О щедрости (христианин и деньги)

диакон Давид Джеймс (США)

Оглав­ле­ние


Сбор средств и цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство

Для многих в наше время сбор средств на нужды церкви – почти то же, что интим­ные супру­же­ские отно­ше­ния для супер-бла­го­че­сти­вого англи­ча­нина вик­то­ри­ан­ской эпохи: непри­ят­ная обя­зан­ность. И духо­вен­ство, и миряне видят в сборе пожерт­во­ва­ний на при­ход­ские нужды лишь досад­ную помеху в духов­ной жизни при­хода, а в худшем случае – даже недо­пу­сти­мое втор­же­ние посто­рон­них мате­ри­аль­ных фак­то­ров в личную духов­ную жизнь.

В глазах боль­шин­ства, мате­ри­аль­ное поло­же­ние при­хода – словно реклама во время инте­рес­ной теле­пе­ре­дачи: нечто совер­шенно отдель­ное от самой про­граммы, и по форме, и по содер­жа­нию. Сбор пожерт­во­ва­ний пол­но­стью выпа­дает из цер­ков­ной службы. Духо­вен­ство сплошь и рядом под­да­ется соблазну сокра­щать и зату­ше­вы­вать в про­по­ве­дях и раз­го­во­рах с при­хо­жа­нами все то, что каса­ется денег, якобы ради пользы нашего глав­ного дела – бого­слу­же­ния.

Слу­ча­ется, эту тему прячут, будто в луко­вую шелуху, в мно­го­слой­ную обертку при­выч­ных бла­го­че­сти­вых штам­пов; из-за мно­го­крат­ных повто­ре­ний чело­век вовсе пере­стает на нее откли­каться. Рас­про­стра­нен пред­рас­су­док, что ни вера, ни знания не спо­собны помочь нам разо­браться в ней все­рьез.

Если вам, как и боль­шин­ству, «денеж­ная тема» непри­ятна, виной тому, скорее всего, именно этот пред­рас­су­док; вы упус­ка­ете из виду, что гово­рит о день­гах и о вашем отно­ше­нии к ним, сло­вами Писа­ния, Сам Хри­стос. Многие с удив­ле­нием узнают, что Спа­си­тель гово­рит не только о мире, про­ще­нии грехов, молитве, жертве и Цар­ствии Божием: Он ука­зы­вает на глу­бо­кие корни как добра, так и зла, в том, как чело­век отно­сится к своему соб­ствен­ному «стя­жа­нию». Этот пред­мет, по срав­не­нию с дру­гими, зани­мает весьма важное место в Еван­ге­лии: ему посвя­щена шестая доля всех изре­че­ний Спа­си­теля и каждая третья из Его притч.

Мате­ри­аль­ные сред­ства, как сами по себе, так и в своей связи с чело­ве­ком, были в центре вни­ма­ния Церкви на всех этапах ее исто­рии. Все мы, как пас­тыри, так и миряне, должны твердо уяс­нить себе: совер­шенно недо­пу­стимо смот­реть на них как на «гряз­ную тема­тику». Напро­тив: во всех цер­ковно-про­све­ти­тель­ных про­грам­мах этой теме сле­дует уде­лять то же почет­ное место, какое Сам Гос­подь уделял ей, наряду с цер­ков­ной дог­ма­ти­кой и хри­сти­ан­ским бла­го­че­стием. Каждый из нас, от иерея, слу­жа­щего перед алта­рем, до ребенка, впер­вые осе­ня­ю­щего себя знаком Креста, должен посто­янно учиться отвест­вен­ному отно­ше­нию к мате­ри­аль­ному иму­ще­ству и к обя­зан­но­стям, кото­рые оно на нас нала­гает.

С самого начала надо ука­зать раз­ли­чие между «сбором средств» и «цер­ков­ным домо­стро­и­тель­ством». Сбор средств помо­гает дости­же­нию тех или иных прак­ти­че­ских целей, в то время как цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство помо­гает людям быть щед­рыми. Цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство (Тит.1:7) можно опре­де­лить как мате­ри­аль­ное и тру­до­вое соуча­стие Христу в Его подвиге любви к людям.

В этой связи отме­тим две важ­ней­шия сто­роны цер­ков­ного домо­стро­и­тель­ства. Во-первых, это хри­сти­ан­ская обя­зан­ность делиться теми дарами, кото­рые мы полу­чаем от Бога – осно­ван­ная в свою оче­редь на твер­дом убеж­де­нии, что именно от Бога все наше бла­го­со­сто­я­ние. Во-вторых же, это тяга хри­сти­а­нина к осво­бож­де­нию от земных оков, кото­рые в усло­виях совре­мен­ной жизни сво­дятся глав­ным обра­зом к день­гам и иму­ще­ству. Первая из этих двух сторон обра­щена к новой жизни; вторая – к отказу от старой. Тем самым, цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство нераз­рывно свя­зано с под­лин­ным хри­сти­ан­ским обра­ще­нием: осво­бо­диться от того, что свя­зы­вает и соеди­ниться с тем, что осво­бож­дает.

Сле­дует убе­диться в том, что наше отно­ше­ние к мате­ри­аль­ному достатку имеет прямую связь с нашей духов­ной жизнью, не в мень­шей мере чем молитвы или другие сто­роны так назы­ва­е­мой рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти. Гос­подь гово­рит в Нагор­ной беседе: «Идеже бо есть сокро­вище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Как вы обра­ща­е­тесь с день­гами, что вы о них дума­ете, как вы их рас­хо­ду­ете, какие усилия ради них вы готовы при­ло­жить и на что вы готовы их жерт­во­вать, – все эти вопросы в той или иной мере харак­те­ри­зуют ваш внут­рен­ний мир, вашу иерар­хию цен­но­стей, ваше сердце.

Обра­тите вни­ма­ние на при­чинно-след­ствен­ную связь в словах Спа­си­теля: Он не утвер­ждает, что «где ваше сердце, там и будет ваше сокро­вище». Про­ве­дите опыт: купите ценных бумаг на такую сумму, чтобы коле­ба­ния их сто­и­мо­сти были для вас не без­раз­личны. А затем про­сле­дите за собой: на какой стра­нице вы ста­нете откры­вать свежую газету: можно побиться об заклад, что это будут бир­же­вые изве­стия. Инте­рес, забота, вни­ма­ние невольно идут вслед за день­гами. «Идеже бо есть сокро­вище ваше, ту будет и сердце ваше»: иными сло­вами, где наш глав­ный мате­ри­аль­ный вклад, там наша душа откры­ва­ется во всей глу­бине, там она всего серьез­ней, вни­ма­тель­ней, вос­при­им­чи­вей.

Итак, раз­го­вор о день­гах спо­со­бен стать ключом к двери души чело­века, если не каж­дого, то очень многих. Тем самым, пра­вильно постав­лен­ное цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство ока­зы­ва­ется маги­сталь­ной доро­гой духов­ного роста. Именно об этой воз­мож­но­сти напо­ми­нают нам слова Спа­си­теля о сокро­вище и сердце; поэтому так важно, чтобы у нашего домо­стро­и­тель­ства была проч­ная пра­во­слав­ная бого­слов­ская основа.

Всем нам хорошо известно, что исчер­пы­ва­ю­щий ответ на фун­да­мен­таль­ные жиз­нен­ные вопросы спо­собна дать лишь рели­гия. Отно­сится это, конечно, и к вопро­сам о день­гах, иму­ще­стве и его упо­треб­ле­нии. И в то же время как редко вспо­ми­наем мы пра­во­слав­ное бого­сло­вие когда захо­дит речь о мате­ри­аль­ном обес­пе­че­нии при­хо­дов, и как плохо справ­ля­емся мы с этим делом!

Три харак­тер­ные ошибки

Итак, серьез­ный раз­го­вор о мате­ри­аль­ном достатке, о день­гах и пожерт­во­ва­ниях, может про­ник­нуть до глу­бины души пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, поскольку на этом пред­мете так или иначе сосре­до­то­чены его повсе­днев­ные заботы. Конечно, в каждом при­ходе будет свой подход к этой теме; но полезно будет ука­зать на три рас­про­стра­нен­ных метода, кото­рые везде и повсюду оди­на­ково без­успешны и неиз­менно при­но­сят с собой заме­ша­тель­ство, огор­че­ния, раз­доры и злобу.

Бух­гал­тер­ский метод

Согласно этому методу, ответ­ствен­ные лица зара­нее под­счи­ты­вают, сколько денег пона­до­бится при­ходу в пред­сто­я­щем году. Допу­стим, ока­за­лось, что пред­ви­дится уве­ли­че­ние рас­хо­дов на 15%. Тогда при­хо­жан ставят в извест­ность, что каж­дому из них над­ле­жит уве­ли­чить про­шло­год­нее пожерт­во­ва­ние на 15%, и все будет в порядке.

В таком под­ходе целый ряд дефек­тов. Прежде всего, здесь центр вни­ма­ния не там где сле­дует (пусть так оно было издавна, от этого не легче): не на щед­ро­сти людей, а на тре­бу­е­мой сумме. Это неиз­бежно, когда речь захо­дит о бюд­жете, о финан­со­вых отче­тах, справ­ках и планах. Рас­суж­дайте сколько угодно о хри­сти­ан­ской щед­ро­сти, а люди вас не услы­шат: их вни­ма­ние будет занято ста­тьями бюд­жета, неоправ­дан­ными рас­хо­дами, эко­но­мией средств и т.п.

Кроме того, бух­гал­тер­ский метод по самой своей при­роде неспра­вед­лив. Он осно­ван на пред­по­ло­же­нии, что все семьи при­хода в оди­на­ко­вой мере раз­де­ляют друг с другом финан­со­вую нагрузку, про­пор­ци­о­нально своим дохо­дам. Излишне гово­рить, что пред­по­ло­же­ние это в корне оши­бочно: лишь срав­ни­тельно неболь­шая группа всегда жерт­вует льви­ную долю средств, а прочие, отнюдь не мало­иму­щие, обхо­дятся мело­чью. Тем самым уве­ли­че­ние пожерт­во­ва­ний на столько-то про­цен­тов озна­чает нема­лое бремя для первых, а вторые, даже «выпол­нив план», оста­ются как были.

Далее, здесь мы всегда огра­ни­чи­ва­емся мини­му­мом: мы знаем зара­нее, сколько про­цен­тов можно «испро­сить» у при­хо­жан и с уве­рен­но­стью полу­чить про­си­мое. Тем самым, подоб­ный подход при­но­рав­ли­ва­ется к ситу­а­ции вместо того, чтобы изме­нить ее: он ничем не помо­гает людям завтра стать лучше, чем они суть сего­дня.

Еще один вопрос в связи с бух­гал­тер­ским мето­дом – побуж­де­ние к пожерт­во­ва­нию, в том виде как оно скла­ды­ва­ется в созна­нии людей. Это может быть ответ­ствен­ность за состо­я­ние при­хода, жела­ние помочь тому или иному делу, или даже личная при­вер­жен­ность, отклик на просьбу насто­я­теля. Подоб­ные побуж­де­ния, хоть и закон­ные сами по себе, скры­вают от чело­века духов­ный аспект хри­сти­ан­ской щед­ро­сти, под­лин­ный ее смысл в отно­ше­нии пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина к Богу.

В цер­ков­ной жизни есть разные уровни личной при­вер­жен­но­сти. Первый – своей цер­ков­ной общине и епар­хии, второй – Пра­во­слав­ной Церкви в целом. Но над ними есть и третий уро­вень – Самому Богу в лице Его Сына, личная вер­ность Самому Христу! В нор­маль­ных усло­виях эти три уровня про­яв­ля­ются сов­местно, допол­няя друг друга; но нередко рав­но­ве­сие между ними нару­ша­ется, и при­вер­жен­ность земным лицам и пред­ме­там скры­вает от людей лицо Сына Божия, ста­но­вясь почвой для харак­тер­ных в наше время рас­ко­лов и ересей.

Ведь и в самом деле, насколько проще быть верным своему при­ходу чем своему Спа­си­телю. Поэтому, зани­ма­ясь теку­щими делами у себя при­ходе, надо быть насто­роже, чтобы не поте­рять из виду Христа. И пускай мы гово­рим, что цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство – это духов­ная задача; на прак­тике в тече­ние многих лет мы при­выкли пола­гаться на земные побуж­де­ния. Полезно будет каж­дому из нас вни­ма­тельно спро­сит свою совесть об этом перед тем, как идти на испо­ведь.

Метод «Как вам не стыдно»

Здесь вни­ма­нию веру­ю­щих пред­ла­гают такие, напри­мер, факты: жители США еже­годно рас­хо­дуют (в цифрах про­шлых лет) на кос­ме­тику 3 мил­ли­арда дол­ла­ров, на сига­реты – еще 3 мил­ли­арда, на зре­лища – 10 мил­ли­ар­дов, на выпивку – 12 мил­ли­ар­дов, а в сумме на церкви и бла­го­тво­ри­тель­ность – 1.5 мил­ли­арда. Вслед за тем, в явном или неяв­ном виде, зада­ется вопрос: «И вам не стыдно??» Вопрос вполне пра­виль­ный, но, как часто бывает, от этого еще далеко до дела. Ведь когда Гос­подь отве­тил книж­ни­кам и фари­сеям: «Воз­дайте кесарю кеса­рево, а Богу Богово», с Ним никто не спорил, однако никто и паль­цем не поше­ве­лил, чтобы испол­нить ска­зан­ное.

Тут нет места ника­ким сомне­ниям. При­ве­ден­ная ста­ти­стика отра­жает истин­ное состо­я­ние совре­мен­ного аме­ри­кан­ского обще­ства, и пра­во­слав­ные хри­сти­ане в извест­ной мере раз­де­ляют со всеми осталь­ными этот печаль­ный сдвиг в иерар­хии цен­но­стей. Само­уго­жде­ние стало нашей наци­о­наль­ной целью, любовь к удо­воль­ствиям – наци­о­наль­ной осо­бен­но­стью. Мы должны понять, что в этом нет ничего здо­ро­вого и доб­рого, что это симп­том тяже­лой духов­ной болезни; мы должны про­сить Бога о про­ще­нии и мило­сти, чтобы нам научиться любить Его, а не самих себя и свои капризы.

Но данный метод, как и преды­ду­щий, под­хо­дит к делу не с того конца. Акцент на ощу­ще­нии вины, сколь бы закон­ным и заслу­жен­ным оно ни было, спо­со­бен лишь уси­лить наше вни­ма­ние к соб­ствен­ным чув­ствам и еще больше затем­нить для нас суть дела. Волей-нево­лей, люди станут по-преж­нему искать доволь­ства собой, если вы их при­сты­дите и это доволь­ство нару­шите. Даже и само рас­то­чи­тель­ство у многих ста­но­вится как бы нар­ко­ти­ком для сти­му­ля­ции этого чув­ства. Рас­про­стра­ня­е­мый в обще­стве культ доволь­ства собой – сам по себе тяже­лая духовня болезнь: можно ли исполь­зо­вать его как истру­мент для сбора средств?

Бес­спорно, ощу­ще­ние вины в людях – вины за то, в чем они дей­стви­тельно вино­ваты – необ­хо­димо раз­ви­вать и под­дер­жи­вать: ведь именно с него начи­на­ется пока­я­ние и исправ­ле­ние. Но делать это нужно ради души чело­века и ее духов­ного роста, а никак не ради статей бюд­жета. В исклю­чи­тель­ном случае можно допу­стить, что насто­я­тель, обра­ща­ясь к людям за помо­щью, вынуж­ден будет воз­звать к их сове­сти; но как метод сбора средств это недо­пу­стимо. Пускай при­хо­жане и доба­вят пожерт­во­ва­ний, но с какой мыслью? «Ладно, так и быть дадим ему, только бы отвя­зался и пере­стал дей­ство­вать на нервы…» Нетрудно понять, что подоб­ный метод в конце концов ведет не к сози­да­нию, а к раз­ру­ше­нию при­хода.

Метод «Подайте на бед­ность»

Этот метод широко рас­про­стра­нен и имеет несколько боль­шее право на суще­ство­ва­ние, чем первые два, поскольку он отра­жает реаль­ность финан­со­вого поло­же­ния при­хода: беда только в том, что реаль­ность мало что значит для людей, погло­щен­ных соб­ствен­ными «цен­но­стями» вместо Божьяго дела. К ним обра­ща­ются с при­зы­вом помочь при­ходу в труд­ных мате­ри­аль­ных обсто­я­тель­ствах и пере­чис­ляют все те рас­ходы, необ­хо­ди­мость кото­рых понятна каж­дому: ремонт крыши, тро­туара или фун­да­мента, оплата наня­тых работ­ни­ков, или под­го­товка про­граммы для при­ход­ской школы. Все сво­дится к очень про­стой фор­му­ли­ровке: «Наша родная цер­ковь – в нужде. Пожа­луй­ста, будьте так добры, помо­гите!..»

Разу­ме­ется, можно ожи­дать, что многие отклик­нутся – но при этом не обой­тись без печаль­ных послед­ствий. В такой ситу­а­ции иные под­вер­га­ются непре­одо­ли­мому соблазну «нака­зать» насто­я­теля, приход или епар­хию за те или иные грехи, вымыш­лен­ные или истин­ные. Другие испы­ты­вают извра­щен­ное удо­воль­ствие от сва­лив­шейся на них «власти кошелька». Третьи отка­зы­вают просто «из прин­ципа», не важно какого и почему: это дает им некую иллю­зию сво­боды, не требуя ника­кой ответ­ствен­но­сти.

Метод «Подайте на бед­ность» опять-таки воз­дей­ствует на чув­ство, но уже не вины, а жало­сти. Жалость, однако же, как и вина, нена­деж­ное осно­ва­ние для цер­ков­ного домо­стро­и­тель­ства. Сочув­ствие, уча­стие, ответ­ствен­ность – другое дело.

Снова можно доба­вить, что в особых слу­чаях, в усло­виях острого финан­со­вого кри­зиса, насто­я­тель может апел­ли­ро­вать к состра­да­нию при­хо­жан и вправе ожи­дать от них щед­рого отклика. Но посто­ян­ные «просьбы на бед­ность», с одной сто­роны, извра­щают облик св. Церкви как таин­ствен­ного Тела Хри­стова и свет­лой Его Неве­сты, а с другой – под­чер­ки­вают бед­ствен­ное духов­ное состо­я­ние при­хода.

***

Заме­тим, что в нор­маль­ной при­ход­ской жизни вообще нет места ника­ким «мето­дам сбора средств» – за исклю­че­нием чрез­вы­чай­ных про­ис­ше­ствий. В нор­маль­ных усло­виях при­хо­жане жерт­вуют в доста­точ­ном раз­мере, совер­шенно доб­ро­вольно, безо вся­кого понуж­де­ния или напо­ми­на­ния, из любви к своему Спа­си­телю и Его св. Церкви, создан­ной Его Кровью для нашего спа­се­ния. К сожа­ле­нию, однако, пра­во­слав­ным в США далеко до этой нормы: я не знаю ни одного при­хода, где она хоть как-то вопло­ща­лась бы в жизнь. Цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство в Рус­ской Зару­беж­ной Церкви стра­дает мелоч­но­стью и неуве­рен­но­стью; это озна­чает, что мы пре­не­брегли еван­гель­ским пре­ду­пре­жде­нием: «Вся­кому, емуже дано будет много, много взы­щется от него». Обра­тите вни­ма­ние: взыщут, а не попро­сят о пожерт­во­ва­нии…

Но есть, разу­ме­ется, выход из этого горь­кого поло­же­ния, выход, осно­ван­ный на пра­во­слав­ном учении, про­ве­рен­ный пра­во­слав­ным опытом и сво­бод­ный от опи­сан­ных выше недо­стат­ков. Книга Бытия откры­ва­ется такими сло­вами: «В начале сотво­рил Бог небо и землю»; и Ветхий, и Новый Завет посто­янно гово­рят нам о Боге как о хозя­ине все­лен­ной. Быто­пи­са­тель, пере­чис­лив все­воз­мож­ные дости­же­ния рук чело­ве­че­ских – здания, стада, деньги, – пре­ду­пре­ждает: «Да не речеши в сердце твоем: кре­пость моя и сила руки моея сотвори мне силу вели­кую сию. И помя­неши Гос­пода Бога твоего, яко Той даде тебе кре­пость, еже сотво­рити силу…» (Втор.8:17–18).

Все, что бы у нас ни было, – это Божии дары, и в наши руки они попа­дают лишь Его волею. Св. пророк и царь Давид обра­ща­ется ко Все­выш­нему с такой молит­вой: «И кто аз есмь, и кто людие мои, яко воз­мо­го­хом сия Тебе бла­го­вольне обе­щати? Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе… Гос­поди Боже наш, ко всему мно­же­ству сему, еже уго­то­вах, да сози­ждется дом Имени свя­тому Твоему, от руку Твоею суть, и Тебе вся» (1Пар.29:14–16). О том же речь св. про­рока Мала­хии в обли­че­ние людей, пре­не­бре­га­ю­щих обя­зан­но­стью жерт­во­вать на Храм: «Еда обо­льстит чело­век Бога? Зане вы обо­льща­ете Мя. И ресте: «В чесом обо­льсти­хом Тя?» Яко деся­тины и начатцы с вами суть» (Мал.3:8). И в Новом Завете о том же прин­ципе гово­рит притча о талан­тах: все, что мы имеем, мы полу­чаем от Бога.

А если полу­чаем, то, стало быть, несем ответ­ствен­ность за упо­треб­ле­ние. Притча о наня­тых работ­ни­ках напо­ми­нает нам, что наша «плата» – это по суще­ству дар, нами не зара­бо­тан­ный. Сло­вами, про­из­не­сен­ными от лица Самого Бога, «Разве я не вла­стен в своем делать, что хочу?», Еван­ге­лие воз­ве­щает нам, в Чьей соб­ствен­но­сти нахо­дится мир. «Гос­подня есть земля и испол­не­ние ея», все то, что полу­чают от Него люди. В основе пра­во­слав­ного взгляда на мате­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние, доходы, рас­ходы и пожерт­во­ва­ния, лежит именно этот прин­цип.

Однако есть у него и другая, высшая сто­рона, сия­ю­щая в сердце каж­дого веру­ю­щего. Высший дар Бога – это Его соб­ствен­ный Еди­но­род­ный Сын, Гос­подь и Спа­си­тель Хри­стос, и через Него – сила Свя­того Духа, кото­рой мы живем. И все осталь­ные Его дары, будь то земля, жизнь, радость и совер­шен­ство души и тела, должны быть для нас мостом к вос­при­я­тию Его бла­го­дат­ной жерт­вен­ной любви.

Почему мы жерт­вуем

Непо­сред­ствен­ный ответ на этот вопрос совер­шенно ясен из ска­зан­ного: наша жертва – бла­го­да­ность Богу за Его любовь. Мы щедры, потому что Бог щедр; мы даем, потому что нам дано: что может быть прямее, проще и чище такого побуж­де­ния к щед­ро­сти?

Крайне суще­ственно, однако, доне­сти до созна­ния веру­ю­щего всю глу­бину и смысл этого побуж­де­ния. Про­по­ведь жертвы из бла­го­дар­но­сти – это про­по­ведь о твор­че­ском и молит­вен­ном обра­ще­нии к Творцу, а не о ста­тьях при­ход­ского бюд­жета. Пожерт­во­ва­ние тем самым ста­но­вится делом духов­ной жизни чело­века, а не хозяй­ствен­ной жизни при­хода. Чело­век ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном в суще­ствен­ной сфере своего зем­ного бытия – в денеж­ной сфере, – а не высо­ко­мер­ным «спон­со­ром при­ход­ских меро­при­я­тий».

Нет и не может быть иного осно­ва­ния для цер­ков­ного домо­стро­и­тель­ства. Если же такое осно­ва­ние зало­жено, то можно рас­счи­ты­вать на бога­тые духов­ные плоды, как для всего при­хода, так и для каж­дого веру­ю­щего в отдель­но­сти.

***

Какую же форму при­ни­мают пожерт­во­ва­ния, постро­ен­ные на таком надеж­ном пра­во­слав­ном осно­ва­нии? Здесь мы пере­хо­дим к вопросу о деся­тине, о кото­рой немало гово­рится и пишется в самых разных кругах. 10%-е отчис­ле­ние от дохо­дов на Цер­ковь рас­смат­ри­ва­ется мно­гими как стан­дарт цер­ков­ного домо­стро­и­тель­ства, и тому есть целый ряд причин: 1) деся­тина осно­вана на св. Писа­нии; 2) она еди­но­об­разна и зави­сит только от личных дохо­дов, а не от цер­ков­ного бюд­жета; 3) она освя­щена древ­ней­шей тра­ди­цией; 4) она пре­дельно проста и пси­хо­ло­ги­че­ски пря­мо­ли­нейна.

При этом, по слову апо­стола Павла, мы живем уже не под зако­ном, а под бла­го­да­тью. И вот что гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст: «Ска­зано: горе тому, кто не дает мило­стыни; и если так оно было при Ветхом Завете, то тем более и при Новом. Если так устро­ено было помо­гать бедным, когда допус­ка­лось и стя­жа­ние богат­ства, и поль­зо­ва­ние им, и забота о нем, то кольми паче теперь, при том устро­е­нии, кото­рое тре­бует от нас отдать все, что мы имеем? Ибо чего они в про­шлом не испол­няли? Они пла­тили деся­тину, и еще деся­тину сверх деся­тины на вдов, сирот и стран­ни­ков; а вот теперь некто гово­рит в изум­ле­нии о ком-то другом: «Посмот­рите-ка, он дает деся­тину!» Какое бремя позора в этих словах: что было в обычае у евреев, стало дивным для хри­стиан! И если тогда опас­но­сти под­вер­гался тот, кто не давал деся­тины, заду­май­тесь, как велика эта опас­ность ныне». (IIV про­по­ведь на Посла­ние к Ефе­ся­нам).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, помня о том, что все наше стя­жа­ние – от Бога, и стре­мясь с бла­го­дар­но­стью вер­нуть Ему хоть что-то, не станет огра­ни­чи­ваться деся­той долей. Больше того, мило­стыня, кото­рая вместе с молит­вой и постом обра­зует серд­це­вину хри­сти­ан­ской жизни, даже не начи­на­ется до тех пор, пока мы не отда­дим деся­тину по закону: «Всяка деся­тина земли, от семени зем­ного, и от плода дре­вя­ного, Гос­подня есть: свято Гос­поду» (Лев. 27:30). Ника­ким пожерт­во­ва­нием мы не можем «отпла­тить» Богу за Его Жертву, но, желая при­не­сти Ему дар любви – мило­стыню, – мы должны прежде отдать Ему то, что Он от нас тре­бует: «Еже аще при­и­дет в число под жезл деся­тое, будет свято Гос­поду» (Лев. 27:32).

Деся­тина вместе с мило­сты­нью всегда поз­во­ляет нам при­не­сти этот дар, как бы мы ни были бедны мате­ри­ально и рас­те­ряны духовно. Отчис­лите одну деся­тую (или ту долю, кото­рую вы хотите отда­вать Богу) от вашего годо­вого дохода, раз­де­лите ее на 52, по числу недель в году, и это станет суммой вашего регу­ляр­ного пожерт­во­ва­ния. Сумма это вряд ли будет круг­лой – что-нибудь вроде $72.11, – но это только к луч­шему: ваше созна­ние отвле­чется от кон­крет­ных цифр и оста­но­вится на самом факте пожерт­во­ва­ния опре­де­лен­ной части дохода, а за счет округ­ле­ния при­но­си­мой суммы уве­ли­чится ваша мило­стыня.

Итак, пере­чис­лим пре­иму­ще­ства деся­тины как метода личных пожерт­во­ва­ний для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. 1) В центре вни­ма­ния – суще­ство дела: соб­ствен­ный доход и отчис­ля­мая Богу доля. 2) Пожерт­во­ва­ние изме­ря­ется чест­ной мерой, уко­ре­нен­ной в св. Писа­нии, а не коли­че­ством дол­ла­ров, не бюд­жет­ными ста­тьями и не огляд­кой на сосе­дей. 3) Вос­ста­нав­ли­ва­ется спра­вед­ли­вость по отно­ше­нию к людям с разным дохо­дом: десять про­цен­тов оста­ются теми же деся­тью про­цен­тами, от какой бы суммы дохода они не были отчис­лены.

Всяк дар совер­шен свыше есть, сходяй от Отца светов. Отда­вая Его Церкви часть этих даров, мы сле­дуем слав­ному при­меру Его соб­ствен­ной любви. «В первый же день недели каждый пусть отла­гает у себя и сбе­ре­гает, сколько поз­во­ляет ему состо­я­ние» (1Кор.16:2).

Чем мы обя­заны Христу

«И взя Гос­подь чело­века, егоже созда, и введе его в рай сла­до­сти, делати его и хра­нити» (Быт.2:15). Когда Гос­подь окон­чил шесть дней тво­ре­ния и увидел, что все сотво­рен­ное Им «добро зело», он поста­вил чело­века, живой образ и подо­бие Самого Себя, в центре миро­зда­ния, рас­по­ря­ди­те­лем его и хра­ни­те­лем.

Вся земля и испол­не­ние ее оста­ва­лись Гос­под­ними, но радость и честь тру­диться для Небес­ного Отца была предо­став­лена чело­веку. Так оно и про­дол­жа­лось неко­то­рое время, пока Адам помнил, что все при­над­ле­жит Богу, пока был в согла­сии с Его волею, под­дер­жи­вая в рай­ском саду уста­нов­лен­ный Твор­цом поря­док.

Беда пришла в тот момент, когда у чело­века воз­никла мысль, что он ничем не хуже Бога: что по край­ней мере часть Его тво­ре­ния (плоды древа позна­ния добра и зла) при­над­ле­жат лично ему, и что Бог не имеет ника­кого права его огра­ни­чи­вать в рас­по­ря­же­нии ими. Иными сло­вами, чело­век решил, что он сам лучше знает. Он как бы высту­пил с Декла­ра­цией Неза­ви­си­мо­сти: я, мол, сам о себе поза­бо­чусь. И Бог принял у чело­века эту декла­ра­цию и пре­рвал то соглас­ное обще­ние, в кото­ром Он с ним был прежде. Так был поте­рян рай.

И чело­век, как это бывает при боль­шин­стве «осво­бож­де­ний» и раз­во­дов, обна­ру­жил печаль­ный факт: мнив­ша­яся ему сво­бода обер­ну­лась раб­ством, и вместо рая ему оста­лась пустыня. Хуже того, ока­за­лось, что оттолк­нув от себя любя­щего Отца, он при­об­рел двух злоб­ных, бес­по­щад­ных хозяев по имени Грех и Смерть.

Но Бог по доб­роте Своей не оста­вил людей у них во власти. С самого начала Он стал звать их назад, к Себе, обра­ща­ясь к тем немно­гим, кто сохра­нял Ему вер­ность. Енох угодил Богу и «пре­ло­жен бысть не видети смерти» (Евр.11:5); Ной имел довольно веры чтобы постро­ить ковчег, пре­не­бре­гая насмеш­ками сосе­дей. Потом Бог при­зы­вает Авра­ама, и тот, оста­вив покой­ный и бога­тый город, отправ­ля­ется в стран­ствие по без­вест­ной земле. В обря­дах жерт­во­при­но­ше­ний и в законе Моисея Бог учит людей отда­вать Ему лучшую часть своего иму­ще­ства, как Царю и Вла­дыке все­лен­ной. Конечно, этими дарами и жерт­вами не может испра­виться испор­чен­ный и обре­ме­нен­ный грехом чело­век (Евр.9:9), и Богу нет нужды в говя­жьем мясе и коз­ли­ной крови (Пс.49:13): это всего лишь учеба для юного чело­ве­че­ства, «тень буду­щих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Устами Своих святых про­ро­ков Бог пре­ду­пре­ждает, что фор­маль­ного испол­не­ния жерт­вен­ных обря­дов Он не при­ем­лет: «Жертвы нече­сти­вых мер­зость Гос­по­деви» (Прит.21:27).

А потом, когда испол­ни­лось время, Бог послал Своего Бес­смерт­ного и Еди­но­род­ного Сына, рож­ден­ного по закону от жены, при­нять смерть для нашего искуп­ле­ниия. Высший дар отчей любви засви­де­тель­ство­ван зна­ко­мыми сло­вами Самого Христа: «Тако бо воз­люби Бог мир, яко и Сына Своего Еди­но­род­ного дал-есть, да всяк веруяй в‑онь не погиб­нет, но имать живот вечный» (Ин.3:16).

Хри­стос стра­дал и умер не за без­греш­ных – иначе никому из нас не было бы спа­се­ния. Апо­стол Павел, ссы­ла­ясь на Псал­тирь, напо­ми­нает: «Вси укло­ни­шася, вкупе непо­требны быша» (Рим.3:12). Напро­тив, Хри­стос – «Агнец Божий, взем­ляй грехи мира» (Ин.1:29); «еще греш­ни­ком сущым нам, Хри­стос за ны умре» (Рим.5:8). Став чело­ве­ком и приняв крест­ную смерть, Он открыл двери рая Адаму и всем, кто жил верою под зако­ном Вет­хого Завета; нам же Он дал новую жизнь, новое рож­де­ние. «Не от крови, не от похоти плот­ския», но «водою и Духом», мы полу­чили дар стать сыно­вьями Бога.

Итак, мы обла­го­де­тель­стваны не только первым, но и вторым Тво­ре­нием. Мы не только образ и подо­бие Небес­ного Творца; силою Свя­того Духа мы ста­но­вимся Его детьми – частью Еди­ного Тела Хри­стова (1Кор.12:12–13). «…Не отсту­пил-еси, вся творя, дон­деже нас на небо возвел-еси и Цар­ство Твое даро­вал-еси буду­щее» (Литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста).

Многим ли тогда отли­ча­ется наша обя­зан­ность перед Гос­по­дом от обя­зан­но­сти Адама в раю? Не на нас ли лежит забота о Его Доме? Дерз­нем ли мы сво­дить ее к «уплате член­ских взно­сов»? Вместе с прав. Авра­амом мы помним, что мы – при­шельцы и стран­ники в этом мире, что мы ничего в него не при­несли, и без­условно ничего не унесем с собою. Воис­тину, Гос­подня земля и испол­не­ние ея! С бла­го­дар­но­стью Богу за все, что у нас есть, и за саму жизнь, как телес­ную, так и вечную, наша обя­зан­ность перед ним ста­но­вится уже не частич­ной, а все­це­лой, полной, как напо­ми­нает нам, повто­ряя Моисея, Сам Спа­си­тель: «…Воз­лю­биши Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем умом твоим и всею кре­по­стию твоею» (Мк.12:30).

Тому, кто отвер­гает эту обя­зан­ность, кто не хочет все­цело при­над­ле­жать Богу, кто не при­знает, что всем обязан Христу и не верит, что Он спо­со­бен вести нас по жизни, руко­во­дить нами в том, как мы обра­ща­емся с Его дарами, – тому, пожа­луй, неза­чем читать дальше. Невредно ему будет заду­маться и о том, стоит ли ему вообще чис­лить себя хри­сти­а­ни­ном: ни себе, ни другим, проку от этого нет.

Тот же, кто при­ни­мает Христа как Гос­пода и Вла­дыку своей жизни, имеет осно­ва­ние назы­ваться хри­сти­а­ни­ном. В помощь пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину – домо­пра­ви­телю (т.е. рас­по­ря­ди­телю, пове­рен­ному) в таин­ствен­ном Доме Гос­под­нем, – в содей­ствие его целост­ной жизни в Гос­поде, напи­саны эти строки.

Что нам вве­рено

Чем же именно рас­по­ря­жа­емся мы от имени Домо­вла­дыки Христа? Коль скоро, как было ска­зано, мы при­над­ле­жим Ему пол­но­стью, без­условно и без­раз­дельно, то и домо­пра­ви­тель­ство наше рас­про­стра­ня­ется бук­вально на все. Гос­подь нередко срав­ни­вает нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков со злыми, без­чест­ными, без­за­бот­ными и небла­го­дар­ными слу­гами (см. напр. Мф.21:33–43) и, как мы видели выше, такова же была при­рода гре­хо­па­де­ния пер­вого чело­века. А сего­дня у нас перед гла­зами – нагляд­ные резуль­таты мас­со­вого укло­не­ния людей от своих домо­пра­ви­тель­ских обя­зян­но­стей: мясо­рубка без­ко­неч­ной войны, обжор­ство одних и голод других, истреб­ле­ние и загряз­не­ние при­роды, и многое другое.

Итак, давайте сде­лаем крат­кий учет всему тому, что вве­рено нам от Гос­пода, в порядке срав­ни­тель­ной важ­но­сти: 1) Св. Таин­ства Хри­стовы и про­по­ведь Его Еван­ге­лия; 2) жизнь – наша соб­ствен­ная, и тех, кто пору­чен нашей заботе; 3) здо­ро­вье; 4) окру­жа­ю­щие нас люди; 5) время; 6) спо­соб­но­сти и обра­зо­ва­ние; 7) мате­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние, соб­ствен­ность; 8) граж­дан­ская долж­ность.

  1. Св. Таин­ства Хри­стовы и про­по­ведь Его Еван­ге­лия. Про­по­ве­до­вать слово Божие «всей твари» вме­нено нам в обя­зан­ность (Мк. 16:15); совер­ша­е­мые в нас святые Таин­ства при­но­сят бла­го­дать в этот мир. Само слово «литур­гия» озна­чает по-гре­че­ски «общее дело»; можем ли мы пре­не­бре­гать этим общим делом Его бла­го­дати?
  2. Жизнь. Мы должны ценить чело­ве­че­скую жизнь и охра­нять ее, защи­щать слабых, без­за­щит­ных, ста­ри­ков, детей, – и до рож­де­ния, и после. Но прежде всего должны мы ценить чело­ве­че­скую душу в себе и в других, жизнь вечную, а не вре­мен­ную, искать прежде всего Цар­ствия Божия и в таком убеж­де­нии вос­пи­ты­вать своих детей.
  3. Здо­ро­вье. Мы должны пом­нить, что наше тело – это храм Свя­того Духа, и не при­но­сить ему вреда всеми теми гре­хами, кото­рые так рас­про­стра­нены в совре­мен­ном мире.
  4. Окру­жа­ю­щие нас люди. Мы должны любить людей как самих себя, и обща­ясь с ними видеть в каждом из них образ Самого Христа, как бы мало на Него похо­жими они ни каза­лись.
  5. Время. Каждая минута данной нам жизни должна нести в себе частицу победы Христа над смер­тью, для чего апо­стол и запо­ве­дал нам доро­жить вре­ме­нем, непре­станно молиться и всякое дело делать во имя Гос­подне.
  6. Спо­соб­но­сти и обра­зо­ва­ние. Все наши таланты и даро­ва­ния, как раз­ви­тые, так и дрем­лю­щие в нас, мы должны посвя­щать Богу и искать их при­ме­не­ния для Его веч­ного Цар­ства и Его св. Церкви: «Дары раз­личны, но Дух один и тот же, и слу­же­ния раз­личны, а Гос­подь один и тот же… Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, состав­ляют одно тело: так и Хри­стос» (1Кор.12:4–12).
  7. Мате­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние, соб­ствен­ность. Будучи «при­став­ни­ками» при своем иму­ще­стве, мы должны обес­пе­чи­вать себя и своих близ­ких всем необ­хо­ди­мым, забо­титься о бедных, о про­по­веди Слова Божия, о Его святых храмах. «…Доколе есть время, будем делать добро всем, а наи­паче своим по вере» (Гал.6:10).
  8. Граж­дан­ская долж­ность. Мы должны отда­вать себе отчет в том, что ника­кая при­ви­ле­гия или власть, данная нам в силу нашей граж­дан­ской долж­но­сти, не при­над­ле­жить нам самим. Как и все прочее, она всего лишь пору­чена нам: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф.28:18).

Как видно, хотя мы начали наш раз­го­вор с мате­ри­аль­ного иму­ще­ства и денег, место для них нашлось лишь в самом конце списка. Из этого, разу­ме­ется, вовсе не сле­дует, что ими можно пре­не­бре­гать: часто ока­зы­ва­ется, что менее зна­чи­тель­ные пред­меты в первую оче­редь тре­буют нашего вни­ма­ния. В том, как мы рас­по­ря­жа­емся земным иму­ще­ством, ока­зы­ва­ется спря­тан ключ ко многим другим сто­ро­нам нашей жизни. Свя­зано это, кроме всего про­чего, с тем, что люди склонны пре­вра­щать богат­ство в лож­ного бога – идола. Ап. Павел пре­ду­пре­ждает: «Умерт­вите убо… лихо­има­ние, иже есть идо­ло­слу­же­ниие» (Кол.3:5). И Сам Спа­си­тель напо­ми­нает нам о нашем неиз­беж­ном выборе: слу­жить либо Богу, либо богат­ству (Мф.6:24), как и о том, что где будет наше богат­ство, там будет центр при­тя­же­ния для нашего сердца.

А если так, неиз­бе­жен сле­ду­ю­щий вопрос:

Как и сколько жерт­во­вать?

Ясный ответ на него дает нам св. Писа­ние. Прежде всего мы должны отдать себя самих, цели­ком и пол­но­стью, Гос­поду Богу – иначе пользы от наших даров будет не больше, чем от Каи­но­вой жертвы (2Кор.8:5). Далее, нами не должно дви­гать ни тще­сла­вие, ни чув­ство пре­вос­ход­ства, ни нало­го­вые льготы [пояс­не­ние для рус­ских чита­те­лей: в США таким спо­со­бом невоз­можно ничего «выга­дать», но в неко­то­рых слу­чаях пожерт­во­ва­ния на цер­ковь или бла­го­тво­ри­тель­ность не обла­га­ются феде­раль­ным подо­ход­ным нало­гом], ни даже упреки сове­сти. Мы должны жерт­во­вать Небес­ному Отцу из бла­го­дар­но­сти за Его дар – за жертву Его Еди­но­род­ного Сына, – с чистым серд­цем, как Он Сам тре­бует от нас: «…Прежде сми­рися с братом твоим, и тогда пришед при­неси дар свой» (Мф.5:24). Мы должны жерт­во­вать с радо­стью, «доб­ро­хотна бо дателя любит Бог» (2Кор.9:7), и более всего – с любо­вью к Богу и ближ­нему. Ведь даже раздай мы все имение наше бедным, если сде­лаем это без любви – пользы не будет ника­кой (1Кор. 13:3).

Лишь если мы жерт­вуем с молит­вой, любо­вью и сми­ре­нием, наши види­мые дары Гос­поду могут иметь какую-то цену. Но в св. Писа­нии мы нахо­дим и более кон­крет­ные ука­за­ния: «Тогда, какое место избе­рет Гос­подь Бог ваш, чтобы пре­бы­вать имени Его там, туда при­но­сите все, что я запо­ве­дую вам: все­со­жже­ния ваши и жертвы ваши, деся­тины ваши и воз­но­ше­ния рук ваших, и все, избран­ное по обетам вашим, что вы обе­щали Гос­поду» (Втор.12:11). Столь же кон­кретны слова ап. Павла: «В первый же день недели каждый пусть отла­гает у себя и сбе­ре­гает, сколько поз­во­ляет ему состо­я­ние» (1Кор.16:2). Значит, каждую неделю в вос­кре­се­ние мы должны при­но­сить в цер­ковь нашу деся­тину, в тот приход, кото­рому мы при­над­ле­жим. Тогда и просфора (по-гре­че­ски «при­но­ше­ние»), кото­рую мы подаем в алтарь для молит­вен­ного поми­но­ве­ния, ста­но­вится пол­но­цен­ным сим­во­лом «воз­но­ше­ния рук наших».

Итак, кто должен жерт­во­вать? Каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Когда? Каждое вос­кре­се­ние. Как? С радо­стью и чистым серд­цем. Сколько? Не менее деся­той части от того, что Гос­подь дает нам.

Обя­зан­ность деся­тины рас­про­стра­ня­ется на всех оди­на­ково, и на бедных, и на бога­тых. И если бы пра­во­слав­ные сего­дня хоть в какой-то мере ее испол­няли, мате­ри­аль­ные воз­мож­но­сти Церкви воз­росли бы неиз­ме­римо. В сред­нем по США пожерт­во­ва­ния пра­во­слав­ных состав­ляют пол­про­цента от их дохода: ничего, кроме стыда, эта цифра не вызы­вает. Два­дцать лет тому назад, когда мы зара­ба­ты­вали куда меньше, мы жерт­во­вали почти вше­стеро боль­шую долю – около 3%.

Однако, как было ска­зано, во испол­не­ние Вет­хого Закона хри­сти­а­нину дан Новый Закон – закон любви. Так что вопрос «Сколько?» при­об­ре­тает совсем другой вид: «Сколько денег из своего дохода мне сле­дует оста­вить для себя и своей семьи?» И ответ на него уже не пред­став­ляет ника­ких затруд­не­ний: «Ровно столько, сколько необ­хо­димо». А какова эта реаль­ная необ­хо­ди­мость, нам откроет Гос­подь, к Кото­рому мы обра­тимся с искрен­ней и трез­вой молит­вой в каждом кон­крет­ном случае.

Если мы примем такое пра­вило – начи­ная с молитвы, опре­де­лять свои потреб­но­сти и отда­вать все, что их пре­вы­шает – боль­шин­ство пра­во­слав­ных семей в США станут жерт­во­вать на Божие дело гораздо больше 10% дохода. Чем еще нам отклик­нуться на Его щед­рость?

Неко­то­рые, воз­можно, поста­вят мне в вину, что я не учи­ты­ваю тех неиму­щих ста­ру­шек, живу­щих на посо­бие, с трудом сво­дя­щих концы с кон­цами, и акку­ратно кла­ду­щих свой доллар на тарелку каждое вос­кре­се­ние. И надо ска­зать, что многие из них жерт­вуют куда больше тех, чей доход в десятки раз выше. Однако не в этом дело: всем известно, как высоко оценил Гос­подь мизер­ную жертву вдовы по срав­не­нию с обиль­ными при­но­ше­ни­ями состо­я­тель­ных людей (Мк.12:41). Но если бы все мы жерт­во­вали, сколько от нас тре­бу­ется, у нас в при­хо­дах вообще не было бы неиму­щих и голод­ных, и для этого не при­хо­ди­лось бы обра­щаться за госу­дар­ствен­ным посо­бием.

После всего ска­зан­ного, вопрос о пожерт­во­ва­ниях пере­хо­дит из объ­ек­тив­ной сферы в субъ­ек­тив­ную, личную: «Почему я не отдаю Гос­поду столько, сколько Он от меня тре­бует? Люблю ли я Его? Дове­ряю ли Ему, что не оста­нусь голо­ден и наг? Верю ли я в Него?…»

«Исклю­че­ния» и «оправ­да­ния»

Поскольку запо­ведь о при­но­ше­нии деся­той части нашего дохода сфор­му­ли­ро­вана в Писа­нии совер­шенно недву­смыс­ленно, не допус­кая ника­ких раз­но­чте­ний, и адре­со­вана ко всем до еди­ного, мы должны заклю­чить, что те, кто ее не испол­няет, либо а) не утвер­ждены в пра­во­слав­ной вере, либо б) незна­комы с Гос­под­ними запо­ве­дями, либо в) созна­тельно или бес­со­зна­тельно подыс­кали себе какое-то «исклю­че­ние», хотя ника­кие исклю­че­ния здесь невоз­можны.

Груп­пам а) и б), состо­я­щим, оче­видно, из тех, кто недавно пришел или воз­вра­тился в Цер­ковь, помо­гут воцер­ко­в­ле­ние и пра­во­слав­ное обра­зо­ва­ние. Что же каса­ется группы в), то необ­хо­димо извлечь на свет Божий все типич­ные «исклю­че­ния» и «оправ­да­ния» и пока­зать их полную несо­сто­я­тель­ность.

В неко­то­рых анке­тах пред­ла­гают уклон­чи­вые или неопре­де­лен­ные вари­анты ответа: «в основ­ном», «отча­сти» и пр. Но Хри­стос не дает нам на выбор такого раз­но­об­ра­зия. На вопрос «Любиши ли Мя?» при­хо­дится отве­чать либо «да», либо «нет». «Аще любите Мя, запо­веди Моя соблю­дите» (Ин.14:15). Все запо­веди. Не боль­шин­ство, не почти все, а все без исклю­че­ния.

Что же мешает нам испол­нять Его запо­ведь о пожерт­во­ва­ниях?

Денеж­ные заблуж­де­ния

У многих моих зна­ко­мых, не исклю­чая и пра­во­слав­ных, встре­ча­ются заблуж­де­ния отно­си­тельно денег вообще, в кото­рых им крайне трудно разо­браться. Похоже, что дьявол обма­ны­вает их, как пра­ро­ди­те­лей в раю, или Каина, или евреев в пустыне, кото­рые сде­лали себе золо­того тельца вместо Истин­ного Бога. Ведь подобно тому, как св. таин­ства служат види­мым про­яв­ле­нием неви­ди­мой Божией бла­го­дати, так и деньги могут стать чем-то вроде вит­рины всех наших трудов и всей нашей жизни. Поэтому, когда у чело­века нет ясного поня­тия о смысле и содер­жа­нии своей жизни, у него с неиз­беж­но­стью появятся заблуж­де­ния о «своих» день­гах, и наобо­рот.

Для одних деньги – это сила. Много денег, много доро­гих вещей – и они чув­ствуют себя на высоте поло­же­ния. «У денег свой язык», – гласит ста­рин­ная посло­вица, и на этом языке они нашеп­ты­вают нам свои без­бож­ные бредни, кош­мар­ную паро­дию на еван­гель­скую истину. Другие наде­ются купить на свои деньги любовь, – но забыв, откуда она при­хо­дит, они сами теряют спо­соб­ность любить и быть люби­мыми и оста­ются, как у раз­би­того корыта, с одной види­мо­стью, шелу­хой, цвет­ной оберт­кой вместо любви. Разо­ча­ро­ван­ные, они тогда пыта­ются купить людей, пре­вра­тить их в свою соб­ствен­ность, и в резуль­тате вместо любви полу­чают нена­висть рабов к рабо­вла­дельцу.

Неко­то­рым при­хо­дит в голову купить себе вечную жизнь, либо посред­ством меди­цин­ских ухищ­ре­ний, либо, наобо­рот, с помо­щью памят­ни­ков своему вели­чию: зданий и улиц, назван­ных в их честь, статуй и над­гро­бий, воз­двиг­ну­тых потом­ками, вли­я­тель­ных орга­ни­за­ций и фондов, устро­ен­ных на их деньги. Похоже, они наме­рены под­пи­сать кон­тракт со смер­тью. Не о таких ли ска­зано «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погу­бит ю»?

Иные даже не прочь под­ку­пить Самого Бога. Когда обяс­ня­ешь им, что это невоз­можно, они не скры­вают недо­воль­ства и гово­рят, что обя­за­тельно найдут сго­вор­чи­вого свя­щен­ника, кото­рый им это дело устроит, – а за день­гами, мол, они не постоят. Что ж, пусть попро­буют. Надо бы им только учесть, что на «это дело» во всем мире не хватит денег.

Есть, впро­чем, и такие, кто жерт­вует, причем весьма щедро, на цер­ковь или на бла­го­тво­ри­тель­ные цели, – но только с усло­вием, чтобы их щед­рость стала всем известна. В годо­вом финан­со­вом отчете, либо в при­ход­ском листке, так или иначе тре­буют при­зна­тель­но­сти от пуб­лики за испол­не­ние Божией запо­веди… Словно евреи во вре­мени про­рока Илии, хро­мают они «на оба колена»; него­то­вые пре­дать себя все­цело Христу Богу, они должны быть готовы к печаль­ному финалу: «Изыдет дух его, и воз­вра­тится в землю свою; в той день погиб­нут вся помыш­ле­ния его». «Кая бо польза чело­веку, аще мир весь при­об­ря­щет, душу же свою отще­тить?» (Мф.16:26)

«Мне самому не хва­тает!»

Гово­ря­щий так, или дума­ю­щий, стал­ки­ва­ется с про­ти­во­ре­чием. С одной сто­роны, ему известна запо­ведь о пожерт­во­ва­нии деся­той части дохода; с другой, как ему пред­став­ля­ется, его потреб­но­сти исчер­пы­вают (а часто и пре­вы­шают) его сред­ства. Оче­вид­ный для вся­кого хри­сти­а­нина выход – пере­смот­реть все свои «потреб­но­сти» и исклю­чить из них балов­ство, капризы и рас­то­чи­тель­ство, кото­рыми так изоби­лует совре­мен­ная жизнь. Сига­реты, водка, регу­ляр­ные посе­ще­ния ресто­ра­нов, доро­гих мага­зи­нов, «сало­нов кра­соты», уве­се­ли­тель­ных и рас­пи­воч­ных заве­де­ний, горы модных тряпок, лоте­рей­ные билеты, азарт­ные игры, новая «пре­стиж­ная» машина, без­чис­лен­ные гастро­но­ми­че­ские выверты, безум­ные «круизы» и «про­граммы отдыха» в отелях со звон­кими назва­ни­ями, и просто барахло без числа и меры, от кото­рого некуда деться, – все это не имеет ни малей­шего отно­ше­ния к хри­сти­ан­скому образу жизни.

При всем том нельзя забы­вать, что среди нас суще­ствует нужда; есть люди, у кото­рых не оста­ется лиш­него цента от рас­хо­дов на самое необ­хо­ди­мое для себя и осо­бенно для своих близ­ких. В част­но­сти ради них от нас тре­бу­ется усер­дие в пожерт­во­ва­ниях. Им сле­дует со сми­ре­нием при­не­сти свою сим­во­ли­че­скую лепту и наде­яться на Божию милость. Гос­подь не остав­ляет без вни­ма­ния при­хо­дя­щих к Нему с чистым серд­цем; Он укажет способ пожерт­во­ва­ния не менее, а подчас и более пло­до­твор­ный, чем налич­ные деньги – тру­до­вую помощь в церкви, уход за боль­ными, пре­ста­ре­лыми, оди­но­кими. Их молитва за нас, за наши грехи, имеет особую цену перед лицом Гос­пода.

На прак­тике, однако, когда гово­рят «Мне самому не хва­тает», чаще всего под­ра­зу­ме­вают сле­ду­ю­щее: «Мне не хва­тает реши­мо­сти и целе­устрем­лен­но­сти чтобы изме­нить свою жизнь, как того тре­бует Хри­стос». Словно семя, упав­шее между тер­нием, они бы и рады жить по-хри­сти­ан­ски, но, не имея муже­ства все­цело пре­дать себя Богу, «от печали и богат­ства и сластьми житей­скими ходяще подав­ля­ются, и не совер­шают плода» (Лк.8:14). Как бога­тый юноша, слыша призыв «Следуй за Мною», они «отхо­дят с печа­лью» от Спа­си­теля.

Неко­то­рые, воз­можно, спро­сят в искрен­нем недо­уме­нии: «Какая раз­ница, сколько именно я дам на цер­ковь? Все равно ведь немного!» Для мира, в самом деле, раз­ницы ника­кой. Но для вас самих, и для Бога, Кото­рый вас любит, колос­саль­ная раз­ница. Гос­подь отве­тил на этот вопрос, приняв от маль­чика пять хлебов и напи­тав ими пять тысяч чело­век; и до сего дня, при­ни­мая от нас немного домаш­него хлеба и недо­ро­гого вина, Он питает всех нас Своим Пре­чи­стым Телом и Своей Чест­ной Кровию.

Малый дар в руке пра­вед­ного лучше при­но­ше­ния князей. Кто исчис­лит, сколько голод­ных накор­мила, сколько храмов воз­двигла во славу Божию, сколько живых душь при­вела ко Гос­поду медная копейка на цер­ков­ной тарелке? Думаю, больше, чем золото и серебро. А мы, сего­дняш­ние оби­та­тели бога­тей­шей страны в исто­рии чело­ве­че­ства, мы, живу­щие куда лучше, чем цари былых времен, – какова наша щед­рость? какова мера нашей бла­го­дар­но­сти Творцу за все без­мер­ные Его к нам бла­го­де­я­ния?

«Я пожерт­вую потом, когда тверже встану на ноги…»

Блаж. Авгу­стин рас­ска­зы­вает, как он молился прежде своего обра­ще­ния: «Гос­поди, сделай меня цело­муд­рен­ным, но только потом». К сожа­ле­нию, пра­во­слав­ным такое настро­е­ние далеко не чуждо, осо­бенно моло­дым и потому самым спо­соб­ным для работы Богу. Про­мед­ле­ние и нере­ши­тель­ность, словно ган­грена, пожи­рает их жизнь, кото­рая ста­но­вится сплош­ной цепью неис­пол­нен­ных планов; они сходят в могилу, либо про­дол­жая стро­ить планы, либо забро­сив даже это заня­тие за явной нена­доб­но­стью. Они словно отве­чают Спа­си­телю на Его призыв: «Да, да, Гос­поди! Сейчас иду за Тобой! Только вот закончу учебу – устрою семью – куплю дом – под­рас­тут дети – получу повы­ше­ние по службе – рас­пла­чусь за учебу детей – выйду на пенсию…»

Из Еван­ге­лия мы знаем один случай, как некто очнулся от своей «хоро­шей жизни» в аду. Ока­за­лось, что попра­вить дело уже невоз­можно: «про­пасть велика утвер­дися» между ним и отцом Авра­амом (Лк.16:19–31). А другой, подобно многим из нас, посвя­тил массу энер­гии обес­пе­че­нию своего бла­го­со­сто­я­ния, заго­то­вил запасы на буду­щее. И что из этого вышло? «Рече же ему Бог: «Безумне, в сию нощь душу твою истя­жут от тебя; а яже уго­то­вал-еси, кому будут?”» Такова судьба тех, кто «не в Бога бога­теет» (Лк.12:20–21).

«Я и без того жерт­вую немало!»

Пожерт­во­ва­ния на особые цели и по осо­бому поводу (стро­и­тель­ство и укра­ше­ние храмов, иконы, обла­че­ния, помощь жерт­вам войны, боль­ным и нуж­да­ю­щимся, про­све­ти­тель­ская и мис­си­о­нер­ская работа, и многое другое), как и соб­ствен­но­руч­ное уча­стие во всех этих делах, разу­ме­ется, очень суще­ственны и всегда при­вет­ству­ются. Но нельзя забы­вать при этом о нашей основ­ной «мате­ри­аль­ной ответ­ствен­но­сти» – о регу­ляр­ном пожерт­во­ва­нии опре­де­лен­ной доли дохода. Какая-либо замена воз­можна лишь в един­ствен­ном случае край­ней нужды, о чем было ска­зано выше.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки