Азбука веры Православная библиотека митрополит Антоний (Вадковский) Речи к новопоставленным епископам при вручении архипастырского жезла

Речи к новопоставленным епископам при вручении архипастырского жезла

Источник

Содержание

Речь при вручении епископского жезла новорукоположенному епископу Сумскому Иннокентию (Беляеву), произнесенная в С.-Петербургском Исаакиевском соборе 1 августа 1899 года. Речь к новорукоположенному епископу Можайскому Парфению (Левицкому), при вручении посоха, произнесенная в С.-Петербургском Исаакиевском соборе 10 октября 1899 года. Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Вольскому Гермогену (Долганеву), произнесенная в С.-Петербургском Казанском соборе 14 января 1901 года. Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Сарапульскому Владимиру (Благоразумову), произнесенная в С.-Петербургском Казанском соборе 4 февраля 1901 года. Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Ямбургскому Сергию (Страгородскому), произнесенная в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 25 февраля 1901 года. Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Угличскому Сергию (Воскресенскому), в Исаакиевском кафедральном соборе, 18 марта 1901 года. Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Гдовскому Кириллу (Смирнову), в соборе Александро-Невской лавры, 6 августа 1904 года. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Ямбургскому Сергию (Тихомирову), в Троицком соборе Александро-Невской лавры, 6 ноября 1905 года. Речь при вручении жезла преосвященному Андронику (Никольскому), епископу Киотскому, в соборе Александро-Невской лавры, 5 ноября 1906 года. Речь при вручении жезла новопоставленному преосвященному Григорию (Вахнину), епископу Бакинскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 9-го мая 1907 года. Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному преосвященному Владимиру (Тихоницкому), епископу Белостокскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 3 июня 1907 года. Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному преосвященному Владимиру (Путяте), епископу Кронштадтскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 6-го августа 1907 года. Речь при вручении жезла новохиротонисанному во епископа Муромского преосвященному Евгению (Мерцалову), в соборе Александро-Невской лавры, 16 декабря 1907 года. Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Чигиринскому Павлу (Преображенскому), в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 26 октября 1908 года. Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Козловскому Григорию (Яцковскому), в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 21 ноября 1908 года. Речь при вручении жезла новорукоположенному епископу Ямбургскому Феофану (Быстрову), ректору С.-Петербургской духовной академии, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 22 февраля 1909 года. Речь при вручении жезла преосвященному Кириллу, епископу Захолмско-Рашской епархии, в Черногории, произнесенная после хиротонии, совершенной в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 31-го мая 1909 года. Речь при вручении жезла новохиротонисанному преосвященному Александру (Немоловскому), епископу Аляскинскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 15 ноября 1909 года. Речь при вручении архиерейского жезла преосвященному Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, произнесенная в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 24 января 1910 года.

 

Речь при вручении епископского жезла новорукоположенному епископу Сумскому Иннокентию (Беляеву), произнесенная в С.-Петербургском Исаакиевском соборе 1 августа 1899 года.

Преосвященнейший епископ Иннокентий, возлюбленный о Господе брат.

Вручая тебе, новорукоположенному епископу, архиерейский посох, как видимый знак твоих полномочий, я приглашаю тебя вместе со мною остановиться своею мыслию на том моменте Евангельской истории, когда Господь впервые послал Своих апостолов на дело проповеди. Евангелисты повествуют о сем так: «призвав двенадцать учеников Своих», Господь «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» »и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие» (Мф. 10:1,7; Лк. 9:1–2).

Нельзя думать, чтобы Господь этими словами определял только одну внешнюю сторону деятельности апостолов. Не к этому было направлено все Его спасительное учение и вся Его светоносная жизнь. Он всегда смотрел на внутреннее человека, чтобы здесь, в этом источном начале его жизни, совершить коренное его преобразование по духу Евангельского учения. Он хотел, чтобы очищено было сначала это внутреннее, чтобы вследствие этого стало чистым и внешнее. Поэтому следует признать, что и в указанных повелениях Господа апостолам, определяющих их внешнюю деятельность, сам собой разумелся тот внутренний психологический процесс, коим простые рыбари должны были достигнуть того совершенства, чтобы стать достойными проповедниками Царствия Божия. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Не может быть плодоносным провозвестником этого Царства тот, кто сам не имеет его в сердце своем. Это – сокровище не внешнее, а внутреннее, это не теория, а сама жизнь в истинном ея смысле. Но Царствие Божие не может жить в нас рядом с грешным нашим и нечистым человеческим царством. Сначала должно быть изгнано последнее, чтобы утвердилось в нас первое. Поэтому и Господь дает сначала ученикам власть над нечистыми духами и разными недугами, а потом уже повелевает проповедывать Царствие Божие. В этом, возлюбленный брат, дается каждому христианину, а в особенности нам, пастырям, указание на тот путь, каким мы должны идти, чтобы удостоиться восхитить Царствие Божие. Ибо мы не только в себе его должны созидать, но и другим проповедывать. Но проповедывать нельзя того, чего сам не познал. Итак, нам, пастырям и проповедникам, надо прежде всего возобладать над всем нечистым в самих себе, изгнать его из себя со всеми греховными недугами, чтобы возсияла в нас жизнь Царствия Божия. Из грешных нам надо стать святыми, из нечистых чистыми, из темных светлыми. Постоянное и неуклонное стремление к осуществлению в себе этого внутренняго преобразования по началам святости, чистоты и света и должно составлять одну из основных задач пастырской жизни.

Возлюбленный брат! Настоящий момент твоей жизни сходен с тем моментом жизни апостолов, над которым мы остановились своею мыслию. Ты берешь этот посох, чтобы идти с ним на подвиг твоего святительского служения, иди же с миром. Вручаю тебе посох сей с молитвенными благожеланиями, да будет тебе всегда Сам Господь и путеводителем, и поддержкою, и утехою на новом пути жизни твоей. Труден путь этот для немощи человеческой. Но мы немощны, а Господь силен. И апостолы не сами от себя имели власть и силу, а Господь дал им их. Да поможет Он и тебе, возлюбленный брат мой, быть верным Его служителем, достойным провозвестником Его Царствия, право правящим слово истины и добрым пастырем овец Его. Аминь.

Речь к новорукоположенному епископу Можайскому Парфению (Левицкому), при вручении посоха, произнесенная в С.-Петербургском Исаакиевском соборе 10 октября 1899 года.

Преосвященнейший епископ Парфений, возлюбленнейший о Господе брат!

Приветствуя тебя теперь с принятием епископского сана и вручая тебе, как символ твоей архипастырской власти, сей жезл архиерейский, нахожу благопотребным остановить твое внимание на нынешнем Евангельском чтении. Господь расположил дни твоей жизни так, что благословил совершиться твоему архиерейскому рукоположению в день, когда читается евангельский разсказ о призвании апостолов к их новому служению быть ловцами человеков. Слышанный ныне нами разсказ о сем евангелиста Луки, сравнительно с разсказами о сем других евангелистов, дополняется повествованием о чудесной ловитве рыб. Трудившиеся всю ночь и ничего не поймавшие, но закинувшие снова сеть по благословению Господа, поймали такое множество рыб, что наполненным ими лодкам грозило потопление. Так чудодейственно было в сем деле Божие благословение! Применяемое к обстоятельствам пастырского служения, событие это обозначает то, что в деле уловления человеков в мрежи Царствия Божия успех зависит не от усилий делателей и проповедников, но от милости и благословения Господа нашего. В этом для всех нас, пастырей, прямое указание как на наши немощи, так вместе и на то, что единая наша крепость, наша радость и упование есть Господь наш. Укрепись же, брат возлюбленный, в этой мысли, и Господь дарует тебе благословенный успех в пастырском твоем служении. В этом совпадении евангельского чтения о чудесной ловле рыб с днем твоей епископской хиротонии усматривай не случайное совпадение, а взирай на него, как на промыслительное предуказание на то, что с одной стороны не надо тебе надеяться на силы свои, а с другой стороны надо верить, что Господь благословляет новый путь твоей жизни и будет вспомоществовать тебе Своею всесильною благодатию в твоем пастырском призвании быть ловцом человеков для Царствия Божия. Прими же жезл сей архиерейский и управляй добре паству твою во спасение ея и свое. Всесильная же помощь Божия да будет всегда с тобою. Аминь.

Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Вольскому Гермогену (Долганеву), произнесенная в С.-Петербургском Казанском соборе 14 января 1901 года.

Возлюбленнейший о Господе брат, преосвященный епископ Гермоген.

Размышляя о вступлении нашем в новый, двадцатый век по Рождестве Христовом, новостию своею обозначающий постоянное течение времени, смену дней и годов и человеческих поколений, и вникая в то же время во внутренний смысл епископской хиротонии, ныне над тобою сонмом святителей совершенной, мы невольно мыслию своею останавливаемся на сочетании в жизни и истории начал временного и вечного, изменяемого и неизменного. Движение веков и поколений, могущество и честь, слава и богатство человеческия суть явления изменчивыя, они приходят и уходят, а Бог и Его воля, Его уставы и повеления неизменны, они пребывают во веки. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18), сказал Господь. Всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде: глагол же Господень пребывает во веки (1Пет. 1:24–25). Времена идут и сменяются, а Богом уставленныя основы церковного строя и жизни остаются неизменными. В этом неизменном начале Божиих глаголов и повелений и заключается высший разум жизни, без которого она была бы и безсмысленна и ничтожна.

Твоя епископская хиротония, брат возлюбленный, и переносит нашу мысль к этому высшему, неизменному разуму жизни. В предвечном совете Триединого Бога определено было посланничество в мир Сына Божия для спасения человека. Совершив в предопределенное от века время спасение людей, Господь послал апостолов в мир весь проповедать Евангелие, повелев им быть свидетелями Его даже до края земли. В течение многих веков на то же дело посылал Он преемников апостольских, епископов, и теперь на то же святое служение чрез нас, тебя рукоположивших, посылает тебя, нового епископа, брата нашего, и впредь будет посылать таковых до скончания времен. Глагол Господень пребывает во веки.

Итак, приветствуем тебя, возлюбленный брат, с этим новым, епископским жребием, ныне волею Божиею на тебя возложенным, и молитвенно желаем тебе с успехом проходить твое новое служение, твое новое послушание в Церкви. Тебе вручаются души христианския, искупленныя кровию Христовой. Береги их и паси с любовию, памятуя, что верующие возрождаются к вечной жизни не изменчивым движением времен, не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающого во век (1Пет. 1:23). Прими же жезл сей, знак твоего нового служения, и иди в путь твой с миром, и да будет служение твое Божиею благодатию направляемо во славу Божию, во спасение твое и вверяемых тебе овец Христовых! Аминь.

Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Сарапульскому Владимиру (Благоразумову), произнесенная в С.-Петербургском Казанском соборе 4 февраля 1901 года.

Преосвященнейший епископ Владимир, возлюбленный о Господе брат.

Давно уже понесший на себе труды и подвиги пастырского служения, ты исходишь теперь на новые и ответственнейшие труды служения епископского, в знаменование чего и вручается тебе сей архиерейский жезл. Милость Божия да будет с тобою неизменно и в новом твоем служении и да хранит Господь вхождение твое и исхождение твое в предстоящих тебе новых путях жизни твоей! При размышлении о сих путях многотрудного служения епископского, с утешением припоминаются наставления любвеобильного Господа, которыми напутствовал Он учеников Своих при отправлении их на подвиги апостольского служения. Все эти наставления полны высокого, Божественного, одухотворяющого начала. Ничего поражающого материальным могуществом и блеском в них не было. Новые проповедники должны были выступить на поприще своего служения в простоте и смирении, с делами любви и милосердия, с учением о правде, и мире, и духовной радости и с повсюдным благовестием мира.

Возлюбленный о Господе брат! С восприятием епископства и ты восприемлешь на себя труд и подвиги апостольства. Сердечно приветствую тебя с сим великим новым твоим служением и молитвенно желаю, да управит Господь путь твой истинно по-апостольски: в простоте и смирении, с делами любви и милосердия и с благовестием мира. И жезл сей, знак твоих высоких пастырских полномочий, да указует всегда и тебе самому, и твоей пастве путь мира и любви, путь спасения и радости о Христе Иисусе, Господе нашем! Аминь.

Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Ямбургскому Сергию (Страгородскому), произнесенная в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 25 февраля 1901 года.

Преосвященный епископ Сергий, возлюбленнейший о Господе брат.

Начало христианской истории было приветствовано на земле песненным возглашением сил небесных: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). Конец сей истории, по Откровению тайнозрителя, святого Иоанна Богослова, будет также приветствован громкими небесными голосами, имеющими возгласить следующия слова: «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр. 11:15). В начале истории провозглашается появление Царства Божия на земле; в конце – полная его победа над греховным миром, вечное его торжество и наступление небесного блаженного мира. Между этими двумя пределами заключены жизнь и история воинствующей Христовой Церкви на земле. Отсюда непосредственно явствует и цель ея: путем борьбы со злом постоянно содействовать победному движению добра о Имени Господа нашего Иисуса Христа. Для сей цели установлены в ней таинства, для сей цели учреждена и иерархия, возглавляемая служением епископским, которого ты ныне, Божиею милостию, удостоился и которым призываешься внести свою долю труда и подвига в это неизменное движение истории по пути постепенного превращения царства мира в Царство Христово. В каждом из нас происходит непрестанная борьба человека ветхого и нового, начал – злого и доброго, грешного и святого. Не в области материальной имеет свой источник эта брань, а в области нравственной; «наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Достигаемый и приобретаемый, при помощи благодати Божией, в этой области мир не есть простая остановка, перерыв борьбы, как это бывает в естественных человеческих отношениях, а есть действительная победа, есть полное торжество Царства Божия, исключающее всякую возможность возникновения новой брани. Ибо этот мир утверждается не на теоретической основе, а на истинной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Который Сам указал верующим искать мира именно только в Нем (Ин. 16:33). Это торжество Божия мира, который по существу своему превыше всякого ума (Флп. 4:7), совершающееся в членах Церкви на протяжении истории, обнаружится полным торжеством Царства Христова, прекращением всякой брани, в конце времен.

Возлюбленный брат! Возложением рук святительских получил ты ныне благодать высшого священноначалия. Ты стал епископ – страж дому Израилева. Зорко тебе надо надзирать и следить за этою бранию и в себе самом, и в членах Церкви, и научиться твердо и бодро вести вверяемых тебе овец Христова стада к победному торжеству веры и правды, мира и любви. Мертвенное в них должно быть поглощено жизнию (2Кор. 5:4), грешное – святостию, неправда – праведностию. Молись и подвизайся и преуспевай в твоем служении о Господе, споспешествуемый силою и благодатию Святого Духа! Вручая тебе этот посох, и я молюсь вместе с тобою, да поможет тебе Господь в твоем святительском звании послужить неустанно, и ревностно, и благоплодно во славу Его Святого Имени и Церкви Его святой во все дни жизни твоей! Аминь.

Речь при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Угличскому Сергию (Воскресенскому), в Исаакиевском кафедральном соборе, 18 марта 1901 года.

Преосвященнейший епископ Сергий, возлюбленный о Господе брат.

Благодатию Всесвятого Духа, чрез возложение рук архиерейских, ты призван ныне к высшему пастырскому служению в епископском сане. Служение пастыря для тебя не есть новое в существе своем. Как пресвитер, в своем долговременном пастырском служении ты возвещал Евангелие Царствия Божия, священнодействовал слово истины святой, приносил Господу дары и жертвы духовныя о своих гресех и о людских неведениих и управлял вверенных тебе пасомых во спасение. Все эти священныя обязанности во всей целости сохраняются за тобою и теперь, с тою только разницею, что доселе исполнял ты их в зависимости от своего архиерея, и по его святительскому полномочию. Ныне же ты сам становишься и носителем и раздаятелем этих полномочий для других, светильником в мире, поставленным в виду всех на высоком месте, на верху горы, чтобы светить всем и быть пастырем пастырей.

Приветствую тебя с сим новым о тебе Божиим благоволением, сподобившим тебя рукоположения во епископа. Благословлял Господь успехом прежний твой пастырский подвиг. Да будет благословенно, многоплодно и спасительно и для тебя самого, и для пасомых и святительское твое служение, и да сотворит Господь благоуспешным и новый твой пастырский подвиг. В знаменование новых твоих полномочий, прими сей вручаемый тебе жезл пастырства архиерейского, имже пася добре стадо Христово, да приимеши неувядаемый славы венец и получиши с пасомыми тобою небесное приснорадостное Царство, в нескончаемые веки. Аминь.

Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Гдовскому Кириллу (Смирнову), в соборе Александро-Невской лавры, 6 августа 1904 года.

Преосвященнейший епископ Кирилл, возлюбленный о Господе брат и сослужитель.

Волею Божиею день твоего рукоположения во епископа совпал с великим и светлым праздником Преображения Господня. По евангельским повествованиям, дивное видение открывает нам ныне гора Фаворская. Господь возвел на эту гору вместе с Собою учеников Своих Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними. Лице Его просияло, как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег. И явились им Моисей и Илия, беседующие с Ним. При виде Господа, славою и светом осиянного и блистающагося, и при виде мужей праведных, явившихся также во славе, сердца учеников исполнились светлой радости и чистого умиления. Не давая себе ясного отчета во всем происходившем, они одно только чувствовали, что хорошо им тут быть. И потом, осененные облаком, они услышали голос из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте.

Возлюбленный брат. В событии преображения Господня таинственно указуется всем нам образ духовной жизни христианина и дается как бы предзрение, предчувствие, предощущение светлости воскресения, по выражению праздничной стихиры. Все мы, говорит апостол, открытым лицем взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу. В этом нашем преображении из естественной немощи нашей в меру духовного совершенства, до общения и сообитания со Христом и святыми, и состоит истинный путь нашей христианской жизни. Непонятен был этот путь в начале и самим апостолам. Для их разумения доступна была только слава земная и они ждали только земного прославления своего Учителя. Посему в уничижении Своем, прежде креста Своего, Господь и показал им славу Божества Своего и светлость воскресения, чтобы через то насадить в сердце их залог тех светлых, чистых, небесных, духовных радостей, которыя даруются озарением света Божественного и причастием жизни вечной во Христе Иисусе. Итак, в преображении от славы в славу указуется нам путь нашей жизни во Христе. Я есмь путь, сказал о Себе Сам Господь.

Возлюбленный брат о Господе. Приветствуя тебя ныне, в этот светлый праздник Преображения Господня, с возведением благодатию Божиею, чрез возложение рук святительских, в сан епископа, и вручая тебе сей жезл архиерейский, как символ твоих новых церковных полномочий, я не без основания указую тебе на этот путь преображения нашего в Господе от славы в славу. Это есть путь всех нас, это есть путь и твоей собственной жизни, это есть путь жизни и тех, которые будут вверены твоему пастырскому попечению. Иди же с епископским посохом в руках сим путем Господним твердо и неуклонно во спасение свое и пасомых своих. Да будет вся твоя жизнь и пастырская деятельность осуществлением и цельным воспроизведением призыва сей песни церковной:

Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его, славу, яко Единородного от Отца, Светом приимем свет, и возвышени бывше духом Троицу Единосущную воспоим во веки. Аминь.

Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Ямбургскому Сергию (Тихомирову), в Троицком соборе Александро-Невской лавры, 6 ноября 1905 года.

Преосвященнейший епископ Сергий, возлюбленный брат о Господе.

В настоящий торжественный день твоей хиротонии во епископа, с чем тебя приветствую, при совершающемся переустройстве Русской общественной жизни между прочим и в ея отношении к Церкви, мысль моя невольно обращается к тому времени, когда Церковь христианская еще только зарождалась, только еще начинала свое историческое бытие. Пред вознесением Своим на небо Господь говорит Своим ученикам: не отлучайтесь от Иерусалима, но ждите обетования Отча. Вы получите силу сошествием Святого Духа на вас, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до последних земли (Деян. 1:4, 8). Облеченные силою свыше в день святой Пятьдесятницы, апостолы и положили основание Церкви Христовой в мире, существующей доселе и имеющей существовать до скончания века. Эта сила свыше, дарованная апостолам, не была сила материальная. Не в славе мирской и богатстве заключалась и не в поддержке князей и сынов человеческих (Пс. 144:3). Это была сила Духа Святого, дарования духовныя, вера и любовь. Ими Церковь созидалась, ими крепла и возрастала и мир ими победила. Этою-то внутреннею силою Церковь всегда жила и всегда будет жить.

С особенным утешением и радостию вспоминаю я это тебе и себе в день твоей епископской хиротонии, в день призвания тебя к святительскому служению; вспоминаю теперь, когда волею Божиею Церковь наша стала свободна от поддержки мирской и предоставлена своим только внутренним духовным силам в борьбе с неверующими, иномыслящими и со всякими враждебными силами. Недавний новый закон о веротерпимости и свободе совести многих верных сынов Церкви привел в смущение и боязнь за судьбы ея, доселе охранявшейся от врагов и силою власти мирской. Но я возрадовался появлению этого закона, освобождавшого Церковь от внешняго покровительства и возвращавшого ее всецело к одной ея духовной мощи, к присущей ей силе даров благодатных, которые одни только и составляют ея несокрушимую твердыню. Врагов у Церкви много? Но она всегда была окружена врагами. Посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10:16), говорил Господь ученикам Своим. Но однакоже всегда была и непобедима. Врата адовы не одолеют ея (Мф. 16:18), по обетованию Господа.

Возлюбленный брат. Мне радостно сказать тебе, как новопоставленному епископу, об этой своей вере, об этом светлом моем уповании. На тебя первого при новом законе возложил я руку свою с прочими святителями, призывая на тебя силу свыше для архиерейского служения. Иди же бодро на путь твоего святительства. Сила Божия с тобою. Прими и жезл сей из руки моей с верою и упованием, и без страха пред слабостию сил своих, памятуя, что сила Божия в немощи совершается (2Кор. 22:9).

Речь при вручении жезла преосвященному Андронику (Никольскому), епископу Киотскому, в соборе Александро-Невской лавры, 5 ноября 1906 года.

Преосвященный епископ Андроник, возлюбленнейший о Господе брат.

Благоволением и благостию Божиею, чрез возложение рук великого сонма окружающих тебя святителей, восприял ты ныне благодать высшого священнослужительского сана, сана епископа. Братски-сердечно с сим тебя приветствую. Воля Божия указала тебе для святительского служения твоего Японию, страну от нас далекую, среди народа, седящого во тьме языческих заблуждений. Но и в этой стране уже возсиял свет истинного христианства апостольскими трудами великого святителя Церкви Русской, архиепископа Николая. И тебе самому судил Бог несколько лет тому назад вместе с ним трудиться в деле христианского просвещения обитателей Японии. И се паки рука Господня указует тебе путь в страну сию. Слышали мы твое сердечное слово о простоте и силе веры новообращенных Японцев, но имеем мы и другое тому всем ведомое великое свидетельство. Господу угодно было допустить страшную кровопролитную войну между народом Русским и Японским. Многия тысячи наших братьев отведены были пленниками в Японию. Тяжела вообще участь пленников. Но на их же участи Господь показал нам великую преобразующую силу веры святой, призывающей всех людей ко взаимной друг к другу любви и во очию всех убеждающей, что на почве истинного христианства никакой вражды быть не может. В стране чужой наши пленники среди своих единоверных братьев нашли такое обнаружение истинно христианской к ним любви, повествование о котором вызывает только слезы умиления. Православные Японские священники явились для них истинными ангелами утешителями. Там, на поле брани, на почве естественных греховных человеческих отношений, во всей яркой своей жестокости горела вражда, а здесь, среди пленших и пленников, на почве благодатных воздействий истинного христианства, царили мир, любовь и отрада. Невольно напрашивается сравнение с далеким прошлым древних нехристианских еще времен, когда пленники из народа, чтущого Бога, «на реках Вавилонских сидели и плакали». К великому горю пленников, вспоминавших свои дорогия родныя святыни, присоединилось настойчивое требование пленивших, чтобы они воспели им свои священныя песни: «воспойте нам от песней Сионских». И это требование могло исходить лишь из жестокого желания поглумиться над самою дорогою святынею побежденных, и еще бо́льшею горечью наполнить сердце их. «На реках Вавилонских сидели и плакали». А к нашим пленникам, в лице священников Японских, на встречу шли пленившие их с нашими же родными священными песнями, чтобы согреть их сердце, внести в него мир и отраду. Такова победа, мир во зле лежащий побеждающая, – вера наша. К этим то далеким от нас по пространству, но близким по вере, немногочисленным братьям нашим в Японии, грядешь ты отныне на делание святое, возлюбленный брат наш. Буди же благословенно шествие твое. Возгревай сам в себе дар Божий, живущий в тебе чрез святительское рукоположение, и твоих пасомых, Богом тебе вручаемых, которых любишь ты сердцем своим утверждай в вере святой и любви нелицемерной. Прими же из рук моих посох сей и гряди в путь твой с миром. Будь верным и послушливым помощником великого святителя Николая, призывающого тебя разделить с ним труды его апостольские. Молимся усердно, да почиет на тебе дух его, и да дарует тебе Господь благопоспешество в предстоящих тебе трудах насаждения и укрепления святой веры Христовой в сердцах народа Японского.

Речь при вручении жезла новопоставленному преосвященному Григорию (Вахнину), епископу Бакинскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 9-го мая 1907 года.

Преосвященнейший епископ Григорий, возлюбленный о Господе брат.

Благодатию Божиею, чрез возложение рук многочисленного сонма святителей, ты возведен ныне на высшую степень священнического достоинства и призван дальнейшее свое пастырское служение Церкви Божией совершать в сане епископа. Приветствую тебя братским моим приветом с сим великим и ответственным новым жребием служения твоего, и усердно молю Господа, да будет Он тебе Помощником, твоею крепостию и силою в пастырских трудах твоих во все дни жизни твоей.

Мы слышали здесь твое доброе исповедание веры, мы знаем о твоем благоговейном страхе пред величием и святостию служения епископского, твоему сознанию ясно предносятся все трудности достойного прохождения сего служения. В смиренном сознании своей человеческой немощи все упование свое возлагаешь ты не на силы свои, а на благодать Божественную, немощная врачующую и укрепляющую. Буди же Бог в помощь тебе, по вере твоей и по смирению твоему!

Руководимый сим смирением, не о чести помышляй, а о служении, как и Христос пришел, не да послужат Ему, но послужити. Подвизайся добрым подвигом веры, держись начал вечной жизни: преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости (1Тим. 6:11–12).

Пастырство полно великих скорбей, поскольку соприкасается с ним наша немощь человеческая: но оно носит в себе и источник радостей святых, поскольку мы становимся участниками жизни Христовой, дарующей верующей душе радости совершенныя и неотъемлемыя. Да будут в тебе радости сии преизбыточествующими над скорбями немощи! О сем в сию минуту молитва наша о тебе.

Благословляемый такими молитвенными благожеланиями всех рукоположивших тебя епископов, иди с миром на твое пастырское дело. Прими и посох сей, как знак твоих пастырских полномочий. Милость Господня да будет с тобою во все дни жизни твоея.

Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному преосвященному Владимиру (Тихоницкому), епископу Белостокскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 3 июня 1907 года.

Преосвященный епископ Владимир, возлюбленный о Господе брат.

Волею Божиею твоя архиерейская хиротония совпала с великими и знаменательными по своим священным воспоминаниям днями в истории Церкви Христовой на земле. Господь вознесся на небо, оставив на земле для созидания Церкви Своих святых апостолов. Апостолы, не приступая еще к своей мировой деятельности, долженствовавшей дать новое направление всей жизни человечества, пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия на них обетованного Христом Духа Святого. Их внутреннее настроение в это время церковныя песнопения представляют нам скорбным. Взирая на возносившагося на небо Господа нашего Иисуса Христа, они в молитве своей усердно просили Его не оставить их сирыми, но ниспослать им, для просвещения их душ и сердец, по обетованию Своему Духа Святого. В день Пятидесятницы они просветились дарами Духа Святого и, облеченные силою свыше, стали свидетелями Воскресения Христова и во Иерусалиме и даже до последних земли.

Возлюбленный брат! И ты ныне, в преддверии праздника Пятидесятницы, сопричтен к лику святительскому, восприяв чрез рукоположение архиерейское благодать епископского в Церкви Христовой служения. Приими же наше тебе общее братское приветствие с сею к тебе милостию Божией. Подобно апостолам после дней Вознесения Господня, – и ты, в ожидании сего над тобою тайнодействия и сего великого в твоей жизни дня, испытывал в сердце скорбь и смущение, но нашел твердость и укрепление духа, как сам при наречении говорил, в сих начальных словах прощальной беседы с учениками Господа: да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте (Ин. 14:1). Ныне же, тотчас по твоем архиерейском рукоположении, в нынешнем евангельском чтении слышали мы все заключительныя слова сей беседы, слова первосвященнической за всех учеников Своих молитвы Господа, которыя должны были пролить в сердце твое и утешение, и радость святую, ибо и Господь молился, да имут ученики Его радость Его исполнену в себе (Ин. 17:13).

Видишь, брат, сколько светлого и утешительного для сердца твоего ты восприял милостию Божиею в день архиерейской твоей хиротонии. Сохрани же в сердце своем, как священное сокровище, все, что совершил Господь с тобою и для тебя в сей великий день жизни твоей. Для предстоящого тебе трудного святительского подвига твоя предшествующая миссионерская деятельность была для тебя как бы подготовительною школою. Ты знаешь, чего ждет от тебя Господь и в новой твоей деятельности. С верою, любовию и усердием совершай твое служение, и Господь будет всегда тебе Помощником. Иди же с миром в предлежащий тебе путь и приими из руки моей вручаемый тебе сей жезл архиерейский. Да будет на тебе всегда Божие благословение, споспешествующее тебе в трудах пастырского твоего делания!

Речь при вручении архиерейского жезла новопоставленному преосвященному Владимиру (Путяте), епископу Кронштадтскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 6-го августа 1907 года.

Преосвященный епископ Владимир, возлюбленный о Господе брат!

По воле всемилостивого Бога твоя архиерейская хиротония совершилась в великий праздник Преображения Господня.

На горе Фаворе явил Господь славу Свою избранным трем ученикам Своим: Петру, Иакову и Иоанну. Лице Его сияло, как солнце, и одежды Его были белы, как снег. В сиянии славы Господней узрели апостолы Моисея и Илию, беседующих с Ним. Это Божественное и славное видение привело апостолов в такое восхищение, что устами Петра они воскликнули: Господи, хорошо нам здесь быть! Так созерцание небесных вещей дает сердцу человеческому неизъяснимое блаженство.

Возлюбленный брат! По апостолу, жительство наше на небесех есть. Посему все мы, христиане, призываемся горняго искать, где Христос седит одесную Бога, о горнем помышлять, а не о земном (Флп. 3:20, Кол. 3:1–2). В деятельном стремлении к этому горнему незримо совершается Божественным присносущным светом и наше постепенное преображение, возрастание от силы в силу по духу Христову. Все мы, говорит апостол, откровенным лицем, как в зеркале, созерцая славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2Кор. 3:18). Без этого преображения, без неуклонного совершенствования жизнь христианская немыслима. Кто не собирает со Мною, говорит Господь, тот расточает (Мф. 12:30).

Итак, возлюбленный брат, Преображение Господне говорит нам о нашем преображении по духу Христову, о деятельном направлении нашей христианской жизни. В день славного Преображения Господня восприял ты благодать архиерейского служения чрез святительское рукоположение. Возгревай же неуклонно этот отныне живущий в тебе дар Божий (2Тим. 1:6), собирай с Господом, а не расточай. Господь дает нам Свои дары не с тем, чтобы мы хранили их только в целости в землю зарытыми. Нет, Он ждет от нас нашего деятельного участия в их приращении, в их развитии и укреплении, так чтобы в нас и чрез нас они приносили плод свой. Только при таком направлении нашей жизни и деятельности мы можем услышать в свое время светлый призыв Господень: добрый рабе и благий, вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21, 23).

Возгревай дар Божий, отныне в тебе живущий чрез святительское рукоположение.

Особое тщание к сему благопотребно приложить именно тебе, призываемому совершать свое епископское служение при особенно трудных условиях, пасти малое стадо христиан православных, разбросанных на Европейском Западе среди многомиллионного населения инославного, относящагося к Православной Церкви Восточной, за немногими исключениями, большею частью недружелюбно, гордо и высокомерно. Но не смущайся этим. Всегда помни слово Господне, обращенное к немногочисленной группе первоначальных учеников Его: Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоизволил дать вам царство (Лк. 12:32). Из инославных одни, – латиняне, – исказили вселенское предание, другие, – протестанты, – отвергли его, ты же в сознании правоты своей Церкви, верной вселенскому преданию, твердо держи свое знамя, знамя епископа Церкви Православной, и носи его не с гордостию и высокомерием, как это бывает у инославных, а с святым дерзновением, в кротости, смирении и любви, как подобает епископу святой Православной Кафолической Церкви. Прими же от нас наше братское приветствие с возведением в сан епископа и иди, укрепляемый верою в помощь Божию, на предлежащее тебе поприще служения Церкви. Как знак твоих пастырских полномочий, приими жезл сей святительский и потщися поставить себя достойным пред Богом, делателем непостыдным, право правящим слово истины (2Тим. 2:15).

Речь при вручении жезла новохиротонисанному во епископа Муромского преосвященному Евгению (Мерцалову), в соборе Александро-Невской лавры, 16 декабря 1907 года.

Преосвященный епископ Евгений, возлюбленный о Господе брат.

Близок светлый праздник Рождества Христова. Настали приуготовительныя к нему недели. Вся обстановка жизни церковной, – церковныя богослужения, священныя песнопения, проникнуты напоминанием об ожидаемом празднике. В преддверии сего светлого праздника совершилась и твоя, возлюбленный брат, архиерейская хиротония. Прими от всех нас братский тебе привет с восприятием благодати епископского в Церкви служения.

Не без особливой конечно воли Божией твоя хиротония совершилась в сии светлые торжественные дни. Господь все направляет в нашей жизни к нашему научению и назиданию, во блого нам и во спасение наше. Христос раждается – славите. Так воспевает теперь святая Церковь. И торжественная песнь сия уже не одну неделю возносится из уст верующих всего православного мира. Славить рождение Господа всех нас она призывает. Но особенное значение она должна иметь для тебя, восприявшого ныне архиерейскую хиротонию. Песнь сия должна всегда напоминать тебе, что Господь призывает тебя к служению для славы Церкви Своей, для славы Христа, для прославления Имени Божия. Неизгладимыми письменами начертай в сердце своем этот к тебе призыв Божий, как бы непосредственно к тебе обращенный, и иди в путь свой радуяся. Да поможет тебе Господь совершить предстоящее тебе епископское служение в Церкви Своей во славу святого Имени Своего, и да сподобит тебя быть не в числе званных только, но и избранных. В знаменование же твоих пастырских полномочий и молитвенных наших тебе благожеланий прими из руки моей сей жезл архиерейский и ходи в житии своем и в твоем пастырском делании достойно твоего святительского звания, да сподобишися во время свое сказать вместе с апостолом: подвигом добрым подвизахся,… веру соблюдох.

Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Чигиринскому Павлу (Преображенскому), в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 26 октября 1908 года.

Преосвященнейший епископ Павел, возлюбленный о Господе брат.

Изволением Божиим, чрез возложение святительских рук, ты ныне восприял благодать архиерейского служения в Церкви Христовой. Каждому из нас путь жизни указывается Самим Господом. Его промыслительною Десницею определяется направление нашей деятельности в Церкви Его и Им мы живем, движемся, существуем. Тебя Господь к предназначенному тебе жребию служения вел продолжительным искусом, то посылая тебе светлыя и тихия радости, то испытывая горем и печалями. Но измлада Господь поставил тебя на путь пастырства, приуготовляя тебе постепенно в самых условиях твоей жизни и деятельности восхождение от служения пресвитерского к служению епископскому. И теперь, на склоне дней твоих, в единонадесятый час жизни твоей Господь призвал тебя к сему служению. Радостно, всем сонмом святительским, братски приветствуем тебя, как нового всем нам соработника на ниве Христовой, соработника, уже умудренного в пастырском делании. Не смущайся, что Господь позвал тебя в «единонадесятый« час. Работники этого часа удостоиваются Господом одинаковой милости со всеми теми, которые перенесли все тягости продолжительного делания, прошли по терниям работы с более ранняго часа. Господь зрит качество делания, святой порыв души, просветленное небесным сиянием сознание «единого часа», поставляя иногда наравне с долгим подвигом жизни. «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил Господь»... Но в какой бы час ни призвал Господь делателей Своих к подвигу епископского служения, служение это во всяком случае есть всегда подвиг, есть «крест», как ты выразился сам в речи своей при наречении во епископа. Нельзя не обратить внимания, что апостол Павел, в пастырских посланиях которого ты справедливо ищешь указаний для пастырской деятельности, служение епископское считает как бы органически связанным с страданием. Как его собственныя страдания и мученичество неразрывно связаны с его апостольским и проповедническим служением, так и своему ученику Тимофею он говорит о решительной неизбежности страданий в пастырском его служении. Страдай с благовестием Христовым, переноси страдания, как добрый воин Христов, переноси скорби. Не то же-ли вещал Своим апостолам и Господь наш? В мире скорбни будете, посылаю вас, как овец среди волков, говорил Он. Но скорби и страдания не устрашают доброго воина Христова. Дерзайте, – говорит Господь, – яко Аз победих мир. В подвиге страдания, очищающем дух наш, предощущаются и те светлыя радости, которыя Господь обещал даровать верным рабам Своим. Радости эти заполняют все сердце рабов Христовых, и никто и ничто отнять их от них не может. Верно слово, говорит апостол: если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем. И в чине хиротонии архиерейской о новорукоположенном епископе возносится такая молитва: «да совершив души вверенных ему в настоящей жизни, предстанет престолу Твоему, Господи, непостыдно, и великую мзду приимет, юже уготовал еси пострадавшим за проповедь Евангелия Твоего».

Окрыляемый сими светлыми упованиями, приими сей жезл архиерейский и иди в путь твой радуяся. Господь же наш Иисус Христос да будет тебе помощником в твоих пастырских трудах во все дни жизни твоей.

Речь при вручении посоха новорукоположенному епископу Козловскому Григорию (Яцковскому), в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 21 ноября 1908 года.

Преосвященнейший епископ Григорий, возлюбленный о Господе брат.

Дух Святый, чрез возложение рук святительских, поставил тебя ныне епископом пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он Кровию Своею. От всего сердца приветствуем тебя, как нашего соработника, с сим великим даром Божией милости. Не можем не отметить того обстоятельства, что Господь судил быть твоей хиротонии во епископа в сей светлый и великий праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы. »Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание«, радостно воспевает святая Церковь. Какая гармония! Какое чудное сочетание содержания праздника с основами епископского служения, которое тоже есть »человеков спасения проповедание«. Лично же для тебя, по обстоятельствам жизни твоей, нынешний праздничный день особенно знаменателен. Твое пастырское служение Церкви Божией, по твоему собственному сообщению в речи твоей при наречении во епископа, началось одиннадцать лет тому назад именно в праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы. В этот день, как ректор семинарии, воспитатель и руководитель юношества, готовящагося к пастырскому служению, ты был посвящен в сан архимандрита. Одиннадцать лет этого твоего служения было, таким образом, для тебя временем предварительного пастырского приуготовления к настоящему епископскому служению. Одиннадцать лет! У Бога Свое измерение времени. Пред Господом тысячи лет, как день един, и, можно сказать, год один, как час один. Итак, одиннадцать лет, как одиннадцать часов! В час двенадцатый позвал тебя Господь к новому служению, да не будет светильник твой под спудом, но да светит всем! Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех. Нелегкое было доселешнее твое служение. Трудности его усложнялись, по словам твоим, тем, что на юношество наше воздвигся тлетворный ветр от Запада, замутивший и жизнь его, и мысль его. Это тлетворное движение ты справедливо назвал «богоборством».

Возлюбленный брат! В твоем новом служении не жди для себя облегчения от движения этого «богоборства». Оно обнаруживало себя и обнаруживает в истории человечества и в истории Церкви на всем ея протяжении, то усиливаясь, то ослабевая в своем напряжении. В наше тяжкое время этот «богоборческий» натиск набрасывается на нас только с особенною силою. Начало же этого богоборства относится к временам домирным. В таинственном повествовании Апокалипсиса разсказывается о таковой домирной брани архистратига Михаила с змием древним, диаволом. Диавол всегда ратоборствует против Церкви, наносит ей иногда тяжкие удары, сказывающиеся в богоотступничестве, ересях и расколах, но никогда не побеждает ея и не победит. Наисильнейшую брань свою воздвиг он в дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, но в этой брани окончательно низложен и побежден. Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. Князь мира сего осужден. В празднике Введения во храм Пресвятыя Богородицы для очей веры уже предзрится, как луч солнца во свете утренней зари, эта победа, это искупление человечества и предвозвещение Христа. Посему и воспевает песнь церковная: «днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание».

Итак, есть исконная брань против Церкви, есть тяжкия скорби для пастырей и для всех верующих, но нет победы над Церковию. Посему и Господь говорит: в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир. Вот где источник нашего упования нашего духовного дерзновения. Господь победил мир и князя его.

С сим дерзновением иди, возлюбленный о Господе брат, на путь твоего епископского служения в наши тяжелые дни и приими сей жезл архиерейский, как знак твоих святительских полномочий. В скорбныя минуты твоего святительства в борьбе с врагами Церкви всегда памятуй эти слова Господни: дерзайте, яко Аз победих мир. Господь же да будет тебе помощником и покровителем во все дни жизни твоей.

Речь при вручении жезла новорукоположенному епископу Ямбургскому Феофану (Быстрову), ректору С.-Петербургской духовной академии, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 22 февраля 1909 года.

Преосвященный епископ Феофан, возлюбленный о Господе брат!

Восемь лет тому назад, вручая тебе, тогда новопоставленному архимандриту, посох, я говорил тебе: «неси новое возложенное на тебя послушание с кротостию и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверяемых тебе питомцев общей нам матери академии». Ныне, в торжественный для тебя день твоей архиерейской хиротонии, волею Божиею я призываюсь вручить тебе новый посох, жезл архиерейский, как знак твоих новых святительских полномочий, твоего нового святительского служения в Церкви Христовой. Вместе со всеми архипастырями, рукоположившими тебя ныне в сан епископа, приветствую тебя, новорукоположенного архиерея, и мысленно молюсь, да сотворит тебя Господь делателя на ниве Своей непостыдна, право правяща слово Христовой истины. Своих учеников Господь научил уразумевать, что Он в Себе Самом даровал им радость и жизнь, которых никто отнять от них не может. И эта даруемая Господом жизнь не та обыденная жизнь, о которой мы все так часто и так много думаем и говорим. Помышления человеческия не то, что Разум Господень. Умершие по нашему – для Господа могут быть живы, и наоборот живые по нашему – для Него могут быть как мертвецы. Я есмь воскресение и жизнь, говорил Господь Марфе, сестре Лазаря. Аз есмь лоза, а вы ветви, говорил Он ученикам Своим, а в лице их и всем нам, в Него верующим. Привившись верою к этой Живоносной Лозе, мы тогда только и истинно живы и плод творить можем. Это жизнь внутренняя, духовно органическая, которая незрима, а чувствуется и сознается только тем, кто ею живет, и может быть созерцаема не внешним, а только внутренним зрением. Еще мало, – говорит Господь, – и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя, яко Аз живу и вы живы будете (Ин. 14:19). Тебе, брат возлюбленный, ведома эта жизнь во Христе и со Христом. В твоем слове при наречении во епископа ты исповедал пред сонмом святителей, что во Христе твоя жизнь, твой свет, твоя радость. В сей жизни пребывай, в сей радости преуспевай. Благодать Божия, в архиерейском рукоположении на тебя сошедшая, да укрепит тебя в сей жизни и да утвердит и да сотворит тебя в живом общении со Христом приносяща плод мног. С молитвою в сердце тебе братски во Христе сего желаем. Помоги тебе Господь добре упасти паству твою, да изведет из нея Господь делателей на жатву Свою, о которой говорит, что она многа, а делателей мало. Вручая тебе этот новый жезл, я опять повторяю сказанное тебе восемь лет тому назад: «неси это новое возложенное на тебя послушание с кротостию и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверенных тебе питомцев общей нам матери академии».

Прими же из рук моих этот новый тебе жезл, жезл архиерейский, и да управит Господь путь пастырского твоего делания во спасение твое и твоей паствы и во славу Церкви Своей святой.

Речь при вручении жезла преосвященному Кириллу, епископу Захолмско-Рашской епархии, в Черногории, произнесенная после хиротонии, совершенной в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 31-го мая 1909 года.

Преосвященнейший епископ Кирилл, возлюбленный о Господе брат!

Совершилась о тебе воля Божия святая. Возложением рук святительских восприял ты ныне благодать епископского в Церкви Христовой служения. Возгревай же в себе этот полученный тобой благодатный священный дар и да будет плодоносна пастырская твоя деятельность на ниве Божией! Паси вверенное тебе стадо Божие с любовию и богоугодно и не господствуя над наследием Божиим, но подавая добрый пример стаду (1Пет. 5:2–3). С сим новым полномочием и воспринятым тобою даром епископского служения прими от всех нас, твоих собратий, теплый сердечный привет и молитвенныя пожелания тебе помощи Божией в предстоящих тебе святительских трудах. В высокой степени знаменательно, что твоя архиерейская хиротония Божиим промышлением совпала с днем воскресным, когда читается за Божественной литургией евангельское повествование о призвании Господом нашим первой четверицы святых апостолов – Петра и Андрея, Иакова и Иоанна – быть им ловцами человеков. И тебя ныне к сему же призвал Господь. Это повествование возносит мысль нашу к тому великому моменту в истории домостроительства Божия о спасении людей, когда Господь наш выступил среди людей, седящих во тьме и сени смертной, проповедуя им Евангелие царствия. Из этих первых семян проповеди о царствии Божием выросло многолиственное великое древо Церкви Христовой, в недрах которой и мы теперь все пребываем. Ибо не лишены были милостию Божиею сей проповеди Евангелия царствия и народы Славянские, но, просвещенные святою верою от времен апостольских, утверждены в ней непоколебимо апостольскими трудами первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла. Пред твоею мыслию пронеслись все историческия тяжелыя испытания, пережитыя в многовековом прошлом Славянскими народностями, болью сказались в сердце твоем и нынешния его великия горести, и ты посему с трепетом, как сам говорил, помышляешь об особенной трудности предстоящого тебе служения при современных именно условиях жизни Славянства, сопоставляя с сими трудностями немощи свои. Но, возлюбленный брат, вспоминай апостола, хвалившагося именно немощами своими того ради, что сила Божия в немощи человеческой совершается. Храни твердо залог святой православной веры, в которой воспитан, и учи паству твою и всех просящих твоего наставления быть верными чадами святой православной Церкви, разъясняя им, что дотоле и живо Славянство, доколе пребывает по завету святых Мефодия и Кирилла в Церкви православной, молясь и учась на своем родном языке. С сею верою благоуспешен будет подвиг твоего архиерейского служения, скорби минуют и возсияет для сердца твоего свет радости. Да будет же благословен путь твой, и да будут благословенны предстоящие тебе труды святительские! В знамение же твоих святых полномочий приими сей жезл архиерейский и, – скажу опять словами апостола, – паси стадо Божие с любовию и богоугодно.

Речь при вручении жезла новохиротонисанному преосвященному Александру (Немоловскому), епископу Аляскинскому, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, 15 ноября 1909 года.

Преосвященнейший епископ Александр, возлюбленный о Господе брат!

Святый апостол Павел в послании к Римлянам, развивая ту мысль, что вера Христова насаждается в сердцах людей чрез слышание слова Божия, с сердечною любовию восхваляет труды благовестников учения Христова словами пророка Исаии: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Рим. 10:15). И об успехах проповеди сих благовестников с торжеством и радостию говорит, что по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим. 10:18). Но самую обстановку деятельности проповедников Евангелия, как служителей Божиих, представляет преисполненною бедствий и страданий. Мы, как служители Божии, – говорит он, – являем себя в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях (2Кор. 6:3–5). И в показание своих преимуществ пред некоторыми современными ему Христовыми служителями о себе самом говорит следующее: я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской (2Кор. 11:22–25).

Возлюбленный брат. Не один раз при современных разнообразных течениях в нашей церковной жизни мыслию своею останавливался я на этих, по нашему, скорбных подробностях апостольского служения в Церкви Христовой. Но теперь, видя тебя, новорукоположенного епископа, грядущого на поприще апостольского же служения в страну дальнюю и иноверную, я с особенною живостию возстановляю в мысли своей эти подробности. Условия твоего служения в этой стране тебе ведомы и тобою испытаны, и о них ты поведал нам. В твоей речи1 пред наречением во епископа ты представил нашему вниманию как-раз те же подробности в обстановке пастырского в стране той служения, какия имели место во времена апостольския. Ты благословляешь стопы благовестников Христовых и указываешь, что в Америке пастырям православным приходится испытывать и голод и жажду, и тесноту и нищету, и удары и побои... Да будет благословен их святой подвиг! Но и вам, тамошним деятелям, как и апостолам, дает Господь свои радости. Апостолы радовались, что проповедь о Христе распространилась по всему миру. А вы радуетесь, видя, что трудами вашими нарождается в чужой стране, как говорил ты в своей речи, Святая Русь православная и утверждается Святая Вера Православная, вера апостольская, яже вселенную утверди. Да будут же благословенны труды ваши во славу Божию! Да будет благословен и твой путь в знакомую уже тебе страну в сем новом святительском сане! С восприятием тобою ныне благодатных даров сего святительского в Церкви Христовой служения чрез возложение рук архиерейских все тебя братски приветствуем, – и молитвенно желаем, да будут благоплодны во славу Божию предстоящие тебе пастырские труды твои. Из руки моей приими сей жезл святительский и гряди в путь твой не со скорбию, но радуяся, что Господь сподобляет тебя шествовать по пути апостольского подвига. Пребывай же в сих, в них же научен еси, и яже суть вверена тебе (2Тим. 3:14).

Речь при вручении архиерейского жезла преосвященному Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, произнесенная в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 24 января 1910 года.

Преосвященнейший епископ Вениамин, возлюбленный о Господе брат!

Воля Божия, святая и всеблагая, совершилась ныне о тебе. Возложением рук святительских снизошла на тебя благодать Всесвятого Духа, с восприятием которой получил ты власть архиерейского служения в Церкви Христовой. Приветствуем тебя, новорукоположенного епископа и собрата нашего, с сим великим даром милости Божией к тебе. Нельзя не отметить при этом особенно знаменательного по течению жизни церковной времени твоей архиерейской хиротонии. На церковном небосклоне сияют теперь, как яркия светила на небе, имена великих святителей – Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Великие в своей святительской жизни и деятельности, они носили в сознании своем истинное разумение величия, высоты и трудности пастырского в Церкви Христовой служения, что и выразили некоторые из них в своих творениях. Святый Григорий Богослов, память которого будет праздноваться завтра, в таких чертах изображает величие и высоту пастырского служения: «Пастырь стоит с ангелами, славословит с архангелами, возносит жертвы на горний жертвенник, священнодействует со Христом, возсозидает создание, возстановляет образ Божий, творит для горняго мира». И мы молимся всегда, чтобы ангелы сослужили нам и славословили вместе с нами благость Божественную. В этом сказывается по преимуществу таинственная сторона пастырского служения. Но рядом с этим какой великий и святой подвиг служения пастырского и в отношении к пастве своей?! С возложением рук святительских о новорукополагаемом епископе возносится молитва, как и о тебе возносилась ныне, чтобы Господь сотворил его «подражателя быти Его – истинного Пастыря, положившого душу Свою за овцы Своя, путевождя слепых, свет сущих во тьме, наказателя немудрых, учителя младенцев, светильника в мире». Созерцая все это величие пастырского служения, таинственно вводящого носителя его в соприкосновение с миром Божественным, и Божественныя начала жизни призывающого его насаждать в сердцах людей, святый Григорий Богослов с живым христианским одушевлением, как бы в некоем святом восхищении, восклицает о пастыре: «он должен быть богом и творить богов».

Но, возлюбленный брат, чем глубже и шире станем мы мыслию своею и чувствами своими обнимать все неизмеримое величие пастырского служения, тем яснее будут становиться для нас ограниченность нашей собственной природы и все наши немощи. Все эти мысли о высоте и величии пастырского служения и о немощах нашей природы в твоем сознании прошли пред тобою пред принятием тобою архиерейской хиротонии; и ты поведал нам при твоем наречении во епископа, что все относящияся к сему места Священного Писания как бы огненными буквами предначертывались пред внутренними очами твоими, и ты с благоговением словами апостола сказал себе: «сладце похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова». Человек по ограниченности своей склонен бывает и при прохождении высоких подвигов к самопоклонению, самообольщению и превозношению, но немощи могут внимательного к внутренним движениям помышлений своих удерживать в должных границах. Даже и апостол Павел, этот пламенный проповедник, свет вселенной, восхищенный до третьяго неба, слышавший там неизреченные глаголы, о телесных немощах своих говорил, что оне были даны ему ради того, чтобы он не превозносился. При немощи нашей пастырское служение в его святых, Божественных проявлениях совершается в нас благодатию Божиею, силою Христовою. Да будет же всегда с тобою эта сила Христова! Прими сей жезл архиерейский и гряди совершать возложенное на тебя высокое послушание во славу Божию. Взирай на великих святителей, в дни сии Церковию прославляемых, и вере их и пастырскому деланию подражай. Господь же да будет тебе Помощником во все дни жизни твоея!

* * *

1

См. «Церк. Вед.», 1909 г. № 46, стр. 2180–2181.


Источник: Речи, слова и поучения / Митр. Антоний (Вадковский). - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1901. - [4], VIII, 399 с. / Речи к новопоставленным епископам при вручении архипастырского жезла. 189-204 с.

Комментарии для сайта Cackle