диакон Давид Джеймс (США)
О щедрости (христианин и деньги)

Сбор средств и цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство

Для многих в наше время сбор средств на нужды церкви – почти то же, что интим­ные супру­же­ские отно­ше­ния для супер-бла­го­че­сти­вого англи­ча­нина вик­то­ри­ан­ской эпохи: непри­ят­ная обя­зан­ность. И духо­вен­ство, и миряне видят в сборе пожерт­во­ва­ний на при­ход­ские нужды лишь досад­ную помеху в духов­ной жизни при­хода, а в худшем случае – даже недо­пу­сти­мое втор­же­ние посто­рон­них мате­ри­аль­ных фак­то­ров в личную духов­ную жизнь.

В глазах боль­шин­ства, мате­ри­аль­ное поло­же­ние при­хода – словно реклама во время инте­рес­ной теле­пе­ре­дачи: нечто совер­шенно отдель­ное от самой про­граммы, и по форме, и по содер­жа­нию. Сбор пожерт­во­ва­ний пол­но­стью выпа­дает из цер­ков­ной службы. Духо­вен­ство сплошь и рядом под­да­ется соблазну сокра­щать и зату­ше­вы­вать в про­по­ве­дях и раз­го­во­рах с при­хо­жа­нами все то, что каса­ется денег, якобы ради пользы нашего глав­ного дела – бого­слу­же­ния.

Слу­ча­ется, эту тему прячут, будто в луко­вую шелуху, в мно­го­слой­ную обертку при­выч­ных бла­го­че­сти­вых штам­пов; из-за мно­го­крат­ных повто­ре­ний чело­век вовсе пере­стает на нее откли­каться. Рас­про­стра­нен пред­рас­су­док, что ни вера, ни знания не спо­собны помочь нам разо­браться в ней все­рьез.

Если вам, как и боль­шин­ству, «денеж­ная тема» непри­ятна, виной тому, скорее всего, именно этот пред­рас­су­док; вы упус­ка­ете из виду, что гово­рит о день­гах и о вашем отно­ше­нии к ним, сло­вами Писа­ния, Сам Хри­стос. Многие с удив­ле­нием узнают, что Спа­си­тель гово­рит не только о мире, про­ще­нии грехов, молитве, жертве и Цар­ствии Божием: Он ука­зы­вает на глу­бо­кие корни как добра, так и зла, в том, как чело­век отно­сится к своему соб­ствен­ному «стя­жа­нию». Этот пред­мет, по срав­не­нию с дру­гими, зани­мает весьма важное место в Еван­ге­лии: ему посвя­щена шестая доля всех изре­че­ний Спа­си­теля и каждая третья из Его притч.

Мате­ри­аль­ные сред­ства, как сами по себе, так и в своей связи с чело­ве­ком, были в центре вни­ма­ния Церкви на всех этапах ее исто­рии. Все мы, как пас­тыри, так и миряне, должны твердо уяс­нить себе: совер­шенно недо­пу­стимо смот­реть на них как на «гряз­ную тема­тику». Напро­тив: во всех цер­ковно-про­све­ти­тель­ных про­грам­мах этой теме сле­дует уде­лять то же почет­ное место, какое Сам Гос­подь уделял ей, наряду с цер­ков­ной дог­ма­ти­кой и хри­сти­ан­ским бла­го­че­стием. Каждый из нас, от иерея, слу­жа­щего перед алта­рем, до ребенка, впер­вые осе­ня­ю­щего себя знаком Креста, должен посто­янно учиться отвест­вен­ному отно­ше­нию к мате­ри­аль­ному иму­ще­ству и к обя­зан­но­стям, кото­рые оно на нас нала­гает.

С самого начала надо ука­зать раз­ли­чие между «сбором средств» и «цер­ков­ным домо­стро­и­тель­ством». Сбор средств помо­гает дости­же­нию тех или иных прак­ти­че­ских целей, в то время как цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство помо­гает людям быть щед­рыми. Цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство (Тит.1:7) можно опре­де­лить как мате­ри­аль­ное и тру­до­вое соуча­стие Христу в Его подвиге любви к людям.

В этой связи отме­тим две важ­ней­шия сто­роны цер­ков­ного домо­стро­и­тель­ства. Во-первых, это хри­сти­ан­ская обя­зан­ность делиться теми дарами, кото­рые мы полу­чаем от Бога – осно­ван­ная в свою оче­редь на твер­дом убеж­де­нии, что именно от Бога все наше бла­го­со­сто­я­ние. Во-вторых же, это тяга хри­сти­а­нина к осво­бож­де­нию от земных оков, кото­рые в усло­виях совре­мен­ной жизни сво­дятся глав­ным обра­зом к день­гам и иму­ще­ству. Первая из этих двух сторон обра­щена к новой жизни; вторая – к отказу от старой. Тем самым, цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство нераз­рывно свя­зано с под­лин­ным хри­сти­ан­ским обра­ще­нием: осво­бо­диться от того, что свя­зы­вает и соеди­ниться с тем, что осво­бож­дает.

Сле­дует убе­диться в том, что наше отно­ше­ние к мате­ри­аль­ному достатку имеет прямую связь с нашей духов­ной жизнью, не в мень­шей мере чем молитвы или другие сто­роны так назы­ва­е­мой рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти. Гос­подь гово­рит в Нагор­ной беседе: «Идеже бо есть сокро­вище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Как вы обра­ща­е­тесь с день­гами, что вы о них дума­ете, как вы их рас­хо­ду­ете, какие усилия ради них вы готовы при­ло­жить и на что вы готовы их жерт­во­вать, – все эти вопросы в той или иной мере харак­те­ри­зуют ваш внут­рен­ний мир, вашу иерар­хию цен­но­стей, ваше сердце.

Обра­тите вни­ма­ние на при­чинно-след­ствен­ную связь в словах Спа­си­теля: Он не утвер­ждает, что «где ваше сердце, там и будет ваше сокро­вище». Про­ве­дите опыт: купите ценных бумаг на такую сумму, чтобы коле­ба­ния их сто­и­мо­сти были для вас не без­раз­личны. А затем про­сле­дите за собой: на какой стра­нице вы ста­нете откры­вать свежую газету: можно побиться об заклад, что это будут бир­же­вые изве­стия. Инте­рес, забота, вни­ма­ние невольно идут вслед за день­гами. «Идеже бо есть сокро­вище ваше, ту будет и сердце ваше»: иными сло­вами, где наш глав­ный мате­ри­аль­ный вклад, там наша душа откры­ва­ется во всей глу­бине, там она всего серьез­ней, вни­ма­тель­ней, вос­при­им­чи­вей.

Итак, раз­го­вор о день­гах спо­со­бен стать ключом к двери души чело­века, если не каж­дого, то очень многих. Тем самым, пра­вильно постав­лен­ное цер­ков­ное домо­стро­и­тель­ство ока­зы­ва­ется маги­сталь­ной доро­гой духов­ного роста. Именно об этой воз­мож­но­сти напо­ми­нают нам слова Спа­си­теля о сокро­вище и сердце; поэтому так важно, чтобы у нашего домо­стро­и­тель­ства была проч­ная пра­во­слав­ная бого­слов­ская основа.

Всем нам хорошо известно, что исчер­пы­ва­ю­щий ответ на фун­да­мен­таль­ные жиз­нен­ные вопросы спо­собна дать лишь рели­гия. Отно­сится это, конечно, и к вопро­сам о день­гах, иму­ще­стве и его упо­треб­ле­нии. И в то же время как редко вспо­ми­наем мы пра­во­слав­ное бого­сло­вие когда захо­дит речь о мате­ри­аль­ном обес­пе­че­нии при­хо­дов, и как плохо справ­ля­емся мы с этим делом!

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки