священномученик Александр Миропольский

Ангелы, или духовный мир

Господь Бог – Любовь, Жизнь и Первоисточник жизни – в силу стремления Существа Своего к самораскрытию, самопреданности и проявлению свойств и совершенств Своих, первоначально творит разумные духовные существа, почему именуется Отцом духов (см. Евр. 12:9) и Господом разумов. Потому же эти духи, именуемые Ангелами, в свою очередь именуются сынами Божими (см. Иов. 38:4–7), а также и звездами, окружающими духовное Солнце – Бога (см. Втор. 32:43).

Самым первым из Ангелов, или первозданным, считается Ангел Денница, сотворенный Богом. Ибо Бог Отец через пророка Давида говорит о Сыне Своем: «Из чрева прежде Денницы... родил Тебя» (Пс. 109:3).

Созданный прежде всех Ангелов, Денница был старшим из них, руководителем и предстателем за них перед Богом. Тайна происхождения Ангелов полностью для человека не постижима. Но раз уже сказано, что Бог есть Отец духов и Ангелы суть сыны Божии, то человек может не сомневаться, что эти сыны Божии жили единой с Богом Божественной жизнью любви и были в теснейшем союзе жизни с Ним.

Ангелы, как и Сам Бог, жили любовью по образу и подобию жизни Отца Бога, т.е. стремлением к деятельному проявлению свойств и совершенств своего духа, в котором отражались свойства и совершенства Божества и в жизни их проявлялись и развивались.

Относительно образа создания Богом или порождения Ангелов, свт. Григорий Богослов говорит так: «Божественная благодать (или любовь) не довольствовалась созерцанием самой себя. Надлежало, чтобы она благоразливалась, шла более и далее. Потому Бог, прежде всего, помыслил об Ангельских небесных Силах. Это помышление стало делом, которое исполнено Словом и окончено Духом»8.

И вот первыми получили от Бога личное бытие духи Ангелы, с Денницей во главе, как бы родившись от жизни и мысли Божественной любви, т.е. от стремления Бога к самопроявлению.

Нельзя не согласиться с тем, что в Божественном Откровении очень о многом говорится по-человечески, применительно к простому, нетонкому, грубому уму человека.

Относительно времени получения Ангелами бытия от Бога блаженный Иероним говорит: «Нашему миру не исполнилось еще и шести тысяч лет. А сколько, нужно полагать, и до него прошло времени вечности, сколько времени, сколько неисчислимых веков, в продолжение которых Ангелы, Престолы, Власти и прочие Силы служили Господу и существовали по воле Его без всякого измерения и перемены времен»9. Эти же мысли разделяют сщмч. Дионисий Ареопагит, Ориген, Цезарий, Иларий, свт. Григорий Великий, Афанасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Димитрий Ростовский и другие10.

Таким образом, Триединое Божественное Существо, обладающее вечным стремлением и любовью к самооткровению и самопреданности, как вечная жизнь и источник любви, производит разнообразнейшие Силы, одаренные способностью воспринимать и отражать в своей жизни свойства и совершенства Божества и тем сохранять в себе образ Божий и подобие Его.

Эти Божественные Силы суть не что иное, как Божественные мысли, получившие личное бытие, облекшиеся в тонкое вещество для служения Богу проявлением свойств и совершенств Его в своей личной жизни, чтобы быть проводниками Божественной жизни в область жизни духов, содействуя тем проявлению Бога в жизни и служа Ему (см. Евр. 1:14).

Что Ангелы Божии суть олицетворенные разумные Силы и разнятся между собой лишь степенью совершенства, это можно уразуметь из наименований их. Так, самый старший из них именовался Денницей, что обозначало утреннюю звезду, самую близкую по сиянию своему к духовному Солнцу – Богу. Имя Архангела Михаила, наместника Денницы, значит «кто как Бог»11; Гавриил – сила Божия; Рафаил – исцеление Божие; Уриил – огонь, свет Божий; Салафиил – молитва к Богу12; Серафим – согревающий, сожигающий. Престолы – Божия опора; Господства – имеющие власть над царствами; Начала – устроители эфира; Власти – управляющие народами; Силы – крепкие силами; Серафимы – освещающие; Херувимы – носящие; Архангелы – стражи; Ангелы – вестники. А потому все Ангелы являются орудиями промысла Божия13.

Преподобный Исаак Сирин о создании Богом Ангелов говорит так: «В первый день Бог сотворил девять духовных природ в молчании и одну словом, и эта природа – свет»14. Под первым днем здесь нужно разуметь период времени прежде создания материального мира.

В конце этого периода, или в первый день творения вещественного мира, создан свет – самое тонкая после духа и сродная ему субстанция. Ангелы – духи. Сравнительно с нами, они телами духи, но сравнительно с духовностью существа Божия, они суть тела. Создание Богом Ангелов, по свойству восприимчивости их существа к свойствам и совершенствам Божественной жизни, составляет как бы лестницу между Богом и духом человеческим, наполняющую значительный пробел – промежуток между Богом и человеком.

Святитель Григорий Богослов, что сначала Бог производит силы, созерцаемые одним умом, и затем человека, в котором приведены в единство невидимое и видимая природа.

В беспредельный, неизмеримый период бытия мира духовного, составляющего единую область жизни и царство духов, существовавших и живших единой с Богом любовью и отражавших в своей жизни образ и подобие жизни Бога любви, своего Творца, с Его свойствами и совершенствами, – в тот период существовала область полного блаженства, радости, мира и славы Божией.

Старейший и святейший из Ангелов, Денница, был предстателем перед Богом от всего Ангельского мира, посредником и проводником славы Божией в среду подчиненных ему духов, и владыкой низших сил небесных.

Низшие, менее совершенные Ангелы, созерцали в Деннице Божественную красоту и совершенства, отражавшиеся в его чистой природе, служили ему своей любовью и чествовали его, славили и поучались от Него жизни любви. Денница был для Ангелов образом Божиим и подобием Его по жизни своей и чистому существу. Некоторое подобие сему мы видим в почитании народом христианским угодников Божиих и чудотворцев.

В течение долгого периода времени Ангел Денница предстательствовал перед Богом и, подобно священнику, возносил Богу славу и любовь от подчиненных ему Ангелов, с совершенной преданностью Богу и собратьям своим, Ангелам, до самозабвения, ибо в нем отсутствовало еще самолюбие. Полное единство жизни Бога и Ангелов объединяло все личности, и интересы жизни их были едины, общи для всех. Денница Ангел, возвышаясь в свойствах и совершенствах своей природы до богоподобия, устремлял все свое внимание на Первоисточник совершенств своих – Бога, с благоговейным страхом и любовью возносил Ему хвалу как лично от себя, так и от подчиненных ему Ангелов. Ангелы же в свою очередь воздавали честь и славу Деннице, созерцая в нем Божественные совершенства. Совершенства и слава Денницы возрастали.

Это первоначальное общество духовных существ, Ангелов, всецело составляло Небесную Церковь, вселившую в себя Бога Творца, ибо в Ангелах отражались свойства и совершенства Божественного Существа и Его жизни любви. Ангелы небесные жили единой с Богом жизнью и развивали в себе божественную любовь, проявляя ее в своей деятельности. Неизреченное блаженство ощущали они, и радость наполняла сердца их.

Но вот совершенно неожиданно последовало разделение общества Ангелов, ибо произошло отпадение многих из них от Божественной любви в самолюбие, или в самоугождение, в желание служить себе. От такого направления стремлений их жизни последовало разъединение с жизнью Божества и с жизнью ближних. А отсюда возникла даже вражда против Бога и против неотпавших Ангелов. От единства жизни любви с Богом отпала треть всего числа Ангелов (см. Откр. 12:4).

Таким образом, часть членов Небесной Церкви утратила в себе образ Божий, заключавшийся в жизни любви или в стремлении служить Богу, и омрачилось самолюбием, пребыванием в самозамкнутости и злобе. Через это образовалась враждебная Богу область жизни духов – самолюбивая, злобная. Эти падшие духи, сообразно свойству их, наименованы демонами. Каким же образом все это случилось?

Продолжительное чествование Ангелами и постоянная любовь их к Деннице по его неосторожности возбудили в нем сознание себя как достойного почестей отдельно от Бога, развившееся в честолюбие, затем перешедшее в самолюбие, в конце концов ставшее абсолютным эгоизмом. В Священном Писании говорится, что Денница пал из-за гордости (1Тим. 3:6; Сир. 10:15); но гордость и эгоизм есть уже как бы последняя, из честолюбия развившаяся порочная страсть. Самый же зародыш этого порока и процесс развития его – это самомнение. В духовной природе подобные перерождения свойств духа совершаются быстро, и потому в Деннице закончились они полным отпадением от Божественной жизни любви и расторжением союза и общности жизни с Богом.

* * *

8

Св. Григорий Богослов. Слово 45.

9

Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Т.1. С.186.

10

Митропролит Макарий. Ангельские разумные Силы. Т.1. С.6.

11

Ибо Архангел, желая предотвратить отпадение прочих Ангелов от Бога, воскликнул: «Вонмем! Кто как Бог?» То есть помните, что нет и не может быть другого Бога.

12

Архиеп. Филарет Черниговский. Догматическое богословие. С. 264.

13

Там же. С. 290.

14

Преподобный Исаак Сирин. Слово 17.



Источник: Печатается по изданию: Прот. А.С. Миропольский. Любовь и самолюбие с религиозной точки зрения. Казань. 1910. Цензор - прот. Стефан Преображенский.

Вам может быть интересно:

1. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах – Глава вторая. Ветхозаветное библейское учение об ангелах ( священномученик Александр Глаголев

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Ангелы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Aнгелы - благовестники воли Божией епископ Александр (Милеант)

4. О cвятых Ангелах Божиих святитель Николай Сербский

5. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Ангелы. святитель Григорий Богослов

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Ангелы святитель Василий Великий

7. Духовный мир протопресвитер Михаил Помазанский

8. Как жить? священномученик Аркадий (Остальский)

9. Дневник профессор Яков Алексеевич Богородский

10. Любовь Божественная профессор Александр Дмитриевич Беляев

Комментарии для сайта Cackle