Азбука веры Православная библиотека профессор Анатолий Алексеевич Спасский История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов


профессор Анатолий Алексеевич Спасский

История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов

Содержание

Об авторе

Введение

История учения о св. Троице в первые три века христианства I. Апологетическая теология и Ириней II. Монархианские движения конца второго и начала третьего века III Тертуллиан и стоицизм. Завершение догматического развития на Западе IV. Ориген и неоплатонизм. – Учение Оригена о Боге и Его Логосе – Сыне. – Савеллианство. – Распадение системы Оригена на Востоке и следствия его История учения о Св. Троице в IV веке (Тринитарный вопрос) I. Начальная стадия арианских движений II. Первый вселенский собор в Никее и его ближайшие результаты III. Антиникейская коалиция в борьбе ее против никейцев IV. Новые догматические партии, возникшие из распадения антиникейской коалиции, и постепенное объединение их под главенством омиев V. Догматические движения в царетвование Юлиана и Иовиана VI. Состояние догматичееких партий в правление Валентинана и Валента VII. Каппадокийцы и их теология VIII. Завершительные результаты тринитарных споров в царствование Феодосия Великого  

 
Об авторе

Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), русский православный историк Церкви и патролог. Окончил Московскую Духовную Семинарию (1890), после чего преподавал в Каменец-Подольской Духовной Семинарии. С 1893 перешел в Московскую Духовную Семинарию.

За труд «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского» (Серг.Пос., 1895) был удостоен степени магистра богословия и получил звание профессора общей церковной истории.

Редактор «Богословского Вестника» (1898–1911). Данная работа является одним из лучших дореволюционных трудов, рассматривающих развитие христианской доктрины о Троице.

Введение

Взятое в общем, учение о св. Троице1 в до-никейской период производит впечатление очень пестрой мозаики, слагающейся из разнообразных богословских систем и воззрений. В этом периоде мы еще не видим тех оформившихся и последовательно развивающихся направлений, какие выступают пред нами в истории тринитарных споров IV-го века. Богословская мысль здесь идет как бы ощупью, не по одним каким-либо определенным руслам, но разбрасываясь во все стороны, делая неловкий шаг вперед и вновь отступая назад. Каждый церковный писатель строит свою систему богословия, пытается самостоятельно проникнуть в глубину христианского учения о Триедином Боге и разъясняет его сообразно духу времени, своему философскому образованию и индивидуальным наклонностям. Такое состояние учения о Троице в до-никейский период объясняется теми условиями, при которых христианская мысль должна была начинать свою богословскую работу. Она почерпала свое содержание из Св. Писания и Св. Предания, то есть, из тех же источников, которыми питалась и вся позднейшая догматическая деятельность церкви, но оба эти источника еще не предлежали ей в том обработанном и удобном для пользования виде, какой был придан им к IV-му веку. Изучение Св. Писания в первые три века еще не достигло высоты, необходимой для всесторонних богословских построений; правильных, научно обоснованных приемов толкования его еще не существовало; экзегетика только что зарождалась и собирала материал для будущего. Обращаясь к Писанию с богословскими запросами, недисциплинированная наукой и опытом мысль не могла сразу освоиться со всей полнотой его содержания и часто поражалась отдельными его местами, какой-либо одной стороной, на которой, затем и основывала свои умозрения. С другой стороны и руководство церковного предания не могло обеспечивать богословов этого времени от погрешностей и односторонности. Свое учение церковь предлагала в символах или правилах веры, но по своей краткости и элементарности эти символы были совершенно недостаточны для того, чтобы руководствовать богословским умозрением. Церковный учитель этого времени должен был богословствовать за свой страх, полагаясь на свое личное убеждение и чувство уверенности. Таким образом, самые условия, при которых зарождалась богословская мысль христианства, открывали широкую дверь субъективизму в систематизации учения церкви и делали неизбежным тот индивидуализм в понимании догмата о Троице, какой наблюдается у всех церковных писателей до-никейского периода. Поэтому-то, в до-никейскую эпоху, строго говоря, мы имеем дело не с церковным учением о Троице, то есть, не с таким учением, которое было бы принято и авторизировано самой церковью, но с рядом мало зависимых друг от друга, своеобразных богословских построений, излагающих это учение с большей или меньшей чистотой и совершенством.

* * *

1

Предлагаемый здесь краткий обзор учения о св. Троице в первые три века христианства преследует не столько ученую, сколько пропедевтическую цель. Он хочет только подготовить читателя к изучению догматических движений IV века, и потому не дает полного изложения догматических систем писателей первых трех веков, но затрагивает лишь те пункты, которые отразились так или иначе на дальнейшем развитии. При огромности литературы и детальной разработки всех относящихся сюда вопросов, автор отнюдь не претендует на какую-либо оригинальность этого отдела, однако смеет думать, что некоторые новые наблюдения его не останутся совсем бесполезными для будущих исследователей в этой области.


Источник: История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос : (История учения о Св. Троице) / А. Спасский. – Репринтное изд. / Издание второе. Сергиев Посад, 1914. – 648 с.

Вам может быть интересно:

1. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3 профессор Алексей Иванович Сидоров

2. История Вселенских соборов. Часть II. Вселенские соборы VI, VII, VIII веков профессор Алексей Петрович Лебедев

3. Лекции по истории Древней Церкви профессор Александр Иванович Бриллиантов

4. Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви профессор Анатолий Алексеевич Спасский

5. Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении профессор Александр Львович Катанский

6. Лекции по истории Древней Церкви – Отдел третий. История богословской мысли профессор Василий Васильевич Болотов

7. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы протоиерей Иоанн Мейендорф

8. Церковь в ее историческом исполнении профессор Антон Владимирович Карташёв

9. Церковная история блаженный Феодорит Кирский

10. История Евангельская и Церкви Апостольской протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle