Особенности богословского учения протопресвитера Александра Шмемана
В статье, подготовленной для портала «Азбука веры», выявлены особенности богословия протопресв. А. Шмемана, показывающие его удалённость от византийско-русской традиции. Рассмотрены догматические, литургические, историко-церковные аспекты учения указанного автора, а также идеи, характеризующие его отношение к аскетике. Установлено, что протопресв. А. Шмеман формулирует богословское учение в условиях практической жизни американской Церкви, в которой он постулировал идеи обновления в отрыве от традиций и обычаев Поместных Церквей. Отмечено, что протопресв. А. Шмеман показательно отделяется от византийского и русского богословия и благочестия, делая упор на литургическом возрождении, но игнорируя большой пласт Предания Церкви. Его богословское учение не подтверждено историческим опытом Православной Церкви.
Содержание
Введение 1. Догматические аспекты 2. Литургика 3. История Церкви 4. Аскетика 5. Экуменизм Заключение
Введение
Сегодня можно отметить большую популярность трудов протопресв. А. Шмемана, учение которого выдается за последнее слово богословия, особенно применительно к литургической его части. Это не исключает и дискуссий относительно полезности идей о. Александра для современного православного богословия и литургической жизни на практике. Целью данной работы является не всеобъемлющая и детальная характеристика богословского учения протопресв. А. Шмемана, но выявление некоторых характерных особенностей богословия, показывающих его удаленность от византийско-русской традиции. Характеристика учения протопресв. А. Шмемана по богословским направлениям условна, потому что строгой системы, в которой проработаны разные стороны богословия, у него нет, и тем не менее в данной статье выделены отдельные богословские направления, характеризующие мировоззрение указанного автора.
1. Догматические аспекты
В целом следует отметить, что исследования по догматической истории Церкви о. А. Шмемана не отличаются основательными изысканиями, а являются скорее пересказом православной традиции. У о. Александра встречаются и бездоказательные утверждения, которые не имеют подтверждения в научно-богословском поле, в частности, о том, что «когда богословы пытались научно ответить Арию, базируясь на Св. Писании, Афанасием Великим было внезапно выдвинуто слово “омоусиос”»1. Дело в том, что атрибуция этого термина свт. Афанасию никак не доказана. Можно привести более современный пример, когда о. Александр защищает прот. С. Булгакова, не находя в его богословии никаких заблуждений2, хотя специфика богословия главного софиолога XX века ярко выражена и была соборно осуждена3, аргументы против ереси озвучили выдающиеся святители Русской Зарубежной Церкви4.
Пожалуй, наиболее спорной является экклезиология протопресв. А. Шмемана, в частности, его мысль о литургии как основе Церкви. Известно, что эта идея была выражена в богословии протопресв. Н. Афанасьева, но протопресв. А. Шмеман использовал ее в своем ключе, перелагая на опыт Американской Православной Церкви, в жизни которой он принимал деятельное участие. В то же время, с точки зрения святоотеческого богословия, гипертрофировать идею Евхаристии нет никаких оснований. Принято связывать творчество о. Александра с литургикой, но с практической точки зрения он ничего не предлагает, у него можно найти прежде всего общие рассуждения о богослужении, опять же о Евхаристии, на которой он предлагал выстраивать всю церковную жизнь, даже образование5. В некоторых случаях очевидно, что о. А. Шмеман был не очень осторожен в высказываниях, например, называя Святые Дары «хлебом-символом»6. При этом сам же утверждает, что «прежде чем начать заниматься богословием, нужно принести обет не произносить слов вне их точного смысла»7.
В этой связи о. А. Шмемана можно назвать апологетом церковного обновления. Он теоретизировал об «обновлении» Церкви, о том, что «надо увидеть снова Церковь в Святом Духе и Святого Духа в Церкви. Восстановить – не схоластическое учение о благодати, которой “больше” здесь и “меньше” там, а Церковь как “причастие Святого Духа”»8. В этом направлении о. Александр не стеснялся умалять русское дореволюционное богословие, делая акцент на его «школьном» характере9.
Проблемы православных приходов в Америке второй половины XX в. в чем-то похожи на современные вызовы приходской жизни в России. В этом смысле даже полезно познакомиться с некоторыми мыслями протопресв. А. Шмемана. Но решение проблем о. Александр видел однобоко, с позиции «литургического возрождения», которое, с его точки зрения, будет, «таким образом, первым вызовом секуляризму, первым приговором всесильному “князю мира сего”»10. Такое возрождение в XX в. было популярным на Западе, в католическом богословии. О. Александр и не скрывал, что вдохновлялся трудами неправославных авторов. Так, например, в своем дневнике он пишет: «Кончил вчера переписку Mounier-Maritain и начал Anthropologie du Geste, Marcel Jousse, антрополога-иезуита. Сложно, запутанно, но чувствую, что он открыл что-то очень важное, что-то, чего я смутно искал для “литургического богословия”»11.
При этом о. Александр пришел к выводу, что «встреча с Западом, обращение Запада могут произойти только на почве Библии и Евхаристии, но никак не на почве византийской “мистериологии”12». Но без византийской мистериологии православие невозможно. Почитание святых является догматом Православной Церкви13. И этот догмат в богословии протопресв. А. Шмемана не раскрывается или выдается с примесью специфического отношения к святости, якобы замутненной ворохом ненужных обычаев.
О. Александр находил помеху духовной жизни в «номинализме», как отрыве «форм церковной жизни от их содержания, от той реальности… когда само назначение Церкви видится в сохранении древних, веками освященных и “прекрасных” форм, независимых от реальности, на которую они указывают»14. Практический вывод его был следующим: «Что нам нужно – так это открытие заново истинного смысла и силы богослужения, что предполагает большую “чистку”»15 и отказ от того мертвого груза, искаженного понимания «традиций» и «обычаев»16.
Но это, в сущности, является попыткой своеобразного толкования церковного Предания, которое, по мысли о. Александра, раскрывается прежде всего в литургии. Однако, критерия определения, какие традиции искажены, а какие нет, о. Александр не дает. Ему, как западному мыслителю, не очень нравилось византийское, да и русское. Как видно, многие византийско-русские традиции он был готов принять за «искажение» истинного церковного учения (см. далее).
2. Литургика
Протопресв. А. Шмеман делал упор на литургии и Евхаристии, говорил о том, что православным (в Америке) необходимо перестраивать жизнь по богослужебному календарю, чтобы проникнуться духом Евхаристии. Все это неплохо, но не имеет достаточной аргументации в плане акцента исключительно на литургии. Более того, о. Александр пришел к выводу, что членам Церкви нужно изжить страх, не бояться «авторитетов»17, он негативно относился к византийской гимнографии и тропари утреннего канона первого дня Великого Поста канона именовал «почти жалкими», вкрапленными в ветхозаветную «хвалу и радость за весь мир»18. А канон прп. Андрея Критского называл, например, «насквозь риторическим произведением», «редукцией Библии к оригенистическому морализму» и «устаревшим византинизмом19». Впрочем, праздничные, неаскетические песнопения о. Александру нравились, поэтому он отмечал в дневнике: «Благовещение – любимейший из любимейших праздников. Стоя вчера за всенощной в алтаре, слушая эти ликующие песнопения, все на тему: “Благовествуй, земля, радость велию, пойте, небеса, Божию славу…”, – думал: какие могут быть “проблемы”? Не состоит ли вся жизнь в принятии и усвоении этой радости свыше, причем усвоение состоит в том, чтобы все в этой радости увидеть и по-новому принять?»20. Неоднократно, в отличие от покаянных молитв, он, например, приветствовал и по-своему восхвалял читаемые в храме акафисты21.
Это вполне в духе концепции протопресв. А. Шмемана, характеризовавшего литургию как неизменную радость и ликование: «Радость Царства: меня всегда беспокоит, – писал о. Александр, – что в многотомных системах догматического богословия, унаследованных нами, объясняются и дискутируются почти все понятия за исключением одного слова... Богословское определение радости фактически отсутствует… До тех пор, пока это переживание радости Царства во всей его полноте снова не возвратится в центр богословия, последнему будет невозможно иметь дело с миром в его действительно космическом измерении…»22.
Подход о. Александра ассоциируется с харизматическим движением, по крайней мере, в нем не видно должного благоговения. Можно сравнить размышления о литургии протопресв. А. Шмемана и свт. Симеона Солунского. Последний говорит так: «Однако же пусть никто не подозревает нас в дерзости и не обвиняет в гордости за то, что мы покушаемся говорить о вещах столь великой важности, которые изъяснили апостольские и божественные мужи – мужи, вознесённые превыше небес и посвященные в неизреченные тайны Божии. Итак, не для того, чтобы сказать что-нибудь больше сказанного ими… но чтобы изложить в духе любви и для себя, и для братии, насколько доступно, нечто из того, что они написали небесно и достойно себя, изложить, стремясь их словами освятить свой ум и под руководством их, признавая себя их чадом и рабом, стремясь достигнуть света божественнейшего ведения»23. А у о. А. Шмемана по временам как будто все наоборот, особенно в дневниках. Он словно пытается отделиться от святоотеческого богословия в противовес своему пониманию православия в условиях американских реалий XX века.
Литургическое богословие о. Александра характеризуется не только негативизацией «византинизмов». Здесь необходимо коснуться вопроса об отношении о. А. Шмемана к русским как национальному типу и, отсюда, к русскому богословию и русскому благочестию. Буквально, создается впечатление, что он – радикально антирусский церковный автор. Ему порой претило выражение чего-то национального в Церкви, поэтому он не любил приходы со старыми традициями эмигрантов первой волны и высказывался негативно о проведённых там службах: «И какая во всем этом разлита тонкая гордыня – собою, “русскостью”, душевностью, сердечностью, как не подвержено никакому сомнению! Вот “мы сохранили” и “мы сохраняем”... И ужас перед намеком на какое-нибудь изменение»24. В дневниковых тетрадях встречаются моменты, когда о. Александр, дистанцируясь, говорит о русских в третьем лице: «Не дается русским самостоятельность, свобода – ни мысли, ни души… Их православие “алогично” – в смысле отсутствия Логоса, “смысла” в буквальном понимании этого слова»25.
Протопресв. А. Шмеман находил поверхностность и в русской культуре, утверждая, что ей свойственна слабость «логоса» и преобладание «эмоции», из-за чего русские якобы склонны не любить, а влюбляться – в идеи, культуры, личности, что ослепляет и лишает понимания26. По мнению А. Шмемана, интеллигенция, «возвращаясь» к Православию, отказывается от свободы мысли и преклоняется перед Типиконом, отрицая все лучшее в себе. Эта влюбчивость приводит к тому, что отдельные элементы – «Запад», «Византия», «Восток», «Отцы», «икона» – возводятся в ранг идолов, целого, хотя осмысленны лишь как части. В результате русские якобы оказываются в плену у этих идолов, отказываясь от самостоятельности мысли и души, в то время как самостоятельность, по выражению о. А. Шмемана, даётся крайне сложно27. В этой связи автор делает удивительный вывод, что Пушкин для России важнее Типикона, поскольку во имя Пушкина нельзя творить зло, а во имя Типикона – можно28.
Православие, по мысли протопресв. А. Шмемана, нуждается не в слепом возврате к «византинизму», а в его критической оценке, чтобы избежать идолопоклонства. Он также отметил, что русским писателям, по сравнению с западными, не хватает «культуры» как среды для существования и творчества, и в целом о. А. Шмеман имел крайне своеобразные представления о русском языке, что хорошо отражает нижеприведённая цитата: «Мне кажется, что русский язык – самый трудный в мире. Не грамматически (хотя он и грамматически трудный), а по какой-то легкости, доступности в нем фальши, подделки, инфляции. Он – как разбитое, ненастроенное пианино. На нем легко “бренчать”. С русским же языком плохо то, что подавляющее большинство русских распознать этой подделки, пошлости, инфляции не способны, ибо сами говорят на такой вот “жиже”. Точность, собранность, дисциплина, “выверение” – не русские качества, и это отражается и в языке»29.
3. История Церкви
Исследуя историю, протопресв. А. Шмеман нередко преувеличивал влияние Запада на православное богословие. Эта черта свойственна многим представителям парижской школы: ругать русское «школьное богословие» за подверженность западному влиянию и одновременно испытывать то же западное влияние, да еще и в больших масштабах. Протопресв. А, Шмеман, с одной стороны, говорил о «западном пленении» православной богословской мысли, возникшем после падения Византии и исчезновения старых богословских центров, что привело к богословскому кризису, не преодоленному до конца и по сей день30. Он критиковал «школьное и западное» учение о таинствах, возобладавшее в период «пленения», за пренебрежение «собранием в Церковь» и восхождением к небесному святилищу. С другой стороны, о. Александр критиковал византийское богословие за аскетизм и неоплатонизм, а русское – за местечковость, обрядоверие и бескультурье.
Возникает противоречие: если богословие имеет национальный колорит, то нет «пленения», и наоборот. По существу, эта концепция «пленения» ставит под вопрос обетование Христа о неодолимости Церкви (Мф. 16:18) и противоречит согласию отцов.
При этом в своей критике о. Александр не всегда последователен. Он говорит о «наших “озападненных” богословских системах», в которых «Церковь изучалась как ряд “действительных” институтов»31 и т. д. Но в то же время пишет, например, по поводу вопроса о действительности Крещения: «Институция сакраментальна в силу самого ее назначения постоянно преодолевать свои границы как институции, исполнять и актуализировать себя как Новое Бытие; и она может быть сакраментальной потому, что в качестве институции соответствует той реальности…»32. Таким образом, он то критикует «институцию» Церкви, то предлагает ее сакрализовать в туманных, как видно, формулировках. Необходимо подчеркнуть субъективизм такого подхода в противовес традиционному объективному догматическому богословию, которое о. Александр критикует.
Выражая свой взгляд на историю Русской Церкви, о. Александр целыми абзацами цитирует Г. П. Федотова и прот. Г. Флоровского, где-то даже пытается смягчить их позиции. Но всё равно не обходится без резких и осуждающих пассажей, можно сказать – по-западному предвзятых. Он говорит о том, что в «московский период Церковь… перестала быть “совестью” государства, чтобы превратиться постепенно в опору и почти инструмент Московского “империализма”»33. «Рост Москвы и московского сознания» о. Александр связывает с «татарщиной, беспринципностью, отвратительным соединением низкопоклонства перед сильными с подавлением всего слабого»34. Он удивляется тому, что «московский период заворожил надолго сознание русских “церковников”, стал для них мерой “Святой Руси”». О. Александр цитирует Г. Федотова, поведавшего, что «свобода погибла лишь после освобождения от татар»35. И далее дает свой комментарий: «И вот гибель свободы видим мы, прежде всего, в Церкви…»36. Более того, «свободной, – по мнению о. Александра, – в современном смысле слова Церковь не была со времен Константина Великого: ни в Византии; ни в Москве»37. То есть автор идеи фактически рассуждает категориями «институтов», которые же и критикует, хотя св. ап. Павел и многие св. отцы благовествуют о личной христианской свободе как свободе от греха, а не о свободе Церкви, которая свободна по определению. Смело характеризует о. А. Шмеман исторических деятелей, например, личность царя Иоанна Грозного: «“Греческую веру”, по мнению протопресвитера, Грозный не любил и вдохновлялся Западом»38. Очевидно же, что целая пропасть разделяла царя Ивана Грозного и Запад XVI в., где вовсю бродили идеи Реформации. В исследовании по истории Церкви необходимо кропотливое изучение источников, сопоставление фактов, обоснованный выбор литературы. С этой точки зрения работы по истории Церкви протопресв. А. Шмемана не имеют научно-богословской ценности. Их можно рассматривать как авторскую интерпретацию и пересказ церковной истории, который не исключает неточностей.
4. Аскетика
Рационализм богословия, отрыв теоретического богословия от внутренней молитвенной и аскетической жизни показательно проявились в воззрениях о. А. Шмемана. Можно сказать, что в определенных моментах он стал выразителем антиаскетики. По существу, отрицание византийского мистицизма ведет к отрицанию святоотеческого богословия. Не случайно о. Александр в большинстве своем проходит мимо аскетики, а что-то критикует как ложное благочестие. В его дневниках пару раз можно встретить мысли о покаянии, но как выражение психологизма, а не глубокого и смиренного чувства. К тому же собственные признания о. Александра показывают не слишком большую склонность его к подвижнической жизни, с курением «по два пакета в день»39, полуночным просмотром телевизора и рассуждениями об исповеди на тему «seх'a» студентов на первой седмице Великого Поста40. Такое ощущение, что его мировосприятие радикально чуждо любой аскетики и самоуглубления.
Рассуждения о. Александра об этических категориях больше похожи на неправославные гимны-проповеди. Например, говоря о христианской любви, он акцентирует внимание на «литургии как таинстве любви», что звучит вроде бы неплохо, учитывая историю и этимологию агапы, но автор ничего не говорит о любви как о добродетели, как о жертвенном служении41, да и смысл обожения, посредством литургии или нет, без апелляции к византийскому мистицизму становится малопонятным. А его, как выше было сказано, о. Александр игнорирует. Вот еще одна его цитата: «Нельзя больше разглагольствовать о преображении и обожении, – говорит он, – в каком-то древнем византийском или афонском или еще каком-либо ключе»42.
5. Экуменизм
Прежде чем говорить об экуменизме, необходимо еще раз отметить отношение протопресв. А. Шмемана к православию. Наиболее ярко эта оценка выражена в его дневниках. Он критически оценивает состояние Православия, утверждая, что ему не хватает самокритики и покаяния. О. Александр считал, что Православие, сформировавшееся в борьбе с внешними врагами, страдает комплексом самоутверждения и триумфализма. Он выделил несколько «ключевых» проблем: «бабье» благочестие, пропитанное суеверием и оторванное от Христа и Евангелия; гностический уклон, проникший в веру через эллинизм и западный интеллектуализм; дуализм, заменивший эсхатологизм; и сдача Православия национализму. В результате, по мнению протопресв. А. Шмемана, сложился опасный сплав, который выдается за «чистое Православие», а любые попытки его критики клеймятся как ересь. Именно этот сплав, по мнению о. А. Шмемана, и является тупиком исторического Православия. Также он утверждал, что Православие, избежав религиозных войн и кризиса Реформации, не выработало в себе критического взгляда на себя.
В этой связи необходимо отметить еще практический аспект: для о. Александра реальное православие (кроме его сторонников) безжизненно и уходит в обрядоверие, а у любых еретиков по-человечески хорошо и много жизни43. Вот яркий пример из дневника: «Погружение – вчера и сегодня – в совсем незнакомый мне мир коптского христианства. И я должен сразу же выразить свое главное впечатление: c'est edifiant и c'est vivant…Я помню свое ужасное впечатление от посещения в 1971 году Антиохийской Патриархии в Дамаске, а до этого – в 1966 – Иерусалима, Стамбула, Афин… Всегда это унылое чувство пережитка, номинализма, угасания, скованности прошлым, всей этой «церковности» как existence of a non-existent world. Безжизненные иерархи. Страх. Ложь, коррупция. “Византинизм”. И вот встреча в прошлом году в Лос-Анджелесе с папой Шенуди III, патриархом Коптской Церкви. Впечатление сразу же подлинности, жизненности, духовности, открытости. А теперь в Каире – встреча с самой коптской peaльностью. Их, коптов, в Египте около семи миллионов! И эта Церковь, несмотря на века гонений (византийских, арабских, турецких), несмотря на окружающее ее море Ислама, на одиночество, на весь духовно-политический хаос Ближнего Востока, – жива и возрождается! Какой урок тоскливым византийцам, всему “греческому раку” на теле Православия!»44. Эту цитату можно не комментировать. Возникает лишь один вопрос в контексте данного раздела: «О каком православии свидетельствовал протопресв. А. Шмеман на экуменических встречах?». Вероятно, это «православие» уместно брать в кавычки.
Протопресв. А. Шмеман был активным участником экуменического движения. Но примечательно, что после десятилетий опыта межконфессионального диалога он относился к участию православных в этом движении с большим скепсисом. Как известно, например, о. А. Шмеман, один из немногих православных, подписал так называемый «Хартфордский призыв». В январе 1975 г. семнадцать американских богословов собрались в Хартфорде, Коннектикут, по инициативе проф. П. Бергера и пастора Р. Д. Нойхауза. Целью встречи было выработать общее отношение к ложным и деструктивным мнениям, негативно влияющим на современное христианство и общество. Участники сформулировали эти мнения в виде тринадцати тезисов и после трехдневного обсуждения приняли документ под названием «Призыв к богословскому утверждению», известный как «Хартфордский призыв»45. Вероятно, если бы не дневники о. А. Шмемана, об этом призыве никто бы из православных в России и не узнал.
Рефлексируя по поводу этого события, как бы некоторым образом оправдываясь, он сделал вывод, что православных с самого начала экуменического движения поставили в определенную позицию, основанную на западных предпосылках. Православные оказались втянуты в дебаты и дискуссии, критерии которых были уже определены Западом, в результате чего стали заложниками западных дихотомий и вынуждены были занимать позиции, чуждые их собственному Преданию46. То есть, понимая фактическую бесполезность и даже вредность экуменического диалога в том виде, в котором он имел место быть, о. Александр тем не менее принимал в нем активное участие. Богословие можно рассматривать только как часть жизни, оно не может быть отвлеченным умствованием, как философия. В этом смысле жизнь о. Александра показательна: встречи, лекции, беседы с неправославными он проводил изо дня в день, но не столько пытался объяснить глубину святоотеческого богословия в его многовековом преемстве, сколько выстраивал учение вокруг литургии, следуя модному на Западе движению литургического возрождения. Можно констатировать, что экуменизм – это часть его жизни, с каким бы скепсисом он об этом движении не высказывался.
Заключение
В догматической плоскости учение протопресв. А. Шмемана в большей мере разработано в области экклезиологии, в которой он ставит в центр церковной жизни литургию и Евхаристию. Как часть литургического возрождения на Западе, его идеи могут быть интересны, но в духе православной экклезиологии, которая тесно связана с сотериологией и аскетикой, учение о. А. Шмемана выглядит однобоко. У него либеральный взгляд на Предание Церкви, в котором отдельные традиции и обычаи ему представляются избыточными. Протопресв. А. Шмеман находит отрицательные черты византийского мистицизма, русской богословской школы, в дневниковых записях с неприятием, в уничижительных тонах говорит о византийской гимнографии, выступает против национальных церковных обычаев, критикует русский язык, культуру и церковное благочестие. В целом протопресв. А. Шмеман отмежевывается от православной аскетики. Рассматривая историю Церкви, он пишет в большей мере как публицист, а не как ученый и исследователь. Отдельные его выводы в отношении истории Церкви представляются предвзятыми и противоречивыми. Несмотря на то что о. А. Шмеман с большим скепсисом говорил об участии православных в экуменическом движении, но сам был в его авангарде, хотя и не являлся идеологом. Впрочем, его экклезиология, с отрицанием национального и акцентированным вниманием к литургии, имеет гораздо большую взаимосвязь с экуменической идеологией, по сравнению с традиционным православным богословием.
* * *
Примечания
Шмеман А., протопресв. Введение в богословие // Собрание статей, 1947–1983: сб. / сост. и ред. Е.Ю. Дорман; предисл.: А. Кырлежев. М., 2009. С. 135–162. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/vvedenie-v-bogoslovie/#source (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение // Собрание статей, 1947–1983: сб. / сост. и ред. Е. Ю. Дорман; предисл.: А. Кырлежев. 2-е изд. М., 2011. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/sobranie-statej-1947–1983-gg/2 (дата обращения: 29.09.2025).
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии – Премудрости Божией URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/opredelenie-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-zagranitsej-ot-17–30-oktjabrja-1935-g-o-novom-uchenii-protoiereja-sergija-bulgakova-o-sofii-premudrosti-bozhiej/ (дата обращения: 02.10.2025).; Осуждение учения прот. С.Н. Булгакова о Софии. Указ Московской Патриархии 7 сентября 1935 г. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/osuzhdenie-uchenija-prot-s-n-bulgakova-o-sofii/ (дата обращения: 02.10.2025).
Серафим (Соболев), свт. Новое учение о Софии- премудрости Божией /. – (Репринтное издание 1935 г.), Джорданвиллъ, 1993. 525 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/novoe-uchenie-o-sofii-premudrosti-bozhiej/ (дата обращения: 02.10.2025). Иоанн (Максимович), свт. Учение о Софии, Премудрости Божией. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/uchenie-o-sofii-premudrosti-bozhiej/ (дата обращения: 02.10.2025); Серафим (Соболев), свт Протоиерей С.Н. Булгаков как толкователь Священного Писания. Софія, 1936. С. 3–41. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/protoierej-s-n-bulgakov-kak-tolkovatel-svjashhennogo-pisanija/#source (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Литургия и образование // Вера и Церковь. Сб. / Сост., вступ. ст. А. Яковлева. М., 2012. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/vera-i-tserkov/11#source (дата обращения: 29.09.2025).
Там же.
Там же.
Шмеман А., протопресв. Авторитет и свобода в Церкви // Собрание статей, 1947–1983. С. 436–446. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/avtoritet-i-svoboda-v-tserkvi/ (дата обращения: 29.09.2025).
См., напр., Шмеман А., протопресв. Введение в богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/vvedenie-v-bogoslovie/#0_5 (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение // Собрание статей, 1947–1983. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/sobranie-statej-1947–1983-gg/4#source (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Дневники, 1973–1983 / сост. и подгот. текста У. Шмеман, Н. Струве, Е. Дорман. М., 2005. С. 9–654. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/2 (дата обращения: 29.09.2025).
Там же.
Лебедев Н. В. Почитание святых. https://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebedev дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Основополагающий вопрос // Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе: Пер. с англ. Ю. С. Терентьева. М., 1996. С. 8–28. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/osnovopolagayushij-vopros/#source (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Богослужение в секулярный век // Церковь в мире. Сборник статей. М., 2015. С. 161–194. URL: (дата обращения: 29.09.2025).
Там же.
Шмеман А., протопресв. Свобода в церкви // Собрание статей, 1947–1983. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/sobranie-statej-1947–1983-gg/3_14 (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Дневники. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/5 (дата обращения: 29.09.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/1 (дата обращения: 03.09.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/4 (дата обращения: 03.09.2025).
См., напр., там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/1 (дата обращения: 03.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Литургия и эсхатология. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/liturgija-i-eshatologija/#0_1 (дата обращения: 02.10.2025).
Симеон Солунский, свт. О литургии. https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/3 (дата обращения: 02.10.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/3 (дата обращения: 29.09.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/6_1 (дата обращения: 03.10.2025).
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Шмеман А., протопресв. Русское богословие 1920–1972 // St. Vladimir’s Theological Quarterly, Vol. 16, No. 4, 1972, pp. 172–194. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/russkoe-bogoslovie-1920–1972/ (дата обращения: 03.10.2025).
Шмеман А., протопресв. Дневники. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/tserkov-mir-missija/7#source (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Обновление // Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. М., 1996. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/tserkov-mir-missija/7 (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. М., 2007. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/istoricheskij-put-pravoslavija/7#source (дата обращения: 29.09.2025).
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Шмеман А., протопресв. Дневники, 1973–1983. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/5 (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/3 (дата обращения: 03.10.2025).
Любовь. URL: https://azbyka.ru/lyubov (дата обращения: 29.09.2025).
Шмеман А., протопресв. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/4 (дата обращения: 03.10.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/4 (дата обращения: 03.10.2025).
Там же. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/5 (дата обращения: 03.10.2025).
Шмеман А., протопресв. Экуменическая боль. Предварительные замечания. «Хартфордский призыв». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/tserkov-mir-missija/9 (дата обращения: 03.10.2025).
Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/sobranie-statej-1947–1983-gg/4_45 (дата обращения: 29.09.2025).
