протоиерей Димитрий Владыков

Таинство миропомазания

Понятие о таинстве

Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катихизис).

Необходимость этого таинства

Верующий, оправданный и очищенный Святым Крещением от грехов прародительского и личных, однако не свободен от самой наклонности ко греху. Эта наклонность является в нем не господствующей силой, как бывает в не возрожденном благодатью Божией человеке, а только искушающей, возбуждающей ко злу; при благоприятных условиях эта наклонность может возобладать над человеком, подчинив себе его волю и снова сделать его рабом греха и диавола (ср. 2Пет.2:20–21). При таком состоянии возрожденного ему невозможно одними своими силами сделаться новым человеком (Еф.4:24), почему и крайне необходима чрезвычайная сила Божия, дары Святого Духа, могущие содействовать ему в деле нравственного обновления и искоренения всех злых качеств, гнездящихся в его духовной природе. Как в жизни, естественной человеку, сейчас же после рождения, необходимы воздух, свет и т. п., для поддержания своего существования и развития, так и после духовного рождения – крещения – необходимы силы Духа Святого для возрастания и укрепления крещеного в жизни духовной. Такая Божественная помощь и подается новопросвещенному, по любви Божией, в таинстве миропомазания.

Обетование о сем таинстве

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38–39).

Миропомазание есть особое, отдельное от крещения таинство

В этом убеждает нас Священное Писание. Апостол Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38). Апостол от крещения во оставление грехов отличает следующее за ним принятие дара Святого Духа, и оба эти священные действия представляет существенно необходимыми в деле спасения. Апостол Павел писал: «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание... учению о крещениях(Иоанновом и Христовом), о возложении рук... Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и сделавшихся причастниками Духа Святого опять обновлять покаянием» (Евр.6:1–6). Апостол крещение и возложение рук относит к первоначальным священнодействиям, совершавшимся над верующими, и эти действия различает по их следствиям: следствием крещения является просвещение, а следствием возложения рук – причастие Святого Духа. Над самарянами, крещеными Филиппом, апостол Петр и Иоанн совершили новое священнодействие, отличное от крещения и существенно необходимое для духовно-нравственного преуспеяния самарян: «апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них... возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14–17, ср. Деян.19:5–6).

Образ совершения миропомазания

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян.8:14–17, 19:5–6), а затем, с умножением числа верующих, употребляли по внушению Святого Духа для сообщения крещаемым даров Его помазание миром. «Вы имеете помазание [χρίσμα – мазь, масло, помазание (действие)] от Святого... помазание, которое вы получили от Него» (1Ин.2:20,27). «Утверждающий же нас с вами во Христе (удостоверяющий нас в неложности обетований о Христе) и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (как бы в задаток, а прочее получим в будущей жизни – 2Кор.1:21–22). В приведенных местах говорится о внутреннем, просветительном действии Святого Духа на верующих; но наименование этого действия помазанием, которое верующие приняли и о котором знали, заставляет предполагать, что это благодатное действие Святого Духа было соединено с видимым общеизвестным знаком помазания и через него было им сообщено. Для обозначения внутреннего действия этого таинства апостолы, желая быть понятными для христиан, употребили слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого. Если бы не было видимого помазания, то апостолы не употребляли бы такого слова. Подобно этому выражения: «не плотской нечистоты омытие» (1Пет.3:21), «крестись и омой грехи твои» (Деян.22:16), указывают на водное крещение.

Священное Миро

Употребление мира для помазания крещеных взято из ветхозаветного Божеского установления помазывать священным миром (составленным из благовонных веществ – Исх.30:23–25) священников и царей (Исх.30:30; Лев.8:12; 1Цар.10:1, 16:1–3; 3Цар.1:39, ср. 1Пет.2:9; Откр.1:6, 20:6), и христиане в переносном смысле именуются царями и священниками. В Ветхом Завете помазание миром было внешним символом царского и священнического достоинства, а в новозаветном таинстве оно стало средством, которым подаются помазуемым дары Святого Духа. «Необходимо же вам знать, – учит святой Кирилл Иерусалимский, – что в ветхозаветном Писании есть назнаменование сего миропомазания (Лев.8:6–12). И от сего именно прообразовательного помазания первосвященник именовался помазанником. Так и Соломона первосвященник, возводя на царство, помазал (3Цар.1:38–39). Но над ними совершалось это прообразовательно; а над вами совершается не прообразовательно, но в самой действительности, потому что вы действительно помазаны Святым Духом».

Невидимые действия миропомазания

Через видимое помазание миром крестившемуся подаются дары Святого Духа для искоренения из существа его зла и для возрастания его в новой, святой, добродетельной жизни (Рим.5:5, 8:15–16, 26–27; Еф.1:13, 4:30; 1Кор.12:7; Гал.5:22–23). Запечатление Духом Святым в таинстве миропомазания делает христианина храмом Святого Духа: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16, 6:19).

Свидетельства древнехристианских отцов

Святой Киприан епископ Карфагенский, писал к Януарию: «необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещеные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни церкви, тот не мог освятить и вещества елея».

Святой Григорий Богослов учил: «если же предоградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом... тогда что может тебе приключиться?»

Святой Кирилл Иерусалимский (†389 г.) наставлял: «вам, исшедшим из купели священных вод, дано миропомазание... но смотри, не подумай, что сие есть миро простое. Как хлеб евхаристии по призвании Святого Духа есть уже хлеб не простой, но Тело Христово, так и святое миро сие, по призвании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом. Сперва миропомазано у вас чело, потом уши... ноздри... перси... Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя сие возрождением».

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) Дух Святой дышит, где хочет (Ин.3:8), и в масле не нуждается для сообщения человеку Своих даров.

В Ин.3:8 под словами «дух дышит» разумеется не Дух Святой, а ветер; о Духе Святом Господь сказал в том же стихе: «Так бывает со всяким, рожденным от Духа». – «Именно о ветре Он сказал, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – но если говорит: дышит, где хочет, – то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное... Никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда... и никто не может задержать его стремления. «Голос его слышишь (т.е. гул, шум), а не знаешь, откуда приходит и куда идет: так бывает со всяким рожденным от Духа». В этом все и заключается. Если ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? ? что слова «голос его слышишь» сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: «голос его слышишь...» Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела (ветра как подлежащего чувству) и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела».

Не Дух Святой нуждается во внешних видимых посредствах, а человек, который есть существо духовно-телесное (см. в главе о таинствах подробное объяснение). Вследствие этого Дух Святой сошел на Иисуса Христа «в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22). Иисус, сообщая ученикам дар Святого Духа, «дунул» и сказал им: «Примите Духа Святаго» (Ин.20:22). В день Сошествия Святого Духа «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:1–4). «Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому, – замечает блаженный Феофилакт, – что если и при этом говорили: «они напились сладкого вина», то чего не сказали бы, если бы этого не было?»

«Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (Деян.8:17–19, ср. 1Ин.2:20, 27; 2Кор.1:21–22; Еф.1:13, 4:30).

2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам (Деян.10:44–45).

Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объяснение в главе о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию?

3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого (1Ин.2:20, 27) и не говорит, что они подаются через помазание миром.

Но название внутреннего, духовно благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22), «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13, ср. 4:30). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср.Рим.8:17,23), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого.



Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Вам может быть интересно:

1. История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического) Константин Никанорович Плотников

2. Обзор русских сект и их толков протоиерей Тимофей Буткевич

3. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава первая. Религия Иван Кузьмич Кондратьев

4. Справочник по ересям, сектам и расколам – Шэкеры Сергей Васильевич Булгаков

5. Религия, её сущность и происхождение профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

6. Пособие при беседах с баптистами, молоканами и другими сектантскими рационалистами протоиерей Димитрий Владыков

7. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия протоиерей Дмитрий Боголюбов

8. Старообрядчество и освободительное движение Сергей Петрович Мельгунов

9. Ценность и личность – Религия и наука архиепископ Иоанн (Шаховской)

10. Ответ на "Пашковские вопросы" священномученик Философ Орнатский

Комментарии для сайта Cackle