святитель Андрей Кесарийский

Глава 11

Откр.11:1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

Откр.11:2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

"Трость" указывает на то, что все явившееся на небе, хотя и считается у нас неодушевленным, разумно, а именно: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слова «востани и измери церковь Божию» говорит данная ему трость, что указывает на измерение храма Божия ангельским разумением. Если же кто скажет, что слова эти он слышал от Ангела, давшего трость, то тому нужно ответить, что трость означает меру познания и разума, соответствующую принимающему, чего удостоятся все отличенные за добрые дела у Бога и Его Ангелов, ибо "позна Бог сущыя своя», – говорит слово Божие (2Тим. 2:19). Нужно знать, что некоторые под «храмом Божиим» понимали Ветхий Завет, а под «внешним двором» – Новый, неизмеримый по обилию спасающихся; под "сорока же двумя месяцами» – краткость времени до второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета. А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения за свое нечестие: "позна Бог сущыя своя», но Он, Всеведущий, беззаконных не знает. То же, что святый город – новый Иерусалим, или Вселенская Церковь будет попираться язычниками в течение сорока двух месяцев, как думаю я, обозначает, что в пришествие антихриста верных и твердых будут притеснять и гнать три с половиною года.

Статья тридцатая

Об Енохе и Илии

Откр.11:3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.

Откр.11:4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. «Облечение во вретище» означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования. Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария (Зах. 4:2, 3, 11–14), так как пища для умного света состоит в елее добрых дел.

Откр.11:5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

Откр.11:6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

«И иже восхощет обидети их». О, пречудная Благодать Божия! Ибо она предлагает для раны равносильное врачество. Антихрист по действию диавола своими ложными знамениями и чудесами будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей; также и Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди.

Откр.11:7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,

Откр.11:8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

Когда станет известно об удалении от его прельщении, "зверь," то есть антихрист, выйдет из темных и преисподних мест, в которые был ввержен диавол, и убьет их по попущению Божию, а тела их оставит непогребенными в Иерусалиме, древнем и разоренном, где пострадал Христос. В этом городе антихрист утвердит свое царство и престол царский наподобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, истинный Бог наш, чтобы показать этим, что он есть Христос, исполняющий пророчество: «возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея» (Ам. 9:11), которое иудеи, заблуждаясь, относят к его пришествию.

Откр.11:9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.

Откр.11:10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что эти два пророка мучили живущих на земле.

Иудеи и язычники, обольщенные ложными чудесами антихриста и написавшие имя его неизгладимо в своих сердцах, не позволят предать погребению тела святых и будут радоваться, что избавились и освободились от наказаний, которые терпели для своего же вразумления, не понимая, что Господь «кого любит, того наказывает, и бьет всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6), и «браздами и уздою» привлекает к Себе не приближающихся к Нему (Пс. 31:9), чтобы хотя по принуждению они обратились на правый путь, с которого совратились чрез обольщение.

А мы должны молиться Господу: «Благо нам, что мы пострадали, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71); «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас» (Пс. 84:5), и «не входи в суд с рабами Твоими» (Пс. 142:2). Ибо судими от Тебе, человеколюбивого Владыки, наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32) и избежим вечных мук чрез малое наказание, потому что Ты богат Своими щедротами, Христе Боже наш, и Тебе подобает благодарение, слава, честь и поклонение со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья тридцать первая

О воскресении умерщвленных антихристом двух пророков Божиих

Откр.11:11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.

Откр.11:12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке;

Умерщвленные на столько же дней, сколько лет они пророчествовали, они снова взойдут на небо на Владычней колеснице – облаке, к стыду и страху тех, кто увидит это.

и смотрели на них враги их.

Откр.11:13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих;

«И в той час трус бысть велий». Может быть, тогда произойдет землетрясение и видимым образом, но в духовном смысле, мы думаем, это означает переход колеблющихся к постоянству и твердости. Падение десятой части города означает падение нечестия, неисправленного вознесением пророков, тогда как некоторые будут спасены. «Семь тысяч» погибших указывают на тех, кто привязан ко времени настоящей жизни, измеряющемуся числом семи дней, и не ожидают восьмого – воскресения; они будут убиты в геенне огненной вечною мукою – второю смертию. Но может быть, это и семь тысяч иудеев, которые покорятся и уверуют в антихриста.

и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.

Откр.11:14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.

«И даша славу Богу». По наказании нечестивых и прославлении мучеников за Христа удостоившиеся спасения восхвалят Бога. За вторым бедствием после седьмой трубы идет третье горе.

Статья тридцать вторая

О седьмой трубе и о святых, прославляющих Бога за будущий Суд

Откр.11:15. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.

Откр.11:16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,

Откр.11:17. говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился.

Откр.11:18. И рассвирепели язычники;

Святые Ангелы и жившие по-ангельски благодарят Бога, ибо Он соизволил ради нас как Человек принять Царство, которым обладал как Бог от начала, и, долготерпев, послал наконец наказание на неверных язычников, раздражившихся этим новым и странным учением. Поэтому и говорит дальше:

и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.

Указывается на время воскресения мертвых, когда каждому будет дано воздаяние соответственно его делам. Под пророками, святыми и боящимися Бога нужно разуметь три степени людей: дающих плод в сто, шестьдесят и тридцать, тогда как апостолы унаследуют первое место и двенадцать престолов. «Малыми и великими», мы думаем, называются или святые меньшие и высшие, или же малые – грешники, униженные в будущей жизни, а великие – праведники.

Статья тридцать третья

О гонениях Церкви прежде и при антихристе

Откр.11:19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.

Отверзение неба и явление кивота означает открытие благ, уготованных святым; они, по слову апостола, все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесне (Кол. 2:3, 9). Когда беззаконных и нечестивых постигнут страшные "гласы, молнии, громы и град», эти блага и откроются чрез перемену настоящего в землетрясении, когда начнутся и вечные мучения.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 10 святитель Андрей Кесарийский 277,6K 

2. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 9 святитель Андрей Кесарийский 277,6K 

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XI профессор Александр Павлович Лопухин 163,3K 

4. Толкование на книгу Апокалипсис профессор Александр Павлович Лопухин 163,3K 

5. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава одиннадцатая. ПРОРОЧЕСТВА О ХРАМЕ, О ЕНОХЕ И ИЛИИ, ТРУБНЫЙ ГЛАС СЕДЬМОГО АНГЕЛА архиепископ Аверкий (Таушев) 182,3K 

6. Толкование на послание к Евреям – Глава тринадцатая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский 114,1K 

7. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава тринадцатая. ЗВЕРЬ-АНТИХРИСТ И ЕГО ПОСОБНИК-ЛЖЕПРОРОК архиепископ Аверкий (Таушев) 182,3K 

8. Руководство к изучению Нового Завета. Апокалипсис профессор Александр Васильевич Иванов 21,2K 

9. Толкование на Апокалипсис иерей Даниил Сысоев 12,8K 

10. Толкование на Евангелие от Иоанна Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Комментарии для сайта Cackle