Один ли Бог в разных рели­гиях?

иерей Даниил Сысоев

«Ну, зачем вы настолько узко­ло­бые фана­тики? Почему утвер­жда­ете, что вне Пра­во­слав­ной Церкви нет спа­се­ния? Все равно ведь в одного Бога верят все – мусуль­мане, и хри­сти­ане, иудеи и буд­ди­сты, а раз­ница только в обря­дах. Так зачем же наста­и­вать на своей исклю­чи­тель­но­сти? Неужели вы дума­ете, что Все­выш­ний не примет мусуль­ман к Себе? Ему ведь все равно во что кто верит. Глав­ное, чтобы чело­век был хоро­ший!» – Такие слова слышал каждый хри­сти­а­нин, навер­ное, не одну сотню раз. А часто при­хо­дится слы­шать это нече­стие из уст тех, кото­рых невни­ма­тель­ные свя­щен­ники почему-то допус­кают до святой Чаши.

И дей­стви­тельно, разве можно отвер­гать, что Бог – Един? Ведь еще апо­стол Павел сказал: «нет Бога кроме Еди­ного» (1Кор. 8:4). Гос­подь – един­ствен­ный Пра­ви­тель миров, Он – Бог и иудеев, и языч­ни­ков (Рим. 3:29). Обыч­ный здра­вый смысл пока­зы­вает, что не могут быть два Вез­де­су­щих – Им просто не нашлось бы места, и Они огра­ни­чи­вали бы друг друга.

Но если оче­вид­ным явля­ется факт Един­ства Боже­ствен­ной Сущ­но­сти, то из этого никак не сле­дует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почи­тают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много ате­и­стов – и ком­му­ни­стов, и буд­ди­стов, и шама­ни­стов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.

Если же гово­рить о других, то из факта суще­ство­ва­ния Бога Творца вовсе не сле­дует, что люди почи­тают Его.

Можно при­ве­сти такой пример. Многие знают пре­зи­дента России, но разве из этого сле­дует, что все к нему лояльно отно­сятся, а тем более пони­мают все его дей­ствия? Так же многие мил­ли­арды людей знают о суще­ство­ва­нии Бога. Но подав­ля­ю­щее боль­шин­ство вос­при­ни­мают Его как дале­кую и непо­нят­ную Силу. Напри­мер, в исламе не при­нято гово­рить, что Аллах – Лич­ность. Он скорее Нечто, дающее Закон, кара­ю­щее и награж­да­ю­щее по своей воле. Так же и в каб­бале Эйн-Соф не позна­ваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открыв­ший Себя в Библии. Это свет дале­кого костра, кото­рый не может согреть ничью душу.

И это пред­став­ле­ние на самом деле обще­че­ло­ве­че­ское. Не слу­чайно «символ веры» обы­ва­теля звучит:

- Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.

При этом с этим «Что-то» обычно свя­зы­вают поня­тие спра­вед­ли­во­сти. Не слу­чайно при всякой обиде гово­рят:

- Если бы Бог был, разве Он допу­стил бы такое?

Но разве такое знание можно назвать нор­маль­ным? Пред­ставьте себе, что вас при­гла­шают жениться на неве­сте, о кото­рой вы ничего не знаете. И когда вы спра­ши­ва­ете «кто она такая?», вам отве­чают: «она спра­вед­ли­вая и никому неиз­вест­ная». Разве можно счесть этот ответ удо­вле­тво­ри­тель­ным?

А ведь боль­шин­ство людей знают о Боге куда меньше, чем рабо­то­да­тель, при­ни­ма­ю­щий к себе нового работ­ника. Но при этом почему-то счи­та­ется, что этого плохо скры­ва­е­мого неве­же­ства доста­точно, чтобы спа­стись. Причем неве­же­ство это свя­зано вовсе не с тем, что у людей нет воз­мож­но­сти узнать о Боге, а с тем, что просто нет жела­ния.

Полу­ча­ется как в Еван­ге­лии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди пред­по­чи­тают копаться в ого­ро­дах и зани­маться семей­ными и наци­о­наль­ными раз­бор­ками. Особо же настой­чи­вых при­гла­ша­ю­щих они пред­по­чи­тают в худшем случае убить, а в лучшем выста­вить иди­о­тами. И неужели они наивно думают, что Бог арка­ном зата­щит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Незна­ние Отца всего такое же пре­ступ­ле­ние, как и борьба против Него» – гово­рил Мину­ций Феликс.

Лишь в пра­во­слав­ном хри­сти­ан­стве чело­век настолько сильно вовле­ка­ется в Боже­ствен­ную жизнь, что созер­цает таин­ствен­ное пламя Три­еди­ной любви.

Но часто гово­рят:

- Есть же искрен­ние люди в других рели­гиях? Неужели и они погиб­нут?

При этом забы­ва­ется, что невер­ное знание о Боге ещё страш­нее, чем неве­же­ство. Ведь невежда может осо­знать свой недо­ста­ток и быть посвя­щен­ным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не скло­нен к поиску. Он счи­тает, что у него уже всё есть.

Даже в обыч­ной жизни тот чело­век, у кото­рого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фаль­ши­вая. Лучше бес­печ­ный врач, кото­рый просто не лечит, чем уве­рен­ный шар­ла­тан. В послед­нем случае у боль­ного просто нет шансов. Так и в деле бого­по­зна­ния, убеж­ден­ный ино­ве­рец не спо­со­бен без пря­мого Божия вме­ша­тель­ства уви­деть свет. Так гово­рит Бог: «знаю дела твои; ты не холо­ден, ни горяч: о если бы ты был холо­ден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты гово­ришь: «я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и слеп, и наг. Сове­тую тебе купить у Меня золото, огнем очи­щен­ное, чтобы тебе обо­га­титься, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была сра­мота наготы твоей; и глаз­ной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:15–18).

Так же обстоит дело и с лож­ными рели­ги­ями. – Чем более чело­век уко­ре­нен в свою ложную тра­ди­цию, тем слож­нее ему из нее выбраться. Прак­тика мис­си­о­нер­ства пока­зы­вает, что к Богу обра­ща­ются чаще те, кто с одной сто­роны не утра­тил чув­ства Истины, а с другой отошел от своей ложной веры. И Еван­ге­лие при­няли не книж­ники и фари­сеи, а про­стые рыбаки. Поэтому не стоит одоб­рять рели­ги­оз­ное рвение мусуль­ман или иудеев, а скорее пока­зы­вать всю неле­пость их заблуж­де­ния, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздрав­ляют их с их празд­ни­ками, тем самым, под­дер­жи­вая их гре­хов­ное упор­ство.

В одной книжке при­во­дится пример, когда к свя­щен­нику обра­тился тата­рин с вопро­сом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы ска­зать нор­маль­ный пас­тырь? Конечно, «бросай ислам – при­ни­май кре­ще­ние и иди в мона­стырь, если хочешь быст­рее уго­дить Богу». Но тот отве­тил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слу­шайся муллу». Автор книжки счи­тает этот совет чуть ли не доб­ле­стью (не даром мулла поло­жи­тельно оценил этого псев­до­пас­тыря), а на самом деле это просто под­лость. Из-за лож­ного гума­низма свя­щен­ник просто столк­нул несчаст­ного в еще боль­шую бездну заблуж­де­ния, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не веру­ю­щий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пре­бы­вает на нем» (Ин. 3:36)?

Тут стоит разо­брать вопрос, можно ли гово­рить о том, что можно быть хоро­шим, не смотря на веру. А что значит «быть хоро­шим»?

Где кри­те­рии хоро­ше­сти? Алко­го­лик счи­тает хоро­шим такого же выпи­воху, а его жена при­дер­жи­ва­ется про­ти­во­по­лож­ной точки зрения. Гово­рят, что «хорош тот, кто дру­гому пло­хого не делает», но это не опре­де­ле­ние. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пья­ницы плохо делает тот, кто ему не нали­вает, а его родные думают наобо­рот. Где же правда? Да и обыч­ный пень разве кому делает что-то плохо, но неужто он потому обра­зец доб­ро­де­тели?

Совесть тоже часто обма­ны­вает. И осо­бенно ей в этом «помо­гает» ложная рели­гия. Гос­подь Иисус Хри­стос пред­ска­зал: «насту­пает время, когда всякий уби­ва­ю­щий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут посту­пать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2–3). И хри­сти­ане видели при­меры этому все время своей исто­рии. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына – иудеи, и мусуль­мане, с чув­ством рели­ги­оз­ного долга умерщ­вляют верных Христу. Нача­лось это со свя­того Сте­фана и про­дол­жа­ется и до наших дней. Пример про­то­и­е­рея Ана­то­лия и воина Евге­ния, убитых уже в наши дни в Чечне, пока­зы­вает, что оди­на­ко­вая при­чина (отвер­же­ние Святой Троицы) при­во­дит к оди­на­ко­вому резуль­тату. – Мусуль­мане уби­вают хри­стиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и рели­гия сама по себе не явля­ется кри­те­рием добра и зла.

Где же этот кри­те­рий? Ответ оче­ви­ден. Хорошо только то, что тако­вым счи­тает Бог Творец. Ведь самая досто­вер­ная инструк­ция для при­бора та, кото­рая напи­сана его кон­струк­то­ром. Для хри­стиан же это еще более оче­видно, ибо мы знаем, что доб­ро­де­тели – это без­на­чаль­ные свой­ства Бога. Потому то, что согласно с волей Гос­пода – добро, а что про­ти­вится ей – зло.

Но теперь вер­немся к вопросу, «могут ли спа­стись искрен­ние люди в других рели­гиях?» Оче­видно, что искрен­ний маньяк-убийца, счи­та­ю­щий, что все зло мира заклю­ча­ется в жен­щи­нах или в рус­ских, вряд ли за эту «искрен­ность» будет одоб­рен Вели­ким Судьей. Но если это доста­точно оче­видно, то где можно найти ту меру искрен­но­сти, кото­рая в глазах Бога пере­ве­сила бы факт зло­дей­ства? Как опре­де­лить – эта искрен­ность хороша, а эта нет? Мы снова воз­вра­ща­емся к тому, есть ли реаль­ные кри­те­рии добра и зла, потому что искрен­ность или неис­крен­ность – вещи доста­точно субъ­ек­тив­ные.

Если же мы дого­во­ри­лись, что добро – это воля Бога, а зло – ее нару­ше­ние, то ответ станет оче­вид­ным. Само нахож­де­ние чело­века в той рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, кото­рая не уста­нов­лена Самим Богом – грех. Из Десяти Запо­ве­дей данных Моисею самая первая запре­щает иные веры: «Я Гос­подь Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:1–2).

Так что те люди, кото­рые утвер­ждают, что мерило добра и зла – Дека­лог, должны заду­маться о том, что ни один атеист и ино­ве­рец не избе­жит гнева Божия.

И Гос­подь наш Иисус Хри­стос на вопрос: «что нам делать, чтобы тво­рить дела Божии?», отве­тил: «вот дело Божие, чтобы вы веро­вали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28–29).

Сам Хри­стос пове­лел пока­яться и веро­вать в Еван­ге­лие (Мк. 1:15), а кто не пока­ется, сам вино­ват, что Божья секира срубит его (Лк. 3:9). Гос­подь пове­лел всем наро­дам при­ни­мать кре­ще­ние во имя Отца и Сына и Свя­того Духа (Мф. 28:19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5). Сам Иску­пи­тель, а не фана­тич­ные пра­во­слав­ные, засви­де­тель­ство­вал: «кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16:16).

Гос­подь все­лен­ной сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), а у нас думают спа­стись неопре­де­лен­ным доб­рень­ким состо­я­нием без свя­того При­ча­стия.

Пусть же отве­тят нам воз­ра­жа­тели, кому нам верить – людям или Богу? Хри­стос гово­рит одно, а гума­ни­сты другое. Сын Божий гово­рит, что мусуль­мане и иудеи, эво­лю­ци­о­ни­сты и буд­ди­сты, отверг­шие Бога Сына, пре­бы­вают под гневом Божьим, а наши либе­ралы утвер­ждают, что все спа­сутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправ­лять Творца? Это наглое вос­ста­ние смерт­ных глуп­цов против Бес­смерт­ной Пре­муд­ро­сти! Это совре­мен­ные лже­про­роки, кото­рым гото­вится нака­за­ние Божие.

Нет, пусть многие и верят в суще­ство­ва­ние Бога, но лишь те спа­сутся, кто знает Бога, дове­ряет Ему, слу­ша­ется Его, любит Его. Кратко ска­зать, чтобы спа­стись – надо, чтобы и чело­век знал Бога, и Бог узнал чело­века, как напи­сано: «познал Гос­подь Своих, и да отсту­пит от неправды всякий испо­ве­да­ю­щий имя Гос­подне» (2Тим. 2:19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего (вошед­шего по вере через Кре­ще­ние и При­ча­стие), и кто несет в себе освя­ще­ние Его Духа.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки