­со­зна­ния (резуль­тат кото­рого и мыс­лится как окон­ча­тель­ное выздо­ров­ле­ние субъ­екта).

Неда­ром буд­ди­сты, все веря­щие в реин­кар­на­цию, пишут: “Совер­шенно ложное воз­зре­ние — это омра­чен­ность разума, отри­ца­ю­щего про­шлую и буду­щую жизни, закон кармы и подоб­ное или веря­щего, что пер­во­при­чи­ной существ явля­ется Бог, При­рода и подоб­ное” (Из веро­учеб­ных книг Чже Цон­капа). Это для них есть наи­худ­шая из всех десяти клеш, то есть фак­то­ров, “взба­ла­му­чи­ва­ю­щих поток пси­хики”. Буд­ди­сты пре­красно осо­знают абсо­лют­ную несов­ме­сти­мость хри­сти­ан­ской веры в Бога и закона кармы.

Необ­хо­димо, в связи с неко­то­рыми спе­ку­ля­ци­ями сто­рон­ни­ков гипо­тезы реин­кар­на­ции, напом­нить об отли­чии плоти от тела. Первое есть весь дина­мич­ный чело­ве­че­ский орга­низм в каждый кон­крет­ный момент непре­рыв­ного мета­бо­лизма. Плоть всегда и непре­рывно меня­ется. Какой плоть будет после Вос­кре­се­ния, нам не ведомо. Телом же в насто­я­щих бесе­дах назы­ва­ется та физи­че­ская, нервно-пси­хи­че­ская и иная реаль­ность, кото­рая застав­ляет все атомы, моле­кулы, клетки, органы и их сово­куп­но­сти функ­ци­о­ни­ро­вать необ­хо­ди­мым обра­зом и в нужных для орга­низма местах, регу­ли­рует обмен веществ, дви­же­ния и другие про­цессы плоти. Разум управ­ляет телом, а не соб­ственно плотью. По воле, авто­ма­ти­че­ски, а часто и помимо воли чело­века тело управ­ляет плотью. Можно пред­по­ло­жить, что душе после смерти чело­века остав­ля­ется его тело, а плоть, состо­я­щую из кон­крет­ных атомов, пре­дают погре­бе­нию.

Теперь кратко рас­смот­рим пра­во­слав­ное отно­ше­ние к этой про­блеме. Клю­че­вым момен­том явля­ются стихи Библии: “И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему [и] по подо­бию Нашему, и да вла­ды­че­ствуют они над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, [и над зве­рями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле. И сотво­рил Бог чело­века по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; муж­чину и жен­щину сотво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог, и сказал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею, и вла­ды­че­ствуйте над рыбами мор­скими [и над зве­рями,] и над пти­цами небес­ными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щимся по земле” (Быт.1.26–28.). Из них сле­дует, прежде всего, то, что чело­век сотво­рен Единым Богом из ничего (в исход­ном тексте книги Бытия при­ме­нен особый глагол древ­не­ев­рей­ского языка, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий тво­ре­ние из ничего) по Своему образу, то есть тоже уни­каль­ным, цель­ным и непо­вто­ри­мым, не име­ю­щим ника­кой предъ­и­сто­рии. Важен и сле­ду­ю­щий стих Библии: “И создал Гос­подь Бог чело­века из праха зем­ного, и вдунул в лице его дыха­ние жизни, и стал чело­век душею живою” (Быт.2.7.). Он сви­де­тель­ствует о каче­ствен­ном отли­чии чело­века от любой иной живой твари, потому что только ему Сам Бог непо­сред­ственно вдунул дыха­ние жизни.

В про­стран­ном хри­сти­ан­ском Кате­хи­зисе пра­во­слав­ной кафо­ли­че­ской восточ­ной Церкви свя­ти­теля Фила­рета напи­сано, что при вос­кре­се­нии мерт­вых, в соот­вет­ствии с пра­во­слав­ным веро­уче­нием, все тела умер­ших людей, соеди­ня­ясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бес­смертны. “Сеется тело душев­ное, вос­стает тело духов­ное. Есть тело душев­ное, есть тело и духов­ное” (1Кор.15.44.). “Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут насле­до­вать Цар­ствия Божия, и тление не насле­дует нетле­ния. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изме­нимся вдруг, во мгно­ве­ние ока, при послед­ней трубе; ибо вос­тру­бит, и мерт­вые вос­крес­нут нетлен­ными, а мы изме­нимся. Ибо тлен­ному сему над­ле­жит облечься в нетле­ние, и смерт­ному сему облечься в бес­смер­тие. Когда же тлен­ное сие обле­чется в нетле­ние и смерт­ное сие обле­чется в бес­смер­тие, тогда сбу­дется слово напи­сан­ное: погло­щена смерть побе­дою” (1Кор.15.50–54.). Вос­крес­нут все умер­шие; а у тех, кото­рые до вре­мени общего вос­кре­се­ния оста­нутся в живых, грубые нынеш­ние тела (плоть) мгно­венно изме­нятся в духов­ные и бес­смерт­ные. Вос­кре­се­ние мерт­вых про­изой­дет при конце сего види­мого мира. Сей тлен­ный мир кон­чится тем, что пре­об­ра­зится в нетлен­ный мир посред­ством огня. До все­об­щего вос­кре­се­ния души пра­вед­ных нахо­дятся во свете, покое и пред­на­ча­тии веч­ного бла­жен­ства; а души греш­ных в про­ти­во­по­лож­ном сему состо­я­нии. Полное воз­да­я­ние по делам пред­опре­де­лено полу­чить пол­ному чело­веку, по вос­кре­се­нии тела (в новой плоти) и послед­нем суде Божием. “Ибо для меня жизнь – Хри­стос, и смерть – при­об­ре­те­ние. Если же жизнь во плоти достав­ляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею жела­ние раз­ре­шиться и быть со Хри­стом, потому что это несрав­ненно лучше” (Флп.1.21–23.).

Хри­сти­ан­ский Кати­хи­зис рас­кры­вает отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к суще­ство­ва­нию чело­века после его смерти, то есть и к спе­ку­ля­циям о реин­кар­на­ции. Но в рамках рели­ги­оз­ной фило­со­фии также можно лако­нично сфор­му­ли­ро­вать гру­бей­шие изъяны этой гипо­тезы. Сия идея, при­ня­тая в боль­шин­стве восточ­ных и псевдо-восточ­ных веро­уче­ний, про­ти­во­ре­чит ряду важ­ней­ших бого­слов­ских, фило­соф­ских и нрав­ствен­ных прин­ци­пов. В первую оче­редь нару­ша­ются прин­цип абсо­лют­но­сти Творца и основ­ные прин­ципы суще­ство­ва­ния твар­ного бытия:

1. Прин­цип абсо­лют­но­сти твор­че­ской потен­ции Бога.

Тво­ре­ние Абсо­лю­том как про­цесс абсо­лютно эффек­тив­ный, осу­ществ­ля­ется мини­маль­ными ресурс­ными затра­тами (до исче­за­юще малых) и дает мак­си­мум целе­вого раз­но­об­ра­зия твар­ному.

2. Прин­цип абсо­лют­ной любви Бога.

Сам Бог по Своей энер­гии есть абсо­лют­ная Любовь. Поэтому Творец дает в любви мак­си­мально воз­мож­ное благое бытие каж­дому твар­ному инди­ви­ду­аль­ному как цель­но­сти и любой сово­куп­но­сти их. Бытие всего твар­ного мира и каж­дого чело­века огра­ни­чи­вает лишь воля и мера этого чело­века, а также сово­куп­ность воль и мер всех других людей.

3. Прин­цип абсо­лют­ной жертвы Бога.

Как абсо­лют­ная Любовь Творец для пол­ного спа­се­ния любой твар­ной лич­но­сти в ее цель­ном бытии готов на абсо­лют­ную жертву любви, то есть жерт­во­вать Самим Собой Самому Себе через Самого Себя в Своем внут­рен­нем Тро­ич­ном сверх-бытии. Для мира, по пра­во­слав­ному учению, это есть Жертва Гол­гофы. При­ня­тие данной жертвы людьми зави­сит от жела­ния самой твар­ной лич­но­сти.

4. Прин­цип абсо­лют­ного совер­шен­ства твор­че­ской энер­гии Бога.

Каждое твар­ное инди­ви­ду­аль­ное и любая их сово­куп­ность есть един­ственно и наи­бо­лее воз­мож­ное совер­шен­ное. Но совер­шен­ное не озна­чает ста­тич­ной закон­чен­но­сти или зре­ло­сти, так как оно совер­шенно и своей дина­мич­но­стью во вре­мени. Совер­шен­ство лич­но­сти не пре­кра­ща­ется земной смер­тью. Иначе Бог несет ответ­ствен­ность за убий­ство, что невоз­можно из-за пунк­тов 2 и 3. Реин­кар­на­ция пред­по­ла­гает, что совер­шен­ным явля­ется лишь часть инди­ви­ду­аль­но­сти.

5. Прин­цип абсо­лют­ной пол­ноты бытия твар­ного.

Внутри и вне каж­дого твар­ного инди­ви­ду­аль­ного (осо­бен­ного) все свя­зано со всем наи­бо­лее полным коли­че­ством связей и пред­став­ляет собой цель­ную систему. Это сле­дует из пунк­тов 1–3, ибо ослаб­ле­ние хотя бы одной связи есть ума­ле­ние Абсо­лют­ного. Реин­кар­на­ция нару­шает пол­ноту внут­рен­них связей в инди­ви­ду­аль­но­сти.

6. Прин­цип все­объ­ем­лю­щей цель­но­сти бытия твар­ного.

Каждое твар­ное инди­ви­ду­аль­ное пред­став­ляет собой цель­ную систему, в кото­рой мак­си­мально задей­ство­ваны все ее части. Это сле­дует из пунк­тов 1–4, ибо частич­ное исполь­зо­ва­ние хотя бы одного звена есть ума­ле­ние Абсо­лют­ного. Чело­век создан цель­ным по своей при­роде. Реин­кар­на­ция рас­чле­няет цель­ную инди­ви­ду­аль­ность на пере­да­ва­е­мую и отбра­сы­ва­е­мую части.

7. Прин­цип абсо­лют­ной непо­вто­ри­мо­сти бытия твар­ного.

Невоз­можно нали­чие двух оди­на­ко­вых инди­ви­ду­аль­но­стей или любых их частей во всем твар­ном бытии, вре­мени и про­стран­стве. Также невоз­мо­жен пере­ход без раз­ру­ше­ния при­роды и каче­ствен­ных изме­не­ний какой-либо части одной инди­ви­ду­аль­но­сти в другую инди­ви­ду­аль­ность. Иначе ума­ля­ется Абсо­лют. Реин­кар­на­ция нару­шает прин­цип непо­вто­ри­мо­сти пере­хо­дом одной и той же души в разные инди­ви­ду­аль­но­сти.

8. Прин­цип полной зави­си­мо­сти каж­дого твар­ного от всего твар­ного.

Энер­гия Бога влияет на все всем и через все. Поэтому про­шлое зави­сит от буду­щего, про­стран­ство от вре­мени, боль­шое от малого и наобо­рот. Отсюда сле­дует, напри­мер, общая ответ­ствен­ность всех людей за част­ные грехи каж­дого чело­века и наобо­рот. Реин­кар­на­ция пред­по­ла­гает момент неза­ви­си­мого пере­носа кармы от одного тела к дру­гому в акте пере­дачи ее после­ду­ю­щему вопло­ще­нию.

9. Прин­цип сохра­не­ния твар­ного.

Все, при­су­щее твар­ному, не исче­зает, но может пере­хо­дить в другую форму. После смерти тело изме­ня­ется, но не теря­ется для лич­но­сти и не меняет своей при­роды. Реин­кар­на­ция про­ти­во­ре­чит этому, так как пред­по­ла­гает смену тела и по его при­роде.

10. Прин­цип невоз­мож­но­сти точных пред­ска­зу­е­мо­сти и пред­ви­де­ния со сто­роны твар­ного.

Любое пред­ска­за­ние, пред­ви­де­ние или пони­ма­ние ука­за­ния Бога твар­ным не может быть точным, а есть лишь частич­ное (такая правда, кото­рая позна­ется лишь после свер­ше­ния собы­тия), ибо точное пред­ска­за­ние или пред­ви­де­ние про­ти­во­ре­чит пункту 7 и ума­ляет Абсо­лют. Этот прин­цип дей­ствует не только в отно­ше­нии буду­щего, но и про­шлого. Любая модель не может точно соот­вет­ство­вать твар­ной реаль­но­сти, ибо это есть ума­ле­ние Абсо­люта. Напри­мер, заве­домо ложны “вос­по­ми­на­ния” якобы про­шлых жизней, отож­деств­ля­е­мых как свои одной и той же лич­но­стью, так как отож­деств­ле­ние есть при­сво­е­ние иной цель­ной и непо­вто­ри­мой инди­ви­ду­аль­но­сти. Это про­ти­во­ре­чит так назы­ва­е­мым “дока­за­тель­ствам” истин­но­сти реин­кар­на­ции, опи­ра­ю­щимся на извест­ные случаи подоб­ных вос­по­ми­на­ний.

11. Прин­цип полной личной ответ­ствен­но­сти за само­ре­а­ли­за­цию своего бытия.

Каждая лич­ность отве­чает перед собой, любой иной инди­ви­ду­аль­но­стью и Твор­цом за само­ре­а­ли­за­цию всей цель­ной пол­но­той своей при­роды (телом, пси­хи­кой, волей, умом, созна­нием, сове­стью) во всем про­стран­стве и вре­мени своего бытия. Эта ответ­ствен­ность не может быть пере­дана иной лич­но­сти без ее и вза­им­ного доб­ро­воль­ного согла­сия. В теории реин­кар­на­ции ответ­ствен­ность пере­да­ется без­лич­ност­ной кармой, поэтому в таком случае делает одна цель­ная лич­ность, а отве­чает другая.

12. Прин­цип пол­ного про­ще­ния Богом.

Истин­ное и полное рас­ка­я­ние перед Богом по данным Им Самим пра­ви­лам пол­но­стью сни­мает послед­ствия греха для лич­но­сти и ее при­роды во всей цель­но­сти и пол­ноте. Отри­ца­ние этого про­ти­во­ре­чит пункту 2 и 3 и ума­ляет Абсо­лют. Выбор зави­сит только от сво­бод­ной воли лич­но­сти. Поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти в реин­кар­на­ции.

13. Прин­цип абсо­лют­ного ува­же­ния Богом воли лич­но­сти.

Творец абсо­лютно ува­жает волю и жела­ния каждой лич­но­сти при выборе ею того или иного дей­ствия, но резуль­тат этого дей­ствия зави­сит от воли и жела­ния всех лич­но­стей. Не все совер­ша­ется по воле Бога, но против воли Бога не совер­ша­ется ничего. Но воля есть каче­ство единой и цель­ной при­роды чело­века, а не какой-либо части его. Реин­кар­на­ция рас­чле­няет волю.

14. Прин­цип обще­ния душ между собой.

Души любых людей могут общаться между собой вне вре­мени и про­стран­ства види­мого мира, так как соеди­няют види­мый и неви­ди­мый миры. Послед­ний же имеет другую, не физи­че­скую струк­туру. Пред­по­ло­жи­тельно так объ­яс­нимы случаи “вспо­ми­на­ния якобы преды­ду­щих (и даже якобы буду­щих!) жизней”, кото­рые на самом деле невоз­можны из-за неиз­беж­ного рас­чле­не­ния цель­ной инди­ви­ду­аль­но­сти при при­зна­нии реин­кар­на­ции.

15. Прин­цип соблю­де­ния прав и сво­боды лич­но­сти.

В пра­во­вой сфере учение о реин­кар­на­ции грубо нару­шает права и сво­боду лич­но­сти. Согласно этой идее, каждый чело­век через без­лич­ност­ную карму ока­зы­ва­ется ответ­ствен­ным за деяния других людей (так назы­ва­е­мых иных вопло­ще­ний).

Особо сле­дует еще раз оста­но­виться на досто­верно зафик­си­ро­ван­ных слу­чаях “вспо­ми­на­ния якобы преды­ду­щих (и даже якобы буду­щих!) жизней”. Духовно-мисти­че­ски этот фено­мен воз­можно объ­яс­нить, если вспом­нить, что под­лин­ным носи­те­лем веры всегда пред­стает тот или иной, при­ня­тый чело­ве­ком дух. Через выбран­ного лич­но­стью духа веры про­ис­хо­дит сбли­же­ние и как бы соеди­не­ние (еди­не­ние) духовно род­ствен­ных чело­ве­че­ских душ, и содер­жа­ние одной жизни словно бы ими­ти­ру­ется в памяти иного разума.

Но Дух истины обе­ре­гает уни­каль­ность чело­века, кото­рая есть след­ствие того, что все люди созданы по образу Бога. В случае дей­ствия духов лжи истин­ное уни­каль­ное бытие пред­стает в иска­жен­ном, дефор­ми­ро­ван­ном, иллю­зор­ном виде, якобы соеди­ня­ю­щем непо­вто­ри­мые и цель­ные инди­ви­ду­аль­но­сти. Появ­ля­ются искус­ствен­ные алго­рит­ми­че­ские циклы реин­кар­на­ций, и кари­ка­тур­ная модель вытес­няет реаль­ную кар­тину в созна­нии чело­века. Это раз­но­вид­ность духов­ной болезни. Тогда подоб­ный чело­век начи­нает вос­при­ни­мать иного как будто бы себя, иден­ти­фи­ци­рует, отож­деств­ляет себя с другой непо­вто­ри­мой лич­но­стью, дез­ори­ен­ти­ру­ется, утра­чи­вает ощу­ще­ние своей и иной без­услов­ной цен­но­сти.

Неко­то­рые сто­рон­ники спе­ку­ля­ций вокруг домыс­лов о реин­кар­на­ции пыта­ются найти под­твер­жде­ние своей пози­ции в стихах Нового Завета. В част­но­сти, они весьма вольно трак­туют слова Гос­пода Иисуса Христа о про­роке Иоанне Кре­сти­теле и про­роке Илии. Диакон Андрей Кураев пока­зал несо­сто­я­тель­ность ссылок на Новый Завет при попыт­ках оправ­дать измыш­ле­ния о реин­кар­на­ции. Кроме того, еще раз про­яс­ня­ется необ­хо­ди­мость глу­бо­кого пре­бы­ва­ния в Свя­щен­ном Пре­да­нии (живом слове Божием) при изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния. “Ибо мы отча­сти знаем, и отча­сти про­ро­че­ствуем; когда же наста­нет совер­шен­ное, тогда то, что отча­сти, пре­кра­тится… Теперь мы видим как бы сквозь туск­лое стекло, гада­тельно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отча­сти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1Кор.13.9–12). Божие Откро­ве­ние не пости­га­ется само­уве­рен­ным чело­ве­че­ским рас­суд­ком или помо­щью лука­вых духов, в том числе и в отно­ше­нии посмерт­ного буду­щего каж­дого чело­века и чело­ве­че­ства.

В заклю­че­ние статьи при­ве­дем несколько прак­ти­че­ских при­ме­ров, пока­зы­ва­ю­щих, к чему при­во­дит при­ня­тие идеи реин­кар­на­ции.

Рас­смот­рим вна­чале неко­то­рые клю­че­вые аспекты веро­уче­ния Центра Обществ Созна­ния Кришны в России (ЦОСКР), име­ю­щие отно­ше­ние к гипо­тезе реин­кар­на­ции. Неод­но­кратно лидеры и адепты этой орга­ни­за­ции заяв­ляли, что осно­вой их дея­тель­но­сти явля­ется прин­цип нена­си­лия. Поэтому сле­до­вало бы ожи­дать, что ЦОСКР отно­сится к самым мирным и без­обид­ным рели­ги­оз­ным орга­ни­за­циям. Так ли это? В спра­воч­нике по деструк­тив­ным куль­там, выпу­щен­ным Сино­даль­ным мис­си­о­нер­ским отде­лом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, при­ве­дены мно­го­чис­лен­ные при­меры из их под­лин­ных книг, пока­зы­ва­ю­щие пони­ма­ние в МОСК (сле­до­ва­тельно, и в ЦОСКР) прин­ципа “нена­си­лия” в отно­ше­нии к людям. В соот­вет­ствии с ним “наси­лие” — любое дей­ствие, отда­ля­ю­щее душу чело­века именно от Кришны, а “нена­си­лие” — все равно какое дей­ствие, лишь бы оно при­бли­жало душу к Кришне в ее пере­во­пло­ще­ниях (реин­кар­на­циях). Поэтому убий­ства людей, в зави­си­мо­сти от взгля­дов МОСК, могут трак­то­ваться им или как наси­лие, или как нена­си­лие. Убий­ство же чело­века, неве­ру­ю­щего в Кришну, может стать даже благом для уби­ва­е­мого. Далее, физи­че­ская смерть чело­века есть для криш­на­и­тов лишь “смена тела” как одежды для вечной души. Важно, что высшие кри­те­рии нрав­ствен­но­сти криш­на­и­тов нахо­дятся вне добра и зла, вне мате­ри­аль­ного мира (как иллю­зии). Все опре­де­ля­ется целями Кришны, но так, как они пони­ма­ются лиде­рами МОСК.

В итоге прин­цип “нена­си­лия” в культе ока­зы­ва­ется совсем иным, чем пони­ма­е­мый правом и тра­ди­ци­он­ной чело­ве­че­ской нрав­ствен­но­стью. Якобы “нена­си­лие” обо­ра­чи­ва­ется наси­лием, оправ­дан­ным рели­ги­оз­ной уста­нов­кой.

Подоб­ные тексты в веро­учеб­ных книгах МОСК допус­кают оправ­да­ние экс­тре­мизма и наси­лия, если они трак­ту­ются самим куль­том или его ответв­ле­ни­ями как совер­ша­е­мые в созна­нии Кришны или, что тоже самое, во имя Кришны, или, что тоже самое, в под­чи­не­нии пред­ста­ви­телю Кришны, в испол­не­нии ука­за­ний истин­ного духов­ного учи­теля, в роли слуг слуги Кришны. При­хо­дится кон­ста­ти­ро­вать, что здесь име­ется система оправ­да­ния наси­лия по отно­ше­нию к неве­ру­ю­щим в Кришну и, даже, сти­му­ли­ро­ва­ния к нему.

В зна­чи­тель­ной мере это объ­яс­ня­ется выбо­ром МОСК в каче­стве своей глав­ней­шей веро­учеб­ной книги именно “Бха­га­ват-Гиты”, опи­сы­ва­ю­щей в соци­ально-поли­ти­че­ской линии сюжета под­го­товку пра­ви­те­лей к кро­ва­вой битве ради власти и оправ­ды­ва­ю­щей войну с рели­ги­озно-фило­соф­ских пози­ций, но явля­ю­щейся лишь малой частью гигант­ского индий­ского язы­че­ского эпоса — Махаб­ха­раты.

Раз­гадка столь пора­зи­тель­ной мета­мор­фозы поня­тия “нена­си­лия” у криш­на­и­тов нахо­дится, глав­ным обра­зом, в реин­кар­на­ции. Дело в том, что, как уже выше отме­ча­лось, цен­ность каждой кон­крет­ной лич­но­сти в глазах сто­рон­ни­ков этой анти­хри­сти­ан­ской гипо­тезы ста­но­вится исче­за­юще малой. А для пра­во­слав­ных каждый кон­крет­ный чело­век более ценен, чем весь вне­лич­ност­ный мир, ибо он создан по образу Бога.

Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния в той или иной форме прак­ти­куют почти все культы, при­зна­ю­щие реин­кар­на­цию. В инду­изме име­ются подоб­ные древ­ние обычаи. Иногда они явля­ются “обык­но­вен­ными” обря­дами повсе­днев­ной жизни инду­сов. Напри­мер, так назы­ва­е­мое “сати” — само­со­жже­ние вдов. В сего­дняш­ней Индии еже­годно реги­стри­ру­ются несколько тысяч подоб­ных риту­а­лов. Этот обряд напря­мую связан с идеей пере­во­пло­ще­ния. “Сати” вос­при­ни­ма­ется как искуп­ле­ние за грехи про­шлых жизней. Завер­ше­ние жиз­нен­ного пути в пла­мени погре­баль­ного костра счи­та­ется духов­ным подви­гом вдовы. О совер­шив­ших “сати” брах­маны сла­гают гимны, в их честь у инду­ист­ских храмов ставят особые камни с изоб­ра­же­нием солнца, луны и правой руки с рас­кры­той ладо­нью. А жен­щины, кото­рые не реша­ются на это ужас­ное само­убий­ство, ста­но­вятся в глазах многих совре­мен­ных инду­сов пари­ями, изго­ями.

Тибет­ский буд­дизм также при­но­сит кро­ва­вые чело­ве­че­ские жертвы в форме тайных древ­них тан­три­че­ских риту­а­лов, где бла­жен­ство дости­га­ется при муках живого суще­ства. В юртах вер­хов­ных лам висит чело­ве­че­ская кожа, содран­ная с невин­ных жертв — это их необ­хо­ди­мая молит­вен­ная при­над­леж­ность “тулум”. Ока­зы­ва­ется, у “миро­лю­би­вых” буд­ди­стов риту­аль­ное убий­ство чело­века очи­щает душу.

После­до­ва­тели Е. Бла­ват­ской и Рери­хов готовы при­но­сить мас­штаб­ные чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния на алтарь про­гресса и эво­лю­ции, мас­ки­руя их под искус­ствен­ный отбор наи­бо­лее достой­ных рас и циви­ли­за­ций.

Весьма ценят чело­ве­че­ские жертвы сата­ни­сты, пого­ловно веря­щие в реин­кар­на­цию. Учи­тель рос­сий­ских сата­ни­стов Али­стер Кроули похва­лялся, что с 1912 по 1928 год при­но­сил в жертву в сред­нем по 150 мла­ден­цев еже­годно. Он писал до своего низ­вер­же­ния в ад: “глупо счи­тать, что убивая жертву, мы при­но­сим ей вред. Напро­тив, это самая бла­го­сло­вен­ная и мило­серд­ная из всех смер­тей, поскольку эле­мен­тар­ный дух тут же объ­еди­ня­ется с Боже­ством, то есть дости­гает цели, к кото­рой он стре­мился в тече­ние мно­го­чис­лен­ных вопло­ще­ний”. Здесь глав­ный сата­нист нашей эпохи, автор криш­на­ит­ской книги “Бха­га­вад-гита как она есть” и прочие обо­жа­тели реин­кар­на­ции уди­ви­тельно еди­но­душны.

Пра­во­сла­вие и реин­кар­на­ция несов­ме­стимы!

Хри­сти­ане отвер­гают реин­кар­на­цию и в прин­ципе не могут про­лить чело­ве­че­скую, всякую иную кровь ради куль­то­вого риту­ала. Для спа­се­ния верных пра­во­слав­ных хри­стиан, любых жела­ю­щих этого людей и всего мира истин­ную Жертву один раз и навсе­гда принес Сам Бог. “Ибо не знав­шего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех, чтобы мы в Нем сде­ла­лись пра­вед­ными пред Богом” (2Кор.5.21.). “Таков и должен быть у нас Пер­во­свя­щен­ник: святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков и пре­воз­не­сен­ный выше небес, Кото­рый не имеет нужды еже­дневно, как те пер­во­свя­щен­ники, при­но­сить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совер­шил это одна­жды, при­неся в жертву Себя Самого. Ибо закон постав­ляет пер­во­свя­щен­ни­ками чело­ве­ков, име­ю­щих немощи; а слово клят­вен­ное, после закона, поста­вило Сына, на веки совер­шен­ного” (Евр.7.26–28).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки