Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Александр Горский

Страдание преподобного Пахомия

(в мае 1730 года)

Сказание сие извлечено из похвального слова Преподобному мученику Пахомию, помещенного в книге под заглавием «Священная труба». Мощи Святого ныне находятся в святой обители Иоанна Богослова, на острове Патмосе.

   Всечестный Отец сей был родом из Малой России, сын благородных родителей. В ранней молодости взят он в плен татарами, которые продали его одному турку, ремеслом кожевнику. Турок, взяв его, увез на родину, в местечко, называемое Узаки, и находящееся в Филадельфийской области. Там старался он научить юного Пахомия не только ремеслу своему, но и вере своей. Видя же, что ремесло он перенимает, а веру ненавидит и гнушается ею, наказывал его побоями, бранью, угрозами, лишением пищи. Но доблестный Христов воин с радостью терпел все сие за благочестие во все время, как был рабом, двадцать семь лет; и служил своему хозяину так усердно и верно, что он расположен был выдать за него дочь свою и сделать его своим наследником, если бы только отрекся он от Христа. Добрый же сей юноша, высокий хранитель целомудрия, вменял и супружество, и богатство за уметы, повторяя в сердце своем Апостольское слово: «Кто ны разлучит от любве Христовы? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч» (Рим. 8:35)? Наконец, хозяин, видя непоколебимость Пахомия в своих мыслях и намерениях, дал ему свободу, позволив идти, куда хочет.
   Тогда как мученик собирался отойти от своего хозяина, впал в болезнь. Посещавшие его во время болезни агаряне выдумали ложь, будто бы изъявил он желание отречься от Христа и принять веру магометанскую; а когда выздоровел, заставили его одеваться по-турецки, однако же, не принуждали к обрезанию. Но Христов мученик, гнушаясь сим, удаляется оттуда, в виде купца приходит в Смирну, и там, сложив с себя турецкую одежду, идет на святую гору.
   Здесь в обители Святого Павла находит одного добродетельного и рассудительного священно-инока, по имени Иосифа. Исповедав пред ним тайны сердца своего, умоляет старца принять его к себе в послушание, и постричь в монашество, что и было исполнено. Двенадцать лет прожил он с Иосифом, подражая ему во всех добродетелях. По прошествии же двенадцати лет услышав о чудном житии преподобного Акакия Кавсокаливита, переселился он в Кавсокаливи и провел там шесть лет, питаясь от собственных трудов и, как трудолюбивая пчела от цветов, собирая отовсюду совершенство добродетелей. Поэтому, для всех тамошних Отцов сделался он образцом и примером монашеского жития, отличался особенно кротостью, приветливостью, добродушием, так что все любили его.
   Но сердце Пахомия не удовлетворялось сими подвигами, он желал претерпеть мучение за Христа. К сему побуждали Пахомия, с одной стороны, божественная любовь, с другой — опасение, не вырвалось ли во время болезни, бессознательно, из уст его слово отречения, по которому турки надели на него свои одежды. О таком желании мученичества Пахомий объявил старцу своему; но старец, думая, что сей помысел внушен ему гордостью, делал ему много выговоров и укоризн. Поелику желание в Пахомие не ослабевало, то старец целый год испытывал его различными трудами и поучительными для него действиями и во всем нашел его усердным. Тогда оба они в посте и бдении стали умолять Бога, чтобы открыл Он, есть ли на то Его воля. Потом сообщают о намерении Пахомия добродетельнейшим из Отцов святой горы: и все были согласны с его желанием.
   Наконец, с молитвами и напутственными советами сих Отцов, в особенности преподобного Акакия, Пахомий и старец Иосиф оставляют святую гору и приходят в Узаки, родину Пахомиева хозяина. Иосиф остается в общей гостинице, а Пахомий немедленно идет в дом своего хозяина, и потом на торжище, с тем намерением, чтобы его узнали. И действительно, агаряне, увидев его, узнали, схватили, привели к судье и сказали: «это — раб такого-то; во время болезни отрекся он от Христа, и по выздоровлении одет был нами по-турецки; но теперь видишь, как он одет». Судья спросил Пахомия: «правда ли это»? Христов мученик Пахомий с радостным лицом дерзновенно возвещает: «никогда не отрекался я от Господа Иисуса Христа ни словом, ни мыслью, исповедую же Христа совершенного Бога и совершенного человека, и за сие исповедание готов претерпеть тысячи мучений, и всякий род смерти». Судья выслушал сие и видя благодушную твердость святого, много делал ему угроз и оскорблений, потом сказал: «поелику произнес ты слово отречения и один раз, то уже невозможно оставаться тебе в этой христианской одежде, но должно избрать одно из двух, или отречься от Христа, пли испытать самую жестокую смерть». При сем Христов мученик воскликнул: «да не будет того, Христе Царю, чтобы хотя единым помышлением отрекся я от святого имени Твоего! Напротив, из любви к Тебе готов я в огонь и на смерть». Услышав сие, судья отдал повеление, и мученика ввергли в самую мрачную темницу.
   Там Пахомий, как бы в новом раю, пребывал без пищи, без сна и без всякого человеческого утешения, питаясь одним божественным упованием. На третий день последовал приговор умертвить святого. Темничный страж приносит ему сию вожделенную весть о смерти. И мученик, услышав, весьма обрадовался, прославил имя Господне, и всю ту ночь провел в молитве. Утром выводят его из темницы, и представляют к судье, который говорит: «вот за упорство свое ты предан будешь на смерть; смотри, чтобы не было поздно раскаиваться тебе». Святой Пахомий отвечает с прежним дерзновением: «никогда, судья, не отрекусь я от Христа моего, хотя бы предал меня тысячам самых жестоких смертей. Только, что хочешь делать, делай скорее». Судья, выслушав сие, дал о нем последний приговор.
   Бывшие при сем агаряне, связав мученика, повлекли его на место мучения, вне города — туда, где закалали овец. За ним последовали и другие многие, турки и христиане, и одни из турок насмехались над святым, другие плевали на него, иные же убеждали его отречься от Христа. Но мученик, внимая единой молитве, шествовал вожделенным путем мученичества, и достигнув помянутого места, преклонил колена. Когда же исполнитель казни убоялся отсечь ему главу, даже стал преклонять к отречению от Христа, говоря тихо к уху мученика: тогда доблестный Христов подвижник ободрял его, и с благодушием сказал: «исполняй, что тебе повелено, и не теряй напрасно времени». И тот, ободрившись, отсек святую главу его. Так достославный страдалец приял венец мученичества! Христиане, по прошествии трех дней, взяли честные мощи его, и предали погребению. И исполнитель казни, после сего, объят был злым духом, бесноватым, и, бегая по городу, кричал, испускал пену, по прошествии же нескольких дней в мучениях изверг душу.
   Старец, наставник святого, остававшийся безвыходно в гостинице, узнав о желанной смерти ученика своего, с радостью и слезами возблагодарил Бога. Потом пришел на место, где лежало тело мученика, и увидев оное, со слезами приветствовал святого, говоря: «достиг ты, мой Пахомий, того, чего давно желал! Молись ко Господу о мне и о всех призывающих тебя».
   И действительно, чрез несколько дней открылась сила молитвы Пахомия. Преподобный Иосиф был в сильном страхе и боязни; и вот, является ему во сне мученик Пахомий, с лицом веселым и приятным, и говорит: «не бойся старец, ты не потерпишь никакого зла». И тотчас с сим словом удалилась боязнь от сердца смущенного старца. Еще: одна христианка из той страны, от юности страдавшая неисцельной болью в половине головы, с верою призвала в помощь Преподобно-мученика, и помазав свою голову кровью его, совершенно освободилась от долговременной болезни. В память такого благодеяния и исцеления благоговейная сия жена послала на Афонскую гору к тем Отцам, которые знали мученика лично, чтобы написали для нее икону его. Получивши сию святую икону, как желала, она светло и благоговейно каждый год стала совершать празднество Преподобно-мученику Пахомию. Его молитвами и да сподобимся и мы небесного царствия! Аминь.


Источник: Никодим Святогорец, преп. Страдание преподобного Пахомия / Пер. [прот. А. В. Горского] // Прибавления к Творениям св. Отцов 1852. Ч. 11. Кн. 4. С. 649-654 (1-я пагин.).