профессор Алексей Степанович Павлов

11. Заповедь епископам о хранении церковных правил

В софийской и чудовской пергаменных Кормчих статья эта помещена вслед за постановлением Ильи архиепископа новгородского и белогородского епископа (№ 4), – потому, вероятно, что в начале памятника упоминаются архиепископы и епископы. Крoме того, в чудовской Кормчей таже самая статья присоединена еще к посланию владимирского епископа (№ 9), а в некоторых позднейших Кормчих встречается даже три раза: в двух указанных местах и в виде отдельной статьи (см. Кормчую Рум. Муз. № 231, л. 191, 307 об. и последний). В печатной Кормчей она поставлена пред титулами Фотиева номоканона (л. 14 первого счета). Текст настоящего издания – по софийскому списку, варианты – по двум чудовским, которые, хотя и находятся в одной и той же Кормчей (л. 285 и 190 об.), представляют некоторые разночтения между собой: первый указывается буквой А, последний – Б.

Всей силой и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу о священных правилах. 961 Поручено бо 962 иместь твердо соблюдать ее, да не что 963 от них преступаемо 964 , и забытьем преминуемо 965 , неизысканьем 966 оставляемо. В он день в муках о них изискомо 967 будет. Храняще 968 бо священные каноны, владыки Бога помощи сподобляются; сия же преступающе, в конечное осужение себя влагают. Божественным бо правилам не сохраняемом, различны преступления 969 бывают: от того Божий гнев на нас и многие казни последний суд. Тому же всему повинны суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церкви, ни преступающе в обиду, еже есть 970 по некоей страсти, или по неразумию, небоязни вышнего страха, иже суть клялись сохранить судьбы закона и правды Божьей 971 : горе как 972 суд тем и по делом воздание.

* * *

961

канонах и божественных правил Б.

962

бо нет в Б.

963

ничтоже Б.

964

В подлиннике и А преступаем; исправ. по Б.

965

В подлин. преминуем; исправ. по А-Б.

966

В подлиннике низъгисканьемь; в тексте по А-Б.

967

изыскаемо Б.

968

хранящи А, хранящеи Б.

969

В подлиннике преступленьем: исправ. по АБ.

970

еже есть нет в АБ.

971

В двух списках XV в. (Берсеневскоми Чудовском № 169) тут прибавлено: и рече.

972

Печатная Кормчая вместо горе как поправляет: горек. В рукописях нам ни разу не встречалось такое чтение.



Источник: Памятники древнерусского канонического права: Ч. 1 : (Памятники XI-XV в.) / [Ред. А. С. Павлов]. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908.

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – XI. Братский монастырь Андрей Николаевич Муравьёв

2. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

3. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

4. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

5. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

6. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

7. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

8. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Слово 17 святитель Андрей Кесарийский

9. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний епископ Виссарион (Нечаев)

10. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае Николай Иванович Ильминский

Комментарии для сайта Cackle