Источник

Глава II

Мнение Виталия – пелагианское

4. Тут ты мог бы снова сказать, что это совершается Господом, когда люди читают или слушают Его учение, если человек соглашается своей волей с той истиной, которую он читает или слышит. «Ведь если бы было сокрыто от него, скажешь ты, – учение Божие, то не были бы направлены его стопы, благодаря направлению которых он желает пути Божия». И потому ты полагаешь, что стопы человека для избрания пути Божия направляются от Господа лишь настолько, насколько без учения Божия ему не может стать известной истина, с которой он соглашается по своей собственной воле. «Если он соглашается с ней, говоришь ты (а это заключено в его свободном решении), то, несомненно, правильно говорится. что его пути направляются от Господа, чтобы он захотел пути Того, Чьему учению он следует благодаря предшествующему побуждению и последующему согласию. По естественной свободе он делает это, если желает, и не делает, если не желает; а за то, что он сделает, ему предстоит получить награду или наказание». Это то самое дурное мнение пелагиан, которое широко распространилось и заслуженно было отвергнуто, будучи осуждено даже самим Пелагием, испугавшимся оказаться осужденным на суде восточных епископов3. Руководствуясь этим мнением, они говорят, что благодать Божия не подается нам для всякого действия, но заключается в свободном решении или же в законе и учении. Неужели до такой степени, брат, будем мы тяжкосердыми4, что станем придерживаться в отношении благодати Божией (а скорее вопреки благодати Божией) того пелагианского мнения, которое, пусть даже лицемерно, опасаясь кафолических судей, осудил сам Пелагий?

Воля бывает подвигаема Божией благодатью

5. «И каким же образом, скажешь ты, [на все это] можно дать ответ?» Как думаешь ты, разве может быть какой-то более простой и очевидный [путь], чем постараться нам так воспринять то, что было изложено выше касательно молитв Богу, чтобы не извлекло этого из ума нашего никакое проникновение забвения, чтобы не вырвало этого никакое лукавство рассуждения? Ведь если то, что написано: От Господа направляются стопы человека, и он захочет пути Его 5 , и это: воля предуготовляется от Господа 6 , и это: Потому что Бог есть Тот, Кто производит в вас и хотение 7 , и многие подобные этим [изречения], которыми преподается истинная Божия благодать, то есть [такая благодать], которая не подается по нашим заслугам, но когда подается, сама дает заслуги, поскольку она предшествует доброй воле человека, так что не находит эту волю в чьем-то сердце, а творит [ее там]; итак, если [согласно приведенным изречениям] Бог так предуготовляет и так производит человеческую волю, что лишь добавляет Свой закон и учение к свободному решению самого человека и не подвигает его сознание (sensus) высоким и тайным призыванием так, чтобы оказалось обеспечено согласие [человека] с этим законом и учением, тогда, без всякого сомнения, было бы достаточно читать это, [т. е. закон и учение], или понимать читаемое, или даже проповедовать и объяснять это, однако не было бы никакой необходимости молиться, чтобы Бог обратил к Своей вере сердца неверующих, а обращенным даровал возрастающее пребывание [в добре] по щедрости все той же Своей благодати. Ну а если ты не возражаешь против того, что надлежит испрашивать это у Господа [в молитве], то что остается тебе, брат Виталий, если не признать, что это подается Тем, у Кого, как ты сам соглашаешься, надлежит это просить? Если же ты отрицаешь, что мы должны просить это у Него, то противоречишь самому Его учению, ведь в этом учении мы научились [среди прочего] и тому, чтобы испрашивать это у Него.

Выдающееся дело благодати – обращение грешников

6. Ты ведь знаешь молитву Господню, и я не сомневаюсь, что ты говоришь, [обращаясь к] Богу: Отче наш, сущий на небесах8, и т. д. Прочти объяснение этой молитвы блаженным Киприаном; восприми со вниманием и уразумей с послушанием то, как объяснил он те слова9, которые произносятся в ней: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе10, – несомненно, он научит тебя молиться за неверующих врагов Церкви, по заповеди Господа, сказавшего: Молитесь за врагов ваших11. А это означает – молиться, чтобы воля Божия совершилась (fiat) как в отношении тех, кто уже являются верующими и носят образ небесного человека – и потому удостоены имени «неба», так и в отношении тех, которые из-за своего неверия носят лишь образ земного12 человека13 – и потому заслуженно называются «землею». И разве те, за кого как за врагов Господь повелел нам молиться, а славнейший мученик объяснил то, что мы произносим в молитве: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, в том смысле, что мы испрашиваем также и им ту веру, которую имеют верующие, – итак, разве они – не те враги христианского благочестия, которые либо вообще не желают слушать закон Божий и учение, в котором проповедуется вера во Христа, либо для того слушают или даже читают это, чтобы насмеяться над этим, надругаться и похулить с жесточайшим сопротивлением? Значит, напрасно и скорее лицемерно, чем истинно мы воссылаем Богу молитвы о них, чтобы они с верою присоединились к тому учению, которому противятся, если Его благодати не свойственно обращать к Его вере противящиеся этой самой вере воления людей. Точно так же напрасно и скорее лицемерно, чем истинно, мы с великим ликованием воссылаем Богу благодарение, когда некоторые из них приходят к вере, если Он не производит в них этого.

Не следует так защищать свободное решение, что при этом будет устранена Божественная помощь

7. Не будем обманывать людей, ибо обмануть Бога нам не удастся. Мы вообще не молимся Богу, но лишь изображаем, что молимся, если мы полагаем, что они сами делают то, о чем мы молимся, а не Он. Мы вообще не благодарим Бога, но лишь изображаем, что благодарим, если думаем, что Он не делал того, за что мы Его благодарим. Если уж уста лживые14 проявляются в различных речах людей, по пусть хотя бы в молитве не будет их! Да не будет так, что нашими устами и голосами мы молимся, чтобы Бог сделал нечто, а в наших сердцах отрицаем, что Он делает это. Да не окажется, что еще хуже, что мы не умалчиваем об этом в наших рассуждениях, вводя в соблазн других, так что, желая защитить свободное решение у людей, мы отнимаем у Бога помощь, [подаваемую в ответ] на молитву, и, не признавая истинной благодати, не имеем и истинного благодарения.

* * *

*

CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425

3

См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30

4

Ср.: Пс 4(по LXX).

6

Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода.

9

Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14–17.

12

terreni. В Синод.пер.: перстного.

14

Ср.: Пс 16:1.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. 273-295 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle