Реинкарнация

См. раздел: ТЕОРИЯ РЕИНКАРНАЦИИ

Реинкарна́ция – (от. лат. reincarnatio – пере­во­пло­ще­ние, повтор­ное вопло­ще­ние) – 1) поня­тие, лежа­щее в основе рели­ги­озно-фило­соф­ских пред­став­ле­ний о воз­мож­но­сти или неиз­беж­но­сти пере­во­пло­ще­ний неких бес­смерт­ных сущ­но­стей (душ, духов и пр.) после телес­ной смерти или при иных обсто­я­тель­ствах; 2) теория о пере­во­пло­ще­нии людей в иные суще­ства.

***

Каково христианское отношение к реинкарнации?

Учение о пере­се­ле­нии душ в хри­сти­ан­стве отвер­га­лось с самого начала суще­ство­ва­ния Церкви, поскольку всту­пало в прямое про­ти­во­ре­чие с бого­от­кро­вен­ным хри­сти­ан­ским уче­нием о душе, теле, посмерт­ном бытии души, част­ном суде, буду­щем вос­кре­се­нии мерт­вых, Страш­ном суде. Цен­траль­ной кон­цеп­цией хри­сти­ан­ского веро­уче­ния о посмерт­ной жизни чело­века явля­ется догмат о телес­ном вос­кре­се­нии и вечной жизни в вос­ста­нов­лен­ных и обнов­лен­ных телах, что авто­ма­ти­че­ски исклю­чает необ­хо­ди­мость каких-то пере­во­пло­ще­ний души. Именно поэтому ран­не­хри­сти­ан­ские писа­тели и апо­ло­геты уде­ляли боль­шое вни­ма­ние обсуж­де­нию и кри­тике гно­сти­цизма, пред­при­ни­мав­шего попытки инте­гра­ции хри­сти­ан­ского бого­сло­вия с пред­став­ле­ни­ями пифа­го­ре­изма и нео­пла­то­низма, в основе кото­рых лежало учение о реин­кар­на­ции.

Среди ран­не­хри­сти­ан­ских дви­же­ний учение о реин­кар­на­ции (но не в том смысле, какой в это поня­тие вкла­ды­ва­ется сего­дня) под­дер­жи­вал ори­ге­низм, кото­рый был осуж­ден на Пятом Все­лен­ском соборе (см. Гипо­теза пред­су­ще­ство­ва­ния душ). Впо­след­ствии идею реин­кар­на­ции при­ни­мала сред­не­ве­ко­вая гно­сти­че­ская секта ката­ров, рас­смат­ри­вав­ших каждую душу как пад­шего ангела, рож­да­ю­ще­гося вновь и вновь в мате­ри­аль­ном мире, создан­ном Люци­фе­ром (см.: Д.С. Бирю­ков. Книга ере­ти­ков)

Оче­ред­ная попытка обос­но­вать связь хри­сти­ан­ского бого­сло­вия с реин­кар­на­цией была пред­при­нята в конце XIX – начале XX века пред­ста­ви­те­лями тео­со­фии. Согласно их мнению, не име­ю­щему под собой ника­ких осно­ва­ний, кото­рое позд­нее нашло сто­рон­ни­ков среди при­вер­жен­цев дви­же­ния нью-эйдж, учение о реин­кар­на­ции при­ни­ма­лось ран­ними хри­сти­а­нами, но впо­след­ствии было отверг­нуто.

Имеются ли в Библии указания на переселение душ?

Апо­стол Павел одно­значно сви­де­тель­ствует: «Чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27), при этом термин «вос­кре­се­ние» встре­ча­ется в Библии десятки раз, а термин «пере­во­пло­ще­ние» – ни разу!

Мог ли Мелхиседек быть предыдущим воплощением Иисуса Христа?

Чтобы при­нять подоб­ное утвер­жде­ние, при­дется отверг­нуть Боже­ствен­ность Иисуса Христа и пере­кро­ить все дог­ма­ти­че­ское учение, что для хри­сти­а­нина кате­го­ри­че­ски невоз­можно. Мел­хи­се­дек явля­ется одной их тех исто­ри­че­ских фигур Вет­хого Завета, о кото­рых оста­лось весьма немного инфор­ма­ции. Апо­стол Павел, в част­но­сти, сооб­щает о том, что Мел­хи­се­дек был «Без отца, без матери, без родо­сло­вия, не име­ю­щий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр.7:3). Однако эти слова сви­де­тель­ствуют о том, что не име­ется ника­ких исто­ри­че­ских запи­сей, сви­де­тель­ству­ю­щих о его рож­де­нии, смерти, про­ис­хож­де­нии и т. д. Но из Книги Бытия известно, что свя­щен­ство Мел­хи­се­дека (на тот момент) было совер­шенно уни­каль­ным и подоб­ного сана, слу­же­ния не было ни у кого. И в этом отно­ше­нии его можно срав­ни­вать с Иису­сом Хри­стом, с учетом того, что онто­ло­ги­че­ское бытие Бога Слова  так же было вне вре­мени и не знало зем­ного род­ства. Апо­стол Павел ука­зы­вает на Мел­хи­се­дека, как на про­об­раз Христа и акцен­ти­рует вни­ма­ние на соот­вет­ству­ю­щие черты Гря­ду­щего Спа­си­теля. Поэтому искать в данном месте Свя­щен­ного Писа­ния какие-то реин­кар­на­ци­он­ные моменты абсурдно.

Нет ли намека на реинкарнацию в словах ап. Павла о том, что Господь возлюбил Иакова и возненавидел Исава прежде, чем они родились?

Ап. Павел пишет: «Когда они [Исаак и Иаков] еще не роди­лись и не сде­лали ничего доб­рого или худого [дабы изво­ле­ние Божие в избра­нии про­ис­хо­дило не от дел, но от При­зы­ва­ю­щего], ска­зано было ей: боль­ший будет в пора­бо­ще­нии у мень­шего… Итак, поми­ло­ва­ние зави­сит не от жела­ю­щего и не от под­ви­за­ю­ще­гося, но от Бога милу­ю­щего» (Рим.9:11–16). То есть пре­ды­з­бра­ние про­ис­хо­дит не по при­чине нали­чия у бра­тьев каких-то грехов в «про­шлых жизнях», а вслед­ствие все­ве­де­нья Божия, Его при­сут­ствия в насто­я­щем, про­шлом и буду­щем. Боже­ствен­ное отно­ше­ние свя­зано с аспек­тами буду­щих жизней ново­рож­ден­ных бра­тьев, а не с их мнимым про­шлым. Бог не явля­ется испол­ни­те­лем (или залож­ни­ком) каких-либо зако­нов (в том числе и кар­ми­че­ских), Он сво­бо­ден в Своих дей­ствиях и в Своих воле­вых реше­ниях, Его воле­ние всегда сво­бодно от каких-либо «дхарм». И в данном случае Исав про­об­ра­зует бого­из­бран­ный народ – евреев, а Иаков – новый народ, хри­стиан. В кон­тек­сте ска­зан­ного ап. Павлом, потеря Отцов­ского бла­го­сло­ве­ния наро­дом Изра­иля и бла­го­сло­ве­ние Отцом хри­стиан есть источ­ник про­об­раза и опи­сы­ва­е­мого собы­тия в исто­рии Вет­хого Завета.

Нет ли намека на реинкарнацию в словах «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5)?

В кон­тек­сте Книги про­рока Иере­мии оче­видно, что в данном случае речь идет не о пере­во­пло­ще­нии, а также о пред­ви­де­нии Бога: Он пред­на­зна­чил Иере­мию к осо­бому про­ро­че­скому слу­же­нию, когда тот еще не родился. Также в Псал­тыри есть такие слова: «Ты воз­вра­ща­ешь чело­века в тление и гово­ришь: воз­вра­ти­тесь, сыны чело­ве­че­ские» (Пс.89). Однако и в них неверно видеть ключ к реин­кар­на­ции, они явля­ются пере­фра­зи­ров­кой дру­гого биб­лей­ского изре­че­ния: «Ты прах, и в прах воз­вра­тишься» (Быт.3:19).

Мог ли Иоанн Предтеча быть перевоплотившимся прор. Илией (Мф.11:11–14, Мф.17:10–13)?

Для начала сле­дует вспом­нить, что св. прор. Илия, согласно Свя­щен­ному Писа­нию, не умирал, но был воз­не­сен на небо, и его душа не рас­ста­лась с телом, а соот­вет­ственно, его душа не могла «все­литься» в Иоанна Кре­сти­теля. Не стоит забы­вать и о том, что пророк Илия (именно как он, в своем «старом» теле) пред­стоял Гос­поду Иисусу Христу на Горе Пре­об­ра­же­ния вместе с Мои­сеем. Нако­нец, на прямой вопрос иеру­са­лим­ского свя­щен­ника «Не Илия ли ты» святой Иоанн отве­чает: «Нет» (Ин. 1:21). Может быть, Пред­теча просто не помнит о своем преж­нем вопло­ще­нии? По этому поводу даже ува­жа­е­мый защит­ни­ками реин­кар­на­ции Ориген гово­рит: «Как можно утвер­ждать, что тот, о ком Хри­стос сказал, что «из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля», может не знать, кто он есть, может скры­вать правду или давать оши­боч­ный ответ?» (Ком­мен­та­рии на Еван­ге­лие от Иоанна).

Почему же Иисус Хри­стос гово­рит об Иоанне Кре­сти­теле: «Он и есть Илия» (Мф.11:14), при том, что Пред­теча отри­цает свою тож­де­ствен­ность с вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком? В данном случае сле­дует обра­тить вни­ма­ние на рече­вой оборот, кото­рый исполь­зует Спа­си­тель – «Если хотите при­нять» (Мф.11:14) что явля­ется несо­мнен­ным ука­за­нием на ино­ска­за­тель­ность, алле­го­рич­ность речи. Иудеи не могли при­нять Мессии без того, чтобы прежде Илия не указал на Оного. Книж­ники исполь­зо­вали этот аргу­мент, воз­ра­жая против мес­си­ан­ского досто­ин­ства Иисуса Христа. И Гос­подь ука­зы­вает на того, кто испол­няет про­ро­че­ское слу­же­ние Илии. В данном случае Гос­подь ука­зы­вает не на тож­де­ствен­ность персон Иоанна и Илии, а на тож­де­ствен­ность и вели­чие их про­ро­че­ского слу­же­ния. Илия (вместе с Енохом, согласно пре­да­нию), должен будет явиться в конце времен, чтобы предо­сте­речь людей от покло­не­ния анти­хри­сту и про­по­ве­до­вать Христа. Поскольку миссия Иоанна также сво­дится к тому, чтобы ука­зать на Истин­ного Мессию, то Иисус Хри­стос и гово­рит о том, что Пред­теча несет слу­же­ние «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Под «духом» в данном случае пони­ма­ется не душа (не лич­ность), а особая бла­го­дат­ная сила. Что гово­рит Библия о «духе Илии»? «Опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:15). При­жиз­нен­ный ученик Илии Елисей перед воз­не­се­нием на небо своего учи­теля сказал ему «дух, кото­рый в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). В каче­стве знака пере­дачи бла­го­дат­ной про­ро­че­ской силы Илия остав­ляет Елисею милоть (шер­стя­ной плащ без рука­вов) – «И взял милоть Илии, упав­шую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Гос­подь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она рас­сту­пи­лась… И уви­дели его сыны про­ро­ков, кото­рые в Иери­хоне, издали, и ска­зали: опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:14–15). О таком пони­ма­нии сви­де­тель­ствуют мч. Иустин Фило­соф, свт. Иоанн Зла­то­уст и др.

Некоторые евреи считали, что Иоанн Креститель – один из воскресших пророков. Не означает ли это, что они верили в перевоплощение?

Абсурдно видеть воз­мож­ную веру иудеев в реин­кар­на­цию в еван­гель­ских словах: «В одно время, когда Он молился в уеди­нен­ном месте, и уче­ники были с Ним, Он спро­сил их: за кого почи­тает Меня народ? Они ска­зали в ответ: за Иоанна Кре­сти­теля, а иные за Илию; другие же гово­рят, что один из древ­них про­ро­ков вос­крес» (Лк.9:18–19). Во-первых, народ верил именно в реаль­ное вос­кре­се­ние одного из древ­них про­ро­ков, а не в мифи­че­ское пере­во­пло­ще­ние. Во-вторых, Иоанн Пред­теча и Иисус Хри­стос были фак­ти­че­ски ровес­ни­ками (Иоанн родился на пол­года раньше Гос­пода), род­ствен­ни­ками (Лк.1:36), а соот­вет­ственно, внеш­нее сход­ство и смыс­ло­вая похо­жесть про­по­веди (оба начи­нают оные с при­зыва «Покай­тесь») вполне могли поро­дить в народе слухи о том, что Иисус Хри­стос – вос­крес­ший Пред­теча.

Нет ли в словах «Если кто не родится вновь, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3:3) указания на реинкарнацию?

Сам кон­текст беседы с Нико­ди­мом пока­зы­вает, что Иисус Хри­стос повест­вует о духов­ном воз­рож­де­нии в этой жизни как о необ­хо­ди­мом пред­ва­ри­тель­ном усло­вии для жизни вечной, бла­жен­ной, а не о некоем повтор­ном рож­де­нии «души» в другом теле. Нико­дим спра­ши­вает: «Как может чело­век родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Нико­дим одно­значно пони­мает слова Гос­пода как ука­за­ние на некое второе рож­де­ние в этой жизни, а не в какой-то «сле­ду­ю­щей». «Иисус отве­чал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5). Вода в куль­туре той эпохи была источ­ни­ком жизни и сред­ством очи­ще­ния, и эти слова Гос­пода озна­чают, что новая жизнь под­ра­зу­ме­вает пока­я­ние, очи­ще­ние и при­ня­тие осо­бого Дара Божия, семени Нового Чело­века – Иисуса Христа.

Кроме того, вода играла важную роль в кос­мо­ло­гии Древ­него мира, где море ассо­ци­и­ро­ва­лось с пер­во­здан­ными водами хаоса, обо­зна­чен­ными в Быт.1:2 тер­ми­ном бездна (Быт.1:2). Однако в создан­ный Богом мир посред­ством чело­ве­че­ской сво­боды было зане­сено тление – смерть. Но, бла­го­даря Жертве Хри­сто­вой, смерть побеж­дена в своем корне, а в Таин­стве Кре­ще­ния совер­шатся, сози­да­ется (посред­ством Духа и воды) новый чело­век, про­ис­хо­дит онто­ло­ги­че­ски иное новое рож­де­ние. Именно поэтому здесь упо­треб­ля­ется термин, кото­рый можно пере­ве­сти, как «пере­во­пло­ще­ние», ибо пре­одо­ле­ва­ются рамки земной чело­ве­че­ской жизни и чело­век вво­дится в Веч­ность, в паки­бы­тие (снова-бытие, новая жизнь). Об этом же гово­рит апо­стол Тит: «Он спас нас не по делам пра­вед­но­сти, кото­рые бы мы сотво­рили, а по Своей мило­сти, банею воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Святым Духом» (Тит.3:5). Именно о воз­рож­де­нии и обнов­ле­нии гово­рится на про­тя­же­нии всего Нового Завета и всякий раз усмат­ри­вать в этих словах реин­кар­на­цию просто абсурдно. Дей­стви­тельно, жизнь чело­века после при­ня­тия им хри­сти­ан­ской веры в Таин­стве Кре­ще­ния может изме­ниться настолько, что данную пере­мену вполне можно и уместно назвать «пере­рож­де­нием». Блж. Авгу­стин гово­рит: «Стать тем, чем не был – своего рода смерть и рож­де­ние». Однако какое это имеет отно­ше­ние к оккульт­ной теории реин­кар­на­ции?

Как наука относится к реинкарнации?

Гос­под­ству­ю­щей в науч­ном сооб­ще­стве явля­ется точка зрения, согласно кото­рой не суще­ствует ни одного досто­вер­ного науч­ного под­твер­жде­ния суще­ство­ва­ния фено­мена реин­кар­на­ции. Так, по мнению Наци­о­наль­ного науч­ного фонда США, вера в суще­ство­ва­ние реин­кар­на­ции явля­ется одним из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных среди аме­ри­кан­цев псев­до­на­уч­ных веро­ва­ний.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки