Исповедание веры

Источник

Досл.: «Изложение исповедания и веры» – выражение, довольно широко распространенное в Византии. Ср.: προκινδυνεύειν τῆς όρθῆς λογίας κα πίστεως. Nicephorus Ι. Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815 31:3–4. TLG 3086/12; Nicetas Chômâtes. Historia. P. 400:6. TLG 3094/1

Русский перевод «Исповедания веры» прп. Никиты Стифата (XI в.) выполнен по изданию ж. Даррузеса, опубликовавшего греческий текст «Исповедания» на основании единственной сохранившейся рукописи конца XIII в. (Clarke 2, f. 109–113, Бодлеанская библиотека, Оксфорд)1.

«Исповедание веры» было написано прп. Никитой в конце жизни, что подтверждается не только указанием в заглавии сочинения преподобного на его игуменский сан, возведение в который могло совершиться не ранее 1075 г.2, но и другими внутренними свидетельствами. Во-первых, сам прп. Никита говорит о достижении им «глубокой старости» (§2). Во-вторых, он упоминает попутно о письме Льву, проэдру Аркадиополя, которое могло быть написано никак не ранее 1084 г. (§ 14). В-третьих, то, что прп. Никита пишет о почитании святых икон, скорее всего тесно связано со спором, возникшим в царствование императора Алексея Комнина по поводу его указа 1082 г. об изъятии икон на военные нужды империи (§ 15). С учетом всего вышесказанного ж. Даррузес предложил считать годом написания «Исповедания веры» 1085, когда прп. Никите должно было быть около 80 лет3.

«Исповедания веры» относятся к особому жанру богословской литературы. Наряду с символами веры и символическими текстами, официально входившими в сокровищницу церковного предания4, в «исповеданиях» утверждались истины православного вероучения, которые произносились или же записывались духовными лицами как для защиты веры от еретических нападок5, так и для представления ее своим собратьям во Христе6. Свт. Иоанн Златоуст писал о необходимости знать и проповедовать православную веру каждому христианину «Как царь диадему на главе, так и мы везде носим исповедание веры»7. Согласно 6-й новелле св. императора Юстиниана нареченный епископ обязан был произнести исповедание веры перед своей хиротонией8. Составление исповедания веры было также неотъемлемой обязанностью византийских императоров. Прп. Никита Стифат мог произносить свое исповедание при возведении его в сан игумена, хотя точные подтверждения этому предположению отсутствуют.

Особая благодарность за помощь в работе над переводом выражается иеромонаху Тихону (Зимину) и диакону Михаилу Асмусу.

Цитированная литература

Болотов 1917 – Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви, т. 4. СПб., 1917.

Успенский 1948 Успенский Ф. И. История Византийской империи, т. 3. м., 1948.

Успенский 2001 – Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности // Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов М., 2001.

Crillmeier 1993 – Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chretienne. Vol. IV: L’iglise de Constantinople au VIе siecle Paris, 1993.

Darrouzes 1961 – Nicetas Stethatos. Opuscules el lettres / Ed. Darrouzes J. P., 1961. (SC 81.)

Lampe 1976 – Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon Oxford, 1976.

Michel 1930 – Michel A. Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. Padeborn, 1930. 2.

***

1. Решившийся любомудрствовать о Божественном и человеческом должен и учить здраво и правильно, и жить достойно и чисто, чтобы жизнь не противоречила учению грубыми делами и поступками. Тогда слово учения, свободное от оков страстности, устремилось бы прямо к цели, а дело жизни сопутствовало бы слову, всегда согласное с ним и ни в чем ему не противное9.

2. Таким должно быть слово, и, как мне кажется, это недалеко от истины. Я же, желая огласить для всех свое исповедание, страшусь двойной ответственности, чтобы не упустить что-нибудь важное и в том и в другом; ведь я, лишенный по нерадению и слова, способного разорвать злосчастные оковы, и святой жизни, и не пренебрегающий видимым как достойным осмеяния, не знаю, как я приступлю к словам и к премудрым словам Божественных Писаний. Но чтобы нас не сочли хулителями Божественных даров и не уличили в том, что мы по зависти, как неразумные рабы, закапываем талант, и еще из-за вредных людей10, которые чувствуют слово и охотятся в погоне за выражением, я бы сказал, излишне усердно, пугая тех, у кого слова идут от простой и открытой души, – вот и мы предпочли жизни учение11, в котором мы рождены и вскормлены и достигли такой глубокой старости, и его-то и предлагаем познать тем, кто желает учиться у нас. Итак:

3. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно и вечно от Самого Бога и Отца – и мы не знаем другого начала, как только Отца – и исповедую Его как Свет от Света и Бога истинного от Бога истинного, и единосущного, и совечного Отцу, и в Духа Святого, исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет, и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном, совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу, сущность и силу.

4. Исповедуя это от юности, верую в единосущную троицу единочестную, единосильную и единодержавную, составляющую единое Божество и Господство, хотя три Лица и Ипостаси не сливаются и не смешиваются в одно лицо. Исповедуя эту троицу в Единице и Единицу в Троице, верую в Троицу в трех Ипостасях и в Единицу по единой сущности и по Божеству. Так я исповедую единого Бога в трех Ипостасях и единого Господа. Ибо я не отношу к единому Божеству трех господств и не ведаю иного Бога вне трех Лиц, и не знаю других трех единосущных Лиц Троицы вне единого Бога, которые суть Отец, Сын и Святой Дух, но считаю, что всесвятая Троица состоит не из сущностей и природ, или из различных божеств, или трех господств, но из Ипостасей и разумных и совершенных особенностей, существующих ипостасно каждая сама по себе. А различаю Ее по Лицам, то есть по Ипостасям, хотя Она и пребывает нераздельной и несекомой по сущности, то есть по природе и по Божеству. Но я не мыслю в Троице ни трех божеств, ни трех природ, ни трех сущностей, ни трех богов, превосходящих в чем-либо друг друга, и тех, кто думает иначе, предаю анафеме.

5. Знаю единое начало единого Божества, единое царство, единую власть, силу и действие, единый совет, единую волю, единое владычество и единое господство единой в трех Лицах и Ипостасях сущности и природы, я совершенно не сливаю в одну ипостась или в одно лицо три Ипостаси и три Лица, но знаю совершенного Бога Отца, совершенного Бога Сына, совершенного Бога Духа Святого, ибо каждое Лицо имеет то же единое, нераздельное, полное и совершенное Божество, и, являясь Богом, каждое Лицо, узреваемое само по себе, составляет то же самое – только ум может постичь неразделимое – Отца и Сына и Святого Духа, Бога в трех [Лицах].

6. Ибо Отец не иной Бог, и Сын не иной Бог, и опять Дух Святой не иной Бог, ибо Отец не иная природа, и Сын не иная природа, и опять же Дух Святой не иная природа, но Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог, так как три Лица неразделимо и без остатка составляют полноту единого Божества и в каждом из них есть полностью Божество. Ибо Божество неделимо, пребывая в трех Лицах в полноте и совершенстве. Отец, будучи Богом, есть Отец, а не Сын и не Святой Дух. Он по сущности есть то, что Сын, и по природе то, что Дух Святой, и Сын, будучи Богом, есть Сын, а не Отец и не Святой Дух. Отец по природе возвещает Его и Дух Святой по сущности зрит Его. И Дух Святой, будучи Богом, есть (Дух)12 и не созерцается как Отец, и не приемлется как Сын. Отец возвещает Его по сущности. Итак, каждый узнается по своей особенности.

7. Я исповедую, что эта Святая троица совершенна не только совершенством единого Божества, но и сверхсовершенна, сверхбожественна, неразделима, и не обособляема в славе, царстве и вечности. В этой единосущной Троице я не знаю ничего сотворенного, ничего рабского, ничего привнесенного, что прежде будто бы не существовало, а потом появилось, но Ее непревращаемую, неизменную и всегда равную Себе я исповедую с младых ногтей, и воспеваю, и почитаю, и поклоняюсь Ей.

8. Еще же я верую и во единого от той же самой Святой и единосущной Троицы Господа нашего Иисуса Христа, единородного, бесстрастно рожденного от Отца прежде всех веков и времен Сына Божия и Бога Слово, по своей милости пришедшего к нам добровольно13 и по благоволению Отца и Святого Духа, но не отделившегося от утробы родившего Отца, Духом Святым вошедшего в девственное чрево Марии, чистой и чуждой всякой скверны в теле, душе и помышлении, воплотившегося, и принявшего наш образ, и ставшего поистине человеком, вечно постигаемого как истинный Бог, вневременного и принявшего начало во времени. Я исповедую, что Он пришел не призрачно, как мнят безрассудные манихеи и валентиниане, но в истине и духе14, и верю, что Сын Слово восприял плоть, единосущную нам, и разумную душу, соприродную нашим душам, и ум, совершенно сходный с нашим умом.

9. В Нем я признаю совершенного человека, рожденного от святой Девы, очищающего подобное подобным, и спасающего сродное сродным через воплощение Слова, говорю одновременно и о плоти, одушевленной и разумной, и о плоти Бога Слова, одушевленной и разумной. Я убежден, что плоть не опередила Слово ни на мгновение ока15, но существует с момента соединения природ Слова. Верую, что Слово воплотилось от чистых и непорочных кровей пресвятой, пречистой приснодевы Марии, истинно усвоило человека, было носимо в девственной утробе, находилось там в течение обычного срока, уподобилось нам во всех свойствах природы, не несущих греха, и родилось совершенным Богом и цельным человеком, и родившая Его Дева и после рождества сохранила девство и чистоту, я почитаю Ее Богородицей, провозглашенной так справедливо и истинно, ведь из Нее родился Бог (Слово)16, принявший ради нас после Своего первого, вечного, природного и неизреченного рождения от Отца второе рождение во времени.

10. Веруя, поклоняюсь как совершенному Богу и совершенному человеку Господу нашему Иисусу Христу, обладающему двумя природами, двумя действиями, двумя совершенными волями. Из двух природ Он составил единство Божества и человечества, причем природы в соединении не изменяются и не смешиваются, так же как не разделяются и не рассекаются после соединения образов17, то есть сущностей, как пустословят безумствующий Несторий и зломыслящий Евтихий. Почитаю одного Сына Слово, воплотившегося от Девы Духом Святым, и именую единую Его ипостась сложною18, исповедуя Его в двух природах, действиях и волях.

11. Исповедую и два рождения Слова, как уже сказано, одно от Бога Отца, известное нам как вневременное и вечное, другое от всесвятой Девы и Богородицы Марии – недавнее и во времени. Как Богу, единосущному Отцу, я Ему поклоняюсь, а как Человеку, единосущному нам и Матери Своей, я воздаю Ему честь; видимому и невидимому, сотворенному и не сотворенному, облеченному в плоть и бесплотному, осязаемому и неприкосновенному, описуемому и неописанному, земному и всевышнему, и обладающему всем тем, чем нераздельно обладает двойная природа.

12. Я знаю Его единого и сугубого (διπλοῦν)19, единого по ипостаси, то есть по лицу, а сугубого по природам и по их свойствам – волям и действиям, и, конечно, каждая природа в общении с другой делает то, что ей свойственно Слово совершает приличествующее Слову в общении с телом, участвуя с ним в деяниях – то прославляется чудесами, то испытывает поругания20. Во Христе исповедую я воистину две природы и сущности: Божественную и человеческую, неизменно, нераздельно, также и две природные воли и два природные действия, совершенного Бога и совершенного человека, одного и того же самого Господа Иисуса Христа, Который как Бог ходил по морю, запрещал ветрам, насыщал пятью хлебами тысячи людей, воскрешал мертвых, исцелял всяческие недуги, обращал в бегство демонов, а как человек испытывал голод и жажду, утомлялся, страдал21 и затем добровольно претерпел распятие; как Бог, Он воскрес через три дня в теле, подверженном тлению22, явился ученикам и взошел на небеса вместе с воспринятой Им святой плотью и пребывает по правую сторону от Отца, откуда и воздает каждому по делам его, имея бесконечное царство и беспредельную власть Божественного могущества.

13. Я исповедую и единое крещение, ведь в нем я омылся от скверны первородного греха23, и спогребся Христу, и освящен по плоти. А душа моя бесплотна и бессмертна, ибо Бог сотворил ее разумной и Божественной, сохраняющей свои свойства и после смерти вечно. Еще я верю в воскресение мертвых и исповедую бесконечное царство праведников во век веков и то, что наказание грешников и самих демонов будет длиться вечно и никогда не прекратится, и что грешники и демоны не вернутся снова в первозданное состояние, как заблуждается в помрачении Ориген24.

14. Так я исповедую, так верю. А тех, кто так не верит и не думает, я почитаю врагами православной веры христиан и противниками кафолической апостольской Церкви, их гнушаюсь и предаю анафеме25, как и всякую ересь, обличенную мной подробнее в письме Льву проэдру Аркадиополя26.

15. Еще я почитаю свято и лобызаю пречистый и святой образ Господа нашего Иисуса Христа и Самой родившей Его пречистой Богоматери и приснодевы Марии, и всех святых, являемых Духом Святым издревле и доныне, ведь образы святы от своих первообразов и освящают почитающих их. А те, кто неистовствовал когда-нибудь на святые образы, и те, кто все еще не почитает их27, не поклоняется им и не лобызает их от всей души, да не будут иметь места, где преклонить главу, и упокоения, уготованного для верных в будущем веке.

16. Еще я лобызаю гробницы и мощи тех, кто скончался ради любви к Богу, тех, кто через исповедание и мученичество пострадал за Христа, тех, кто прославлен знамениями, тех, кто послужил словом и учением на благо Церкви верных, и ликую со всеми ими, чтобы их освящение запечатлелось на моей душе и теле. Принимаю, чту и люблю их богодухновенные писания и труды древних и современных святых учителей Церкви Христовой, согласные с Евангелием и с апостольским учением, поскольку они доставляют пользу душе и содействуют Евангелию Христову. А подложные писания безбожных еретиков как губительные и исполненные всякого вреда не только не принимаю, но вместе с написавшими их предаю анафеме.

17. Наконец, исповедую и то, что почитаю самую чистую и праведную жизнь, в поступках добродетельную, истинную, освященную, чуждую безобразия и плотской нечистоты, просвещенную словом и знанием Божественного и человеческого, которую мудрость Божия открыла пред людьми ради общего домостроительства и блага созерцающих ее. Я опасаюсь и совершенно отвергаю низменное и нечистое, в удовольствиях свиноподобное и бессловесное, в корыстолюбии бесчувственное и бесчеловечное, а в кичливости бесовское и гордое.

18. Вот таково мое исповедание, в котором я родился. Такова моя вера, в которой я был крещен, таково учение, в котором я был вскормлен, с которым я жил и достиг глубокой старости, за которое произнося слова, я не отказался бы пролить кровь28. Вместе с ним да расстанусь я, о Христос, Царь мой, с этой жизнью и покину тело, ведомый Твоим Духом в места света, которые Ты приготовил для надеющихся только на Тебя и возлюбивших Тебя от всей души, и принесших себя целиком в жертву Тебе в пламени любви и Духа. Так что, расставаясь со своим кровом, я найду пристанище в сокровенности крыл Твоего крова29 – в Духе радости, неся богатство исповедания туда, где обитают празднующие в Духе, где радуются мои богоносные отцы и где Бог Отец троически воспевается бесчисленными Силами в Тебе, Сыне единородном, и Духе. Да будет так. Аминь. Ныне и присно, и во веки веков.

Перевод и примечания

иеромонаха Дионисия (Шленова)

* * *

1

См.: Darrouzès 1961. P. 444–462 В Clarke 2 содержится ряд сочинений прп. Никиты, перемежающихся с сочинениями других авторов (а именно с отрывками из Василия Охридского, Петра Антиохийского и свт. Григория Нисского). См.: Darrouzès 1961. Р. 40–41.

2

Во всем корпусе прп. Никиты только в заглавии «Исповедания веры» указывается на то, что он был игуменом Студийского монастыря. Данное указание подтверждается тем, что в Clarke 2, ff. 193–205 содержится другое его сочинение «Ипотипосис» (Ύποτύπωσις), краткий богослужебный устав, составление которого входило в число игуменских полномочий. Возможно, что при его написании прп. Никита имел в виду «Ипотипосис» прп. Феодора Студита (см.: PG 99,1703 sqq.). Содержание «Ипотипосиса» кратко указывается в его пространном заглавии: Ύποτύπωσις: ευσύνοπτο: του ημερονυκτίου της ακολουθία: των ωρών γινομένη παρά του όσιου πατρόν Γμών Νικήτα του Στηάτου μονής του Στουδιου. Начальные слова, по-отечески обращенные к братии: Πολάκιε μοι τέκνα ποθούμενα και αδελφοί και πατέρες Αι ολου γεγόνατε..., также подходят более всего игумену. Полный греческий текст «Ипотипосиса» остается до сих пор неизданным. См.: Darrouzès 1961 Ρ 10, 40–41.

3

См.: Darrouzès 1961. Р. 446. Прим. 2.

4

Перечень и краткое описание основных символических текстов см., напр.: Архиепископ Василий (Кривошеин) Символические тексты в Православной Церкви // БТ 4. 1968 С. 5–36 Рус. пер. некоторых символов см.: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III–XX вв.). СПб., 2002. С. 15–27. Издание симв. текстов на языке оригинала (греч. и лат.): Bibliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche / Hrsg. von A. Hahn, mit einem Anhang von A. Harnack. Breslau, 1897. Наиболее современный и представительный сборник симв. текстов, переведенных на англ. яз.: Pelican J. J. Creeds and confessions of faith in the Christian tradition. V. I. Rules of faith in the early church. Eastern Orthodox affirmations of faith. Medieval Western statements of faith. Yele University, 2003. P. 37–72 (доникейские символы и исповедальные тексты); Р. 73–154 (региональные, соборные и личные символы); Р. 155–244 (символы Вселенских соборов)

5

Напр. прп. Феодор Студит излагает краткое исповедание веры в одном из своих посланий в защиту иконопочитания. См.: Theod. Stud. Ер. 64:11–23. T L£ 2714/2 См.: Свт. Марк Эфесский. Исповедание веры [Patrologia Orientalis 17. P. 435–442] / / Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. г. Москва, 1994 [Jordanville, 1963]. С. 278–283.

6

Bas. M. Prologus 8 (de fide), PC 31, 685:3–692:5. TLG 2040/45 Cp. также у свт. Григория Паламы: Исповедание веры / / PC 151, 763–768 (в составе письма к Дионисию).

7

...τήν δμολογίαν πανταχοτῆς πίστεως περιφέρωυεν (Jo Chrys In sanctum Lucianum martyrem, PG 50, 526:11–13)

8

Just. Novella 6 (P. 39:15–16). TLG 2734/13.

9

Соответствие учения и жизни – постоянная тема прп. Никиты. Если в «Исповедании веры» прп. Никита по своему смирению указывает на несовершенство своей жизни и ее несоответствие истинной вере, то в «Обличительных словах против армян», напротив, он подчеркивает недостаточность для спасения даже подвижнической жизни, если она не сопровождается истинным учением См.: Niс. Steth. Adv. Arm. I, 22 (Влад. 232, ff. 176–177); IV, 19, 20 (Влад. 232, ff. 190–190v). «Пост и злострадание тела и строгая жизнь тогда служат пользе и достойны похвал и хвалебных речей, когда устраиваются по-апостольски и по-ангельски и когда право правящему слову истины Божией сопутствует православная вера и слово никоим образом не противоречит жизни» (Adv. Arm IV, 20). Ср. у Василия Селевкийского (V в.): «Но вместе с истинной верой да приобретем и доброе житие, поскольку одно без другого недостаточно для совершенства» (άλλα μετά τῆς τζίστζως της ορθης, κα πολιτείαν κτησώμεθα λρηστήν, δτι θάτερον θατέρου, τολείαν εύδοκίμσιν οκ ρκε... Bas. Seleuc Sermo 39, 6, PC 85, 452.1–3. TLG 2800/2).

10

Возможно, преподобный Никита подразумевает людей, разделявших воззрения Михаила Пселла и Иоанна Итала, византийских «гуманистов» XI в., ярких представителей внешней учености и сторонников античной образованности. Ср : Nie. Steth Ер. ad Greg. Sophist. V 5.

11

Самоуничижительная формула, в которой прп. Никита, скорее всего, уподобляет себя вышеупомянутым ученым, но бездуховным людям, красивые слова которых не соответствуют их греховной жизни.

12

Πνεῦμα τ добавлено издателем.

13

ἑκουσίᾳ βουλ; досл. «добровольным решением». Обычно в святоотеческой письменности использовалось близкое по значению выражение ἑκουσίᾳ γνώμη «добровольным выбором» (см.: Greg, Nys. De or. dorn. 256:18–20 TLG 2017/47; Εpiph. Panarion 3,199:18–20). Cp у автора XI в. Михаила Пселла Ίησοῦ τοῦ σωτρος τοῦ υψωθέντος εν αύτώ ἑκουσίᾳ βουλήσα Mich. Psell Poem. 55: 209–211. TLG 2702/15.

14

Ср. Ин 4:23: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».

15

Данное утверждение прп. Никиты – о невозможности существования заранее предуготованного тела для воплощения Бога Слова – по предположению Ж. Дарузеса (см.. Darrouzès 1961. Р. 452–453. Прим. 1), направлено против учения Оригена о предсуществовании душ. Неоднократно высказывавшаяся Стифатом мысль об одновременном творении души и тела при создании Адама, несомненно, имеющая полемический характер (см.: Nie. Steth. De anima 14:24 sqq.; £p. IV, 9), оказывается востребованной для изложения учения о воплощении Христовом (см. также: Nie. Steth. De paradiso 42:17–24). Во времена Стифата наиболее известным сторонником предсуществования душ был Иоанн Итал, который наиболее полно изложил это учение в адресованном императору Михаилу VII Дуке (1072–1077) сочинении о бессмертии души (Οτι οὐ πᾶσα ωυγή ἀθάνατος, ἀλλ ἡ μόνη τν ἀνθρώπων. См.: Успенский 2001. С. 135. Текст сочинения литографически опубликован Г. Церетели в: Johannis Itali Opuscula selecta. Fasc. II. Typis et impensis Universitatis Ttphliensis, 1926. Ρ 74–76; краткое изложение его содержания см. в: Stephanou E Jean halos L'imortalité de Tâme et la resurrection / / Echo d'Orient 32. 1933 P. 417–420).

16

γὸνου добавлено издателем

17

По-греч. μορφή «образ, вид, форма». В святоотеческой письменности слово μορφή (соотв. лат. forma) использовалось также для обозначения природы или сущности. См.: Lampe 1976. Р. 885.

18

πόστασιν σύνθετον. Ср. у св. имп. Юстиниана: «Мы исповедуем, что из них (т. е. Божественной и человеческой природ) состоит единая сложная ипостась Господа и Бога нашего Иисуса Христа» (ἐζ ὧν [sc. τῶν φύσεων] τήν μίαν σύνθετον ύπόστασ τοῦ κυρίου καὶ θεοῦ ἡμῶν Ίησοῦ Χριστοῦ όμολογοῦμεν... Just. Epistula contra tria capitula 38:14. TLG 2734/4) и у прп. Максима Исповедника: «(...единение) ...составляющее единую сложную ипостась обоих природ» ([...ἔνωσις] ...μίαν ἀμφοτέρων ὰποτελοῦσα τήν ύττόστασιν σύνθετον Max. Conf, ad Thal. 60:13–14). Учение о «сложной ипостаси», изложенное в «Исповедании веры» прп. Иоанна Дамаскина (Jo Dam. Exp. fid. 47:69), было безусловно известно прп. Никите, как видно из пространного цитирования им данного места в 1-м «Слове против армян» (1, 8).

19

Петр III, патриарх Антиохийский, писал в своем интронизационном послании Александрийскому патриарху (1052 г.): «И стал сложным простой по Божеству и сугубым явился» (καὶ σύνθετον γενέσθαι τὸν ἀπλοῦν τῆ θεότητι καὶ διπλοῦν ὀφθῆναι. Michel 1930. Ρ. 434:17–18).

20

«Каждая природа... поругания» – известное место из «Догматического послания Флавиану» св. Льва, папы римского (Agit enim utraque forma cum altenus communione quod proprium est, Verbo scilicet opérante quod Verbi est, et carne exsequente quod carnis est. Unum horum coruscat miraculis, aliud suecumbit injuriis. Leo M. Tractatus septem et nonaginta // Series Latina 138A. 54:30 sqq. A. Chavasse, 1973), весьма часто цитировавшееся византийскими авторами. Напр., оно дословно воспроизводится у Евагрия Схоластика (Euagr. Hist eccl. 84:11–15. TLG 2733/1), а также у св. имп. Юстиниана и прп. Иоанна Дамаскина (ср.: Just. Contra Nestorianos et Acephaios L. 7–10. TLG 2734/16; Jo. Dam. Exp. fid. 47:74).

21

Греч. выражение κοπιάσαντα καὶ ἀλγηότα τῷ πάθει досл. переводится: «утомлялся и болел, страдая».

22

В греч. тексте: ἐν φθαρτῷ σώματι. Как известно, споры о тленности или нетленности тела Христова возникли в Египте в VI в (см.: Болотов 1917. С. 343–348). Монофиэитский патриарх Севир Антиохийский полагал, что оно тленно; монофиэитский епископ Юлиан Галикарнасский отстаивал обратную точку зрения, получившую еще большую поддержку среди его приверженцев, которые были прозваны афтартодокетами (Grillmeier 1993. Р. 119–129). Полемизируя с последними, византийские богословы утверждали «тленность» тела Христова во время Его земной жизни. Так, напр., пресвитер Иоанн Грамматик (1 пол. VI в.) писал в своем сочинении «Против афтартодокетов»: «Не говори о том, что оно (sc. тело Христа) по природе нетленно, но скорее тленно. Христос, намереваясь исправить вынесенный против праотца Адама приговор, восприял после преступления тленное тело (ὁ Χριστὸς τὸ μετὰ τὴν παράβασιν φθαρτὸν ὰνεδέξατο σῶμα), чтобы в нем упразднить тление чрез житие вместе с грешниками. Если бы оно было нетленно по природе, оно не смогло бы восприять никакого страдания» (Joannes Gramm. Adversus Aphthartodocetas L. 227–234. TLG 2816/3).

О сроке прекращения действия тления святыми отцами делались следующие утверждения. Св. Григорий Нисский писал о преодолении тления после смерти крестной: «...Душою [Христос] открывает разбойнику рай, а телом останавливает действие тления. И в том уничтожение смерти, что тление, уничтоженное животворящей природой, стало недействительным» (Greg. Nys Antirrheticus adversus Apollinarium 3,1. Ρ 153:9–13. TUG 2017/8). Свт. Епифаний Кипрский – об упразднении тления в момент воскресения: «Это тело, имея смертное естество, преестественно воскресло силою пребывающего в нем Слова, и прекратилось естественное тление...» (αὐτὸ δὲ τὸ σῶμα φύσιν ἔχον θνητὴν ὑπὲρ τὴν ἑαυτοῦ φύσιν ἀνόστη διὰ τὸν ἐν αὐτῷ λόγον, καὶ πέπαυται μὲν τῆς κατὰ φύσιν φθορᾶς... Epiph. Panarion 3,426:21–23. TLG 2021/2). Еще не преодоленная «тленность» при самом воскресении – смелая мысль в том же направлении, предложенная прп. Никитой. Можно предположить, что преодоление тленности в момент воскресения им подразумевается.

23

Ср. у прп. Максима Исповедника: «Мы освободились от прародительского греха чрез святое крещение» (Τῆς μὲν γὰρ προγονικῆς ἁμαρτίας διὰ τοῦ ἁγίου βαπτίσματος ἐλευθεοώθηυιεν... Max. Conf. Liber asceticus 44:12–14. TLG 2892/112).

24

См.: Nic. Steth. Ер. ad Greg. Soph. VI, VII. Ср. сходное учение Иоанна Итала, изложенное прп. Никитой в схолии, направленной против Итала «Против еретиков, сторонников смерти души (θνητοψυγτῶν), которые говорят, что душа после смерти спит некоторым образом вместе с телом и ничего не чувствует из того, что происходит ради нее здесь, или из тамошних тягостных и непривычных событий (ἄλλως ἐγόντων), как новый чародей (ἀπομάντης) и продавец тряпья (σαγοπῶλος), именуемый лжеименным философом» (Nic. Steth. De anima 74. Греч. текст см.: Darrouzès 1961. P. 136, опубл. по рук. Angelicus 30, f. 249). См.: Успенский 2001. С. 153.

25

Ср. у Петра Антиохийского: «И тех, кто мыслит иначе, чем решили соборы, я ненавижу как врагов истины и от общения с ними я и сам убегаю, как от укуса ядовитых зверей, и не препятствую тому, чтобы мои подчиненные скрылись [от них]» (греч. текст: Petrus Ant. Ad patriarcham Ieros. Michel 1930 P, 446. 5–7).

26

Письмо Льву, проэдру Аркадиополя, не сохранилось. Πρόεδρος в дословном переводе с древнегреческого означает «председатель». Никифор Каллист в своей «Церковной истории» сообщает, что архиепископ Леонтополя был вынужден покинуть свою кафедру из-за турецкого нашествия и что патриарх Николай III (интронизованный в 1084 году) поставил его проэдром Аркадиополя Фракийского (Nic. Kall. Hist Eccl. 14, 39, PG 146, 1197A) Можно с достаточной степенью надежности предположить, что Стифат написал письмо именно этому архиепископу уже после 1084 года, то есть незадолго до составления «Исповедания веры». См.: Darrouzès 1961. Р. 23.

27

Скорее всего, имеется в виду спор о почитании святых икон, возникший в связи с указом императора Алексея Комнина об обращении части церковных ценностей, и в том числе халкопратийских дверей с изображением двунадесятых праздников, в денежные средства для уплаты жалования во время войны с Робертом Гвискаром (около 1082 г.). Лев, митр. Халкидонский, приравнял позицию императора к иконоборчеству, при этом он допустил ряд неточных в богословском отношении выражений. На соборе, созванном для опровержения этих неточностей, император настаивал на том, что иконы должно чтить только «относительно» (σχετικῶς), а не почитать их так, как Самого Христа и Бога (λατρευτικῶς. Anna Comn. Alexias 5,2,4:7 sqq. TLG 2703/1. См.: Успенский 2001 С. 164–166). Очевидно, что прп. Никита в вопросе о святых иконах поддерживает строго монашеское направление Студийского монастыря, хотя остается неясным, был ли он хоть в малой мере критичен по отношению к императору.

До прп. Никиты о почитании святых икон в составе символа веры писал, в частности, Петр III, патриарх Антиохийский, в своем интронизационном послании к Иерусалимскому патриарху (1052 г.), где иконоборцы именуются «обвиняющими христиан еретиками» (χριστιανοκατατηγόρους αἱρετικούς) и предаются анафеме (см. Michel 1930. Р. 444:19–24).

28

Ср. у прп. Феодора Студита: «Но ради этой веры вплоть до крови предпринять подвиги, когда укажет время» (ἀλλά ταύτη τῆ τίστει μέχρις αἴματος, εἰ καλοίη καιρός, ὑποδυόμενοι τοὺς ἀγῶνας Theod Stud. Ер. 64:48–49. TLG 2714/2).

В Понедельник Светлой Седмицы 1204 года латиняне взяли Константинополь. Гордая, богохранимая столица преемников Константина Великого со своими многочисленными святынями была разграблена и разорена. При самом взятии Константинополя немецкие крестоносцы подожгли город. После взятия франки разграбили, а потом и сожгли Студийский монастырь. Храм Студийского монастыря оставался без крыши до конца XIII века, а на монастырской территории было устроено пастбище для скота. Крестоносцы совершили много святотатственных «подвигов» В собор Софии Премудрости Божией они въезжали на конях, в алтарь впускали мулов, разбили престол, ели из священных сосудов и из них же кормили собак, а сами мощи преподобных выбрасывали из рак. Всего было сожжено около 10 тысяч церквей, а остальные церкви были обращены в конюшни.

На Запад вывозились церковные ценности, рукописи, мощи святых. Так, мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоустого попали в Ватикан. Иногда брали часть мощей Ф. И. Успенский пишет о том, что Русский Археологический институт в 1909 г нашел на территории Студийского монастыря обезглавленные останки нескольких его игуменов. Прп. Никита Стифат изъявляет готовность мученически засвидетельствовать свое «Исповедание веры». Неизвестно, был ли он в числе пострадавших от крестоносцев и была ли часть его мощей увезена на Запад. Скорее всего, нет. Но разоренный Студион ожидали впоследствии еще более суровые испытания. После падения Константинополя турки устроили в храме Студийского монастыря мечеть. Ныне на месте монастыря – груда развалин (см.: Успенский 1948. С 403–413).

29

Ср.: Пс. 60:5. Образ, постоянно использовавшийся прп. Никитой. Напр., в «Обличительном слове против армян» (III, 7) говорится армянам (в случае их покаяния): «(Христос), когда вы покинете настоящую жизнь, примет вас в вечные кровы своего царства (εἰς τὰς αἰωνίαι δέξεται σκηνάς τῆς βασιλείας αύτοῦ)» (Влад 232, f. 185).


Источник: Никита Стифат, прп. Исповедание веры. (Перевод и прим. игумена Дионисия (Шлёнова)) // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 91-105.

Комментарии для сайта Cackle